СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для работы воспитателей "Содержание образовательной деятельности по областям "Познавательное развитие" и "Речевое развитие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание образовательной деятельности по областям

"Познавательное развитие" и "Речевое развитие",

обозначенное в ФОП ДО, с учетом возраста воспитанников

от двух месяцев до трех лет

Познавательное развитие

От 2 мес. до 1 года

От 1 года до 2 лет

От 2 лет до 3 лет

Содержание подраздела «Сенсорные эталоны и познавательные действия»

Развитие зрительных, слуховых, тактильных, вестибулярных впечатлений, хватательных движений по направлению к объекту, ощупывание манипулирование предметом, поисковая и познавательная активность по отношению к предметам и их свойствам, предметные действия.

1. Действия с предметами

Внимание к новым объектам, выполнение обследовательских и поисковых, имитирующих действий с многократным повторением, манипуляции с предметами, перенос действий на другие предметы, способность группировать однородные предметы по одному из признаков.

1. Действия с предметами

Обучение сравнению, определению сходства и различия, группировке (по цвету, форме, величине), использование предметов-орудий.

Содержание подраздела «Математическое развитие»

 

 

1. Количество и счет

Установление количественных отношений на основе целостного сравнения между группами предметов, различающимися по качественным признакам: «много и много», «много и мало», «много и один».

2. Величина

Сравнение двух предметов по общему объему: большой-маленький.

3. Геометрические фигуры

Представления о геометрических фигурах: шар-куб, круг-квадрат.

Содержание подраздела «Окружающий мир»

 

1. Представления о себе

Представления о своих действиях, желаниях, внешнем виде, близких людях, предметах, личных вещах и объектах ближайшего окружения.

2. Предметный мир

Представления об игрушках, бытовых предметах ближайшего окружения.

1. Представление о себе, семье

Представления об окружающих близких людях, их деятельности, чужих людях, о человеке в целом, его физических особенностях.

2. Предметный мир

Представления об игрушках, бытовых предметах, инструментах и орудиях труда.

3. Явления общественной жизни

Представления о действиях людей с бытовыми предметами и орудиями труда, их назначении.

Содержание подраздела «Природа»

Взаимодействие с объектами живой и неживой природы в естественной среде.

1. Животные

Представления о диких, домашних животных ближайшего окружения.

2. Растения

Представления о деревьях, отдельных овощах, фруктах, ягодах.

3. Явления природы

Представления о непосредственно явлениях природы (осадки, ветер).

4. Неживая природа

Представления об объектах, с которыми можно действовать, использовать в игре (вода, песок).

1. Животные

Представления о диких и домашних животных ближайшего окружения, их детенышах, бережном отношении к ним.

2. Растения

Представления о деревьях, кустарниках, отдельных овощах, фруктах, ягодах ближайшего окружения.

3. Явления природы

Представления о наблюдаемых в разные сезоны года явлениях (осадки, ветер, изменение температуры воздуха).

4. Неживая природа

Представления об объектах, с которыми можно взаимодействовать, играть (вода, песок, глина, камни).

 

Речевое развитие

От 2 мес. до 1 года

От 1 года до 2 лет

От 2 лет до 3 лет

Формирование словаря

Переход от гуления, произнесения гласных, лепета к пониманию слов, фраз, закрепление простых слов из одинаковых слогов, обозначающих окружающие предметы.

Закрепление умения откликаться на свое имя.

Формирование словаря

Расширение запаса слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, их признаки, действия, местоположение, умение отвечать на вопросы, употреблять местоимения, выражать и выполнять просьбы, повторять двухсложные слова, фразы из двух-трех слов.

1. Формирование словаря

Понимание речи, нахождение предметов по признакам и местоположению; активизация словаря существительными, глаголами действия, прилагательными, наречиями, закрепление названий предметов и действий с ними.

2. Звуковая культура речи

Умение говорить внятно, выразительно, правильно произносить простые звуки; воспроизводить ритм слова; не пропуская слоги, использование вербальных и невербальных средств при выражении отношения к предмету разговора.

3. Грамматический строй речи

Использование грамматических категорий: окончаний существительных; уменьшительно- ласкательных суффиксов; умение выражать и мысли посредством трех- четырехсловных предложений.

4. Связная речь

Составление рассказа из нескольких предложений, умение включаться в речевое взаимодействие, понимать речь, выражать свои мысли, чувства, впечатления, отвечать на вопросы.

6. Интерес к художественной литературе

Восприятие детских фольклорных произведений, рассказов, четверостиший.

 

 

Содержание образовательной деятельности по областям

"Познавательное развитие" и "Речевое развитие",

обозначенное в ФОП ДО, с учетом возраста воспитанников

от трех до семи лет

Познавательное развитие

От 3 лет до 4 лет

От 4 лет до 5 лет

От 5 лет до 6 лет

От 6 лет до 7 лет

Содержание подраздела «Сенсорные эталоны и познавательные действия»

1.Действия с предметами

Освоение осязательно- двигательных действий, сравнение двух предметов по одному признаку, поисковых исследовательских действий в совместной деятельности со взрослым и сверстниками.

2.Представление о цвете

Способность различать основные цвета и оттенки.

1.Действия с предметами

Развитие обследовательских,  действий, способность, сравнивать по 2–3 признакам.

