СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свойства песка и глины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта работа поможет расширить знания учащихся по теме "Почва" ,её состав.

Просмотр содержимого документа
«Свойства песка и глины.»



«Свойства песка и глины» (опыт)





Цель опыта: сформировать у учащихся представления о характерных свойствах песка и глины и их значении в жизни природы и человека.

Планируемые результаты:

Личностные: мотивация к творческому труду, работе на результат, развитие исследовательских и творческих способностей учащихся.

Метапредметные:

Регулятивные:понимание учебной задачи (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы), умение работать по плану.

Познавательные :развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, логических УУД

Коммуникативные: формирование умений учебного сотрудничества: умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Предметные: осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам. Выявить признаки и свойства песка и глины.

Оборудование:  образцы песка и глины, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки на каждую парту.


1. Подготовка учителя.

Учитель разрабатывает цели, методику опыта, его содержание, заранее его проводит до урока, чтобы убедиться, что опыт получается.


2. Предварительная беседа. Создание проблемной ситуации.

У: Что такое горные породы? Приведите примеры.

У: Люди, какой профессии занимаются изучением горных пород?

У: Геологи не только в экспедициях разведывают залежи горных пород, но и проводят исследования в лабораториях. Мы сегодня выступим в роли учёных-геологов, проведём исследования с целью изучения свойств горных пород.

У: А какие горные породы мы будем изучать на занятии, узнаем, отгадав загадки:

Если встретишь на дороге-
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобиться сразу. (Глина)


Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе, 
Он и на стройке, и на пляже, 
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)


Рассказ учителя об образовании песка и глины в природе.

Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Когда хотят построить крепкий дом, мост или памятник - их делают из камня, в частности из гранита. Проходят десятки и сотни лет, люди рождаются , живут и умирают, а постройки из камня стоят. Каменные горы кажутся вечными. Но как ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны.

Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно и совсем не считаем их могущественными, способными разрушить камни: это- высокая и низкая температура воздуха; дождь и снег; вода и ветер; растения. Вот так с их помощью, постепенно разрушаются крепкие горы.

- Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок. И глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.

Вода несет песок, камни, глину. Там, где река выходит на равнину, вода течет медленно и откладывает песок и глину. А дальше к морю вода уже несет частицы ила, которые оседают на дне и в течение тысячелетий образуется толстый слой.

Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.

У: Почему песок и глина часто используются человеком? Итак, сегодня на уроке мы будем изучать свойства песка и глины.


3. Правила безопасности.

У:Не кидаться песком и глиной, не разбрасывать их, не поднимать руки высоко.

Раздача оборудования

Форма проведения опыта: Фронтальный (лабораторный) опыт. Ученики выполняют опыт в определённой последовательности. Учитель контролирует действия учащихся, сопровождая опыт беседой и обсуждением.

4. Основной этап (непосредственное проведение опыта)

Задание 1.

Рассмотрите песок/глину.




Песок


Глина



Желтый, иногда серый, белый, бурый.



Коричневая, красноватая, серая,

чисто белая, голубоватая.






Определите состояние песка/глины.

Задание 2.

-Рассмотрите песок/ глину через лупу.

У: Отметьте, из чего на глаз состоит песок/глина (песок состоит из отдельных мелких песчинок. Они имеют разную окраску. Одни песчинки непрозрачные, другие почти прозрачные, похожи на кусочки мутного стекла. Частички глины непрозрачные, неблестящие, разного цвета: жёлтые, серые, коричневые).






Песок


Глина



Не прозрачен.



Не прозрачна.



Задание 3.

1)Установление сыпучести песка/глины.

Цель: узнать, что легче пересыпается песок или глина (из стаканчика переспать песок/глину).



Песок




Глина



Частицы не скреплены, следовательно сыпучий.



Частицы сильно скреплены между собой, следовательно нельзя пересыпать, но...




2)Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика.

-Подождите, пока немного подсохнет.

-Определите, что лучше сохраняет форму: песок или глина? (Сырой глине можно придать форму, это мягкий материал. Глина легко мнётся, продавливается. После высыхания хорошо сохраняет форму. Песок плохо сохраняет форму, при надавливании шарик из песка рассыпается).




Глина



Размокает в воде,

образуя пластическое тесто.

Вязкая.



Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?





Песок


Глина



Запах сырости.


Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?



Песок


Глина



Тяжелее воды, тонут.






- Попробуем определить, способны ли песок и глина пропускать воду.

- Какой вывод можно сделать?





Песок


Глина



Хорошо пропускает воду.



Плохо пропускает воду.





















6. Обобщающая беседа:

- О чём идёт речь?

  • Вязкая горная порода, которая очень осложняет передвижение после дождя.

  • Сыпучая, рыхлая горная порода, хорошо пропускает воду.

У: - Какие свойства выявили?

У: - Где и как люди могут использовать песок и глину, учитывая свойства этих полезных ископаемых?

(Глина нашла применение в хозяйственной деятельности человека благодаря своей пластичности. Из неё делают разнообразную посуду, игрушки, кирпичи и другие изделия. При прокаливании глина приобретает твёрдость и прочность. Песок сыпучий, хорошо пропускает воду, благодаря этому его используют в строительстве дорог. Кварцевый песок используют при производстве стекла).




Скачать

© 2024, 22 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!