СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ввести понятие «географическая оболочка», познакомить учащихся с ее строением и главными свойствами; объяснить различные процессы и явления природы с позиции главных свойств географической оболочки;2 формировать практические умения использовать наглядный материал как источник информации: учить школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить; 3 продолжить формирование познавательного интереса к географии.ввести понятие «географическая оболочка», познакомить учащихся с ее строением и главными свойствами; объяснить различные процессы и явления природы с позиции главных свойств географической оболочки;2 формировать практические умения использовать наглядный материал как источник информации: учить школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить; 3 продолжить формирование познавательного интереса к географии.ввести понятие «географическая оболочка», познакомить учащихся с ее строением и главными свойствами; объяснить различные процессы и явления природы с позиции главных свойств географической оболочки;2 формировать практические умения использовать наглядный материал как источник информации: учить школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить; 3 продолжить формирование познавательного интереса к географии.
Урок №11. 7 класс. Тема урока: «Свойства и особенности строения географической оболочки»
Тип урока. Усвоение новых знаний.
Цели урока:1 ввести понятие «географическая оболочка», познакомить учащихся с ее строением и главными свойствами; объяснить различные процессы и явления природы с позиции главных свойств географической оболочки;2 формировать практические умения использовать наглядный материал как источник информации: учить школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить; 3 продолжить формирование познавательного интереса к географии.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности учащихся.
II. Сообщение темы, цели урока.
Ребята! Земля, воздух и вода- то,что мы с рождения видим вокруг себя и что на первый взгляд всегда кажется вечным и неизменным, - все это лишь звено в длинной цепи коренных преобразований.
Чтобы познакомиться со строением географической оболочки, ее главными свойствами, объяснить различные процессы и явления природы с позиций главных ее свойств, я предлагаю 40 минут поработать в лабораториях института «Земли».
Сотрудников этого института волнует состояние воздуха, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, почва, которая нас кормит, судьба человека и человечества, судьба самой Земли
Итак, представьте, мы с вами в институте «Земли». Я - ваш руководитель. Вы -младшие научные сотрудники. Тема нашей научной работы «Строение и свойства географической оболочки». Запишите, пожалуйста, в тетрадях
III. Изучение нового материала.
До появления жизни внешнюю оболочку Земли составляли три оболочки: атмосфера, литосфера, гидросфера. Шло время. На нашей планете наступил период, когда на ней создались благоприятные условия, которые изменили внешние оболочки Земли и образовалась новая оболочка - биосфера.
Вопрос. Что нового возникло на Земле? Почему образовалась биосфера?
Ученик. Потому что появились живые организмы,
Я рада за вас. Вы рассуждаете как В.И. Вернадский, который считал, что именно живые организмы являются самой могущественной силой на земной поверхности, преобразующей природу.
Вопрос. Как изменились оболочки Земли под влиянием живых организмов с появлением биосферы?
(Ответы учащихся.)
Да, с появлением биосферы изменения затронули все оболочки Земли, а в результате взаимодействия оболочек друг с другом возникла единая географическая оболочка.
Географическая оболочка — это окружающая нас природа, природная среда, в которой мы живем и все живые организмы, это оболочка, в которой наблюдается непрерывная связь живых организмов с «неживой» природой.
Например: посмотрите на 1-й экспонат. Какую взаимосвязь между организмами изобразил художник? Влияют ли они друг на друга? Докажите это.
Ответ. Растения получают питательные вещества из почвы, а погибая, сами послужат материалом для образования почвы. Растения поглощают из атмосферы СО, а выделяют О2.
Вопрос. Взаимосвязь каких оболочек земли показана на этом экспонате?
Ответ- Вода разрушает и образует горные породы, меняет направление течения сама река.
Вопрос. Взаимодействие каких оболочек показано па этом экспонате?
Исходя из сказанного, давайте вместе попробуем составить схему «Строение ГО».
Как вы считаете, из каких оболочек может состоять единая географическая оболочка? Почему?
Эти оболочки как-то друг с другом взаимосвязаны? Вспомните предыдущие экспонаты. А как нам это показать на схеме? (Стрелками.)
Резких границ географическая оболочка не имеет. Многие ученые считают, что расстояние от ее верхней границы до нижней составляет в среднем 55 км. По сравнению с размерами Земли это тонкая пленка.
А теперь вопрос: какое же открытие мы сделали с вами, работая в первой лаборатории института? (Ответ учащихся.)
Запишем формулу ГО : ГО = Т + Л + Г + Б.
2. Лаборатория научных исследований.
Чтобы объяснить происхождение процессов и явлений природы, приглашаю вас в лабораторию научных исследований. Посмотрите на экспонаты. Какие процессы и явления природы на них показаны?
Перечислите их.
1. Образование облаков;
2. Дуновение ветра;
3. Цветение лугов;
4. Рост и размножение животных;
5. Вулканические извержения;
6. Извержения гейзера.
Вопрос. Почему происходят все эти процессы и явления? Какая энергия является движущей силой?
Вывод. Основных движущих сил две -это энергия Солнца и внутренняя энергия Земли. Эти два вида энергии - основные двигатели всех природных процессов на земле. А все компоненты географической оболочки связаны в единое целое за счет круговорота веществ и энергии, благодаря которому осуществляется взаимообмен веществ между оболочками нашей планеты. И эти круговороты являются главными свойствами географической оболочки.
