ПАСПОРТ ПРОЕКТА
№ | Компоненты паспорта | Описание проекта |
1. | ФИО участника | Стёпина Алина Алексеевна |
2. | Тема проекта | Свойства песка и глины |
3. | Актуальность проекта | На нашей планете есть природные богатства. Одни из них скрыты от человеческих глаз в недрах земли, некоторые находятся на поверхности. Называются эти богатства полезными ископаемыми.Полезными они называются потому что человек использует их для повседневной жизни и строительства. Одними из полезных ископаемых являются песок и глина. Актуальность проекта «Свойства песка и глины» обусловлена необходимостью углубления знаний обучающихся об этих полезных ископаемых. Полученные в ходе исследовательского проекта знания обучающиеся смогут применять в жизни. Реализация проекта будет способствовать развитию интереса к естественнонаучным дисциплинам. |
4. | Объект исследования | Песок и глина |
5. | Цель проекта | Для учителя: создать условия для формирования представления учащихся о значении Для ученика: формирование представлений о песке и глине, как о полезных ископаемых и их свойствах. |
6. | Тип проекта | По содержанию: естественно-научный, по организационной работе: групповой, кратковременный. |
7. | Этапы реализации проекта (включая исследовательский), короткое их описание | 1. Подготовительный этап 1) Определение содержания: -тема; -актуальность проекта; -проблема исследования; -объект исследования; -цель проекта; -тип проекта; -этапы реализации проекта; -исследовательский этап проекта -продукт проекта; -перспектива проекта. 2) Сбор и анализ информации: Свойства песка. Песок - это мельчайшие частицы горной породы, которую за долгие годы источили вода, ветер и температура. То есть горные породы прошедшие сквозь многоступенчатую систему выветривания. Основные свойства песка: 1) Сыпучий. 2) Водопроницаемый. 3) Рыхлый 4) Используют в строительстве Свойства глины. Глина - это природный материал – пластичная горная порода. Ее добывают из недр, очищают и используют для различных целей – в искусстве, косметологии, медицине, производстве посуды и строительстве. Свойства глины: Вязкая Водонепроницаемая Используется в строительстве 3) Планирование исследовательской деятельности: - проведение опыта №1 Изучение внешнего вида песка и глины - проведение опыта №2 Сыпучесть - проведение опыта №3 Пластичность - проведение опыта №4 Водопроницаемость - проведение опыта №5 Рыхлость после проведения каждого опыта делаем вывод. 2. Практический этап Опыты исследовательской деятельности. Название, цель, ход, оборудование, вывод. Таким образом, песок и глина обладают многими удивительными свойствами. 3. Заключительный этап 1) Изготовление продукта. Создана памятка. 2) Рефлексия. В результате исследовательской деятельности мы углубили знания обучающихся о свойствах песка и глины и доказали, что эти знания актуально использовать в организации учебной деятельности, в жизни человека. Таким образом, выдвинутая гипотеза «Если почва с большим содержанием глины, то лужи на ней держатся долгое время.» подтвердилась. |
8. | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: исследование свойств песка и глины. Гипотеза исследования: если почва с большим содержанием глины, то на ней лужи держатся долгое время. Методы исследования: наблюдение, опыты, анализ, сравнение, обобщение, выводы. Оборудование для проведения исследования: цифровая лаборатория для начальных классов, раздаточный материал, презентация. Ход исследования: Опыты исследовательской деятельности. Опыт №1 Изучение внешнего вида песка и глины Цель: на основе проведенного опыта убедиться в том, песок состоит из песчинок, а глина пластичная. Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы. Рассмотрите песок и глину, сделайте вывод из чего состоят песок и глина, определите цвет, наличие запаха. Вывод: песок состоит из песчинок разной величины, а глина однородная; по цвету песок бывает желтым или белым, а глина коричневая, желтая, белая и серая, в сухом виде запаха не имеют, но мокрая глина имеет запах. Опыт №2 Сыпучесть Цель: на основе проведенных опытов убедиться в том, что песок сыпучий, а глина нет. Я пересыпаю песок из одной емкости в другую, а вы сделайте вывод о том, что увидели. Также делаем с помощью глины. Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы. Вывод: Песок сыпучий, так как пересыпается струйкой, а глина не сыпучая. Опыт №3 Пластичность Цель: на основе проведенных опытов убедиться в том, что песок не вязкий, а глина вязкая и пластичная. Сохраняет ли форму песок? Попробуйте взять кусочек глины и скатать из нее шарик. Сохранила ли она форму? Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы. Вывод: Песок не обладает вязкостью, а глина вязкая и пластичная, она сохраняет форму. Опыт №4 Водопроницаемость Цель: на основе проведенных опытов убедиться в том, что песок водопроницаемый, а глина наоборот. В 2 стакана я вставила воронки с фильтром из ваты. На один из них насыпала песок, на другой положила пласт глины. Наливаю в воронки по одинаковому количеству воды. Из какой воронки вода вытекает, а из какой нет? Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы. Вывод: Песок хорошо пропускает воду, а глина не пропускает. Опыт №5 Рыхлость Цель: на основе проведенных опытов убедиться в том, что песок рыхлый, а глина нет. Возьмите карандаш и попробуйте погрузить ее в песок и сухую глину. Во что легче всего погрузить, а во что труднее? Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы. Вывод: В песок легче всего поместить карандаш, так как он рыхлый, а сухая глина твердая. |
9. | Продукт исследования | Памятка «Свойства глины и песка». Предназначена для лучшего закрепления материала. |
10. | Перспектива проекта. | - Расширение знаний о свойствах песка и глины будет способствовать формированию исследовательских умений, обучающихся и развитию интереса к будущей профессиональной деятельности в области естественных наук. - Использование материала в профессиональной деятельности учителя начальных классов. - Формирование ценностных ориентаций. -Использование природных ресурсов. -Преемственность полученных знаний для изучения в начальной школе курса «Окружающий мир» и естественнонаучных дисциплин в основной школе (химия, физика, биология). - Привлечение большого количества учащихся к реализации проекта. - Организация проведения научных конференций в начальной школе. |
Конспект.
- Здравствуйте ребята, меня зовут Алина Алексеевна, и сегодня внеурочное занятие у вас проведу я. Какой сегодня чудесный день, сколько улыбок он нам несёт! Улыбнёмся друг другу, чтобы хорошее настроение сопровождало нас в течение всего занятия!
- Сегодня у нас не простое занятие. Мы будем исследователями и проводить опыты. Для этого повторим правила:
Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно.
Пробовать на вкус, брать в рот, нюхать вещества без разрешения – в
лаборатории запрещено.
Бережно обращаться с оборудованием.
Поработал - убери все инструменты на место.
Наш земной шар очень богат природными ресурсами. Одни из них скрыты от человеческих глаз в недрах земли, некоторые находятся на поверхности. Называются эти богатства полезными ископаемыми.
Почему их называют полезными ископаемыми? (Полезными они называются потому что человек использует их для повседневной жизни и строительства)
Сегодня мы будем говорить о некоторых из них. Откадаем загадки, чтобы узнать о каких именно.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу.
Ответ: Глина
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И в куличики играть.
Ответ: Песок
Верно, сегодня мы будем говорить о песке и глине. Каждое вещество или материал обладает своими свойствами. Кто может сформулировать тему нашего занятия? (свойства песка и глины)
Какую цель мы поставим? (познакомится со свойствами песка и глины)
Верно. Работать будем по плану:
Узнаем о применении песка и глины
Познакомимся со свойствами песка и глины
Перед тем, как начать исследование, выдвинем предположение, в науке это называется гипотеза. Если почва с большим содержанием глины, то лужи на ней держатся долгое время.
Как вы думаете, для чего мы можем использовать песок? (Песок используют в строительстве, для изготовления стекла и зеркал.)
А глину? (Из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы, делают игрушки.)
Верно, наша страна очень богата песком и глиной, которые активно используются в строительстве.
Какой пункт плана мы выполнили? (первый)
-Ребята, хочу обратить ваше внимание, что на столах лежит памятка, по ходу занятия, мы с вами будем её заполнять.
Какой пункт плана нам осталось выполнить? (второй)
Верно, выполним мы его с помощью опытов.
