Предмет: Математика
Класс: 4 Д
Тема: «График. Таблица. Диаграмма»
познакомить с графическими носителями информации – графиками, диаграммами, таблицами.
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с понятиями «график», «диаграмма», «таблица», объяснить их значение для передачи информации; способствовать формированию умений строить простейшие графики и диаграммы как одной их компетенций функциональной грамотности современного школьника.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся читать и выполнять построение простейших диаграмм и графиков
Метапредметные:
Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы; формулируют собственное мнение и позицию
Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования; понимают границы собственного знания и «незнания»
Оборудование: Учебник «Математика» 4 класс, Моро М. И., компьютер, презентация.
ХОД УРОКА:
-Здравствуйте, ребята!
- Прочитайте высказывание и объясните, как вы его понимаете.
«Природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры.
(Г. Галилей)».
Рассуждают.
Размышляют: всё в этом мире живёт по законам математики люди, животные, птицы. Всё подвластно этой великой науке.
Комментируют.
Объясняют.
I. Устный счет.
Интеллектуальная разминка
– Решите задачу.
Самая высокая точка на земном шаре – 8 км 848 м над уровнем океана, а самая низкая – на глубине 11 км 022 м. Каково расстояние между самой высокой и самой низкой точками Земли? Выполните схему, она поможет вам решить задачу
Решение:
11022 + 8848 = 19870 (м)
19870 (м) = 19 км 870 м
Организуется устный счет с целью актуализации знаний.
946-46+82=982(А)
26∙3-18=60(Г)
4+96:2=52(А)
80:16∙9=45(И)
260+70=330
482-60=422(М)
560:7∙4=320(А)
8∙8-6∙7=22(Д)
210:7:6+69=74(Р)
- На какие группы мы можем разделить полученные значения выражений? (на двухзначные и трёхзначные)
- Назовите самое большое среди них трёхзначное число.(982)
- что вы можете рассказать об этом числе? (в пятницу, 25 сентября в нашем городе состоится празднование «Дня освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков»).
- Запишите в порядке возрастания полученные результаты и прочтите слово, которое у вас получится.
(идёт работа на экране)
- Кто сможет назвать тему нашего урока? (Диаграммы)
- Какие задачи стоят перед нами на уроке? (узнать, что такое диаграмма, учиться их читать и строить)
3. Актуализация знаний. (Слайды с 8по 10)
- В первый день ребята увидели на пруду 2 лебедя, а во второй день 4 лебедя.
- Эти данные я представила вот в таком виде.
- Ребята, вы знаете как называются эти объекты?
- Чем они отличаются? Чем похожи?
- Что указано в этих объектах?
- Ребята, как вы думаете, чему мы сегодня с вами будем учиться на уроке?
Сравнивают, анализируют, рассуждают
Отвечают на вопросы.
- Сегодня на уроке мы будем работать с диаграммами, графиками, таблицами.
4. Открытие нового знания, нового способа действия. (Слайды с 11по 13)
- Посмотрите на экран. Прочитайте задание № 1.
- Рассмотрите график и ответьте на вопросы.
- Что обозначают числа по осям Ох и Оу?
- Какого роста был Волк, когда ему исполнилось: 1 год; 3 года; 5 лет?
- Вырос ли Волк за последний год?
- Сколько лет было Волку, когда его рост был равен: 40 см; 50 см; 70 см; 75 см?
- На сколько сантиметров вырос Волк: с 1 года до 3 лет? С 3 лет до 7 лет?
- За какой год Волк вырос больше всего?
- Прочитайте задание №2 .
- Какие величины откладываются по осям Ох и Оу?
- Чему равен единичный отрезок на каждой оси координат?
- Сколько секунд бежал Заяц и сколько Волк?
- Сколько метров Волк не добежал до финиша?
- За сколько секунд пробежал 300 м Волк и за сколько Заяц?
- Какое расстояние пробежал за первые 10 с Волк и какое Заяц?
Физкультминутка.
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
Раз-два — поднялись,
Раз-два — руки вниз.
- Прочитайте задание № 3.
