СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии 6 класс по теме "Рост и развитие - свойства живых организмов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  • продолжить формирование знаний о свойствах живых организмов на примере их роста и развития, о причинах роста — делении и увеличении разме­ров клеток, взаимосвязи процессов роста и разви­тия организмов;
  • продолжить формирование умений проводить био­логические исследования, фиксировать результаты наблюдений, применять полученные знания о росте и развитии растений для проведения агротехниче­ских приёмов, ускоряющих рост растений.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии 6 класс по теме "Рост и развитие - свойства живых организмов"»

Урок биологии 6 класс по теме



«Рост и развитие — свойства живых организмов»


Задачи:

  • продолжить формирование знаний о свойствах живых организмов на примере их роста и развития, о причинах роста — делении и увеличении разме­ров клеток, взаимосвязи процессов роста и разви­тия организмов;

  • продолжить формирование умений проводить био­логические исследования, фиксировать результаты наблюдений, применять полученные знания о росте и развитии растений для проведения агротехниче­ских приёмов, ускоряющих рост растений.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с процессами роста и развития организмов; учатся выявлять причины роста и развития организмов; объяснять роль процессов роста и развития в жизни организмов.

Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению роста и развития организмов, фиксировать, анализировать и объяснять результаты; развивают навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности организмов.


Основные понятия урока: рост, индивидуальное развитие.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллю­страциями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуж­дении особенностей роста и развития организмов.

Оборудование: таблицы «Строение побегов», «Вегетативное размножение растений» , презентация, спилы деревьев, комнатные растения


Ход урока

  1. Актуализация знаний. 
    Учитель: Слайд 3

Сегодня в центре нашего внимания будет удивительный процесс. Каждый из нас, как и любое другое животное или растение, начинался когда-то с одной – единственной клетки.

-Вспомните, как называется первая клетка нового организма? (зигота)

Вдумайтесь! Одна – единственная клетка – и в ней вся информация о том, каким должен стать живой организм. Заранее предопределены почти все внешние признаки, многие особенности поведения и те удивительные изменения, которые происходят с каждым на протяжении жизни. Как вы думаете, о каком процессе идет речь? Слайд 3

(записываем в тетради тему «Рост и развитие – свойства живых организмов»)  Слайд 4


  1. Проверка знаний о размножении, его значении и способах (проверка знаний; терминологический диктант).

- Какой процесс, характерный для живых организмов мы изучали на предыдущих уроках? (Размножение) Слайд 5

  1. Что такое размножение?

  2. Какие виды размножения вы знаете?

  3. В чем отличие бесполого и полового размножения?

  4. Примеры вегетативного размножения?

  5. Как происходит половое размножение у растений?


Терминологический диктант

Подобрать правильные термины:

  1. Воспроизведение себе подобных –это…………………….

  2. Участвует 1 организм и сохраняется сходство потомства с родителем……….......

  3. Отделение вегетативных органов или частей от материнского организма………….

  4. Каждая особь образуется от двух родительских форм…………………

  5. Женские половые клетки………………………..

  6. Мужские половые клетки……………………………

  7. Первая клетка нового организма……………………

  8. Процесс слияния мужской и женской половых клеток………………

Варианты ответов (термины): зигота, вегетативное размножение, размножение, половое размножение, оплодотворение, яйцеклетки, бесполое размножение, сперматозоиды.


  1. Изучение нового материала Слайд 6

  1. Рост — важный признак организмов. Продолжи­тельность роста растений и животных (рассказ учителя с элементами беседы).

Рост – это увеличение массы и размеров организма. растения растут всю жизнь. О возрасте дерева можно узнать, подсчитав число годичных колец, определить возраст рыбы можно по чешуе, в которой каждый год образуется новый слой. Слайд 7

В отличие от растений, большинство животных и человек растут до определенного возраста, затем их рост замедляется и приостанавливается. Скорость роста особенно велика в начальный период жизни. Слайд 8


- Познакомимся подробнее с ростом и развитием растений


Слайд 9

Выдающийся русский учёный Климент Аркадьевич Тимирязев писал: «Наиболее выдающаяся черта в жизни растения заключается в том, что оно растёт: на это указывает самое название его».

Рост присущ всем живым организмам. Но отличительной чертой растений является то, что они растут всю жизнь.

Слайд 10

Давайте вспомним основные этапы жизни цветкового растения. Жизнь цветкового растения начинается с образования зиготы. После ее многократных делений формируется зародыш семени, из которого при прорастании образуется маленький проросток растения. При благоприятных условиях он быстро растет, увеличивает подземную и надземную части. Прожив какое-то время, растение стареет и умирает. От прорастания семени и до старости растение продолжает расти.