Опыт №1 Изучение внешнего вида песка и глины
Цель: на основе проведенного опыта убедиться в том, песок состоит из песчинок, а глина пластичная.
Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы.
У вас на столах находятся образцы песка и глины.
Рассмотрите песок и глину, сделайте вывод из чего состоят песок и глина, определите цвет, наличие запаха.
Обратите внимание на слайд, на нем изображен песок под микроскопом.
Вывод: песок состоит из песчинок разной величины, а глина однородная; по цвету песок бывает желтым или белым, а глина коричневая, желтая, белая и серая, в сухом виде запаха не имеют, но мокрая глина имеет запах.
Благодаря этому опыту мы можем заполнить первый пункт памятки. Самостоятельно поставьте + если свойство соответствует, - если не соответствует.
Опыт №2 Сыпучесть
Цель: на основе проведенных опытов убедиться в том, что песок сыпучий, а глина нет.
Я пересыпаю песок из одной емкости в другую, а вы сделайте вывод о том, что увидели. Также делаем с помощью глины.
Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы.
Вывод: Песок сыпучий, так как пересыпается струйкой, а глина не сыпучая.
Благодаря этому опыту мы можем заполнить второй пункт памятки. Самостоятельно поставьте + если свойство соответствует, - если не соответствует.
Опыт №3 Пластичность
Цель: на основе проведенных опытов убедиться в том, что песок не вязкий, а глина вязкая и пластичная.
Сохраняет ли форму песок? Попробуйте взять кусочек глины и скатать из нее шарик. Сохранила ли она форму?
Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы.
Вывод: Песок не обладает вязкостью, а глина вязкая и пластичная, она сохраняет форму
Благодаря этому опыту мы можем заполнить третий пункт памятки. Самостоятельно поставьте + если свойство соответствует, - если не соответствует.
ФИЗМИНУТКА.
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны.)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Сравнение свойств глины и песка, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево.)
Опыт №4 Водопроницаемость
Цель: на основе проведенных опытов убедиться в том, что песок водопроницаемый, а глина наоборот.
В 2 стакана я вставила воронки с фильтром из ваты. На один из них насыпала песок, на другой положила пласт глины. Наливаю в воронки по одинаковому количеству воды. Из какой воронки вода вытекает, а из какой нет?
Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы.
Вывод: Песок хорошо пропускает воду, а глина не пропускает.
Благодаря этому опыту мы можем заполнить четвертый пункт памятки. Самостоятельно поставьте + если свойство соответствует, - если не соответствует.
Обратите внимание, что с помощью этого опыта мы можем подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу.
Опыт №5 Рыхлость
Цель: на основе проведенных опытов убедиться в том, что песок рыхлый, а глина нет.
Возьмите карандаш и попробуйте погрузить ее в песок и сухую глину. Во что легче всего погрузить, а во что труднее?
Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы.
Вывод: В песок легче всего поместить карандаш, так как он рыхлый, а сухая глина твердая.
Благодаря этому опыту мы можем заполнить пятый пункт памятки. Самостоятельно поставьте + если свойство соответствует, - если не соответствует.
В течение занятия вы самостоятельно заполняли памятку. Проверим правильность с помощью документ камеры.
Резервное задание:
У вас на столах лежат карточки, на которых написано песок и глина. Я буду читать утверждение, а вы должны показать карточку, которая соответствует этому утверждению.
Твердый, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде.
Из этого материала можно слепить шарик.
Его применяют при изготовлении кирпича и посуды.
Из этого полезного ископаемого делают стекло.
Хорошо пересыпается струйкой.
Этот материал можно найти на детских площадках.
Молодцы! Какую тему мы сегодня изучили? (Свойства песка и глины)
Перед нами была поставлена цель, выполнили ли мы ее?
Посмотрим на наш план. Выполнили ли мы 1 пункт? 2?
Вспомним гипотезу, которую поставили. Можем ли мы ее подтвердить? (Да, можем, так так как с помощью опыта мы узнали, что глина не пропускает воду, а значит лужи будут плохо впитываться в почву)
Наше занятие подошло к концу. Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Поднимите руку те, у кого все получилось на занятии. Поднимите две руки, если у вас ничего не получилось.
Спасибо за занятие. До свидание.