СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свойства песка и глины. 12.10.2023г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие с опытами для 2го класса.

Просмотр содержимого документа
«Свойства песка и глины. 12.10.2023г.»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Компоненты паспорта

Описание проекта

1.

ФИО участника

Стёпина Алина Алексеевна

2.

Тема проекта

Свойства песка и глины

3.

Актуальность проекта

На нашей планете есть природные богатства. Одни из них скрыты от человеческих глаз в недрах земли, некоторые находятся на поверхности. Называются эти богатства полезными ископаемыми.Полезными они называются потому что человек использует их для повседневной жизни и строительства. Одними из полезных ископаемых являются песок и глина.

Актуальность проекта «Свойства песка и глины» обусловлена необходимостью углубления знаний обучающихся об этих полезных ископаемых. Полученные в ходе исследовательского проекта знания обучающиеся смогут применять в жизни. Реализация проекта будет способствовать развитию интереса к естественнонаучным дисциплинам.

4.

Объект исследования

Песок и глина

5.

Цель проекта

Для учителя: создать условия для формирования представления учащихся о значении

Для ученика: формирование представлений о песке и глине, как о полезных ископаемых и их свойствах.

6.

Тип проекта

По содержанию: естественно-научный, по организационной работе: групповой, кратковременный.

7.

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), короткое их описание

1. Подготовительный этап

1) Определение содержания:

-тема;

-актуальность проекта;

-проблема исследования;

-объект исследования;

-цель проекта;

-тип проекта;

-этапы реализации проекта;

-исследовательский этап проекта

-продукт проекта;

-перспектива проекта.

2) Сбор и анализ информации:

Свойства песка.

Песок - это мельчайшие частицы горной породы, которую за долгие годы источили вода, ветер и температура. То есть горные породы прошедшие сквозь многоступенчатую систему выветривания.

Основные свойства песка:

1) Сыпучий.

2) Водопроницаемый.

3) Рыхлый

4) Используют в строительстве

Свойства глины.

Глина - это природный материал – пластичная горная порода. Ее добывают из недр, очищают и используют для различных целей – в искусстве, косметологии, медицине, производстве посуды и строительстве.

Свойства глины:

  1. Вязкая

  2. Водонепроницаемая

  3. Используется в строительстве

3) Планирование исследовательской деятельности:

- проведение опыта №1 Изучение внешнего вида песка и глины

- проведение опыта №2 Сыпучесть

- проведение опыта №3 Пластичность

- проведение опыта №4 Водопроницаемость

- проведение опыта №5 Рыхлость

после проведения каждого опыта делаем вывод.

2. Практический этап

Опыты исследовательской деятельности.

Название, цель, ход, оборудование, вывод.

Таким образом, песок и глина обладают многими удивительными свойствами.

3. Заключительный этап

1) Изготовление продукта. Создана памятка.

2) Рефлексия. В результате исследовательской деятельности мы углубили знания обучающихся о свойствах песка и глины и доказали, что эти знания актуально использовать в организации учебной деятельности, в жизни человека. Таким образом, выдвинутая гипотеза «Если почва с большим содержанием глины, то лужи на ней держатся долгое время.» подтвердилась.

8.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: исследование свойств песка и глины.

Гипотеза исследования: если почва с большим содержанием глины, то на ней лужи держатся долгое время.

Методы исследования: наблюдение, опыты, анализ, сравнение, обобщение, выводы.

Оборудование для проведения исследования: цифровая лаборатория для начальных классов, раздаточный материал, презентация.

Ход исследования:

Опыты исследовательской деятельности.

Опыт №1 Изучение внешнего вида песка и глины

Цель: на основе проведенного опыта убедиться в том, песок состоит из песчинок, а глина пластичная.

Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы.

Рассмотрите песок и глину, сделайте вывод из чего состоят песок и глина, определите цвет, наличие запаха. 

Вывод: песок состоит из песчинок разной величины, а глина однородная; по цвету песок бывает желтым или белым, а глина коричневая, желтая, белая и серая, в сухом виде запаха не имеют, но мокрая глина имеет запах.

Опыт №2 Сыпучесть

Цель: на основе проведенных опытов убедиться в том, что песок сыпучий, а глина нет.

Я пересыпаю песок из одной емкости в другую, а вы сделайте вывод о том, что увидели. Также делаем с помощью глины.

Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы.

Вывод: Песок сыпучий, так как пересыпается струйкой, а глина не сыпучая.