Рост растения — увеличение размеров и массы организма, связанное в том числе с появлением у него новых частей (клеток, тканей, органов). Слайд 11

  1. Причины роста организмов — увеличение числа и размеров клеток.

Рост растений зависит как от сложных процессов обмена веществ, происходящих в органах, тканях и клетках растения, так и от условий, в которых оно произрастает.

Растение растёт в длину и в ширину. Рост в длину происходит благодаря делению клеток образовательной ткани на верхушках корней и побегов.

Слайд 12 (видео)

С помощью роста в длину корень продвигается по почве, место всасывания питательных веществ, всё время меняется, что позволяет получать достаточное количество пищи в почве. В этом характерная особенность растений, которые, в отличие от животных, прикреплены к одному и тому же месту.

Благодаря росту побегов из верхушечных и боковых почек растение увеличивает свое тело и охватывает новые пространства, что помогает ему лучше улавливать свет и углекислый газ.

Слайд 13

Наряду с ростом, растение в течение жизни меняет свои свойства, т.е. развивается. Развитие — изменение в строении и жизнедеятельности живого организма и его частей. Преобразование организма от зарождения до конца его жизни называется индивидуальным развитием. Слайд 14 (видео)


Слайд 15

Все растения растут и развиваются по-разному. Есть растения, которые живут один год. Такие растения называют однолетними. У других растений продолжительность жизни составляет 2 года. Это двулетние растения. Большинство же растений живет несколько лет. Это многолетние растения. Приведем примеры: продолжительность жизни петунии – 1 год, капусты — 2 года, дуба — 1500 лет, секвойи свыше 3000 лет.

Таким образом, рост и развитие растений тесно взаимосвязаны. Протекание роста и развития зависит от процессов, происходящих в органах и клетках растений, а также от условий окружающей среды.


  1. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост рас­тений: прищипка верхушки главного побега, верхушки корня; рыхление почвы; окучивание (беседа). Слайд 16

Демонстрация комнатных растений


  1. Закрепление материала о росте и развитии орга­низмов (выполнение заданий 1, 5 к уроку 18 в рабочей тетради с последующим обсуждением и дополнением учителя).

  2. Рефлексия

  1. Поиграем Слайд 17-24

  2. Мое настроение Слайд 25



















Региональный компонент. Урок 42

Лабораторная работа № 5 «Определение возраста дерева по спилу на примере Сосна Сибирская»


  1. Определение возраста деревьев по спилу;

  2. Определение возраста рыб — по кольцам на чешуе (рассказ учителя, самостоя­тельная работа с текстом на с. 132 и рисунком 88 учебни­ка, выполнение лабораторной работы «Определение воз­раста дерева (ствола или ветки) по спилу»




Терминологический диктант

Подобрать правильные термины:

  1. Воспроизведение себе подобных –это…………………….

  2. Участвует 1 организм и сохраняется сходство потомства с родителем………..................... .....................................

  3. Отделение вегетативных органов или частей от материнского организма……………………… ……………………………

  4. Каждая особь образуется от двух родительских форм………………… …………………….

  5. Женские половые клетки…………………………….

  6. Мужские половые клетки……………………………..

  7. Первая клетка нового организма……………………

  8. Процесс слияния мужской и женской половых клеток………………

Варианты ответов (термины): зигота, вегетативное размножение, размножение, половое размножение, оплодотворение, яйцеклетки, бесполое размножение, сперматозоиды.





Терминологический диктант

Подобрать правильные термины:

  1. Воспроизведение себе подобных –это…………………….

  2. Участвует 1 организм и сохраняется сходство потомства с родителем……….......... ……………………

  3. Отделение вегетативных органов или частей от материнского организма……………… .…… …………………..

  4. Каждая особь образуется от двух родительских форм………………… …………………

  5. Женские половые клетки………………………..

  6. Мужские половые клетки……………………………

  7. Первая клетка нового организма……………………

  8. Процесс слияния мужской и женской половых клеток………………

Варианты ответов (термины): зигота, вегетативное размножение, размножение, половое размножение, оплодотворение, яйцеклетки, бесполое размножение, сперматозоиды.





Терминологический диктант

Подобрать правильные термины:

  1. Воспроизведение себе подобных –это…………………….

  2. Участвует 1 организм и сохраняется сходство потомства с родителем………............ …………………….

  3. Отделение вегетативных органов или частей от материнского организма…………………. …………………….

  4. Каждая особь образуется от двух родительских форм………………… ………………….

  5. Женские половые клетки………………………..

  6. Мужские половые клетки……………………………

  7. Первая клетка нового организма……………………

  8. Процесс слияния мужской и женской половых клеток………………

Варианты ответов (термины): зигота, вегетативное размножение, размножение, половое размножение, оплодотворение, яйцеклетки, бесполое размножение, сперматозоиды.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!