СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сжатое изложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сжатое изложение»

Девятнадцатое мая. Классная работа.  Сжатое изложение с изменением формы лица (упр. 739).

Девятнадцатое мая.

Классная работа.

Сжатое изложение

с изменением формы лица

(упр. 739).

Сжатое изложение. Шоколадный торт.

Сжатое изложение.

Шоколадный торт.

Задание: Прочитайте текст и обсудите ответ на вопрос героя (Саши). Изложите сжато содержание текста от 3-го лица так, чтобы в вашем изложении было не более ста слов. Определите, о чём можно вовсе не говорить в сжатом изложении, а о чём можно сказать обобщённо. Для подсказки используйте памятку в учебнике на с. 171.

Задание:

  • Прочитайте текст и обсудите ответ на вопрос героя (Саши).
  • Изложите сжато содержание текста от 3-го лица так, чтобы в вашем изложении было не более ста слов.
  • Определите, о чём можно вовсе не говорить в сжатом изложении, а о чём можно сказать обобщённо.
  • Для подсказки используйте памятку в учебнике на с. 171.
Памятка  Как готовиться к сжатому изложению Внимательно прочитайте текст. Определите его основную мысль. Исключите из текста подробности, повторы. Назовите, если это возможно, одним словом сходные действия, предметы, признаки. Ещё раз внимательно перечитайте исходный текст, чтобы правильно отразить в изложении его основную мысль. 

Памятка Как готовиться к сжатому изложению

  • Внимательно прочитайте текст.
  • Определите его основную мысль.
  • Исключите из текста подробности, повторы.
  • Назовите, если это возможно, одним словом сходные действия, предметы, признаки.
  • Ещё раз внимательно перечитайте исходный текст, чтобы правильно отразить в изложении его основную мысль. 
         Прочитаем текст    Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.

Прочитаем текст

Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.

 Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.  - Спасибо, - говорю я Кольке. – Правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».

Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.

- Спасибо, - говорю я Кольке. – Правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».

 Витька принёс мне сказки Андерсена. – Спасибо, – говорю я, книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали.

Витька принёс мне сказки Андерсена.

– Спасибо, – говорю я, книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали.

 Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров. – Вот кстати, – говорю я. – Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!

Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.

– Вот кстати, – говорю я. – Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!

 Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил?

Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил?

Ответьте на вопросы: О чём говорится в тексте? Назовите тему. Только ли о Дне рождения рассказывает нам автор? Что вас поразило в рассказе? Как должен вести себя вежливый гостеприимный хозяин? Что мешает Саше понять недовольство гостей и их быстрый уход? Как вы считаете, чем «не угодил» именинник своим гостям? Как вы понимаете пословицу: «Дорог не подарок, дорого внимание»?

Ответьте на вопросы:

  • О чём говорится в тексте? Назовите тему.
  • Только ли о Дне рождения рассказывает нам автор?
  • Что вас поразило в рассказе?
  • Как должен вести себя вежливый гостеприимный хозяин?
  • Что мешает Саше понять недовольство гостей и их быстрый уход?
  • Как вы считаете, чем «не угодил» именинник своим гостям?
  • Как вы понимаете пословицу: «Дорог не подарок, дорого внимание»?
Стили речи  Книжные Разговорный Речь для одного, диалог, разговорные слова и предложения Речь для многих, для всех Научный Художественный (термины, (образные слова, воздействовать) сообщить) Публицистический (Информирование, воздействие. Периодические издания, телевидение, радио)

Стили речи

Книжные

Разговорный

Речь для одного, диалог, разговорные слова и предложения

Речь для многих, для всех

Научный

Художественный

(термины,

(образные слова, воздействовать)

сообщить)

Публицистический

(Информирование, воздействие. Периодические издания, телевидение, радио)

Типы речи  повествование описание рассуждение П О Р Что произошло? Какой? Почему? Несколько рисунков; Один рисунок; Нет рисунка; прилагательные наречия  глаголы

Типы речи повествование описание рассуждение

П О Р

Что произошло?

Какой?

Почему?

Несколько рисунков;

Один рисунок;

Нет рисунка;

прилагательные

наречия

глаголы

Стиль текста. Тип речи Художественный Повествование

Стиль текста. Тип речи

  • Художественный
  • Повествование
План. Приход гостей. Подарки. Невесёлое чаепитие.

План.

  • Приход гостей.
  • Подарки.
  • Невесёлое чаепитие.
Приёмы сжатия текста. Исключение Упрощение Обобщение

Приёмы сжатия текста.

  • Исключение
  • Упрощение
  • Обобщение
Уменьшите объём текста, используя приёмы сокращения  Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения. На день рождения сына мама купила шоколадный торт для угощения.

Уменьшите объём текста, используя приёмы сокращения

Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.

  • На день рождения сына мама купила шоколадный торт для угощения.
Уменьшите объём текста, используя приёмы сокращения Пришли гости, принесли подарки. Коля – настольную игру «Хоккей», Витя – сказки Андерсена, Лиля – набор фломастеров.  Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил. Витька принёс мне сказки Андерсена. Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.

Уменьшите объём текста, используя приёмы сокращения

  • Пришли гости, принесли подарки. Коля – настольную игру «Хоккей», Витя – сказки Андерсена, Лиля – набор фломастеров.

Ну, пришли они, гости. И все с подарками.

Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.

Витька принёс мне сказки Андерсена.

Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.

Сократите диалоги, обобщите информацию до 1 предложения.  Кольке Саша сказал: «Я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол»». Вите: «Книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали». Коле именинник сказал, что больше любит настольную игру «Футбол», Вите – что книга чудесная, хоть и не новая, Лиле – что набор фломастеров маловат. Лиле: «Жаль, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!» 

Сократите диалоги, обобщите информацию до 1 предложения.

Кольке Саша сказал: «Я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол»».

Вите: «Книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали».

  • Коле именинник сказал, что больше любит настольную игру «Футбол», Вите – что книга чудесная, хоть и не новая, Лиле – что набор фломастеров маловат.

Лиле: «Жаль, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!» 

Уменьшите объём текста, используя приёмы сокращения Сложил Саша подарки в угол и пригласил гостей к столу. Делит торт и чай разливает. А гости сидят скучные. Даже весёлая музыка их не развеселила. Поковыряли торт ложечками, потом попрощались и ушли. И чем именинник им не угодил?  Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил?

Уменьшите объём текста, используя приёмы сокращения

  • Сложил Саша подарки в угол и пригласил гостей к столу. Делит торт и чай разливает. А гости сидят скучные. Даже весёлая музыка их не развеселила. Поковыряли торт ложечками, потом попрощались и ушли. И чем именинник им не угодил?

Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил?

Словарная работа.  Ш о к о ладный  торт,  настольная игра «Хо кк ей»,  сказки Анд е рс е на,  фл о маст е ры,  имени нн ик.

Словарная работа.

  • Ш о к о ладный торт,
  • настольная игра «Хо кк ей»,
  • сказки Анд е рс е на,
  • фл о маст е ры,
  • имени нн ик.
Успешной работы!  Изложите сжато содержание текста от 3-го лица так, чтобы в вашем изложении было не более ста слов.

Успешной работы!

Изложите сжато содержание текста от 3-го лица так, чтобы в вашем изложении было не более ста слов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!