СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сжатое изложение. Основные приемы сжатия текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка. Поможет освоить основные приемы сжатия текста, необходимые для написания сжатого изложения на экзамене в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Сжатое изложение. Основные приемы сжатия текста»



Урок русского языка в 8 классе

Тема: "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Цели урока:

  1. изучить основные приёмы сжатия (компрессии) исходного текста;

  2. продолжить работу по формированию универсальных учебных действий: планировать учебную деятельность, выбирать рациональные формы работы, кодировать учебную информацию различными способами, строить монологические высказывания на основании кратких записей, работать в группах, работать с текстом;

  3. формировать навыки поведения в общественных местах.

Оборудование: мультимедийная презентация, приложения №1, №2 , текст для сжатия, чистые листы бумаги форматом А4. Учащиеся предварительно разделены на 3 группы, в которых назначены консультанты из числа сильных учеников.

Ход урока.

  1. Введение в проблему

Учитель: Ребята, наш век называют веком информации, как вы понимаете это? (Это значит, что очень много информации получает современный человек. Он должен много знать, быть информированным).

        • В какой форме представлена вся эта информация? (текст). Можно ли сохранить всю поступающую человеку информацию? (нет).

        • Как же поступить? (записать, зафиксировать).

        • Можно ли дословно зафиксировать получаемую информацию? (можно, но очень трудно) Что вы можете предложить? (запомнить только самое главное). Другими словами – сжать исходную информацию.

Слайд №1 Тема урока: «Обучение сжатому изложению. Приемы сжатия текста».

  • Как вы понимаете значение слова «изложение», «сжатое»? Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с приемами сжатия текста.

  • Исходя из темы урока, сформулируйте для себя учебную цель (овладеть навыками сжатия текста).

  • Может быть, вы, опираясь на жизненный опыт, подскажете мне, как же можно сократить текст? (ответы детей)

Слайд № 2

Обратите внимание, на этих листах расположен материал, который предстоит вам усвоить, он очень велик. Как бы вы организовали свою деятельность, чтобы сэкономить время и получить максимальный результат? (работать в группах).



Но прежде, чем вы получите задания, давайте выстроим единую схему, алгоритм работы с новым материалом.

  • С чего вы начинаете знакомство с новым материалом? (чтение теоретического материала).

  • Чтобы разобраться в теории, чем ее надо проиллюстрировать? (примерами)

  • Чтобы самое главное не ушло из памяти, необходимо учебный материал… (зафиксировать удобным способом).

  • Чтобы новые знания были закреплены, необходимо…(выполнить упражнения на новую тему).

  • И высшей степенью усвоения материала считается способность научить этому другого.

Этот алгоритм закреплен в памятке «Последовательность действий при изучении нового материала», можете им воспользоваться, работая в группах. Слайд №3

2. Изучение нового материала

  • Каждой группе предстоит проанализировать один прием сжатия текста (Приложение 1): слайд №4

I группа работает над «Приемом исключения подробностей при написании сжатого изложения»,

II – «Приём упрощения при написании сжатого изложения»,

III – «Приём обобщения при написании сжатого изложения».

Обратите внимание на целевую установку, данную в задании:

I группа – фиксирует учебный материал в форме плана, II группа – составляет опорную схему, III группа составляет словарную статью.

(работают 5-7 минут).

  • Обмен информацией.

Вы изучили содержание статей, но наша цель – усвоить все три приема сжатия, поэтому при ответе товарищей Вы должны не только внимательно их слушать (слайд 5-7), но и вести записи одновременно с прослушиванием, составляя, например, обобщающую таблицу (Приложение 3).

После ответов детей слайд №8 для сравнения.

Динамическая пауза.

Вы напряженно работали, и ваши глаза нуждаются в отдыхе, я предлагаю вам немного отдохнуть и последить за снежинками, которые появятся сейчас на экране (слайд № 9-10)

3. Формирование навыка.



  • Вы систематизировали знания о приемах сжатия текста. Попробуем применить эти знания на практике. Каждая группа получает одинаковый текст, который вы должны сжать, используя все три приема (Приложение 2).