2.Представление о цвете

Способность различать и называть большее количество цветов и оттенков.

3.Представление о форме и величине

Способность различать и называть форму окружающих предметов, используя сенсорные эталоны, геометрические фигуры;  освоение группировки, классификации, сериации по длине и ширине.

1.Действия с предметами

Совершенствование приемов сравнения по 3–5 признакам, навыков упорядочивания, классификации, группировки.

2.Исследовательская активность

Совместная познавательная деятельность со взрослыми и сверстниками, планирование деятельности; умения задавать вопросы познавательного характера, проводить анализ, сопоставлять и обобщать информацию.

3.Представление о цвете

Способность различать все цвета спектра, их оттенки, и тоны.

4.Представление о форме и величине

Различие геометрических фигур и их частей.

5.Цифровые средства познания

Формирование интереса к цифровым средствам познания окружающего мира и представлений об их использовании человеком.

1.Действия с предметами

Совершенствование приемов сравнения по 4–6 признакам, навыков упорядочения классификации, группировки.

2.Исследовательская активность.

Целеполагание, планирование, определение способов поиска информации, прогнозирование результатов деятельности, выделение проблемы, стремление к ее решению; становление связи между познавательным вопросом и поисковой проблемой; логика в рассуждениях.

3.Представление о цвете

Способность различать все цвета спектра и их оттенки, тоны, получать новые цвета.

4.Представление о форме и величине

Различие геометрических фигур, соотношение части и целого.

5.Цифровые средства  познания

Поддержка интереса к цифровым средствам, как источнику для поиска информации.

Содержание подраздела «Математическое развитие»

1.Количество и счет.

Установление количественных отношений на основе поэлементного сравнения: столько сколько, столько же, больше, меньше, поровну, не поровну; уравнивание неравных групп предметов путем добавления одного предмета к меньшей группе или удаления одного предмета из большей группы.

2.Величина

Сравнение двух предметов по одному из параметров: длине, ширине, высоте путем наложения и приложения: длиннее-короче, длинный-короткий, шире-уже, широкий-узкий, выше-ниже, высокий-низкий.

3.Геометрические фигуры

Представления о геометрических фигурах, их свойствах на основе сравнения: шар-куб, круг-квадрат, квадрат-треугольник.

4.Ориентировка в пространстве

Ориентировка по частям тела от себя: вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева.

5.Ориентировка во времени

Представление о частях суток день-ночь, утро-вечер.

1.Количество и счет.

Количественный и порядковый счет в пределах пяти с участием различных анализаторов, понимание независимости числа от пространственно-качественных признаков предметов.

2.Величина

Сравнение предметов по двум параметрам путем наложения и приложения; выстраивание сериационных рядов в возрастающем и убывающем порядке по размеру в пределах пяти и установления отношений между ними.

3.Геометрические фигуры

Представления о шаре, кубе, круге, квадрате, треугольнике, о прямоугольнике, цилиндре, умение находить их в окружающей обстановке и в сложных по форме предметах

4.Ориентировка в пространстве

Ориентировка от себя в движении: вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо; словесная характеристика направлений.

5.Ориентировка во времени

Представление о частях суток по порядку их следования, представления о временных отношениях «вчера-сегодня-завтра».

1.Количество и счет

Счет количественный и порядковый в пределах десяти, цифры, понятие о целом и части в результате деления предметов на равные части, состав чисел из единиц в пределах пяти.

2.Величина

Сравнение и выстраивание предметов по возрастанию и убыванию их размера в пределах десяти; сравнение предметов по величине опосредованно с помощью условной мерки, развитие глазомера.

3.Геометрические фигуры

Представление о четырехугольниках; умение выделять структуру геометрических фигур и устанавливать взаимосвязи между ними.

4.Ориентировка в пространстве

Ориентировка в трехмерном пространстве от себя и другого человека, в двухмерном пространстве на листе бумаги, по схеме, плану комнаты.

5.Ориентировка во времени

Представления об единицах измерения времени: сутки, неделя, месяц, год.

1.Количество и счет

Счет в прямом и обратном порядке в пределах 10, счет групп, понимание отношений между целым и частями в результате разрезания предметов на равные части; состав числа из двух меньших чисел в пределах первого десятка, решение простых арифметических задач, знаки +, -, =.

2.Величина

Измерение предметов, жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.

3.Геометрические фигуры

Представления о плоских и объемных геометрических фигурах, многоугольных фигурах, умение классифицировать фигуры по внешним признакам, видоизменять геометрические фигуры, устанавливать взаимосвязи между ними.

4.Ориентировка в пространстве

Ориентировка в двухмерном пространстве на странице в клетку, по схеме, плану местности.

5.Ориентировка во времени

Представления о календаре как системе измерения времени; о часах – приборе измерения времени; умение определять время с точностью до четверти часа; развитие чувства времени.

Содержание подраздела «Окружающий мир»

1.Представление о себе, семье, людях

Представления о способах общения с людьми (членами семьи, сверстниками, взрослыми).

2.Предметный мир

Представления об игрушках, играх, предметах быта, орудиях труда, одежде, книгах, их назначении и использовании.

3.Явления общественной жизни

Представления об общественных праздниках, событиях, трудовых действиях близких людей в быту.

4.Моя Родина

Представления о месте проживания, некоторых значимых объектах.