Вопрос. Какие круговороты веществ и энергии в природе вам известны?
Круговорот воды в природе. Кто поможет мне по схеме этого экспоната объяснить, в чем состоит суть мирового круговорота воды? Какие процессы происходят в окружающей природе?
Круговорот воздуха в тропосфере.
С этим круговоротом вы познакомились совсем недавно при изучении темы «Атмосфера и климат Земли». Круговороту воздуха принадлежит ведущая роль, благодаря ему образуются ветры, происходит перераспределение тепла и влаги на поверхности Земли.
Вопрос. Как бы распределилось тепло на нашей планете, если бы не было круговорота воздуха?
Биологический круговорот. О чем
нам поведает следующий экспонат, на котором представлен биологический круговорот. Вспомните из курса биологии, как происходит биологический круговорот и в чем его значение?
Общий круговорот веществ и энергии
Все круговороты взаимосвязаны между собой и образуют на Земле общий глобальный круговорот веществ и энергии, главными движущими силами которого является энергия Солнца и внутренняя энергия Земли. Сделайте вывод: каковы же основные свойства географической оболочки?
А теперь запишем свойства географической оболочки в виде символов.
3. Исторический музей института.
В институте «Земли» есть музей. Сейчас мы познакомимся с его экспона-тами, которые помогут нам увидеть процессы развития географической оболочки.
В развитии географической оболочки отчетливо прослеживается 3 этапа:
1-й этап: добиогенный - самый длительный период, существовавший три миллиарда лет в архейскую и протерозойскую эры. Тогда в бескислородной среде существовали самые примитивные одноклеточные организмы, которые и положили начало развитию географической оболочки.
2-й этап: биогенный. Он по времени соответствует геологическим эрам - палеозою, мезозою и началу кайнозоя; продолжался 570 млн. лет. Жизнь становится ведущим фактором развития географической оболочки. Развивается биосфера. В атмосфере снизилось содержание углекислого газа и увеличилось количество кислорода. В верхних слоях земной поверхности образовались осадочные породы, образовалась почва. Изменился состав и свойства вод, А в конце этого этапа появился человек.
3-й этап: антропогенный. Он начался 40 тыс. лет назад и продолжается по сей день. Начало данного этапа совпадает с появлением современного человека – «Homo sapiens». Человек начинает играть ведущую роль в развитии географической оболочки и именно от него зависит ее существование. Но человек разумен и сделает все для того, чтобы географическая оболочка осталась прекрасной.
О, люди, мыслю я,
У всех у нас есть мать одна
По имени – Земля!
Поэтому Землю нужно беречь и охранять.
Вопрос, Сколько всего этапов за долгое время своего существования имеет географическая оболочка? На каком этапе мы с вами сейчас живем?
(Ответы учащихся.)
IV. Закрепление и проверка знаний.
Сейчас нам предстоит попрощаться с институтом «3емли», который радушно распахнул для нас свои двери, и возвратиться в свой кабинет географии.
Возьмите лист контроля знаний и выполните предлагаемые в тесте задания, Выпишите в таблицу ответов буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос. (Звучит классическая музыка. Идет самостоятельная работа учащихся, на работу дается 4 мин.)
См. приложение.
Проверим ответы. Назовите, какое слово у вас получилось в ответе? Кто получил кодовое слово «Браво», молодец!
V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
1. Я предлагаю вам познакомиться с этим материалом еще раз дома, прочитав с. 50-54 учебника.
2. А тем, кто очень любит географию, предлагаю посетить библиотеку школы и подготовиться к научному симпозиуму по теме «Роль человека в развитии географической оболочки», которая состоится на следующем уроке.
Давайте с вами подведем итоги урока.
1. Вы узнали что-то новое? А что?
2. Как вы считаете, мы достигли цели урока?
3. А для чего мы изучали эту тему?
Вывод. Изучение географической оболочки поможет глубже понять суть процессов и явлений, происходящих на нашей планете, позволит осознать наше с вами место в природе и роль, которую призвано играть в ней общество. И об этом пойдет речь на следующем уроке.
А сегодняшние оценки на уроке подсказывают мне, что вы готовы к изучению следующей темы.
Приложение
Лист контроля знаний Тест
1. В состав географической оболочки входят следующие оболочки Земли:
И) литосфера и гидросфера;
С) литосфера, гидросфера, тропосфера;
Б) литосфера, гидросфера, тропосфера, биосфера.
2. Главное значение круговорота воды в том,
что:
Д) на Землю выпадают осадки;
Р) осуществляется влагообмен между сушей и океаном:
Е) происходит испарение воды.
3. Основными движущими силами круговорота веществ и энергии на Земле являются:
А) энергия Солнца и внутренняя энергия Земли;
К) энергия Солнца;
Н) внутренняя энергия Земли.
4. Какой из этапов развития географической оболочки самый продолжительный во времени.
В) добиогенный.
Я) биогенный;
Ж) антропогенный.
5. Главная роль современного человека по отношению к географической оболочке заключается в том, что:
П) человек не вмешивается в процессы, происходящие в географической оболочке;
О) человек взаимодействует с географической оболочкой, не принося ей вреда.
Таблица ответов
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Буква ответа |
|
|
|
|
|
© 2022, Ипкаева Елена Александровна 1818 55