СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свойства внимания и особенности их развития у младших школьников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Свойства внимания и особенности их развития у младших школьников»

Свойства внимания и особенности их развития у младших школьников

Кобзиной С.А.


Многие проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы связаны с физиолого-психологическими особенностями развития детей данного возраста. В частности внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. В психологии развития человека остается неизменным, что развитие процесса внимания неотделимо от любой формы его деятельности. 

Проблемой развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин. В своих исследованиях выдающиеся отечественные психологи раскрыли основные особенности развития внимания младших школьников. Познавая окружающий мир, младший школьник концентрирует свое внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не закончится интерес. Ребёнок может играть два - три часа, не переключая внимание. Так же долго он может заниматься и рисованием, конструированием, изготовлением значимых для него поделок. Эта сосредоточенность зависит только от интереса к тому, чем занят ребенок. Но как только младшего школьника начинают занимать деятельностью, которая у него не вызывает интереса, то он начинает отвлекаться, ему становится дискомфортно. На уроке учитель, используя словесные указания, напоминания, инструкции по выполнению задания, может управлять вниманием ребенка. Например, «Дети! Откроем тетради. Возьмем зеленый карандаш и в нижнем левом углу – вот здесь – нарисуем точку...».  У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут. Для учителей это, прежде всего, означает, что объяснение нового материала со всей подготовительной работой не должно длиться более 7 минут.

Переключение внимания у младших школьников происходит не сразу. Так, давая следующее задание, учителя еще продолжают выслушивать ответы на предыдущее, а новое задание дети не слышали. Переключаемость внимания поддается тренировке легче, чем другие свойства. Для этого из урока в урок учитель должен регулярно менять виды деятельности и виды заданий. [1, с.189]

Распределяемость внимания необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма (ребенок должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма), при проверке собственных работ (нужно читать написанный текст и одновременно проверять правильность его написания), при проведении арифметических диктантов и т.д. Распределяемость внимания не формируется до 7 лет при нормальном течении психического развития ребенка. Поэтому в первом классе дети, отвечая у доски, способны сначала сказать, а потом записать пример по математике или предложение. К 8 годам распределение внимания на два учебных объекта становится нормой, если одно из необходимых психических действий хоть в какой-то степени автоматизировано. Например, если у школьника автоматизировался процесс письма (ему не надо вспоминать каждый графический символ), тогда он может начать учиться одновременно при этом говорить. [2, с.190]

У ребёнка объем внимания не превышает 3 – 4 символа, а у некоторых и еще меньше. Объем внимания возрастает вместе с развитием мозга ребенка к окончанию подросткового возраста.

Трудности в обучении, которые существуют у младших школьников, связанны не только с несформированностью внимания, но и с отсутствием навыков управления вниманием. Несформированность свойств внимания младшего школьника характеризуется низкой устойчивостью (10–15 минут), малым объемом, слабым распределением и концентрацией, неразвитой переключаемостью, преобладанием непроизвольного внимания. Опираясь на психолого-педагогические особенности развития внимания младших школьников, необходимо использовать педагогические технологии, направленные на развитие интереса, с широким применением наглядности. Для уменьшения утомляемости, особенно в первом и втором классе надо каждые 10–15 минут менять вид деятельности. Объем предъявляемого материала должен не достигать высокого уровня распределения внимания.
Таким образом, развивая внимание в младшем школьном возрасте в ходе учебной деятельности, оно становится более произвольным, что является одним из новообразований в этом возрастном периоде. В четвертом классе в сравнении с первоклассниками, у детей более развито и продолжает совершенствоваться. Процесс внимания имеет большое значение в становлении и развитии личности младшего школьника.

Для изучения свойств внимания у детей младшего школьного возраста, использовали методику «Корректурная проба» Б.Бурдона. Исследовали учащихся 3 класса.

Её цель - определить степень устойчивости и переключаемости внимания, изучить динамику работоспособности.

Материал и оборудование: бланк корректурной пробы, карандаш (ручка), секундомер.