1.Представление о себе, семье, людях

Представления о способах общения и взаимодействия с людьми в разных сферах деятельности.

2.Предметный мир

Представления об игрушках, играх, предметах быта, орудиях труда, одежде, книгах, их назначении, свойствах различных материалов.

3.Явления общественной жизни

Представления об общественных праздниках, событиях в городе, стране, трудовых действиях людей разных профессий, общественных учреждениях для детей, их назначении.

4.Моя Родина

Представления о месте проживания, его названии, особенностях, достопримечательностях, памятниках.

1.Представление о себе, семье, людях

Расширение способов общения и взаимодействия с другими людьми, стремление к реализации известных действий в игровой и трудовой деятельности.

2.Предметный мир

Представления об игрушках, играх, предметах быта, орудиях труда, одежде, книгах, предметах искусства, их назначении, свойствах и материалах; технических и компьютерных средствах, их назначении и использовании человеком.

3.Явления общественной жизни

Расширение представлений об общественных праздниках, событиях в городе; трудовых действиях людей разных профессий; назначении общественных учреждений.

4.Моя Родина

Представления о месте проживания, его названии, особенностях, достопримечательностях, памятниках, столице государства, флаге, гербе, героях Отечества.

1.Представление о себе, семье, людях

Использование разных способов коммуникации и взаимодействия с людьми, представления о деятельности людей разных профессий.

2.Предметный мир

Представления об игрушках, играх, предметах быта, орудиях труда, одежде, книгах, предметах искусства, технических и компьютерных средствах их назначении, использовании человеком, правилах безопасности их использования.

3.Явления общественной жизни

Расширение и углубление представлений об общественных праздниках, событиях в городе и стране, трудовых действиях людей разных профессий, общественных учреждениях.

4.Моя Родина

Представления о месте проживания, особенностях, достопримечательностях, инфраструктуре родного города, села, названиях улиц, столице, крупных городах; достижениях людей в области спорта, культуры, искусства, традициях народов нашей страны.

Содержание подраздела «Природа»

1.Животные

Представления о диких и домашних животных ближайшего окружения. Умение группировать животных их по существенным признакам (птицы, звери, насекомые, рыбы).

2.Растения

Представления о хвойных и лиственных деревьях, кустарниках, овощных, плодовых, цветковых растениях ближайшего окружения.

3.Явления природы

Представления об отдельных признаках смены времен года (осадки, изменения почвенного покрова); изменениях, происходящих в деятельности человека, жизни животных и растений.

4.Неживая природа

Представления о свойствах песка глины, воды, камней.

1.Животные

Представления о различных классах животных ближайшего окружения, их потребностях, бережном отношении к ним. Умение сравнивать и группировать их по различным признакам (дикие и домашние; рыбы, птицы, млекопитающие, насекомые, земноводные, рептилии; перелетные и зимующие птицы).

2.Растения и грибы

Представления о хвойных и лиственных деревьях, кустарниках, кустарничках, овощных, плодовых, цветковых растениях ближайшего окружения; съедобных и несъедобных грибах.

3.Явления природы

Представления о признаках смены времен года (изменения почвенного покрова, осадков, состояния водоемов); изменениях в жизни человека, животных и растений; некоторых атмосферных явлениях (гололед, град, ветер, радуга, гроза, закат, рассвет).

4.Неживая природа

Представления о свойствах песка, глины воды, камней, природных материалов.

1.Животные

Представления о различных группах животных ближайшего окружении и среде их обитания (водная, наземно-воздушная, почвенная); особенностях внешнего вида и образа жизни, домашних и декоративных животных, их потребностях.

2.Растения и грибы

Представления о хвойных и лиственных деревьях, кустарниках, кустарничках, овощных, плодовых, цветковых растениях ближайшего окружения, комнатных растениях и их потребностях; съедобных и несъедобных грибах.

3.Явления природы

Представления о признаках смены времен года (изменения температуры воздуха, почвенного покрова, осадков, состояния водоемов); сельскохозяйственной и другой деятельности человека в разные сезоны года, особенностях жизни животных и растений в разные сезоны года; атмосферных явлениях (радуга, гроза, закат, рассвет, туман, роса, ветер, облачность и др.).

4.Неживая природа

Представления о неживой природе, как среде обитания, свойствах песка, глины, воды, камней, минералов, воздуха, их использование человеком.

1.Животные

Представления о наиболее ярких представителях разных природных зон, их особенностях, приспособление к среде обитания, рост и развитие, забота о потомстве.

2.Растения и грибы

Представления о деревьях, кустарниках, кустарничках, овощных, плодовых, злаковых, лекарственных, декоративных, цветковых растениях разных природных зон, комнатных растениях, различающиеся по строению и уходу, их особенностях, росте и развитии, съедобных и несъедобных грибах.

3.Явления природы

Представления о признаках смены времен года по месяцам (изменения температуры воздуха, продолжительности дня, почвенного покрова, осадков, состояния водоемов, жизни живых существ); разнообразных атмосферных явлениях (радуга, гроза, закат, рассвет, туман, роса, разная сила ветра, виды облаков, полнолуние, кометы и др.).

4.Неживая природа

Представления о неживой природе, как среде обитания живых существ, свойствах песка, глины, воды, воздуха камней, природных материалов, ископаемых; водных ресурсах планеты, небесных телах (солнце, луна, звезды).

