СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таблица Возрастные характеристики детей от рождения до 7 лет (2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Таблица Возрастные характеристики детей от рождения до 7 лет (2)»

Возрастной период

Ведущий вид деятельности

Основные психические новообразования

сенсорно-перцептивная сфера

внимание

память

мышление

воображение

речь

мотивационно-потребностная сфера

темперамент

характер

0-1 год младенчество

эмоционально-личностное общение с взрослыми людьми

Ребенок обнаруживает звуко-зрительно-двигательные связи (поворот головы и глаз на звуки), следит за движениями предметов и людей 0-1 месяц Распознает многие звуки речи Один месяц Обладает двухцветным зрением. Начинает реагировать не только на отдельные его фрагменты, но и на объект в целом Два месяца Обладает бинокулярным и периферическим зрением; отличает живое лицо матери от фотографии. Слышит и имитирует высокие и низкие звуки Три месяца Связывает голос матери с ее лицом и другие звуки с их источниками. Отличает голоса матери и отца от голосов незнакомых людей. Различает плоскостные и объемные изображенияЧетыре месяца Различает вертикальное и другие положения предметов (отличает предметы, поставленные вверх ногами, от наклонных) Пять-шесть месяцев Отличает лицо матери от лиц незнакомых людей. Способен воспринимать постоянство размера объектов Шесть месяцев Активизируются зрительная и двигательная системы ребенка, облегчая начинающему ползать малышу восприятие глубины Семь месяцев Способен воспринимать постоянство формы объектов Восемь месяцев Опознает предметы, прикасаясь к ним, но не рассматривая. Умеет различать на ощупь знакомые и ся на новые достаточно сильные раздражители, Дальнейшее развитие внимания связано с освоением хватания, которое дает возможность удерживать предметы и манипулировать с ними.

незнакомые предметы


-первоначально выступает как реакция сосредоточения;

- сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними;

- сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему;

- появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.


Сразу после рождения приступает к функционированию образная память (в элементарной форме).

начало формирования предметно-действенного мышления.

- память функционирует «внутри» ощущений и восприятий;

- она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется недлительным сохранением;

- материал фиксируется ребенком непроизвольно;

- сначала у малыша развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.


Формирование воображения у младенцев начинается с того момента, как только они начнут воспринимать окружающий мир: видеть, слышать, осязать. Все окружающие ребенка предметы с этого часа закладывают в его сознание фундамент, который в дальнейшем служит основой всех пунктов развития и влияет на восприятие малышом окружающего мира. 

Младенчество рассматривается как подготовительный этап в развитии речи, когда закладываются, во-первых, предпосылки понимания речи взрослых, во-вторых, - активного употребления слов. Причем пассивная речь, т.е. понимание речи взрослых, осваивается ребенком быстрее, чем активная - ее самостоятельное употребление. Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом. 

потребность в новых впечатлениях (восприятие всего нового). В этом возрасте формируются предвестники мотивационного поведения ребенка (мотивы достижения). Складываются поведенческие повторения, благодаря которым ребенок испытывает удовольствие (7 мес. Перекладывает предмет из руки в руку; 8 мес. – стучит предметом о предмет, манипулирует 2-3 предметами), ребенок повторяет те действия, которые ему нравятся. На 1 году жизни появляется потребность в доброжелательном общении.

Меланхолик или «несчастный младенец» Младенец практически всегда напряжен и не может уснуть. В лучшем случае он дремлет. Такой ребенок часто просыпается ночью. Холерик или нервный ребенок Естественные реакции малыша выражены очень сильно: они просто-таки бледнеют от испуга и орут даже при слабых раздражителях. Сангвиник или активный малыш Младенцы, предпочитающие сну бодрствова ние, спят не больше 12 часов в сутки (при норме 16 часов). Их сон редко, когда длится больше 2 часов подряд. После кормления ребенок сразу крепко засыпает, но уже через час-два он снова просыпается. Флегматики. Такой ребенок почти ничего не требует. Часто к моменту кормления его приходится. будить, а в сам момент кормления он легко может уснуть.

Темперамент определяет характер ребенка, однако в чистом виде проявляется редко. Чаще в характере преобладают черты одного типа темперамента в сочетании с характерными признаками других. Именно на этом этапе формируются такие значимые черты характера как дружелюбие, открытость и умение строить доверительные отношения.

1-3 года раннее детство

Предметная, предметно-манипулятивная

1 год 3 месяца: Играя деятельность, различает два предмета по величине 1год 6 месяцев: Из предметов разной формы выбирает предполагаемый аналогичный предмет 1 год 9 месяцев: Играя, различает три предмета по величине 2 года: По требованию взрослого находит предмет того же цвета

Внимание ребенка раннего возраста в большей степени имеет непроизвольные свойства, основанные на механизмах ориентировочно-исследовательского поведения и ориентировочного рефлекса. Внимание ребенка активизируется новыми стимулами окружающей среды и очень неустойчиво во времени. 

К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад.

В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия. Особенностью мышления в раннем детстве является синкретизм. Синкретизм означает нерасчлененность

процесс восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, признаков, свойств; составлении на их основе определенного образа; соотнесении данных образов-эталонов с предметами окружающего мира.

