УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
ТЕКСТ
СЖИМАЕТ*
ВЫПИШИТЕ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ИЗ ТЕКСТА И ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ
Язык –это история народа. Язык –это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Язык –историческое и культурное достояние нации
Микротемы
Необходимо совершенствовать свой аудиальный навык, учиться воспринимать информацию на слух.
Необходимо написать все микротемы текста.
Микротема – это главная, объединяющая несколько предложений, мысль абзаца.
Важно уметь отличать первостепенную информацию от второстепенной.
ты
желание хорошо учиться
гдз
исключение
упрощение
Способы сжатия текста
Исключение:
• предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);
• предложений с описаниями и рассуждениями;
• повторов;
• одного или нескольких синонимов.
когда нужно выбрать способ сжатия:
Задание 1. Передайте содержание предложений, исключив лишнюю информацию.
А) Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки » ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. (По В.И. Курбатову)
Б) Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.
Передайте содержание предложений, исключив лишнюю информацию.
А) Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, по дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, поднялась к небу и затуманила солнце.
Б) Вдруг в воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и закружился по степи. Трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, по дороге закружилась пыль, побежала по степи, поднялась к небу и затуманила солнце.
Задание 2.Передайте содержание предложений, исключив синонимы.
А) Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой)
Б) Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.
Синонимы — это слова, разные по написанию, но имеющие схожее значение. Примеры синонима к слову «красивый» — «прекрасный, великолепный, роскошный».
“ мы похожи…”
Задание 3. Передайте содержание предложений, исключив пояснительные конструкции.
А) Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.
Б) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.
Обобщение
• обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов, фактов, примеров. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. Например: В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары. • образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
Пример
Мама купила яблоки, груши, бананы, ананасы, мандарины.
Мама купила фрукты.
Упражнения на обобщение. Задание 1. Передайте содержание текста одним предложением, заменив однородные члены обобщённым наименованием.
А) Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Добронравов, художники Ефимов, Крымов музыканты Рихтер, Нейгауз. (По Г. Арбузову)
Б) Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.
Передайте содержание текста одним предложением, заменив однородные члены обобщённым наименованием.
А) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.(С. Газарян)
Б) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
Упрощение:
• разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
• замена сложноподчинённого предложения простым.
• перевод диалога или прямой речи в косвенную;
• замена фрагмента текста синонимичным выражением.
• формулирование мысли своими словами.
Чтобы учиться этим приёмам сжатия текста, сначала можно тренироваться не на целых текстах, а на отдельных фрагментах.
у
Упражнения на упрощение. Задание 1. Передайте содержание предложений, заменив придаточные предложения на определение, дополнение и деепричастный оборот.
А) Автомобили, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой происходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки. (Из периодической печати)
Б) Автомобили с электордвигателями принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
Передайте содержание предложений, заменив придаточные предложения на определение, дополнение и деепричастный оборот.
А) Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. (С. Соловьёв)
Б) Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.