5.Человек и природа.

Представления об использовании человеком живой и неживой природы, природоохранной деятельности, профессиях, связанных с природой, ее изучением, охраной, выращиванием и разведением животных и растений.

 

Речевое развитие

От 3 лет до 4 лет

От 4 лет до 5 лет

От 5 лет до 6 лет

От 6 лет до 7 лет

1.Формирование словаря

Расширение запаса слов, обозначающих людей, предметы, объекты природы, их части, качества, действия с ними в соответствии с назначением, понимание обобщающих слов.

2.Звуковая культура речи

Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, правильного дыхания, звукопроизношения, слухового внимания, моторики речевого аппарата; воспроизведение ритма стихотворения.

3.Грамматический строй речи

Употребление прилагательных и существительных вроде, падеже, употребление существительных с предлогами, слов в разном роде, числе и падеже, составление простых распространенных предложений, выстраивание сложных предложений, использование разных способов словообразования (в том числе приставочный), образование повелительной формы глаголов.

4.Связная речь

Составление рассказа из нескольких предложений, игровое общение со сверстниками, использование основных форм речевого этикета, умение отвечать на вопросы и задавать их, рассказывать о своих чувствах, желаниях впечатлениях.

5.Подготовка детей к обучению грамоте Формирование умения вслушиваться в звучание слова, закреплять в речи детей термины «слово», «звук» в практическом плане.

6.Интерес к художественной литературе

Восприятие жанров фольклора и художественной литературы, понимание содержания, композиции текста, умение произносить потешки и стихотворения, ролевые диалоги, знакомые строчки и рифмы.

1.Формирование словаря

Расширение запаса слов, обозначающих людей, профессии, предметы, материалы, объекты природы, их части, качества, свойства, действия, родовые и видовые обобщения.

2.Звуковая культура речи

Правильное произношение звуков, воспроизведение фонетического и морфологического рисунка слова, говорить внятно, выразительно, в нормальном темпе, регулировать интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи.

3.Грамматический строй речи

Использование полных, распространенных простых предложений с однородными членами, сложноподчиненных предложений; употребление суффиксов и приставок при словообразовании; использование правильных окончаний в речевом высказывании.

4.Связная речь

Составление описательных и повествовательных рассказов, пересказов, развитие речевого творчества, развитие умения задавать вопросы и развернуто отвечать, использование разных типов реплик, участие в коллективном разговоре.

5.Подготовка детей к обучению грамоте

Закрепление умений понимать термины «слово», «звук», уметь осуществлять звуковой анализ слов, произносить слова, узнавать слова на заданный звук.

6.Интерес к художественной литературе

Формирование представлений об основных особенностях жанров литературных произведений; развитие способности воспринимать содержание и форму художественных произведений, формирование исполнительских умений.

1.Формирование словаря

Расширение словаря за счет представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей, профессиях, технике, трудовых действиях, состояниях людей, социально-нравственных категориях, обобщающих словах; использование синонимов и антонимов.

2.Звуковая культура речи

Развитие интонационной культуры речи, фонематического слуха, закрепление правильного произношения сонорных звуков, использование средств интонационной выразительности.

3.Грамматический строй речи

Использование несклоняемых существительных, слов, имеющих только множественное или единственное число, существительных множественного числа в родительном падеже, согласование существительных с числительными.

4.Связная речь

Составление рассказов, пересказов, умение использовать разные типы реплик, использование невербальных средств общения; построение игровых диалогов, сочинение сюжетных рассказов, использование доказательной, выразительной речи, умение замечать и исправлять ошибки.

5.Подготовка детей к обучению грамоте Ознакомление с терминами «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук» и «согласный звук»; проведение звукового анализа слова, определение твердости, мягкости согласных, составление предложения по модели; определение количества и последовательности слов в предложении, словесное ударение

6.Интерес к художественной литературе Формирование интереса к произведениям познавательного характера, представлений о некоторых жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений; формирование исполнительских умений, поддержка инициативы в выборе произведений.

1.Формирование словаря

Подбор точных слов для выражения мысли; использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, олицетворения.

2.Звуковая культура речи

Автоматизация и дифференциация сложных для произношения звуков речи; исправление имеющихся нарушений в звукопроизношении.

3.Грамматический строй речи

Образование сложных слов посредством слияния основ, использование разных типов предложений, согласование существительных с другими частями речи, их образование с

суффиксами, глаголов с приставками, сравнительной и превосходной степени прилагательных.

4.Связная речь

Составление разных типов рассказов, пересказов, поддержание диалога, выбор этикетной формы в зависимости от ситуации общения, использование средств языковой выразительности, объяснительной, доказательной речи, рассуждений, умение осуществлять речевое планирование, замечать ошибки.

5.Подготовка детей к обучению грамоте

Осуществление звукового анализа слов, формирование умений интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, составлять предложения с заданным количеством слов; выделять ударение, определять количество и последовательность слов в предложении, чтение слогов.

6.Интерес к художественной литературе

Формирование отношение к книге как эстетическому объекту, интереса к познавательной и природоведческой литературе, жанрам, уточнение представлений о жанровых, композиционных и языковых особенностях жанров литературы; развитие образности речи и словесного творчества, поддерживать избирательные интересы.

