СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема 1: ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
ПОДСТАНДАРТЫ 2.1.1. Перечисляет особенности биологических
процессов.
Цель УРОКА Описывает основные свойства живых организмов.
ХОД УРОКА
МОТИВАЦИЯ
На доске демонстрируются рисунки:
Учитель обращается к классу с вопросами
– Что здесь изображено? (природные объекты)
– Как можно сгруппировать эти объекты?
– Сгруппируйте на схеме эти объекты, дайте вместо знаков”? “соответствующие названия ячейкам схемы (Природа, живая и неживая природа)
?
?
?
Вопрос для исследования: По каким признакам можно отличить живые существа от объектов неживой природы? Какие биологические процессы присущи живым организмам?
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:
Для проведения исследования педагог делит класс на 6 малых групп. Каждой группе раздаются рабочие листы с соответствующими частями таблицы (из блока «Деятельность) и текста учебника. Основной целью задания является формулирование суждений о значении и важности этих явлений в жизни организмов.
Задание: Какое событие (явление) изображено на рисунке? К какому признаку живых организмов относится это явление, и какое значение оно имеет для живых существ? Свои ответы занесите в таблицу.
| Какое явление изображено на рисунке? | Свойство живого организма | Значение для живых организмов |
1 | Мальчик растет | Рост и развитие | Чтобы развиваться
|
2 | Человек дышит | Дыхание | Чтобы жить |
3 | Человек отдергивает руку от свечи | Раздражимость | Не обжечься, защититься |
4 | Цыпленок вылупился из яйца | Размножение | Чтобы жить и расти |
5 | Птенец ест (или птенца кормит мать) | Питание | Чтобы жить и расти
|
6 | Гепард бежит | Движение | Чтобы поймать добычу |
|
|
|
|
Текст для 1-й группы Организмы развиваются в течение долгого исторического периода. Помимо исторического развития для живых существ характерно индивидуальное развитие. Потомство в процессе своего индивидуального развития (от рождения до смерти) претерпевает различные изменения, растет, т.е. изменяются размеры и масса тела. Большинство растений растет в течение всей своей жизни, рост же большинства животных продолжается до определенного возраста.
Текст для 2-й группы Живые организмы в процессе дыхания используют кислород из окружающей среды (воздуха), а выделяют в нее углекислый газ. Живым организмам кислород необходим для дыхания, но попав в организм, кислород начинает окислять вещества, в результате чего образуются новые вещества и выделяется энергия, благодаря которой организм живет.
Текст для 3-й группы Организму свойственно отвечать на изменения, происходящие в окружающей среде. Реакция живых существ на сигналы, поступающие из внешней среды, называется раздражимостью. Раздражимость связана с приспособлением организма к изменяющимся условиям внешней среды. У растений она проявляется в реакциях на свет, силу тяжести Многоклеточным животным и человеку свойственны более точные, быстрые и разнообразные реакции в ответ на раздражение.
Текст для 4-й группы Организмы в течение ограниченного времени живут, стареют и умирают, оставляя после себя потомство. Это происходит благодаря процессу размножения. Увеличением числа особей, обладающих признаками своих родителей (из яйца вылупляется цыпленок, на яблоне созревает яблоко и т.п.), продолжается жизнь на Земле.
Текст для 5-й группы Все живые организмы питаются для того, чтобы жить: расти, развиваться, размножаться, т.е. для всех процессов жизнедея- тельности. Например: человек питается разнообразной пищей (фруктами, овощами, молоком, мясом) и др. В ее состав входят и органические и неорганические вещества. Они нужны организму человека для жизнедеятельности. Очень похоже питаются и животные. Они используют в пищу растения или других животных, или и то и другое вместе. Иначе питаются растения: они используют для питания лишь неорганические вещества (вода и минеральные вещества, растворенные в воде, а также углекислый газ из воздуха). В результате этого в растении образуются органические вещества – глюкоза, и происходит это только на свету.
Текст для 6-й группы Другой признак живых организмов – это движение, благодаря которому животные добывают пищу, спасаются от врагов. Растениям не свойственно активное движение, их пассивное движение практически незаметно. Но именно благодаря ему растения выносят к свету свои стебли и листья.
ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ И ОБСУЖДЕНИЕ
Представленные работы размещаются на доске. Работу группы представляет один из ее членов. Ученики знакомятся с работами других групп. На доске рисуется схема, в которую вносятся названия признаков (размножение, рост и развитие, питание, дыхание, движение, раздражимость). Происходит обмен мнениями.
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
?
?
?
?
?
?
?
?
?
После заполнения схемы педагог обращает внимание учащихся на оставшиеся пустыми ячейки схемы (клеточное строение, выделение, обмен веществ).
Учитель обращается к классу:
– За счет чего происходят процессы питания и дыхания? (Из внешней среды в организм поступают различные вещества, которые соединяясь друг с другом, образуют новые, затем снова распадаются).
– В организме вещества сохраняются постоянно? (Образовавшиеся и уже не нужные организму вещества удаляются во внешнюю среду.
Следовательно, еще одним свойством живых существ является выделение). «Выделение» добавляется в схему. Следующее определение дает сам учитель: «Поступление необходимых веществ и удаление конечных продуктов из организма в окружающую среду называется обменом веществ. Обмен веществ – один из основных признаков живых организмов» (добавляется в схему). Последняя ячейка «клеточное строение» остается пустой. Учитель задает ученикам на дом определить, какое же свойство осталось невыясненным.
ОБОБЩЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Заполненная таблица дает первоначальную информацию об основных свойствах живых организмов, их значении для организма. Каждый из этих признаков будет рассмотрен более подробно в течение данного курса. Учитель обращается к учащимся:
– Какими свойствами обладают живые организмы?
– Каково значение этих свойств?
Итак, живой организм – единое целое, обладающее определенными признаками, отличающими его от неживой природы. Все они связывают организм с окружающей средой. Перечисленные свойства характерны только для живого организма. После смерти в организме полностью прекращаются все жизненные процессы. Следовательно, эти биологические процессы обеспечивают жизнь. Учитель возвращается к гипотезам, выдвинутым в начале урока, и сравнивает их с выводами, приобретенными при активном участии самих учащихся.
ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
На этом этапе урока учитель предлагает ученикам следующее задание: – Составьте короткий биологический текст, используя слова «Рост и развитие», «Питание», «Дыхание», «Размножение», «Движение». Постарайтесь, чтобы в тексте была отражена взаимосвязь этих процессов.
© 2019, Тихомирова Ольга Сергеевна 1284 7