начинает складываться мыслительная деятельность

К 2 годам дети имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены. Они понимают общие вопросы, требующие ответа типа «да» или «нет».

Около 3 лет ребенок начинает внимательно слушать, о чем говорят взрослые, любит, когда ему читают рассказы, сказки, стихи.

До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 – 1200–1500 слов.

На протяжении раннего возраста у ребенка доминирую т потребности в активном познавательном действовании с предметами и в общении со взрослыми

В раннем и дошкольном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности, особенности свойств темперамента ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками.

В раннем детстве формируется ориентация ребенка на себя, на предмет деятельности (на дело) или на других людей. Если ребенок ориентирован на себя, он отличается высокой тревожностью, сосредоточенностью на своих чувствах, мыслях и переживаниях, подавленностью или повышенной капризностью. При ориентации на других людей ребенок проявляет готовность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

3-5 лет средний период детства

игровая

в ходе продуктивных видов деятельности (игры, рисование, конструирование, лепка) появляются собственно сенсорные эталоны. Упомянутые виды деятельности ребенка опираются, в отличие от предметной деятельности, на систему образов, предусматривают замысел, а потому способствуют развитию стандартов как психических образов определенных свойств предметов. едущим видом обследовательские действия дошкольника на основе зрительного анализатора является акт разглядывание, который приобретает самостоятельное значение, так как не связан с предметными действиями

Стадия устоявшегося одноканального внимания проходит на четвертом году жизни ребенка. На данном этапе формирования внимания малыши способны плавно переключаться с одной игры на другую, в перерыве между которыми могут слушать взрослых.

Первые конкретные воспоминания относятся, как правило, именно к этому возрасту, когда ребенок уже умеет достаточно хорошо говорить. Все, что с ним происходит, -- это теперь не просто ощущения, а конкретные ситуации, которые малыш может описать словами, таким образом снова переживая их. Основными воспоминаниями являются события, сильно потрясшие воображение малыша, например, рождение братика или сестренки, первая встреча с Дедом Морозом или поход в зоопарк. Как правило, ребенок помнит эти события в мельчайших подробностях: что он слышал, видел, чувствовал при этом. Однако малыш помнит и обычные, ничем не примечательные дни своей жизни (прогулки, еду, детский сад).

Ребенок учится сравнивать и обобщать, может анализировать не только реальные предметы, но и просто картинки. Он еще играет в простые игры (кубики, пирамидки), но уже появляются зачатки сюжетно-ролевых игр. Малыш постепенно учится заменять одни предметы на другие, играть «понарошку». Раньше ребенок для решения задачи представлял себе в уме действия с предметами и их результат. Теперь же, с развитием знаковой системы понятий, он уже оперирует словами и числами, заменяя окружающие предметы понятиями. Эти новые возможности детского мозга называются отвлеченным мышлением, иначе логикой. Увлекательные математические задания для дошкольников, помогут вам подготовить ребенка к школе в игровой форме.

В 3-4 года воображение еще слабо развито. То есть игра с предметом по представлению взрослого ( палка – это лопатка) достаточно хорошо принимается ребенком, а самостоятельно ребенок пока не может развить такую игру. Замысел у малыша возникает спонтанно, на фоне эмоций и конкретной ситуации, но развить и реализовать его он еще не может. То есть малыши не умеют направлять свое воображение. Но эти ситуации важны в

Словарь ребенка состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он - папа, она - мама). Понимает время - прошедшее и настоящее. Понимает и называет названия цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию ("Дай мне красный кубик и синий шар").

К 5 годам улучшается произношение звуков и дикция. Ребенок активно пользуется речью, удачно имитируют голоса животных, способны интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Развивается грамматика слов. В общении со сверстниками дети используют «ситуативную» речь (относящуюся к происходящей в данный момент ситуации).

Появляется умение различать степень затруднительности достижения цели, оценивать свои возможности, т.е. определять возможность успеха или неудачи(Х. Хекхаузен). Проявляется смыслообразующая функция мотива, ребенок начинает планировать смысл своей деятельности.



5-7 лет старший дошкольник

Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности


К концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию опосредствованной памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и др.

Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Воображение. Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.

Аффективное воображение ребёнка направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путём их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Творчество ребёнка часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. В своих произведениях дети не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи

Продолжается развитие грамматики, лексики, речь становится связной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь), так и умение участвовать в диалоге. Начинает формироваться письменная речь. Словарный запас увеличивается примерно до 3000 слов.

Появляются мотивы притязания на признание со стороны этих взрослых и подростков. Мотив самоутверждения, стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство. Мотивы установления положительных отношений со взрослыми и детьми, а также мотивы самоутверждения и притязания на признание ложится в основу соревновательных мотивов, которые стимулируют ребенка к совершенствованию своих способностей и умений, но то же время могут создавать у него некое состояние тревожности. Преобладание мотива «я должен» над мотивом «я хочу». Соподчинение мотивов приводит к тому, что все мотивы выстраиваются в важнейшее образование – иерархию мотивов. Способность соподчинять мотивы формируется постепенно