Ваша задача – прочитать текст. Сжать его, используя все три приема. Ненужную информацию можете вычеркивать карандашом. Помните! Очень важно при сжатии текста сохранить его идею.

  • Групповая работа. Учащиеся каждой группы должны составить сжатый текст и озвучить его.

  • Каждая группа представляет свой текст (по выбору учителя). При выступлении акцентировать внимание на то, какой приём при компрессии использовали в каждом абзаце (слайд 11).

4. Рефлексия.

Ребята, как вы считаете, важно ли уметь сжимать текст? Где это умение может вам пригодиться? Почему это умение проверяется на выпускном экзамене?

5. Домашнее задание.

Учитель: Какой этап в схеме действий, которая была выстроена в начале урока, мы не выполнили? (последний, 5) (слайд 12). Это будет вашим домашним заданием. Составьте 3-4 пункта рекомендаций к сжатию текста, используя материалы урока, в виде алгоритма, карточки-подсказки или памятки (слайд 13).

Учитель: Ребята, спасибо вам за активную и плодотворную работу на уроке (слайд 14).




















Приложение 1.

1 группа

Работа со статьёй «Прием исключения подробностей при написании сжатого изложения».

Цель: пользуясь статьей, составьте план.

Исключение – способ сжатия текста, где исключается второстепенная информация: подробности, детали, числовые данные, авторские пояснения, отступления, подробные описания, рассуждения и т. п.. Для того чтобы это сделать, нужно сначала разделить полученную информацию на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную (несущественную), а затем исключить второстепенную.

К основным языковым приемам исключения относятся:

• исключение повторов;

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких синонимов;

• исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений, поясняющих конструкций, синонимов в ряду однородных членов, целых предложений, частей сложного предложения.

Пример. “Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка- – то, что кладется под ухо; а вот слово “окно” не каждый свяжет со словом “око”, а ведь это родственные слова…” = “Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник – то, что находится под окном” (исключение фрагмента предложения за счет удаления однотипных примеров).



2 группа

Работа со статьёй «Приём упрощения при написании сжатого изложения».

Цель: подготовить опорную схему.

Упрощение – это способ сжатия текста, при котором большие по объему предложения упрощаются до простых предложений путем сокращения второстепенной информации, повтора мысли. Другими словами, не сокращая мысли, можно передать её в более простой языковой форме. В основе этого способа лежит упрощения: сложные, развернутые синтаксические конструкции преобразовываются и упрощаются. Этот способ основывается на явлении избыточности речи. Дело в том, что в естественной речи используется гораздо больше слов, чем необходимо для выражения определённой мысли, поэтому её можно упростить.

К основным языковым приемам упрощения относятся:

- слияние нескольких предложений в одно;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена сложноподчинённого предложения простым;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Пример. “Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения”. = “В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу”. (Слияние нескольких предложений в одно.)





3 группа

Работа со статьёй «Приём обобщения при написании сжатого изложения».

Цель: выбрать главную информацию и составить словарную статью.

Обобщение – способ сжатия текста, при котором обобщается однородная информация. Другими словами, при обобщении материала сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделяется в них то, что их объединяет, является общим, а затем подбираются языковые средства для их обобщённой передачи.

К основным языковым приемам обобщения относятся:

- замена однородных членов обобщающим словом;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением.

Пример. “На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки”. = “На лугу росли цветы”. (Замена однородных членов обобщающим словом).

















Приложение 2.

Задание. Прочитать текст, сжать его, вычеркивая ненужную информацию карандашом. Указать на полях, какие способы сжатия были использованы в каждом абзаце.

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.

Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание «рецептов» поведения?

В основе всех хороших манер лежит одна забота – о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол – опять-таки, чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.

Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них – бережное отношение к людям, к природе.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А тогда манеры сами придут к вам, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.

(По Д.Лихачеву.)




Ключ:


ИСКЛЮЧЕНИЕ 1 абзац


Есть много книг о «хороших манерах». Но люди обычно мало черпают из этих книг.




