«Закончи предложение»
1) сжатое изложение – это краткое изложение …. 2) текст – это группа предложений, … 3) идея - это то, … 4) текст-рассуждение состоит из … 5) сжать текст - это значит сократить его, но при этом… 6) микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, …
1) …исходного текста с передачей существенной информации и сокращением второстепенной 2) …связанная одной темой 3) …о чём или о ком говорится в тексте 4) …тезиса, аргументов и вывода 5) …сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце 6) …связанных одной мыслью – абзац
«Способы сжатия текста»
Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя их смысл
1. Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью.
2. В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы – «изобрести».
.
.
3. Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на детских бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести.
4. Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой воли, неукротимым ритмом движения. Море – вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен.
.
.
1. Ценность времени – в его быстротечности.
2. В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении.
3. Мордочка Микки-Мауса изображена на многих вещах, предметах, материалах.
4. Однажды увидев море, невозможно забыть его невероятную красоту и неукротимую мощь
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.
(По Ю. Бондареву) 152 слова
Определим тему текста. Как это можно сделать?
Тема определяется различными способами: - по началу текста; - по ключевым словам; - по ключевым эпизодам; - по заглавию текста.
Какова его главная мысль? Что хотел донести автор до читателя?
Определение количества абзацев в тексте, определение микротемы каждого абзаца. Запишите каждую микротему кратко, опуская второстепенную информацию.
Выделяем микротемы: 1 абзац – Жестокая школа войны. 2 абзац – «Душевный опыт» военного детства. 3 абзац – Память о войне должна жить.
Редактируем каждый абзац
Приступим к написанию сжатого изложения
1. Внимательно прочитайте тест и выделите в нем важные, необходимые мысли. 2. В каких словах заключена главная мысль. 3. Разбейте текст на части (микротемы) и сгруппируйте его вокруг существенных мыслей. 4. Подумайте, какая информация в каждой части является второстепенной, от каких подробностей можно отказаться.
Что нового я узнал? Как я оцениваю свой труд на уроке?
Домашнее задание