 

Просмотр содержимого документа
«Памятка для работы воспитателей "Содержание образовательной деятельности по областям "Познавательное развитие" и "Речевое развитие"»

Содержание образовательной деятельности по областям

"Познавательное развитие" и "Речевое развитие",

обозначенное в ФОП ДО, с учетом возраста воспитанников

от двух месяцев до трех лет

Познавательное развитие

От 2 мес. до 1 года

От 1 года до 2 лет

От 2 лет до 3 лет

Содержание подраздела «Сенсорные эталоны и познавательные действия»

Развитие зрительных, слуховых, тактильных, вестибулярных впечатлений, хватательных движений по направлению к объекту, ощупывание манипулирование предметом, поисковая и познавательная активность по отношению к предметам и их свойствам, предметные действия.

1. Действия с предметами

Внимание к новым объектам, выполнение обследовательских и поисковых, имитирующих действий с многократным повторением, манипуляции с предметами, перенос действий на другие предметы, способность группировать однородные предметы по одному из признаков.

1. Действия с предметами

Обучение сравнению, определению сходства и различия, группировке (по цвету, форме, величине), использование предметов-орудий.

Содержание подраздела «Математическое развитие»



1. Количество и счет

Установление количественных отношений на основе целостного сравнения между группами предметов, различающимися по качественным признакам: «много и много», «много и мало», «много и один».

2. Величина

Сравнение двух предметов по общему объему: большой-маленький.

3. Геометрические фигуры

Представления о геометрических фигурах: шар-куб, круг-квадрат.

Содержание подраздела «Окружающий мир»


1. Представления о себе

Представления о своих действиях, желаниях, внешнем виде, близких людях, предметах, личных вещах и объектах ближайшего окружения.

2. Предметный мир

Представления об игрушках, бытовых предметах ближайшего окружения.

1. Представление о себе, семье

Представления об окружающих близких людях, их деятельности, чужих людях, о человеке в целом, его физических особенностях.

2. Предметный мир

Представления об игрушках, бытовых предметах, инструментах и орудиях труда.

3. Явления общественной жизни

Представления о действиях людей с бытовыми предметами и орудиями труда, их назначении.

Содержание подраздела «Природа»

Взаимодействие с объектами живой и неживой природы в естественной среде.

1. Животные

Представления о диких, домашних животных ближайшего окружения.

2. Растения

Представления о деревьях, отдельных овощах, фруктах, ягодах.

3. Явления природы

Представления о непосредственно явлениях природы (осадки, ветер).

4. Неживая природа

Представления об объектах, с которыми можно действовать, использовать в игре (вода, песок).

1. Животные

Представления о диких и домашних животных ближайшего окружения, их детенышах, бережном отношении к ним.

2. Растения

Представления о деревьях, кустарниках, отдельных овощах, фруктах, ягодах ближайшего окружения.

3. Явления природы

Представления о наблюдаемых в разные сезоны года явлениях (осадки, ветер, изменение температуры воздуха).

4. Неживая природа

Представления об объектах, с которыми можно взаимодействовать, играть (вода, песок, глина, камни).



Речевое развитие

От 2 мес. до 1 года

От 1 года до 2 лет

От 2 лет до 3 лет

Формирование словаря

Переход от гуления, произнесения гласных, лепета к пониманию слов, фраз, закрепление простых слов из одинаковых слогов, обозначающих окружающие предметы.

Закрепление умения откликаться на свое имя.

Формирование словаря

Расширение запаса слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, их признаки, действия, местоположение, умение отвечать на вопросы, употреблять местоимения, выражать и выполнять просьбы, повторять двухсложные слова, фразы из двух-трех слов.

1. Формирование словаря

Понимание речи, нахождение предметов по признакам и местоположению; активизация словаря существительными, глаголами действия, прилагательными, наречиями, закрепление названий предметов и действий с ними.

2. Звуковая культура речи

Умение говорить внятно, выразительно, правильно произносить простые звуки; воспроизводить ритм слова; не пропуская слоги, использование вербальных и невербальных средств при выражении отношения к предмету разговора.

3. Грамматический строй речи

Использование грамматических категорий: окончаний существительных; уменьшительно- ласкательных суффиксов; умение выражать и мысли посредством трех- четырехсловных предложений.

4. Связная речь

Составление рассказа из нескольких предложений, умение включаться в речевое взаимодействие, понимать речь, выражать свои мысли, чувства, впечатления, отвечать на вопросы.

6. Интерес к художественной литературе

Восприятие детских фольклорных произведений, рассказов, четверостиший.



Содержание образовательной деятельности по областям

"Познавательное развитие" и "Речевое развитие",

обозначенное в ФОП ДО, с учетом возраста воспитанников

от трех до семи лет

Познавательное развитие

От 3 лет до 4 лет

От 4 лет до 5 лет

От 5 лет до 6 лет

От 6 лет до 7 лет

Содержание подраздела «Сенсорные эталоны и познавательные действия»

1.Действия с предметами

Освоение осязательно- двигательных действий, сравнение двух предметов по одному признаку, поисковых исследовательских действий в совместной деятельности со взрослым и сверстниками.

2.Представление о цвете

Способность различать основные цвета и оттенки.

1.Действия с предметами

Развитие обследовательских, действий, способность, сравнивать по 2–3 признакам.