Объясните как Волк и заяц составили таблицу
- Полученные данные медведь представил в виде диаграммы.
- Что обозначают зелёные и красные столбики на диаграмме?
- В каком классе больше учеников увлекаются театром, спортом, чтением, танцами?
- В каком классе нет ни одного ученика, который увлекался бы рисованием?
Сколько учеников увлекаются музыкой в каждом классе?
Читают задание № 4.
- Каждый год в день рождения Волка Заяц измеряет его рост в сантиметрах и делает отметки. Используя полученные данные, Заяц изобразил в виде графика, как увеличивался рост Волка.
Рассматривают график. Отвечают на вопросы.
- Числа по оси Ох обозначают возраст.
- Числа по оси Оу обозначают рост.
- 1 год – 20 см. 3 года – 50 см. 5 лет – 70 см.
- Нет, за последний год Волк не вырос.
- 40 см – 2 года; 50 см – 3 года; 70 см – 5 лет; 75 см – 6-7 лет.
- С 1 года до 3 лет – на 30 см. с 3 лет до 7 лет – на 25 см.
- С 1 года до 2 лет.
Читают задание № 5.
- Волк и Заяц соревновались в беге на 500м. через 70 с после старта Волк устал и сошел с дистанции.
- Рассматривают график, на котором показано, как бежали Волк и Заяц, и ответьте на вопросы.
- По оси Ох откладывается время в секундах. По оси Оу – расстояние в метрах.
- Единичный отрезок на оси Ох равен 10 сек. Единичный отрезок на оси Оу равен 50 м.
- Заяц бежал 80 с. Волк бежал 70 с.
- Волк не добежал до финиша 200 м.
- Волк пробежал 300 м за 70 с, Заяц – за 20 с.
- За первые 10 с Волк пробежал 100 м, Заяц – 150 м.
Читают задание № 6.
- Волк и Заяц собирали данные об увлечениях четвероклассников своей школы. Результаты они записали в таблицу и передали её медведю.
- Зелёные столбики диаграммы – 4а класс, красные – 4б класс.
- Театром больше учеников увлекаются в 4б классе, спортом – в 4а классе, чтением – в 4а классе, танцами – в 4б классе.
- В 4б классе нет ни одного ученика, который увлекался бы рисованием.
- В 4а и 4б музыкой увлекаются одинаковое количество учеников – 5 учеников.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
А)(Слайд 14) Построение Диаграммы по задаче.
На дорогу до школы дети тратят разное время. Лена тратит 40 минут, Коля – 10 минут, Вася – 30 минут, Света – 25 минут
Читают задание.
- Постройте график изменения температуры воздуха с 3 часов ночи до 12 часов дня, используя данные таблицы.
Рассматривают таблицу.
- Первая строка показывает время в часах.
- Вторая строка показывает температуру в градусах.
Рассматривают график.
- По оси Ох откладывается время в часах, по оси Оу – температура в градусах.
(Слайд 14)
6. Тест по новому материалу.
- Выполните самостоятельно на карточках
(Слайды с 15по 18)
Организуется взаимопроверка.
Отвечают на вопросы. Проверяют свои ответы. Оценивают.
(Слайд 19)
Читают задание № 7.
- Зонт стоит а рублей, а плащ – в 5 раз дороже. Какова цена плаща? Запишите выражение и запишите его значение при а, равном 120.
- Зонт стоит а рублей.
- Плащ стоит в 5 раз дороже зонта.
- Какова цена плаща?
а·5
Записывают выражение и находят его значение.
а·5
при а=120 руб.
120·5=600 (руб.) – цена плаща.
Ответ: 600 рублей.
7. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 23)
- Продолжите предложения.
Сегодня я узнал…
Сегодня мне было сложно…
Сегодня мне было интересно…
8.Запись домашнего задания.
- Запишите домашнее задание:
А) творческое задание (по желанию): составить задачу и приготовить к ней диаграмму.
Б) стр. 17 № 83
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени героя Российской Федерации А. Б. Буханова» города Смоленска
Конспект урока по математике в 4 Д классе
по теме «График. Таблица. Диаграмма»
учитель
Савина Ольга Эдуардовна