Опыт №3 Пластичность

Цель: на основе проведенных опытов убедиться в том, что песок не вязкий, а глина вязкая и пластичная.

Сохраняет ли форму песок? Попробуйте взять кусочек глины и скатать из нее шарик. Сохранила ли она форму?

Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы.

Вывод: Песок не обладает вязкостью, а глина вязкая и пластичная, она сохраняет форму.

Опыт №4 Водопроницаемость

Цель: на основе проведенных опытов убедиться в том, что песок водопроницаемый, а глина наоборот.

В 2 стакана я вставила воронки с фильтром из ваты. На один из них насыпала песок, на другой положила пласт глины. Наливаю в воронки по одинаковому количеству воды. Из какой воронки вода вытекает, а из какой нет?

Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы.

Вывод: Песок хорошо пропускает воду, а глина не пропускает.

Опыт №5 Рыхлость

Цель: на основе проведенных опытов убедиться в том, что песок рыхлый, а глина нет.

Возьмите карандаш и попробуйте погрузить ее в песок и сухую глину. Во что легче всего погрузить, а во что труднее?

Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы.

Вывод: В песок легче всего поместить карандаш, так как он рыхлый, а сухая глина твердая.

9.

Продукт исследования

Памятка «Свойства глины и песка». Предназначена для лучшего закрепления материала.

10.

Перспектива проекта.

- Расширение знаний о свойствах песка и глины будет способствовать формированию исследовательских умений, обучающихся и развитию интереса к будущей профессиональной деятельности в области естественных наук.

- Использование материала в профессиональной деятельности учителя начальных классов.

- Формирование ценностных ориентаций.

-Использование природных ресурсов.

-Преемственность полученных знаний для изучения в начальной школе курса «Окружающий мир» и естественнонаучных дисциплин в основной школе (химия, физика, биология).

- Привлечение большого количества учащихся к реализации проекта.

- Организация проведения научных конференций в начальной школе.






Конспект.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Алина Алексеевна, и сегодня внеурочное занятие у вас проведу я. Какой сегодня чудесный день, сколько улыбок он нам несёт! Улыбнёмся друг другу, чтобы хорошее настроение сопровождало нас в течение всего занятия!

- Сегодня у нас не простое занятие. Мы будем исследователями и проводить опыты. Для этого повторим правила:

Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно.

Пробовать на вкус, брать в рот, нюхать вещества без разрешения – в

лаборатории запрещено.

Бережно обращаться с оборудованием.

Поработал - убери все инструменты на место.

  • Наш земной шар очень богат природными ресурсами. Одни из них скрыты от человеческих глаз в недрах земли, некоторые находятся на поверхности. Называются эти богатства полезными ископаемыми.

  • Почему их называют полезными ископаемыми? (Полезными они называются потому что человек использует их для повседневной жизни и строительства)

  • Сегодня мы будем говорить о некоторых из них. Откадаем загадки, чтобы узнать о каких именно.

  • Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу

Она понадобится сразу.

Ответ: Глина

  • Он и желтый, и сыпучий,

  • Во дворе насыпан кучей.

  • Если хочешь, можешь брать

  • И в куличики играть.

  • Ответ: Песок

  • Верно, сегодня мы будем говорить о песке и глине. Каждое вещество или материал обладает своими свойствами. Кто может сформулировать тему нашего занятия? (свойства песка и глины)

  • Какую цель мы поставим? (познакомится со свойствами песка и глины)

  • Верно. Работать будем по плану:

  1. Узнаем о применении песка и глины

  2. Познакомимся со свойствами песка и глины

  • Перед тем, как начать исследование, выдвинем предположение, в науке это называется гипотеза. Если почва с большим содержанием глины, то лужи на ней держатся долгое время.

  • Как вы думаете, для чего мы можем использовать песок? (Песок используют в строительстве, для изготовления стекла и зеркал.)

  • А глину? (Из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы, делают игрушки.)

  • Верно, наша страна очень богата песком и глиной, которые активно используются в строительстве.

  • Какой пункт плана мы выполнили? (первый)

  • -Ребята, хочу обратить ваше внимание, что на столах лежит памятка, по ходу занятия, мы с вами будем её заполнять.

  • Какой пункт плана нам осталось выполнить? (второй)

  • Верно, выполним мы его с помощью опытов.

