СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свойства живых организмов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Свойства живых организмов»

Тема 1: ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

ПОДСТАНДАРТЫ 2.1.1. Перечисляет особенности биологических

процессов.

Цель УРОКА  Описывает основные свойства живых организмов.

ХОД УРОКА

МОТИВАЦИЯ

На доске демонстрируются рисунки:



Учитель обращается к классу с вопросами

– Что здесь изображено? (природные объекты)

– Как можно сгруппировать эти объекты?

– Сгруппируйте на схеме эти объекты, дайте вместо знаков”? “соответствующие названия ячейкам схемы (Природа, живая и неживая природа)



?

?


?








Вопрос для исследования: По каким признакам можно отличить живые существа от объектов неживой природы? Какие биологические процессы присущи живым организмам?

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:

Для проведения исследования педагог делит класс на 6 малых групп. Каждой группе раздаются рабочие листы с соответствующими частями таблицы (из блока «Деятельность) и текста учебника. Основной целью задания является формулирование суждений о значении и важности этих явлений в жизни организмов.

Задание: Какое событие (явление) изображено на рисунке? К какому признаку живых организмов относится это явление, и какое значение оно имеет для живых существ? Свои ответы занесите в таблицу.




Какое явление изображено на рисунке?

Свойство живого организма

Значение для живых организмов

1

Мальчик растет

Рост и развитие

Чтобы развиваться


2

Человек дышит

Дыхание

Чтобы жить

3

Человек отдергивает руку от свечи

Раздражимость

Не обжечься, защититься

4

Цыпленок вылупился из яйца

Размножение

Чтобы жить и расти

5

Птенец ест (или птенца кормит мать)

Питание

Чтобы жить и расти


6

Гепард бежит

Движение

Чтобы поймать добычу











Текст для 1-й группы Организмы развиваются в течение долгого исторического периода. Помимо исторического развития для живых существ характерно индивидуальное развитие. Потомство в процессе своего индивидуального развития (от рождения до смерти) претерпевает различные изменения, растет, т.е. изменяются размеры и масса тела. Большинство растений растет в течение всей своей жизни, рост же большинства животных продолжается до определенного возраста.

Текст для 2-й группы Живые организмы в процессе дыхания используют кислород из окружающей среды (воздуха), а выделяют в нее углекислый газ. Живым организмам кислород необходим для дыхания, но попав в организм, кислород начинает окислять вещества, в результате чего образуются новые вещества и выделяется энергия, благодаря которой организм живет.


Текст для 3-й группы Организму свойственно отвечать на изменения, происходящие в окружающей среде. Реакция живых существ на сигналы, поступающие из внешней среды, называется раздражимостью. Раздражимость связана с приспособлением организма к изменяющимся условиям внешней среды. У растений она проявляется в реакциях на свет, силу тяжести Многоклеточным животным и человеку свойственны более точные, быстрые и разнообразные реакции в ответ на раздражение.

Текст для 4-й группы Организмы в течение ограниченного времени живут, стареют и умирают, оставляя после себя потомство. Это происходит благодаря процессу размножения. Увеличением числа особей, обладающих признаками своих родителей (из яйца вылупляется цыпленок, на яблоне созревает яблоко и т.п.), продолжается жизнь на Земле.

Текст для 5-й группы Все живые организмы питаются для того, чтобы жить: расти, развиваться, размножаться, т.е. для всех процессов жизнедея- тельности. Например: человек питается разнообразной пищей (фруктами, овощами, молоком, мясом) и др. В ее состав входят и органические и неорганические вещества. Они нужны организму человека для жизнедеятельности. Очень похоже питаются и животные. Они используют в пищу растения или других животных, или и то и другое вместе. Иначе питаются растения: они используют для питания лишь неорганические вещества (вода и минеральные вещества, растворенные в воде, а также углекислый газ из воздуха). В результате этого в растении образуются органические вещества – глюкоза, и происходит это только на свету.


Текст для 6-й группы Другой признак живых организмов – это движение, благодаря которому животные добывают пищу, спасаются от врагов. Растениям не свойственно активное движение, их пассивное движение практически незаметно. Но именно благодаря ему растения выносят к свету свои стебли и листья.










ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ И ОБСУЖДЕНИЕ

Представленные работы размещаются на доске. Работу группы представляет один из ее членов. Ученики знакомятся с работами других групп. На доске рисуется схема, в которую вносятся названия признаков (размножение, рост и развитие, питание, дыхание, движение, раздражимость). Происходит обмен мнениями.





ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ













?

?

?

?

?

?

?

?

?





После заполнения схемы педагог обращает внимание учащихся на оставшиеся пустыми ячейки схемы (клеточное строение, выделение, обмен веществ).

Учитель обращается к классу:

– За счет чего происходят процессы питания и дыхания? (Из внешней среды в организм поступают различные вещества, которые соединяясь друг с другом, образуют новые, затем снова распадаются).

– В организме вещества сохраняются постоянно? (Образовавшиеся и уже не нужные организму вещества удаляются во внешнюю среду.

Следовательно, еще одним свойством живых существ является выделение). «Выделение» добавляется в схему. Следующее определение дает сам учитель: «Поступление необходимых веществ и удаление конечных продуктов из организма в окружающую среду называется обменом веществ. Обмен веществ – один из основных признаков живых организмов» (добавляется в схему). Последняя ячейка «клеточное строение» остается пустой. Учитель задает ученикам на дом определить, какое же свойство осталось невыясненным.

ОБОБЩЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Заполненная таблица дает первоначальную информацию об основных свойствах живых организмов, их значении для организма. Каждый из этих признаков будет рассмотрен более подробно в течение данного курса. Учитель обращается к учащимся:

– Какими свойствами обладают живые организмы?

– Каково значение этих свойств?

Итак, живой организм – единое целое, обладающее определенными признаками, отличающими его от неживой природы. Все они связывают организм с окружающей средой. Перечисленные свойства характерны только для живого организма. После смерти в организме полностью прекращаются все жизненные процессы. Следовательно, эти биологические процессы обеспечивают жизнь. Учитель возвращается к гипотезам, выдвинутым в начале урока, и сравнивает их с выводами, приобретенными при активном участии самих учащихся.


ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

На этом этапе урока учитель предлагает ученикам следующее задание: – Составьте короткий биологический текст, используя слова «Рост и развитие», «Питание», «Дыхание», «Размножение», «Движение». Постарайтесь, чтобы в тексте была отражена взаимосвязь этих процессов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс