Личностные обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию (этические принципы, моральные нормы, нравственный аспект поведения) обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях | Регулятивные обеспечивают организацию УД | Познавательные | Коммуника тивные |
Личностное, проф., жизненное самоопределение, самопознание | Смыслообразование (связь УД и её мотивом) | Нравственно-этическая ориентация (личностный моральный выбор) | Целеполагание (как постановка и сохранение УЗ) | Общеучебные | Логические | Постановка и решение проблемы | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Формирование основ гражданской идентичности личности, чувства гордости за Россию, народную историю, демократические ценности | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов | Формирование целостного образа мира, развитие толерантности | Планирование (определение последовательности, учитывать правила планирования) | Выделение и формулирование познавательной цели | Анализ (выделение признаков) | Формулирование проблемы | Постановка вопросов |
чувство сопричастности своей Родине | осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России | Формирование мотивов достижения и социального признания | Ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения | Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, выбор способа и результата действий, выбор учебного действия (материальный, внешнеречевой, умственный план) | Поиск и выделение информации, источников информации | Синтез | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Разрешение конфликтов |
Формирование картины мира культуры (мир профессий и их социальная значимость), природы, народов, религий | Мотива, реализующего потребность в социально значимой и оцениваемой деятельности | Знание основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, ответственность) | Контроль (сличение с эталоном, осуществление пошагового контроля) | Структурирование знаний | Выбор критериев для сравнения, сериации, классификации | | Управление поведением партнёра |
Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (адекватная позитивная осознание самооценки), овладение начальными навыками адаптации | Осознание причастности к успеху в учебной деятельности | Выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных, моральных норм | Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию) | Построение речевого высказывания (в у. и п. форме) | Подведение под понятие, выведение следствий | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
| Формирование моральной самооценки | Оценка (осознание качества и уровня усвоения, адекватное восприятие оценки учителя, адекватная оценка выполненных действий) | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Установление причинно-следственных связей | Как взаимодействие (учёт позиций - эмпатия) Как кооперация (умение договориться - бесконфликтность) Как условие интериоризации (рефлексия, осознание, усвоение – передача информации) |
Развитие доверия к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается | Коррекция (внесение дополнений) | Смысловое чтение, владение ряда общих приёмов решения задач | Построение логической цепочки рассуждений |
Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости | | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Доказательство |
Формирование установки на ЗОЖ, творческого отношения к труду | Знаково-символические действия | Выдвижение гипотез их обоснование |
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств | Моделирование (простр.-граф., знаково-симв.) | Преобразование модели (выявление общих законов) | Установление аналогий |