ОБОБЩЕНИЕ. 2,3 абзац



Что лежит в основе рецептов поведения?

В основе всех хороших манер лежит одна забота – о том, чтобы человек не мешал человеку.

УПРОЩЕНИЕ. 4 абзац



Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь, чавкать, громко говорить за обедом, класть локти на стол.



ИСКЛЮЧЕНИЕ + ОБОБЩЕНИЕ 5, 6 абзац

В хороших манерах есть глубокий смысл. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.





















Основные приемы сжатия текста


Исключение

Упрощение

Обобщение





Самоанализ открытого урока

на конкурс « Учитель года 2011»

учителя русского языка и литературы МОУ СОШ с. Пионер

Злодеевой Н.В.

Класс: 8

Количество учащихся: 15

Тема: Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста

Структура урока. 1. Введение в проблему (5 мин.)

2. Изучение нового материала (7 мин.)

3. Обмен информацией (5 мин)

4. Динамическая пауза (1мин.)

5. Формирование навыка (8 мин.)

6. Домашнее задание (2 мин)

6. Подведение итогов. Заключительное слово учителя. Оценки за урок (2 мин.)

Цели урока:

  1. Обучающая: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) исходного текста;

  2. Развивающая: продолжить работу по формированию универсальных учебных действий: планировать учебную деятельность, выбирать рациональные формы работы, кодировать учебную информацию различными способами, строить монологические высказывания на основании кратких записей, работать в группах, работать с текстом;

  3. Воспитательная: формировать навыки поведения в общественных местах, воспитывать нравственность, уважительное отношение к людям, коммуникативные умения и навыки.


Для реализации поставленных задач использовала комбинированный тип урока.

Вид урока – урок-практикум.

На этапе введения в проблему использовала прием фронтальной беседы, что позволило снять напряженность с учащихся, создать эмоциональный настрой, актуализировать знания по данной проблеме на основе ранее изученного, показать значимость изучаемого материала в практической жизни.

Посредством беседы обучала детей планированию учебной деятельности, выбору наиболее рациональных форм работы.

На этапе изучения нового материала была организована групповая работа, которая позволила сэкономить учебное время, изучить большой объем теоретических сведений и дала возможность учащимся увидеть различные виды работы с текстом. Одновременно с этим подобный подход позволил продолжить формирование у учащихся навыка работы в коллективе, такая работа способствовала развитию умения прислушиваться к точке зрения партнера (толерантности, которая сегодня как никогда востребована в современном обществе). Отчет о проделанной работе в группе – один из способов формирования монологической речи.


На этапе систематизации знаний каждый ученик класса был вовлечен в работу по составлению обобщающей таблицы, что способствовало формированию умения вести записи одновременно с прослушиванием.

Предложенный текст носил высокую информативность, имел воспитательный потенциал. На его основе учащиеся применяли полученные знания на практике, закрепляя тем самым теоретические сведения.

Методы: в начале урока использовался проблемный метод, частично-поисковый метод использовался в работе по редактированию текста.

Приемы: был использован дидактический материал на нравственную тему; задания, побуждающие к высказыванию собственного мнения; учащимися на уроке осуществлялась рефлексия; ребята пользовались карточкой-пямяткой; вся работа выполнялась на рабочем листе.

На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка:

  1. Текстоориентированный: монологический ответ, работа с текстом публицистического стиля.

  2. Личностно ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учеников на уроке были основаны на взаимоуважении.

  3. Практико-ориентированный подход был реализован на этапе обобщения полученных знаний.

  4. Интегрированный подход. Связь с литературой через текст публицистического стиля. Формирование гуманистического мировоззрения учащихся посредством высказывания собственной жизненной позиции.

Цели урока ставились совместно с учащимися, использованы на уроке разнообразные формы работы. В ходе урока сочетались индивидуальная работа, фронтальная, групповая.

Уровень выполнения итогового задания позволяет считать, что урок целей достиг, учебный материал большей частью учащихся класса усвоен.




11