2.Представление о цвете

Способность различать и называть большее количество цветов и оттенков.

3.Представление о форме и величине

Способность различать и называть форму окружающих предметов, используя сенсорные эталоны, геометрические фигуры; освоение группировки, классификации, сериации по длине и ширине.

1.Действия с предметами

Совершенствование приемов сравнения по 3–5 признакам, навыков упорядочивания, классификации, группировки.

2.Исследовательская активность

Совместная познавательная деятельность со взрослыми и сверстниками, планирование деятельности; умения задавать вопросы познавательного характера, проводить анализ, сопоставлять и обобщать информацию.

3.Представление о цвете

Способность различать все цвета спектра, их оттенки, и тоны.

4.Представление о форме и величине

Различие геометрических фигур и их частей.

5.Цифровые средства познания

Формирование интереса к цифровым средствам познания окружающего мира и представлений об их использовании человеком.

1.Действия с предметами

Совершенствование приемов сравнения по 4–6 признакам, навыков упорядочения классификации, группировки.

2.Исследовательская активность.

Целеполагание, планирование, определение способов поиска информации, прогнозирование результатов деятельности, выделение проблемы, стремление к ее решению; становление связи между познавательным вопросом и поисковой проблемой; логика в рассуждениях.

3.Представление о цвете

Способность различать все цвета спектра и их оттенки, тоны, получать новые цвета.

4.Представление о форме и величине

Различие геометрических фигур, соотношение части и целого.

5.Цифровые средства познания

Поддержка интереса к цифровым средствам, как источнику для поиска информации.

Содержание подраздела «Математическое развитие»

1.Количество и счет.

Установление количественных отношений на основе поэлементного сравнения: столько сколько, столько же, больше, меньше, поровну, не поровну; уравнивание неравных групп предметов путем добавления одного предмета к меньшей группе или удаления одного предмета из большей группы.

2.Величина

Сравнение двух предметов по одному из параметров: длине, ширине, высоте путем наложения и приложения: длиннее-короче, длинный-короткий, шире-уже, широкий-узкий, выше-ниже, высокий-низкий.

3.Геометрические фигуры

Представления о геометрических фигурах, их свойствах на основе сравнения: шар-куб, круг-квадрат, квадрат-треугольник.

4.Ориентировка в пространстве

Ориентировка по частям тела от себя: вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева.

5.Ориентировка во времени

Представление о частях суток день-ночь, утро-вечер.

1.Количество и счет.

Количественный и порядковый счет в пределах пяти с участием различных анализаторов, понимание независимости числа от пространственно-качественных признаков предметов.

2.Величина

Сравнение предметов по двум параметрам путем наложения и приложения; выстраивание сериационных рядов в возрастающем и убывающем порядке по размеру в пределах пяти и установления отношений между ними.

3.Геометрические фигуры

Представления о шаре, кубе, круге, квадрате, треугольнике, о прямоугольнике, цилиндре, умение находить их в окружающей обстановке и в сложных по форме предметах

4.Ориентировка в пространстве

Ориентировка от себя в движении: вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо; словесная характеристика направлений.

5.Ориентировка во времени

Представление о частях суток по порядку их следования, представления о временных отношениях «вчера-сегодня-завтра».

1.Количество и счет

Счет количественный и порядковый в пределах десяти, цифры, понятие о целом и части в результате деления предметов на равные части, состав чисел из единиц в пределах пяти.

2.Величина

Сравнение и выстраивание предметов по возрастанию и убыванию их размера в пределах десяти; сравнение предметов по величине опосредованно с помощью условной мерки, развитие глазомера.

3.Геометрические фигуры

Представление о четырехугольниках; умение выделять структуру геометрических фигур и устанавливать взаимосвязи между ними.

4.Ориентировка в пространстве

Ориентировка в трехмерном пространстве от себя и другого человека, в двухмерном пространстве на листе бумаги, по схеме, плану комнаты.

5.Ориентировка во времени

Представления об единицах измерения времени: сутки, неделя, месяц, год.

1.Количество и счет

Счет в прямом и обратном порядке в пределах 10, счет групп, понимание отношений между целым и частями в результате разрезания предметов на равные части; состав числа из двух меньших чисел в пределах первого десятка, решение простых арифметических задач, знаки +, -, =.

2.Величина

Измерение предметов, жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.

3.Геометрические фигуры

Представления о плоских и объемных геометрических фигурах, многоугольных фигурах, умение классифицировать фигуры по внешним признакам, видоизменять геометрические фигуры, устанавливать взаимосвязи между ними.

4.Ориентировка в пространстве

Ориентировка в двухмерном пространстве на странице в клетку, по схеме, плану местности.

5.Ориентировка во времени

Представления о календаре как системе измерения времени; о часах – приборе измерения времени; умение определять время с точностью до четверти часа; развитие чувства времени.

Содержание подраздела «Окружающий мир»

1.Представление о себе, семье, людях

Представления о способах общения с людьми (членами семьи, сверстниками, взрослыми).

2.Предметный мир

Представления об игрушках, играх, предметах быта, орудиях труда, одежде, книгах, их назначении и использовании.

3.Явления общественной жизни

Представления об общественных праздниках, событиях, трудовых действиях близких людей в быту.

4.Моя Родина

Представления о месте проживания, некоторых значимых объектах.

1.Представление о себе, семье, людях

Представления о способах общения и взаимодействия с людьми в разных сферах деятельности.

2.Предметный мир

Представления об игрушках, играх, предметах быта, орудиях труда, одежде, книгах, их назначении, свойствах различных материалов.

3.Явления общественной жизни

Представления об общественных праздниках, событиях в городе, стране, трудовых действиях людей разных профессий, общественных учреждениях для детей, их назначении.

4.Моя Родина

Представления о месте проживания, его названии, особенностях, достопримечательностях, памятниках.

1.Представление о себе, семье, людях

Расширение способов общения и взаимодействия с другими людьми, стремление к реализации известных действий в игровой и трудовой деятельности.

2.Предметный мир

Представления об игрушках, играх, предметах быта, орудиях труда, одежде, книгах, предметах искусства, их назначении, свойствах и материалах; технических и компьютерных средствах, их назначении и использовании человеком.

3.Явления общественной жизни

Расширение представлений об общественных праздниках, событиях в городе; трудовых действиях людей разных профессий; назначении общественных учреждений.

4.Моя Родина

Представления о месте проживания, его названии, особенностях, достопримечательностях, памятниках, столице государства, флаге, гербе, героях Отечества.

1.Представление о себе, семье, людях

Использование разных способов коммуникации и взаимодействия с людьми, представления о деятельности людей разных профессий.

2.Предметный мир

Представления об игрушках, играх, предметах быта, орудиях труда, одежде, книгах, предметах искусства, технических и компьютерных средствах их назначении, использовании человеком, правилах безопасности их использования.

3.Явления общественной жизни

Расширение и углубление представлений об общественных праздниках, событиях в городе и стране, трудовых действиях людей разных профессий, общественных учреждениях.

4.Моя Родина

Представления о месте проживания, особенностях, достопримечательностях, инфраструктуре родного города, села, названиях улиц, столице, крупных городах; достижениях людей в области спорта, культуры, искусства, традициях народов нашей страны.

Содержание подраздела «Природа»

1.Животные

Представления о диких и домашних животных ближайшего окружения. Умение группировать животных их по существенным признакам (птицы, звери, насекомые, рыбы).

2.Растения

Представления о хвойных и лиственных деревьях, кустарниках, овощных, плодовых, цветковых растениях ближайшего окружения.

3.Явления природы

Представления об отдельных признаках смены времен года (осадки, изменения почвенного покрова); изменениях, происходящих в деятельности человека, жизни животных и растений.

4.Неживая природа

Представления о свойствах песка глины, воды, камней.

1.Животные

Представления о различных классах животных ближайшего окружения, их потребностях, бережном отношении к ним. Умение сравнивать и группировать их по различным признакам (дикие и домашние; рыбы, птицы, млекопитающие, насекомые, земноводные, рептилии; перелетные и зимующие птицы).

2.Растения и грибы

Представления о хвойных и лиственных деревьях, кустарниках, кустарничках, овощных, плодовых, цветковых растениях ближайшего окружения; съедобных и несъедобных грибах.

3.Явления природы

Представления о признаках смены времен года (изменения почвенного покрова, осадков, состояния водоемов); изменениях в жизни человека, животных и растений; некоторых атмосферных явлениях (гололед, град, ветер, радуга, гроза, закат, рассвет).

4.Неживая природа

Представления о свойствах песка, глины воды, камней, природных материалов.

1.Животные

Представления о различных группах животных ближайшего окружении и среде их обитания (водная, наземно-воздушная, почвенная); особенностях внешнего вида и образа жизни, домашних и декоративных животных, их потребностях.

2.Растения и грибы

Представления о хвойных и лиственных деревьях, кустарниках, кустарничках, овощных, плодовых, цветковых растениях ближайшего окружения, комнатных растениях и их потребностях; съедобных и несъедобных грибах.

3.Явления природы

Представления о признаках смены времен года (изменения температуры воздуха, почвенного покрова, осадков, состояния водоемов); сельскохозяйственной и другой деятельности человека в разные сезоны года, особенностях жизни животных и растений в разные сезоны года; атмосферных явлениях (радуга, гроза, закат, рассвет, туман, роса, ветер, облачность и др.).

4.Неживая природа

Представления о неживой природе, как среде обитания, свойствах песка, глины, воды, камней, минералов, воздуха, их использование человеком.

1.Животные

Представления о наиболее ярких представителях разных природных зон, их особенностях, приспособление к среде обитания, рост и развитие, забота о потомстве.

2.Растения и грибы

Представления о деревьях, кустарниках, кустарничках, овощных, плодовых, злаковых, лекарственных, декоративных, цветковых растениях разных природных зон, комнатных растениях, различающиеся по строению и уходу, их особенностях, росте и развитии, съедобных и несъедобных грибах.

3.Явления природы

Представления о признаках смены времен года по месяцам (изменения температуры воздуха, продолжительности дня, почвенного покрова, осадков, состояния водоемов, жизни живых существ); разнообразных атмосферных явлениях (радуга, гроза, закат, рассвет, туман, роса, разная сила ветра, виды облаков, полнолуние, кометы и др.).

4.Неживая природа

Представления о неживой природе, как среде обитания живых существ, свойствах песка, глины, воды, воздуха камней, природных материалов, ископаемых; водных ресурсах планеты, небесных телах (солнце, луна, звезды).

