СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таблица «Диагностика детей с особенностями развития»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В таблице представлены названия диагностических методик особенностей развития детей с ОВЗ. 

Просмотр содержимого документа
«Таблица «Диагностика детей с особенностями развития»»

Таблица «Диагностика детей с особенностями развития»

Нарушение развития

Диагностика (методики)

Нарушение слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)

  • регистрация безусловно-рефлекторных реакций ребенка на различные звуки;

  • условно-рефлекторная аудиометрия со зрительным подкреплением;

  • игровая аудиометрия;

  • тональная аудиометрия.

  • импедансометрия;

  • аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам;

  • регистрация вызванной отоакустической эмиссии.

Диагностика ребенка проводится с использованием различных психолого-педагогических методов: беседы с родителями и ребенком; анализа документации (аудиограмм, заключений врачей-специалистов и т.д.); наблюдений за деятельностью (игрой, рисованием, конструированием); использования специальных методик психологического обследования.

Методика психолого-педагогического обследования включает

Разбор и складывание пирамиды (Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И.)

Работа с парными картинками (выбор по образцу). (Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И.,)

Исследование аффективно-потребностной сферы:

- методика по определению доминирующего мотива у ребенка;

- Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника;

Исследование произвольной сферы:

- методика «Домик»;

- методика «Да и нет».

Исследование интеллектуальной сферы:
- Методика исследования обучаемости А. Ивановой;
- Сюжетные картинки.

Исследование речевой сферы:

- Методика «Звуковые прятки».

Перечень диагностических методик для исследования особенностей развития дошкольников с нарушением слуха.


Для исследования личностного развития:

  1.  Методика Р.Тэмма, М.Дорки, В.Амэн

  2. Методика Р.Жиля

  3.  Методика М.Панфиловой

  4.  Методика изучения особенностей проявления воли

  5.  Социометрия

  6.  «Несуществующее животное»

  7.  Детский апперцептивный тест (САТ)

  8. Тест «Нарисуй человека»

  9. Кинестетический рисунок семьи

  10. Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

  11. Тест незаконченных предложений

  12.  Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга

  13. Шкала явной тревожности (СМАS)

  14. Опросник Баса-Дарки

  15.  Опросник САН

  16. Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера)

  17. Тест школьной тревожности Филипса

  18. Опросник ЕPI (Айзенка)

  19. Методика многофакторного исследования личности (Кеттел)

  20.  Тест «Дом-Дерево-Человек» (Дж.Бук)

  21. Патохарактериологический диагностический опросник (ПДО)

  22. Опросник акцентуации личности (по К.Леонгарду)

  23.  Шкала депрессии

  24. Тест А.Ассингера

  25. Исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн)

  26.  Графическая беседа «Мой круг общения»

  27. Цветовой тест отношений (по А.М.Эткинд)

  28. Методика измерения уровня тревожности Тейлора

  29. Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня (MMPI)

Для исследования интеллектуального развития дошкольников с нарушением слуха:

Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер

Уровень развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации детей

Тест школьной зрелости П. Кеэса в адаптации А.Г. Лидерса и В.Г. Колесникова

Уровень развития восприятия, логического и пространственного мышления

Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву) (стандартный набор изображений)

Таблицы Шульте

Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка

"Эксперсс-диагностика в детском саду". Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко

Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста: уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы

Методика "Домик". Н.И. Гуткина

Методика для исследования уровня сформированности понятийного мышления Выготского-Сахарова

Оценка и исследование понятийного развития ребенка - уровня и особенностей сформированности абстрактных обобщений и выделение ведущего классификационного признака

Для исследования эмоционального развития дошкольников с нарушением слуха:

для диагностики проявлений синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.

Шкала депрессии (по Т.И.Балашовой, О.П.Елисееву) для диагностики наличия и степени выраженности депрессии.

Цветовой тест Люшера для исследования особенностей эмоционального состояния.

Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина. 

Тест тревожности по В.М.Астапову

для исследования уровня тревожности у дошкольников.

Тест "Сказка".

Методика "Кактус" М.А.Панфиловой

для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность.

Нарушение зрения (слепые, слабовидящие)

Общая моторика:

 Бросить мяч педагогу и поймать его в обратном броске.

 Руки вперед, вверх, в стороны, на пояс.

 Прыгать на двух ногах и на каждой.

 Впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него.

 Изменить вид движения, согласуясь с сигналом (ходьба на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на полной ступне с увеличением громкости ударов, при прекращении звучания бубна — остановка движения).

 Стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на одной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед.

Пройти по одной линии, приставляя носок к пятке.

Мелкая моторика:

 Рисовать в воздухе (на доске, на бумаге) обеими руками в одну сторону вертикальные линии, горизонтальные, наклонные, параллельные, фигуры (формы).

 Последовательно выполнить пробы: кулак—ребро—ладонь, делая это правой рукой, затем левой, двумя руками, на плоскости и без опоры на нее.

 «Кольцо» соединить указательный и большой пальцы ведущей; другой руки.  То же, соединяя поочередно большой палец с остальными.

 «Заяц», «Коза», «Три богатыря», «Солдатики».

 «Чудесный мешочек»: узнай на ощупь; чего не стало.

 «Поймать рыбку в пруду» (удочками).

Зрительно моторная координация:

 Ребенок рассматривает лабиринт. Педагог предлагает ребенку привести Колобка (бусинку) к домику, прокатывая его палочкой.

 Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужную геометрическую фигуру.

 Выкладывает путь пуговицами одного цвета (чередуя по цвету; одного размера и т. д.).

 ребенок прикрепляет силуэт к ковролину, «обводит» его веревочкой по внешнему контуру.

 прикрутить пробки так же, как показано на образце (пробки отличаются по цвету, оттенку и т.д.).

Высшие психические функции.

      1. восприятие:

 Дорисовать фигуры.

 Собрать разрезную картинку.

 Найти спрятанные предметы.

 «Что перепутал художник».

 «Чего не хватает на картинке?»

      1. память:

 «Узнай фигуры» (Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку).

 «Запомни картинки» (нужно запомнить предлагаемые картинки, а затем узнать их на другой карточке, где нужные картинки перемешаны с другими).

      1. внимание:

 «Какой картинки не стало?»

 «Что изменилось?»

      1. мышление:

 «Что произошло» (предлагаются картинки со скрытым смыслом: «Разбитая чашка», «Разбитое окно»).

 «Нелепицы».

 Задания на нахождение предметов, объединенных одним признаком (обобщения).

 «Четвертый лишний».

Пространственная ориентировка:

 «Покажи и назови, что у тебя впереди (грудь), сзади (спина), вверху (голова), внизу (ноги), справа и слева (руки)».

 «Покажи переднюю (заднюю), верхнюю (нижнюю), правую (левую) стороны игрушки».

 «Узнай, где звучит игрушка».

 «Расположи игрушки в названном направлении (справа и слева от себя, впереди и сзади, вверху и внизу)».

 «Покажи верхнюю (нижнюю), правую (левую) стороны фланелеграфа».

 «Поставь игрушку в шкаф (как отмечено на схеме шкафа)».

 «Какая это рука (нога)?»

 «В какую сторону едет машина?»

Речь:

 Выявление умения отвечать на вопрос полным распространенным предложением. «Ответь на вопрос полным предложением» (сюжетная картинка).

 Составление рассказа-описания предмета по плану. Например: «Составь рассказ о… (домашнем животном)». 1. Название животного. 2. Внешний вид. 3. Повадки. 4. Чем питается. 5. Какую пользу приносит.

 Составление рассказа по серии сюжетных картин. «Разложи картинки по порядку, придумай рассказ».

 Выявление умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов «Назови ласково».

 Согласование числительного с существительным. Например: «Посчитай письма (от 1 до 5)».


Тяжелые нарушения речи

Методики диагностики мотивации:

  1. «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М.В. Матюхиной

  2. Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова);

  3. Исследование учебной мотивации школьников по методике М. Р. Гинзбурга;

  4. Методика "Таинственное письмо";

  5. Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности, предложенная Г.В. Репкиной и Е.В. Заикой.

Для младших школьников с ТНР могут быть использованы следующие методики: методика «Домик» (по Н.И. Гуткиной), тест Пьерона-Рузера, тест Бурдона (корректурная проба), методика «Треугольники-2». Для диагностики уровня сформированности умений самоконтроля младших школьников, освоивших процессы чтения и письма, может применяться методика «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая). Для исследования уровня сформированности действий контроля могут использоваться Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности, методика «Диагностика сформированности действий контроля» предложенные Г.В. Репкиной и Е.В. Заикой.

Логопедическое обследование:

- проверка артикуляционного аппарата;

- ответ на вопрос простым предложением;

- Пересказ литературного произведения;

- Рассказ-описание предмета (игрушка, картинка);

- Составление рассказа по сюжетной картинке;

- Составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- Продолжение рассказа по заданному началу;

- Составление рассказа из личного опыта;

- Назвать части предмета;

- Исследование уровня обобщений;

- Проверка состояния предикативной функции;

- согласование существительных с прилагательными;

- образование существительных множественного числа;

- образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

- употребление названия детенышей;

- образование относительных прилагательных;

- образование притяжательных прилагательных;

- согласование существительных с числительными;

- понимание и употребление предлогов;

- проверка звукопроизношения;

- состояние фонематического восприятия;

- состояние импрессивной речи;

- состояние моторной функции;

- состояние просодических компонентов.

Психологическое обследование:

- Включение в ряд (методика А.А. Венгер)

- Коробка форм

- Построй из палочек (лесенка)

- Сложи разрезную картинку (из четырех частей)

- сгруппируй картинки (по цвету и форме)

- количественные представления и счет

- сравни (сюжетные картинки)

- найди время года

- нарисуй целое

- Расскажи (серия сюжетных картнок)

Личностная сфера

- субтест 1 «Лесенка» (самооценка)

Общая осведомленность

- субтест 2 «Нелепицы»

- субтест 3 «Времена года»

Развитие психических процессов

- субтест 4 «Найди такую же картинку» (внимание)

- субтест 5 « 10 предметов» (память)

- субтест 6 «Найди семью» (мышление)

- субтест 7 «Рыбка» (мышление)

- субтест 8 «Рисунок человека»

- субтест 9 «Последовательные картинки» (речь, мышление)

- субтест 10 «Разрезные картинки» (восприятие)

ЗПР и умственная отсталость

1. Методика Пьерона-Рузера для исследования внимания и темпа деятельности

2.                 Методика А.Р.Лурия по определению состояния кратковременной памяти

3.                 Опосредованное запоминание  по А.Н.Леонтьеву

4.                 «Обучающий эксперимент» на материале методики Кооса

5.                 Диагностика интеллектуального развития (модифицированный вариант методики Д. Векслера)

6.                 Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста

7.                 Сформированность мыслительных операций (дополнительные методики)

8.                 Методика «Существенные признаки»

9.                 Методика «Исключение лишнего»

10.            Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке

11.            Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильина, П.А. Ковалева)

12.            Шкала вспыльчивости

13.            Методика «Эмоциональная эмпатия» (В.В. Бойко)

14.            Методика определения уровня личностной
тревожности (Ч. Спилбергер)

15.            Модифицированный вариант социометрической методики Р.Жиля

16.            Методика «Запомни и расставь точки»

17.            Методика изучения уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.)

18.            Методика «Воспроизведение рассказа»

19.            Тест для оценки словесно-логического мышления:

20.            Методика "Раздели на группы"

21.            Методика "Узнай, кто это"

22.            Тест "Какие предметы спрятаны в рисунках?" (оценка восприятия ребенка)

23.            Методика "Назови слова"

24.            Методика "Определение активного словарного запаса"

25.            Методика «Веселый - грустный»

26.            Методика диагностики детских страхов (А.И.Захаров).

ДЦП, НОДА

В схему обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих церебральным параличом, необходимо включать задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков. При планировании обследования школьников с церебральным параличом особую важность приобретает обследование навыков чтения, письма, счета и учет выявленных нарушений при выработке программы коррекционной работы. В раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте особое внимание следует обращать на особенности формирования познавательной деятельности, для того чтобы учесть их при организации коррекционной работы на данных этапах развития.

Патопсихология: «Теория и практика», автор Левченко И. Ю. В этой книге даны описание экспериментально-психологических методик обследования лиц разного возраста, рекомендации к составлению заключения и ведению документации. Может быть полезно также студентам средних педагогических учебных заведений. Все задания, описанные в этой книге, направленны на изучение моторики, речи, познавательной деятельности. Они могут быть использованы для диагностики, в том числе и эмоционально-волевой сферы. Даны подробные описания заданий с кубиками, в том числе простые задания с кубиками Кооса, с геометрическими фигурами, с соотнесением предметов по форме, цвету, величине, речевые задания, разработанные логопедами для оценки уровня речевого развития ребенка, задания на исследование различных видов мышления и т. д.

Автор проекта - Земцова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, руководитель Центра дошкольного развития и воспитания детей. Цель разработанной автором методики - комплексное развитие ребёнка с учётом требований современного дошкольного образования. Методика О. Н. Земцовой формирует у детей не только систему знаний, но и позитивное отношение к учёбе, уверенность в своих силах и нацеленность на результат. С помощью этих тестов вы сможете подвести итоги всей проделанной работы и оценить уровень развития и степень готовности вашего ребёнка к школе. Рекомендуется для занятий с детьми в детском саду и дома.

Авторы Борисенко М. Г. Лукина Н. А. Диагностика развития ребенка. Практическое руководство по тестированию. (0–3 лет, 4–5 лет, 5–7 лет). С помощью этого пособия можно протестировать не только речь, но и особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, конструктивного праксиса и ручной умелости. Книга поможет специалистам, работающим с детьми, и родителям объективно определить и оценить уровень развития психических функций ребенка, его индивидуальные особенности, установить возможную причину затруднений в обучении и понять, на что следует обратить внимание в первую очередь, к кому следует обратиться. Тестовые задания в игровой форме позволят сравнить умения вашего малыша с умениями и навыками успешно развивающегося ребенка и подвести итоги занятий - выявить, соответствуют ли они норме. 

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей. Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для: - ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; - развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию; - усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; - развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения; - развития творческих способностей.

- Палочки Кюизенера

- Складывание пирамидки

- Складывание разрезных картинок

- Почтовый ящик

- Доски Сегена

- Сюжетные вкладки

- Установление последовательности событий

- Исключение предметов (4-й лишний)

- Классификация предметов

РАС

Опросник для диагностики аутизма, адаптированный вариант (Autism Diagnostic Interview – ADI-R)

• Шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule – ADOS)

• Шкала социальной зрелости (Vineland Adaptative Behaviour Scale – VABS)

• Шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale – CARS)

• Поведенческий опросник для диагностики аутизма (Autism Behavior Checklist – ABC)

• Контрольный список оценки показателей аутизма (Autism Treatment Evaluation Checklist - ATEC)

• Опросник для диагностики социальных заболеваний и нарушений способности к общению (Diagnostic Interview for Social and Communicative Disorders – DISCO)

• Шкала определения тяжести аутизма у детей [Nordin et al., 1998]

• Опросник родителей для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Parents Checklist – ADPC)

• Шкала наблюдения «Суммарная оценка поведения» (Behavioural Summarized Evaluation – BSE)

• Опросник по аутизму у маленьких детей (Checklist for Autism in Toddlers – CHAT).

• Опросник по спектральным нарушениям развития ребенка (PDD – pervasive developmental disorder)

  Некоторые из этих диагностических процедур (CHAT, PDD, ATEC, шкала  адаптивного поведения Вайнленда (Vineland Adaptive Behavior Scale VABS) постепенно становятся популярными в России.

Методы обследования детей с РАС объединяются в 4 группы:

• не инструментальные  - наблюдение, беседа;

• инструментальные - использование определенных диагностических методик;

• экспериментальные - игра, конструирование, тесты, анкеты, действия по образцу;

• аппаратурные экспериментальные (информация о состоянии и функционировании мозга, вегетативной и сердечно-сосудистой системы; определение физических пространственно-временных характеристик зрительного, слухового, тактильного восприятия и т.д.).

Методики выявления и обследования ребенка с РАС:

 • M-CHAT, CASD, SCQ (экспресс-диагностика)

 • ADI –R; KAST (подтверждение диагностической группы)

 • Методики - AMSE, МКФ, PEP –3, Leiter -3, ADOS, ABLLS-R

  Первая скрининговая методика CHAT Checklist for Autism in Toddlers -Опросник для выявления аутизма у малышей. Возраст ребенка 18 месяцев. Была разработана в Англии и опубликована в 1992 году исследователями Baron-Cohen S., Allen J. и Gillberg C.. Состоит из 14 вопросов, на 9 отвечают родители, на 5 клиницист. Чувствительность 0,38. Специфичность 0.98. Время заполнения 10 минут.

 • M-CHAT Modified-Checklist for Autism in Toddlers. (Robins DL, Fein D, Barton ML, Green JA.), 2001

 • Состоит из 23 вопросов, на все вопросы отвечают родители. Возраст ребенка 18-30 месяцев. Время заполнения 10 минут. Чувствительность 0,87. Специфичность 0.99. Этот опросник есть на сайте фонда «Выход» в свободном доступе.

ADI –R  - 93 пункта интервью с родителями, которые направлены на такие линии развития, как:

- Общение

- Социальное взаимодействие

- Повторяющееся и стереотипное поведение

• CARS -2 (опросник). Соответствуюет диагностическим критериям международных классификационных сборников DSM-IV и МКБ-10.

Модули: для дошкольников; школьников; взрослых, которые отвечают сами за себя.

Критерии:

- Понимание общения

- Когнитивный аспект общения

- Навыки коммуникации

- Мотивация к общению

- Повторяющиеся формы поведения

• Leiter - 3 – метод исследования интеллекта (от 3 лет) (невербальный тест для глухих)

• PEP –3 – психолого-образовательный профиль. Невербальный профиль для определения педагогического вмешательства.

• МКФ – международная классификация функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья

AMSE - короткий метод, который позволяет определить особенности развития и нарушения поведения характерные для расстройства в спектре аутизма (с 1 года)

ADOS – план диагностического обследования при аутизме (набор игрушек и инструментария). Соответствуюет диагностическим критериям международных классификационных сборников DSM-IV и МКБ-10.

ABLLS-R – оценка базовых речевых и учебных навыков (544 навыка в 25 областях). Позволяет оценить уровень развития навыков, помочь установить, какие умения нужны ребенку для того, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающими и обучаться в повседневной̆ жизни

ATEC - Оценка контрольных показателей у ребенка с РАС

 

Методы выявления признаков расстройств аутистического спектра (РАС) у детей дошкольного возраста российских авторов:

1. Диагностическая карта аутичного ребенка (по К. С. Лебединской, О. С. Никольской)

2. Схема обследования аутичного ребенка (по Е.С.Иванову)

3. Протокол педагогического обследования детей с расстройствами аутистического спектра (по Хаустову А.В., Красносельской, Е.Л., Хаустовой, И.М)

4. Протокол пошаговой диагностики РАС (по Н.Л.Горбачевской)

5. Психологический скрининг (диагностические критерии по  МКБ-10)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!