СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свойства и особенности строения географической оболочки

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

ввести понятие «географи­ческая оболочка», познакомить учащихся с ее строением и главными свойствами; объяснить различные процессы и явления природы с позиции главных свойств гео­графической оболочки;2 формировать практические умения использовать нагляд­ный материал как источник информации: учить школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить; 3 продол­жить формирование познавательного ин­тереса к географии.ввести понятие «географи­ческая оболочка», познакомить учащихся с ее строением и главными свойствами; объяснить различные процессы и явления природы с позиции главных свойств гео­графической оболочки;2 формировать практические умения использовать нагляд­ный материал как источник информации: учить школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить; 3 продол­жить формирование познавательного ин­тереса к географии.ввести понятие «географи­ческая оболочка», познакомить учащихся с ее строением и главными свойствами; объяснить различные процессы и явления природы с позиции главных свойств гео­графической оболочки;2 формировать практические умения использовать нагляд­ный материал как источник информации: учить школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить; 3 продол­жить формирование познавательного ин­тереса к географии.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Свойства и особенности строения географической оболочки»

Урок №11. 7 класс. Тема урока: «Свойства и особенности строения географической оболочки»

Тип урока. Усвоение новых знаний.

Цели урока:1 ввести понятие «географи­ческая оболочка», познакомить учащихся с ее строением и главными свойствами; объяснить различные процессы и явления природы с позиции главных свойств гео­графической оболочки;2 формировать практические умения использовать нагляд­ный материал как источник информации: учить школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить; 3 продол­жить формирование познавательного ин­тереса к географии.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности учащихся.

II. Сообщение темы, цели урока.

Ребята! Земля, воздух и вода- то,что мы с рождения видим вокруг себя и что на первый взгляд всегда кажется вечным и неизменным, - все это лишь звено в длинной цепи коренных преобразований.

Чтобы познакомиться со строением гео­графической оболочки, ее главными свой­ствами, объяснить различные процессы и явления природы с позиций главных ее свойств, я предлагаю 40 минут поработать в лабораториях института «Земли».

Сотрудников этого института волнует состояние воздуха, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, почва, которая нас кормит, судьба человека и человечества, судьба самой Земли

Итак, представьте, мы с вами в институ­те «Земли». Я - ваш руководитель. Вы -младшие научные сотрудники. Тема нашей научной работы «Строение и свойства гео­графической оболочки». Запишите, пожа­луйста, в тетрадях

III. Изучение нового материала.

До появления жизни внешнюю оболоч­ку Земли составляли три оболочки: атмо­сфера, литосфера, гидросфера. Шло время. На нашей планете наступил период, когда на ней создались благоприятные условия, которые изменили внешние оболочки Зем­ли и образовалась новая оболочка - био­сфера.

Вопрос. Что нового возникло на Земле? Почему образовалась биосфера?


Ученик. Потому что появились живые организмы,

Я рада за вас. Вы рассуждаете как В.И. Вер­надский, который считал, что именно жи­вые организмы являются самой могуще­ственной силой на земной поверхности, преобразующей природу.

Вопрос. Как изменились оболочки Зем­ли под влиянием живых организмов с по­явлением биосферы?


(Ответы учащихся.)

Да, с появлением биосферы изменения затронули все оболочки Земли, а в резуль­тате взаимодействия оболочек друг с дру­гом возникла единая географическая обо­лочка.

Географическая оболочка — это ок­ружающая нас природа, природная среда, в которой мы живем и все живые организ­мы, это оболочка, в которой наблюдается непрерывная связь живых организмов с «неживой» природой.

Например: посмотрите на 1-й экспо­нат. Какую взаимосвязь между организма­ми изобразил художник? Влияют ли они друг на друга? Докажите это.


Ответ. Растения получают питательные вещества из почвы, а погибая, сами послу­жат материалом для образования почвы. Растения поглощают из атмосферы СО, а выделяют О2.


Вопрос. Взаимосвязь каких оболочек земли показана на этом экспонате?


Ответ- Вода разрушает и образует гор­ные породы, меняет направление течения сама река.


Вопрос. Взаимодействие каких оболо­чек показано па этом экспонате?

Исходя из сказанного, давайте вместе попробуем составить схему «Строение ГО».

Как вы считаете, из каких оболочек мо­жет состоять единая географическая обо­лочка? Почему?

Эти оболочки как-то друг с другом вза­имосвязаны? Вспомните предыдущие экс­понаты. А как нам это показать на схеме? (Стрелками.)

Резких границ географическая оболоч­ка не имеет. Многие ученые считают, что расстояние от ее верхней границы до ниж­ней составляет в среднем 55 км. По сравне­нию с размерами Земли это тонкая пленка.

А теперь вопрос: какое же открытие мы сделали с вами, работая в первой лабора­тории института? (Ответ учащихся.)

Запишем формулу ГО : ГО = Т + Л + Г + Б.


2. Лаборатория научных исследований.

Чтобы объяснить происхождение про­цессов и явлений природы, приглашаю вас в лабораторию научных исследований. Посмотрите на экспонаты. Какие процес­сы и явления природы на них показаны?

Перечислите их.

1. Образование облаков;

2. Дуновение ветра;

3. Цветение лугов;

4. Рост и размножение животных;

5. Вулканические извержения;

6. Извержения гейзера.

Вопрос. Почему происходят все эти процессы и явления? Какая энергия явля­ется движущей силой?


Вывод. Основных движущих сил две -это энергия Солнца и внутренняя энергия Земли. Эти два вида энергии - основные двигатели всех природных процессов на земле. А все компоненты географической оболочки связаны в единое целое за счет круговорота веществ и энергии, благодаря которому осуществляется взаимообмен веществ между оболочками нашей плане­ты. И эти круговороты являются главными свойствами географической оболочки.