5.Человек и природа.

Представления об использовании человеком живой и неживой природы, природоохранной деятельности, профессиях, связанных с природой, ее изучением, охраной, выращиванием и разведением животных и растений.



Речевое развитие

От 3 лет до 4 лет

От 4 лет до 5 лет

От 5 лет до 6 лет

От 6 лет до 7 лет

1.Формирование словаря

Расширение запаса слов, обозначающих людей, предметы, объекты природы, их части, качества, действия с ними в соответствии с назначением, понимание обобщающих слов.

2.Звуковая культура речи

Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, правильного дыхания, звукопроизношения, слухового внимания, моторики речевого аппарата; воспроизведение ритма стихотворения.

3.Грамматический строй речи

Употребление прилагательных и существительных вроде, падеже, употребление существительных с предлогами, слов в разном роде, числе и падеже, составление простых распространенных предложений, выстраивание сложных предложений, использование разных способов словообразования (в том числе приставочный), образование повелительной формы глаголов.

4.Связная речь

Составление рассказа из нескольких предложений, игровое общение со сверстниками, использование основных форм речевого этикета, умение отвечать на вопросы и задавать их, рассказывать о своих чувствах, желаниях впечатлениях.

5.Подготовка детей к обучению грамоте Формирование умения вслушиваться в звучание слова, закреплять в речи детей термины «слово», «звук» в практическом плане.

6.Интерес к художественной литературе

Восприятие жанров фольклора и художественной литературы, понимание содержания, композиции текста, умение произносить потешки и стихотворения, ролевые диалоги, знакомые строчки и рифмы.

1.Формирование словаря

Расширение запаса слов, обозначающих людей, профессии, предметы, материалы, объекты природы, их части, качества, свойства, действия, родовые и видовые обобщения.

2.Звуковая культура речи

Правильное произношение звуков, воспроизведение фонетического и морфологического рисунка слова, говорить внятно, выразительно, в нормальном темпе, регулировать интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи.

3.Грамматический строй речи

Использование полных, распространенных простых предложений с однородными членами, сложноподчиненных предложений; употребление суффиксов и приставок при словообразовании; использование правильных окончаний в речевом высказывании.

4.Связная речь

Составление описательных и повествовательных рассказов, пересказов, развитие речевого творчества, развитие умения задавать вопросы и развернуто отвечать, использование разных типов реплик, участие в коллективном разговоре.

5.Подготовка детей к обучению грамоте

Закрепление умений понимать термины «слово», «звук», уметь осуществлять звуковой анализ слов, произносить слова, узнавать слова на заданный звук.

6.Интерес к художественной литературе

Формирование представлений об основных особенностях жанров литературных произведений; развитие способности воспринимать содержание и форму художественных произведений, формирование исполнительских умений.

1.Формирование словаря

Расширение словаря за счет представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей, профессиях, технике, трудовых действиях, состояниях людей, социально-нравственных категориях, обобщающих словах; использование синонимов и антонимов.

2.Звуковая культура речи

Развитие интонационной культуры речи, фонематического слуха, закрепление правильного произношения сонорных звуков, использование средств интонационной выразительности.

3.Грамматический строй речи

Использование несклоняемых существительных, слов, имеющих только множественное или единственное число, существительных множественного числа в родительном падеже, согласование существительных с числительными.

4.Связная речь

Составление рассказов, пересказов, умение использовать разные типы реплик, использование невербальных средств общения; построение игровых диалогов, сочинение сюжетных рассказов, использование доказательной, выразительной речи, умение замечать и исправлять ошибки.

5.Подготовка детей к обучению грамоте Ознакомление с терминами «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук» и «согласный звук»; проведение звукового анализа слова, определение твердости, мягкости согласных, составление предложения по модели; определение количества и последовательности слов в предложении, словесное ударение

6.Интерес к художественной литературе Формирование интереса к произведениям познавательного характера, представлений о некоторых жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений; формирование исполнительских умений, поддержка инициативы в выборе произведений.

1.Формирование словаря

Подбор точных слов для выражения мысли; использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, олицетворения.

2.Звуковая культура речи

Автоматизация и дифференциация сложных для произношения звуков речи; исправление имеющихся нарушений в звукопроизношении.

3.Грамматический строй речи

Образование сложных слов посредством слияния основ, использование разных типов предложений, согласование существительных с другими частями речи, их образование с

суффиксами, глаголов с приставками, сравнительной и превосходной степени прилагательных.

4.Связная речь

Составление разных типов рассказов, пересказов, поддержание диалога, выбор этикетной формы в зависимости от ситуации общения, использование средств языковой выразительности, объяснительной, доказательной речи, рассуждений, умение осуществлять речевое планирование, замечать ошибки.

5.Подготовка детей к обучению грамоте

Осуществление звукового анализа слов, формирование умений интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, составлять предложения с заданным количеством слов; выделять ударение, определять количество и последовательность слов в предложении, чтение слогов.

6.Интерес к художественной литературе

Формирование отношение к книге как эстетическому объекту, интереса к познавательной и природоведческой литературе, жанрам, уточнение представлений о жанровых, композиционных и языковых особенностях жанров литературы; развитие образности речи и словесного творчества, поддерживать избирательные интересы.