Опыт №1 Изучение внешнего вида песка и глины

Цель: на основе проведенного опыта убедиться в том, песок состоит из песчинок, а глина пластичная.

Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы.

  • У вас на столах находятся образцы песка и глины.

  • Рассмотрите песок и глину, сделайте вывод из чего состоят песок и глина, определите цвет, наличие запаха.

  • Обратите внимание на слайд, на нем изображен песок под микроскопом.

  • Вывод: песок состоит из песчинок разной величины, а глина однородная; по цвету песок бывает желтым или белым, а глина коричневая, желтая, белая и серая, в сухом виде запаха не имеют, но мокрая глина имеет запах.

  • Благодаря этому опыту мы можем заполнить первый пункт памятки. Самостоятельно поставьте + если свойство соответствует, - если не соответствует.

Опыт №2 Сыпучесть

Цель: на основе проведенных опытов убедиться в том, что песок сыпучий, а глина нет.

  • Я пересыпаю песок из одной емкости в другую, а вы сделайте вывод о том, что увидели. Также делаем с помощью глины.

Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы.

  • Вывод: Песок сыпучий, так как пересыпается струйкой, а глина не сыпучая.

  • Благодаря этому опыту мы можем заполнить второй пункт памятки. Самостоятельно поставьте + если свойство соответствует, - если не соответствует.

Опыт №3 Пластичность

Цель: на основе проведенных опытов убедиться в том, что песок не вязкий, а глина вязкая и пластичная.

  • Сохраняет ли форму песок? Попробуйте взять кусочек глины и скатать из нее шарик. Сохранила ли она форму?

Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы.

  • Вывод: Песок не обладает вязкостью, а глина вязкая и пластичная, она сохраняет форму

  • Благодаря этому опыту мы можем заполнить третий пункт памятки. Самостоятельно поставьте + если свойство соответствует, - если не соответствует.

ФИЗМИНУТКА.

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны.)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Сравнение свойств глины и песка, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево.)

Опыт №4 Водопроницаемость

Цель: на основе проведенных опытов убедиться в том, что песок водопроницаемый, а глина наоборот.

  • В 2 стакана я вставила воронки с фильтром из ваты. На один из них насыпала песок, на другой положила пласт глины. Наливаю в воронки по одинаковому количеству воды. Из какой воронки вода вытекает, а из какой нет?

Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы.

  • Вывод: Песок хорошо пропускает воду, а глина не пропускает.

  • Благодаря этому опыту мы можем заполнить четвертый пункт памятки. Самостоятельно поставьте + если свойство соответствует, - если не соответствует.

  • Обратите внимание, что с помощью этого опыта мы можем подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу.

Опыт №5 Рыхлость

Цель: на основе проведенных опытов убедиться в том, что песок рыхлый, а глина нет.

  • Возьмите карандаш и попробуйте погрузить ее в песок и сухую глину. Во что легче всего погрузить, а во что труднее?

Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы.

  • Вывод: В песок легче всего поместить карандаш, так как он рыхлый, а сухая глина твердая.

  • Благодаря этому опыту мы можем заполнить пятый пункт памятки. Самостоятельно поставьте + если свойство соответствует, - если не соответствует.

  • В течение занятия вы самостоятельно заполняли памятку. Проверим правильность с помощью документ камеры.

Резервное задание:

  • У вас на столах лежат карточки, на которых написано песок и глина. Я буду читать утверждение, а вы должны показать карточку, которая соответствует этому утверждению.

  1. Твердый, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде.

  2. Из этого материала можно слепить шарик.

  3. Его применяют при изготовлении кирпича и посуды.

  4. Из этого полезного ископаемого делают стекло.

  5. Хорошо пересыпается струйкой.

  6. Этот материал можно найти на детских площадках.

  • Молодцы! Какую тему мы сегодня изучили? (Свойства песка и глины)

  • Перед нами была поставлена цель, выполнили ли мы ее?

  • Посмотрим на наш план. Выполнили ли мы 1 пункт? 2?

  • Вспомним гипотезу, которую поставили. Можем ли мы ее подтвердить? (Да, можем, так так как с помощью опыта мы узнали, что глина не пропускает воду, а значит лужи будут плохо впитываться в почву)

  • Наше занятие подошло к концу. Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Поднимите руку те, у кого все получилось на занятии. Поднимите две руки, если у вас ничего не получилось.

  • Спасибо за занятие. До свидание.








Скачать

© 2023, 100 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!