Тема: «Свойства степени с целым показателем»
Автор: Нужда Светлана Станиславовна
Цели урока: повторить понятие и свойства степени с целым показателем; формировать умения и навыки их применения при вычислениях и преобразованиях выражений; развивать логическое мышление, математическую речь; развивать познавательный интерес учащихся к предмету.
Планируемые результаты
Предметные: Формировать умение вычислять и преобразовывать выражение, содержащее степени с целым показателем.
Личностные: Формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
Метапредметные
Регулятивные - составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные – формировать умение определять понятия.
Коммуникативные - умеют взглянуть на ситуацию с иной, позиции и договориться с людьми иных позиций
Тип урока: отработка умений и рефлексии.
Оборудование: компьютер, печатный материал, учебник «Дорофеев Г.В. Алгебра 8»
ХОД УРОКА
Этап мотивации (самоопределения)
Учитель: Доброе утро, дорогие ребята! Доброе утро, уважаемые гости. Я рада приветствовать всех сегодня на уроке алгебры в 8 классе.
- Ребята, а все ли вы уже знаете по математике?
- Все, что вы изучаете, вам легко дается? (ответы учащихся)
Учитель: Да, путь к познанию не гладок.
Но знайте вы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок.
И поискам предела нет.
Учитель: А поиском чего мы будем сегодня заниматься?
Учитель: Давайте прочитаем эпиграф к уроку. Это высказывание Михаила Васильевича Ломоносова: «Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь».
Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Степень)
Но не просто степень.
Следующее задание вам поможет уточнить, о какой степени мы будем говорить.
Решите математическую шифровку. В ней спрятан год рождения очень известного человека (устно):
80 (1/7)-1 (1/3)-2 (1/9)-1
1 7 9 9
Это год рождения А.С. Пушкина.
- Итак, какова тема нашего урока (Степень с целым показателем)
Учитель: Это для вас новая тема? Какие же цели вы себе поставите на сегодняшний урок:
Обобщить
Закрепить
Развивать
Совершенствовать
обобщить и систематизировать знания о степени с целым показателем;
закрепить и усовершенствовать навыки применения свойств степени с целым показателем;
развивать навыки выполнения простейших преобразований выражений, содержащих степени с целым показателем;
совершенствовать навыки самостоятельного труда и самоконтроля, развивать речь, внимание, познавательный интерес.
Учитель: «Знания собираются по крупинкам, как вода в долине», говорит народная мудрость. Вот и мы давайте соберём по капельке всё, что учили по теме: «Степень».
Запишем дату 19.10. Классная работа. Степень с целым показателем и её свойства». Оценивать свою работу на уроке, ребята, вы будете с помощью листов самооценки. У каждого они лежат на столе. Напротив каждого задания устного или письменного вы себе будете выставлять баллы. В конце урока вы посчитаете баллы и сдадите листы мне для выставления оценок за урок.
Этап актуализации знаний
Что значит степень с ЦЕЛЫМ показателем? Т.е. какие числа могут быть в показателе степени, которую мы изучаем?
Дайте определение степени с натуральным показателем.
Дайте определение степени с отрицательным показателем
Чему равна степень с нулевым показателем?
Имеет ли смысл выражение: 0-5 ? Лист самооценки
Устный счет. Развитие речи. Повторение изученного материала. Контроль знаний.
1. Вычислить. Отвечают по цепочке.
250 .
Лист самооценки
2. Допиши правило. Работаем в листах самооценки. Затем выполним проверку
1)
2)
3)
4)
5)
6)
а ≠ 0, b ≠ 0
Выставляем баллы
3. Работа с сигнальными карточками. 1,2,3.4. Решаем в листах и по команде нужно поднять карточку с номером правильного ответа.
Правильный ответ ….. – кто поднял эту карточку, поставили «1 балл».
1.Найдите значение выражения
2. Найдите значение выражения
3. Найдите значение выражения
4.Представьте выражение в виде степени
ФИЗМИНУТКА
III. Формирование умений и навыков.
Учитель: А теперь я предлагаю вам поработать в парах. У вас на столах карточки. Работать можно прямо в них. Представьте выражение
в виде произведения двух степеней с основанием х, если один из множителей известен.
= * |
1) | х-7 |
2) | х-10 |
3) | х4 |
4) | х14 |
- Проверяем, что у вас получилось. Оцениваем работу в листах самооценки по предложенным критериям
Учитель: А теперь поработаем самостоятельно.
Записать задание в тетрадь и выполнить его (на слайде):
Задание: Упростите выражение и если это возможно найдите его значение
1)
2)
3)
4) (b2)3: b8, 5)
6)
Выполняется взаимопроверка. Выставление оценок в листы
Учитель: Давайте применим наши знания при выполнении более сложных заданий.
Работа с учебником: №152 (а,в) ; №156 (а) Оценивание работы в листах
Заключение. Рефлексия
Скажите, пожалуйста, мы достигли поставленных в начале урока целей?
Обменяемся впечатлениями о нашем уроке. Я вам предлагаю методику «Поговорки - зеркало настроения». Прочитайте, пожалуйста, список поговорок и выберите из них одну или две, которые в наибольшей степени соответствуют вашему настроению. Если хотите, можно воспользоваться любыми другими изречениями.
Выбрав поговорки, прокомментируйте их.
Семь раз отмерь - один раз отрежь. | Как приучишь - так и будет. |
Смелость города берёт. | Кто знает дорогу, тот не спотыкается. |
В любом деле нужно умение | Жить - значит учиться. |
Не знать - не стыдно, стыдно не хотеть знать. | Делаешь наспех – сделаешь насмех. |
Волков бояться - в лес не ходить | |
Учение - путь к умению. | |
Домашнее задание: п. 1.7, №152(б,г), №150 (а,б,в),
Творческое задание: Зашифровать свой год рождения с помощью степени с целым показателем.
Выставление оценок: В листах самоконтроля поставьте себе оценку за урок. Листы сдайте учителю.