Управление образования Администрации г. Долгопрудного
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №15 г. ДОЛГОПРУДНОГО
(МБДОУ детский сад №15)
Утверждаю:
Директор МБДОУ Детского сада №15
__________Агупова Ю.Г.
«____»______________2018г.
Примерный конспект НОД в подготовительной группе «Свойства магнита»
Подготовила и провела
воспитатель высшей квалификационной категории
Алексейкова И.В.
2018г
Конспект НОД в подготовительной группе «Свойства магнита»
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи: Образовательные: познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом его свойствами. Сформировать представление о свойствах магнита.
Развивающие: Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования. Развивать умение приобретать знания посредствам проведения практических опытов, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Речевые: Активизировать в речи детей слова: «притягивает», «магнетические» предметы и «не магнетические» «магнитные силы».
Воспитательные: Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Предварительная работа: игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами.
Материал и оборудование: видеозапись, коробка, белые халаты, шапочки, магниты, металлические, пластмассовые резиновые, деревянные предметы, скрепки, стакан с водой, емкость с крупой, лист картона с нарисованной трассой, поднос, гайки.
Ход
В: Ребята, сегодня ко мне на электронную почту пришло необычное письмо, посмотрите, а придя в детский сад я нашла коробочку. Давайте посмотрим, что за письмо пришло. (просмотр видеоролика). А теперь давайте заглянем в коробочку (смотрят, находят записку: «Идя по волшебному лесу, мы с Витей нашли какой-то предмет. Помогите нам узнать, есть ли в нем волшебство и какое? Может быть этот предмет поможет нам спасти Снегурочку? Мы очень надеемся на вашу помощь! Маша и Витя»).
Ребята, поможем Маше и Вите? Тогда давайте отправимся в научную лабораторию. А вы знаете что такое лаборатория? (ответы детей).
(дети надевают халаты и шапочки и садятся за столы)
Ход опытов:
В: Что же за предмет мы будем исследовать, как вы думаете? (ответы детей).
Да верно – это магнит. У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь? (Ответы детей: холодный, твердый, тяжелый).
Опыт №1. «Всё ли притягивает магнит?»
В: У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: справа, положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит.
В: Как мы это проверим? (Ответы детей).
В: Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Приступаем!
В: Расскажите, что вы делали? И что получилось? (Ответы детей)
В: А какие предметы магнит не притянул? (Ответы детей)
В: Молодцы! А теперь послушайте, что я вам расскажу.
Магниты – это куски железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.
Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
Опыт №2. «Достань без помощи рук»
В: Действует ли магнит через другие материалы? (Ответы детей).
(перед детьми стаканчик на дне которого лежит скрепка)
В: Ребята, а как достать скрепку без помощи рук? (Версии детей).
В: Надо вести магнит по внешней стороне стакана. (Дети выполняют)
В: Расскажите, что получилось? (Дети отвечают).
В: Что же двигало скрепку? (Дети отвечают)
В: Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают)
Вывод: Магнитная сила проходит через пластик.
Опыт№3. «Рыбалка»
В: Ребята, как вы думаете, а через воду магнитные силы пройдут? (Дети отвечают)
В: Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить скрепку с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. (Дети проводят магнитом над водой, скрепки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту).
В: Ребята, расскажите, что вы делали и что у вас получилось. (Дети отвечают)
В: Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают)
Вывод: Значит, магнитные силы проходят через воду. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент. (показ картинок)
Физкультминутка «Все ребята дружно встали»
Все ребята дружно встали ---- Выпрямиться.
И на месте зашагали. -------- Ходьба на месте.
На носочках потянулись, ----------- Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. -------- Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели ----- Присесть.
И тихонько разом сели. --------- Выпрямиться и сесть.
Опыт№4. Игра «Бумажные гонки».
В: Ребята, а как вы думаете, можно ли заставить двигаться бумажную машинку с помощью магнита? (Ответы детей)
В: Давайте положим машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам. Приступаем к гонкам.
В: Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)
Вывод: Магнитная сила проходит через бумагу и картон. Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
Игра- опыт №5 «Магнит превращает металл в себя».
В: Ребята, возьмите магнит и поднесите к нему скрепку. Поднесите другие скрепки к первой. Что происходит?
Дети: Ваши скрепка притягивает другие скрепки.
В: Почему же скрепки тоже, как магнит, могут притягивать металл? (выслушивает детей).
Магнит – это волшебный камень, он скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, стали обладать свойством магнетизма.
Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом, вещество перемешивается.
Подведение итогов.
В: Дети, с чем мы сегодня познакомились? Какие предметы притягивает магнит, а какие не притягивает? (Ответы детей)
Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Магнитные силы проходят через разные материалы: стекло, воду и картон. Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.
В: Ну, что понравилось быть учеными? А теперь давайте посмотрим помог ли магнит Маше и Вите. (Просмотр видеоролика)
В: Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитик, с которым вы сегодня работали, и машинки.