КОМПЛЕКТ КАРТОЧЕК-ЗАДАНИЙ ПО СТЕРЕОМЕТРИИ
«ТАБЛИЧКИ «ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ»
Н.Л. Латышева,
преподаватель
ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж имени Василия Михайловича Пескова»
Введение.
Стереометрия – один из самых сложных разделов школьного курса математики. Стремление облегчить восприятие материала и повысить качество знаний студентов стало целью работы над данным дидактическим материалом.
Тема методической разработки актуальна, так как позволяет обобщить и систематизировать знания в красивой и компактной форме.
Выбранные темы являются наиболее объемными в курсе стереометрии, имеют связь с практикой, что особенно актуально для технических специальностей. Табличная форма представления информации позволяет за минимальное время решить большое количество задач, способствует системному восприятию материала.
При систематической работе с данными карточками-заданиями происходит формирование и закрепление понятия обратной задачи, умение формулировать задачу и ставить к ней разные вопросы, совершенствуются навыки решения стереометрических задач, чтения чертежей.
Благодаря дифференциации заданий по уровню сложности, материал позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении.
Содержание методической разработки.
Вид дидактического материала: Комплект карточек-заданий.
Название разработки: Таблички «Обратные задачи».
Аудитория: 1 курс СПО, 10-11 класс.
Предмет: ОУП.07 Математика.
Раздел: Стереометрия.
Темы: «Многогранники», «Тела вращения», «Объемы геометрических тел».
Цель: Совершенствование навыков решения стереометрических задач.
Задачи:
формирование, закрепление и контроль навыков решения задач, чтения чертежей, умения выражать величину из формулы, формирование и закрепление понятия обратной задачи;
развитие интереса к предмету, формирование математической культуры учащихся;
воспитание самостоятельности и ответственности в работе, точности и аккуратности.
Описание дидактического материала:
Карточки-задания классифицированы по темам и уровням сложности.
Содержание и уровень сложности задач соответствует содержанию, уровню сложности материала и подборке задач используемого учебника [1].
Каждая карточка содержит таблицу для заполнения, чертеж и условные обозначения.
Каждая карточка содержит от 3 до 6 задач.
Исходные данные каждой задачи – заполненные ячейки таблицы.
Назначение дидактического материала и методика работы.
Карточки-задания могут использоваться на различных этапах изучения материала: формирования навыков решения задач, обобщения и систематизации материала, закрепления навыков применения стереометрических формул, контроля. Возможно применение как для аудиторной, так и для домашней (дистанционной) работы. Возможна индивидуальная или парная самостоятельная работа, а также групповая работа с совместным обсуждением хода решения и заполнением таблицы на доске.
Задание для учащихся:
Заполните таблицу, подобрав необходимые формулы и вычислив по ним неизвестные величины.
Сформулируйте текстовую задачу с исходными данными ____ варианта. Поставьте к задаче разные вопросы. (дополнительное задание).
Пояснение: Каждый столбик таблицы – отдельная задача про отдельную ___________ (призму, пирамиду и т.д.). Пустые клеточки заполняем последовательно, выражая неизвестные величины из формул, которые связывают их с известными величинами.
Карточки-задания.
Заключение.
В данной методической разработке соблюдены принципы системности, научности, наглядности и доступности обучения. Табличная форма более удобна для восприятия информации, чем текстовая задача. Для слабых учащихся рекомендуется постепенно вводить данную методику, начиная с простых таблиц в три-четыре строчки и подробно разбирать решение всех задач. Положительный эффект данной разработки состоит в положительной динамике качества знаний, развитии логического и абстрактного мышления обучающихся, системности полученных знаний.
Список используемой литературы.
Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый и профил. уровни / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. – 22-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 255 с. : ил. – (МГУ – школе). – ISBN 978-5-09-030854-0.