Девятнадцатое мая.
Классная работа.
Сжатое изложение
с изменением формы лица
(упр. 739).
Сжатое изложение.
Шоколадный торт.
Задание:
- Прочитайте текст и обсудите ответ на вопрос героя (Саши).
- Изложите сжато содержание текста от 3-го лица так, чтобы в вашем изложении было не более ста слов.
- Определите, о чём можно вовсе не говорить в сжатом изложении, а о чём можно сказать обобщённо.
- Для подсказки используйте памятку в учебнике на с. 171.
Памятка Как готовиться к сжатому изложению
- Внимательно прочитайте текст.
- Определите его основную мысль.
- Исключите из текста подробности, повторы.
- Назовите, если это возможно, одним словом сходные действия, предметы, признаки.
- Ещё раз внимательно перечитайте исходный текст, чтобы правильно отразить в изложении его основную мысль.
Прочитаем текст
Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.
Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.
- Спасибо, - говорю я Кольке. – Правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».
Витька принёс мне сказки Андерсена.
– Спасибо, – говорю я, книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали.
Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.
– Вот кстати, – говорю я. – Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!
Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил?
Ответьте на вопросы:
- О чём говорится в тексте? Назовите тему.
- Только ли о Дне рождения рассказывает нам автор?
- Что вас поразило в рассказе?
- Как должен вести себя вежливый гостеприимный хозяин?
- Что мешает Саше понять недовольство гостей и их быстрый уход?
- Как вы считаете, чем «не угодил» именинник своим гостям?
- Как вы понимаете пословицу: «Дорог не подарок, дорого внимание»?
Стили речи
Книжные
Разговорный
Речь для одного, диалог, разговорные слова и предложения
Речь для многих, для всех
Научный
Художественный
(термины,
(образные слова, воздействовать)
сообщить)
Публицистический
(Информирование, воздействие. Периодические издания, телевидение, радио)
Типы речи повествование описание рассуждение
П О Р
Что произошло?
Какой?
Почему?
Несколько рисунков;
Один рисунок;
Нет рисунка;
прилагательные
наречия
глаголы
Стиль текста. Тип речи
- Художественный
- Повествование
План.
- Приход гостей.
- Подарки.
- Невесёлое чаепитие.
Приёмы сжатия текста.
- Исключение
- Упрощение
- Обобщение
Уменьшите объём текста, используя приёмы сокращения
Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.
- На день рождения сына мама купила шоколадный торт для угощения.
Уменьшите объём текста, используя приёмы сокращения
- Пришли гости, принесли подарки. Коля – настольную игру «Хоккей», Витя – сказки Андерсена, Лиля – набор фломастеров.
Ну, пришли они, гости. И все с подарками.
Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.
Витька принёс мне сказки Андерсена.
Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.
Сократите диалоги, обобщите информацию до 1 предложения.
Кольке Саша сказал: «Я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол»».
Вите: «Книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали».
- Коле именинник сказал, что больше любит настольную игру «Футбол», Вите – что книга чудесная, хоть и не новая, Лиле – что набор фломастеров маловат.
Лиле: «Жаль, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!»
Уменьшите объём текста, используя приёмы сокращения
- Сложил Саша подарки в угол и пригласил гостей к столу. Делит торт и чай разливает. А гости сидят скучные. Даже весёлая музыка их не развеселила. Поковыряли торт ложечками, потом попрощались и ушли. И чем именинник им не угодил?
Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил?
Словарная работа.
- Ш о к о ладный торт,
- настольная игра «Хо кк ей»,
- сказки Анд е рс е на,
- фл о маст е ры,
- имени нн ик.
Успешной работы!
Изложите сжато содержание текста от 3-го лица так, чтобы в вашем изложении было не более ста слов.