Вопрос. Какие круговороты веществ и энергии в природе вам известны?


Круговорот воды в природе. Кто по­может мне по схеме этого экспоната объяснить, в чем состоит суть мирового круговорота воды? Какие процессы проис­ходят в окружающей природе?

Круговорот воздуха в тропосфере.

С этим круговоротом вы познакомились со­всем недавно при изучении темы «Атмо­сфера и климат Земли». Круговороту воз­духа принадлежит ведущая роль, благода­ря ему образуются ветры, происходит пере­распределение тепла и влаги на поверхно­сти Земли.

Вопрос. Как бы распределилось тепло на нашей планете, если бы не было круго­ворота воздуха?

Биологический круговорот. О чем

нам поведает следующий экспонат, на ко­тором представлен биологический круго­ворот. Вспомните из курса биологии, как происходит биологический круговорот и в чем его значение?

Общий круговорот веществ и энергии

Все круговороты взаимосвязаны между собой и образуют на Земле общий глобаль­ный круговорот веществ и энергии, глав­ными движущими силами которого являет­ся энергия Солнца и внутренняя энергия Земли. Сделайте вывод: каковы же основные свойства географической оболочки?

А теперь запишем свойства географи­ческой оболочки в виде символов.


3. Исторический музей института.

В институте «Земли» есть музей. Сейчас мы познакомимся с его экспона-тами, ко­торые помогут нам увидеть процессы раз­вития географической оболочки.

В развитии географической оболочки отчетливо прослеживается 3 этапа:


1-й этап: добиогенный - самый дли­тельный период, существовавший три мил­лиарда лет в архейскую и протерозойскую эры. Тогда в бескислородной среде суще­ствовали самые примитивные одноклеточ­ные организмы, которые и положили на­чало развитию географической оболочки.


2-й этап: биогенный. Он по времени соответствует геологическим эрам - па­леозою, мезозою и началу кайнозоя; про­должался 570 млн. лет. Жизнь становится ведущим фактором развития географичес­кой оболочки. Развивается биосфера. В атмосфере снизилось содержание углекис­лого газа и увеличилось количество кис­лорода. В верхних слоях земной поверх­ности образовались осадочные породы, образовалась почва. Изменился состав и свойства вод, А в конце этого этапа появил­ся человек.


3-й этап: антропогенный. Он начался 40 тыс. лет назад и продолжается по сей день. Начало данного этапа совпадает с по­явлением современного человека – «Homo sapiens». Человек начинает играть ведущую роль в развитии географической оболоч­ки и именно от него зависит ее существо­вание. Но человек разумен и сделает все для того, чтобы географическая оболочка осталась прекрасной.

О, люди, мыслю я,

У всех у нас есть мать одна

По имени – Земля!

Поэтому Землю нужно беречь и охра­нять.


Вопрос, Сколько всего этапов за долгое время своего существования имеет геогра­фическая оболочка? На каком этапе мы с вами сейчас живем?

(Ответы учащихся.)

IV. Закрепление и проверка знаний.

Сейчас нам предстоит попрощаться с институтом «3емли», который радушно распахнул для нас свои двери, и возвра­титься в свой кабинет географии.

Возьмите лист контроля знаний и выпол­ните предлагаемые в тесте задания, Выпи­шите в таблицу ответов буквы, соответству­ющие верному ответу на каждый вопрос. (Звучит классическая музыка. Идет само­стоятельная работа учащихся, на рабо­ту дается 4 мин.)

См. приложение.


Проверим ответы. Назовите, какое сло­во у вас получилось в ответе? Кто получил кодовое слово «Браво», молодец!

V. Подведение итогов урока. Домаш­нее задание.

1. Я предлагаю вам познакомиться с этим материалом еще раз дома, прочитав с. 50-54 учебника.

2. А тем, кто очень любит географию, предлагаю посетить библиотеку школы и подготовиться к научному симпозиуму по теме «Роль человека в развитии географи­ческой оболочки», которая состоится на следующем уроке.

Давайте с вами подведем итоги урока.

1. Вы узнали что-то новое? А что?

2. Как вы считаете, мы достигли цели урока?

3. А для чего мы изучали эту тему?


Вывод. Изучение географической обо­лочки поможет глубже понять суть процес­сов и явлений, происходящих на нашей планете, позволит осознать наше с вами место в природе и роль, которую призва­но играть в ней общество. И об этом пой­дет речь на следующем уроке.

А сегодняшние оценки на уроке подска­зывают мне, что вы готовы к изучению следующей темы.


Приложение

Лист контроля знаний Тест

1. В состав географической оболочки входят следующие оболочки Земли:

И) литосфера и гидросфера;

С) литосфера, гидросфера, тропосфера;

Б) литосфера, гидросфера, тропосфера, био­сфера.

2. Главное значение круговорота воды в том,

что:

Д) на Землю выпадают осадки;

Р) осуществляется влагообмен между сушей и океаном:

Е) происходит испарение воды.

3. Основными движущими силами кругово­рота веществ и энергии на Земле являются:

А) энергия Солнца и внутренняя энергия Земли;

К) энергия Солнца;

Н) внутренняя энергия Земли.

4. Какой из этапов развития географической оболочки самый продолжительный во времени.

В) добиогенный.

Я) биогенный;

Ж) антропогенный.

5. Главная роль современного человека по отношению к географической оболочке заклю­чается в том, что:

П) человек не вмешивается в процессы, про­исходящие в географической оболочке;

О) человек взаимодействует с географичес­кой оболочкой, не принося ей вреда.

Таблица ответов

Номер вопроса

1

2

3

4

5

Буква ответа








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс