Опросник для диагностики аутизма, адаптированный вариант (Autism Diagnostic Interview – ADI-R) • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule – ADOS) • Шкала социальной зрелости (Vineland Adaptative Behaviour Scale – VABS) • Шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale – CARS) • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (Autism Behavior Checklist – ABC) • Контрольный список оценки показателей аутизма (Autism Treatment Evaluation Checklist - ATEC) • Опросник для диагностики социальных заболеваний и нарушений способности к общению (Diagnostic Interview for Social and Communicative Disorders – DISCO) • Шкала определения тяжести аутизма у детей [Nordin et al., 1998] • Опросник родителей для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Parents Checklist – ADPC) • Шкала наблюдения «Суммарная оценка поведения» (Behavioural Summarized Evaluation – BSE) • Опросник по аутизму у маленьких детей (Checklist for Autism in Toddlers – CHAT). • Опросник по спектральным нарушениям развития ребенка (PDD – pervasive developmental disorder) Некоторые из этих диагностических процедур (CHAT, PDD, ATEC, шкала адаптивного поведения Вайнленда (Vineland Adaptive Behavior Scale VABS) постепенно становятся популярными в России. Методы обследования детей с РАС объединяются в 4 группы: • не инструментальные - наблюдение, беседа; • инструментальные - использование определенных диагностических методик; • экспериментальные - игра, конструирование, тесты, анкеты, действия по образцу; • аппаратурные экспериментальные (информация о состоянии и функционировании мозга, вегетативной и сердечно-сосудистой системы; определение физических пространственно-временных характеристик зрительного, слухового, тактильного восприятия и т.д.). Методики выявления и обследования ребенка с РАС: • M-CHAT, CASD, SCQ (экспресс-диагностика) • ADI –R; KAST (подтверждение диагностической группы) • Методики - AMSE, МКФ, PEP –3, Leiter -3, ADOS, ABLLS-R Первая скрининговая методика CHAT Checklist for Autism in Toddlers -Опросник для выявления аутизма у малышей. Возраст ребенка 18 месяцев. Была разработана в Англии и опубликована в 1992 году исследователями Baron-Cohen S., Allen J. и Gillberg C.. Состоит из 14 вопросов, на 9 отвечают родители, на 5 клиницист. Чувствительность 0,38. Специфичность 0.98. Время заполнения 10 минут. • M-CHAT Modified-Checklist for Autism in Toddlers. (Robins DL, Fein D, Barton ML, Green JA.), 2001 • Состоит из 23 вопросов, на все вопросы отвечают родители. Возраст ребенка 18-30 месяцев. Время заполнения 10 минут. Чувствительность 0,87. Специфичность 0.99. Этот опросник есть на сайте фонда «Выход» в свободном доступе. •ADI –R - 93 пункта интервью с родителями, которые направлены на такие линии развития, как: - Общение - Социальное взаимодействие - Повторяющееся и стереотипное поведение • CARS -2 (опросник). Соответствуюет диагностическим критериям международных классификационных сборников DSM-IV и МКБ-10. Модули: для дошкольников; школьников; взрослых, которые отвечают сами за себя. Критерии: - Понимание общения - Когнитивный аспект общения - Навыки коммуникации - Мотивация к общению - Повторяющиеся формы поведения • Leiter - 3 – метод исследования интеллекта (от 3 лет) (невербальный тест для глухих) • PEP –3 – психолого-образовательный профиль. Невербальный профиль для определения педагогического вмешательства. • МКФ – международная классификация функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья •AMSE - короткий метод, который позволяет определить особенности развития и нарушения поведения характерные для расстройства в спектре аутизма (с 1 года) •ADOS – план диагностического обследования при аутизме (набор игрушек и инструментария). Соответствуюет диагностическим критериям международных классификационных сборников DSM-IV и МКБ-10. •ABLLS-R – оценка базовых речевых и учебных навыков (544 навыка в 25 областях). Позволяет оценить уровень развития навыков, помочь установить, какие умения нужны ребенку для того, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающими и обучаться в повседневной̆ жизни •ATEC - Оценка контрольных показателей у ребенка с РАС Методы выявления признаков расстройств аутистического спектра (РАС) у детей дошкольного возраста российских авторов: 1. Диагностическая карта аутичного ребенка (по К. С. Лебединской, О. С. Никольской) 2. Схема обследования аутичного ребенка (по Е.С.Иванову) 3. Протокол педагогического обследования детей с расстройствами аутистического спектра (по Хаустову А.В., Красносельской, Е.Л., Хаустовой, И.М) 4. Протокол пошаговой диагностики РАС (по Н.Л.Горбачевской) 5. Психологический скрининг (диагностические критерии по МКБ-10) |