Описание методики: испытуемый, просматривая корректурную таблицу строчку за строчкой, должен в течение 5 мин. как можно быстрее разными способами зачеркивать буквы «С» и «К», а букву «А» обводить кружком. Для того, чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по истечении минуты произносит слово «черта». При этом испытуемый должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы место, которому соответствовал момент произнесения экспериментатором слова «черта», и продолжать работу дальше. Конец каждой серии также отмечается вертикальной чертой.

Инструкции: «Просматривая слева направо каждую строчку корректурной таблицы, вычеркивайте буквы «С» и «К», а букву «А» в кружок. После того как экспериментатор произнесет слово «черта», на строчке поставьте вертикальную черту и продолжайте работу».

Порядок работы: общая продолжительность работы- 9 мин.

Обработка полученный данных.

В результате эксперимента получают следующие данные: количество просмотренного материала, измеряемое либо в строках, либо в отдельных символах (буквах); количество ошибок (ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание). Эти данные характеризуют меру производительности и меру точности работы испытуемого. На основании их выводится обобщенная оценка его работы.

Показатель точности работы А, отражающий степень устойчивости внимания, вычисляется по формуле:

A= E/ E+O

где E- число правильно зачеркнутых знаков, а O- число ошибок. Если испытуемый не допускает ни одного пропуска, этот показатель равен единице; при наличии ошибок он всегда меньше единицы.

Таблица 1−Результаты по методике «Корректурная проба» по каждому испытуемому

Испытуемый

Уровень развития

Ярослав

Средний

Степан

Высокий

Софья

Средний

Дарья

Средний

Виктория

Средний

Федор

Высокий

Александр

Высокий

Виктор

Средний

Евгений

Средний

Полина

Средний

Надежда

Средний

Таблица 2−Результаты по методике «Корректурная проба» по уровням

Уровень развития

Количество

%

Высокий

3

28

Средний

8

72

Обратимся к полученным результатам.

Анализ результатов по методике «Корректурная проба» по каждому испытуемому

Качественный анализ полученных результатов по методике «Корректурная проба» показал (см. Таблицу 1), что у испытуемых отмечается разный уровень развития устойчивости внимания. Обратимся к протоколам исследования.

У испытуемых, у которых отсутствуют ошибки и показатель точности равен 1, отмечается высокий уровень устойчивости внимания.

У испытуемых, у которых присутствуют ошибки и показатель точности равен 0.9, отмечается средний уровень устойчивости внимания.

Количественный анализ результатов показал, что у детей отмечается высокий и средний уровень устойчивости внимания. Для 3 класса это является нормальным явлением. Радует то, что при проведении методики не выявилось детей с низким уровнем. Мы видим, что у большинства испытуемых (72) наблюдается средний уровень устойчивости внимания и только у 28 - высокий.

С высоким уровнем у детей отмечается равномерный темп выполнения задания, отсутствие ошибок. Со среднем уровнем дети выполняют задания без ошибок, но тратят на это больше времени.

Отсутствие низкого уровня развития свойств внимания обусловлено тем, что к концу младшего школьного возраста наблюдается высокий уровень внимания.

Эта особенность говорит о том что все таки у большинства детей младшего школьного возраста устойчивость внимания находится на стадии формирования.

Учителю необходимо осуществлять работу направленную на развитие устойчивости внимания. Для этого необходимо добавлять упражнения и игры в уроки. Можно использовать такие как: задания на дополнение рисунка, узора. «Посмотри, чего не хватает в ряду? Назови / Дорисуй», графические диктанты, «найди пару», задания с пересекающимися фигурами, с зашумлённым фоном, «найди отличия» («Сосчитай»), «назови правильно», найди лишнюю фигуру». [3, с.86]







Список литературы


  1. Общая психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Петровского А. В. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.; Просвещение , 1986. – 299 с.

  2. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1 Психология образования / Р. С Немов. 5-e изд., перер.и доп. - М.: Владос, 2020. - 688 с.

  3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: Е.В. Карпова//Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240с.


Кобзина Софья Андреевна,

3 курс,

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах,

БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!