СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таблица: взаимоотношения личности и группы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное схематичное представление информации будет полезно для использования студентам-психологам и практикующим психологам. 

Просмотр содержимого документа
«Таблица: взаимоотношения личности и группы»

2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. Эффект «бумеранга».  Действия или информация, направленные против кого-либо, оборачивают против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию. . Эффект группового фаворитизма . Это тенденция благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы.  . Эффект группомыслия . возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. Эффект маятника . Это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера. Показателем эмоционального состояния группы является настроение работников в процессе труда.  . " width="640"

Взаимоотношения личности и группы. Групповые эффекты.

Эффект социальной фасилитации.  Его можно понимать в широком и узком смыслах. В широком смысле социальная фасилитация — это усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других. Социальная фасилитация в узком смысле – это усиление мотивации человека решить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей. Уменьшение мотивации называется  социальной ингибицией . (например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение). В присутствии других людей повышается скорость решения простых математических задач, простых заданий на моторику и т. п.

Групповые эффекты- это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния.  Они являются механизмами функционирования группы, с помощью которых группа переходят с одного уровня развития на другой.

Группа и личность в социальной структуре общества выступают как самостоятельные субъекты тех или иных социальных действий. Поэтому можно рассматривать и анализировать их взаимодействие друг другом, также взаимоотношения, складывающиеся между личностью и группой. Эти взаимодействия и взаимоотношения можно представить по аналогии с взаимодействиями и взаимоотношениями других социальных субъектов, например, отдельных личностей или отдельных социальных групп.

Основные групповые эффекты:

Психофизилогический эффект . Это изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствия других людей (усиливается потоотделение, учащается дыхание, усиливаются мышечные сокращения, повышается давление крови и частота пульса). Причем, чем значимее ситуация группового взаимодействия и значимее окружающие люди, тем ярче выражен психофизиологический эффект.

Эффект конформизма . Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы.

Эффект принадлежности к группе -  это групповая идентичность.

Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов ввели термин « групповая идентификация ». Они создали теорию  социальной идентичности , основные положения которой заключаются в следующем:

· человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая, таким образом, статус группы и собственную самооценку;

· когнитивный компонент групповой идентификации состоит в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков.

· эмоциональный компонент групповой идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств — любви или ненависти, гордости или стыда;

· поведенческий компонент проявляется тогда, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для человека.

На работе преобладают профессиональные идентификации, дома — семейно-ролевые, в общении с друзьями — половые и возрастные, в общении с представителями других стран и культур — этнические, культурные, религиозные и пр.

Эффект подражания . Это следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. Когда люди не уверенны, они ориентируются на действия других, чтобы решить, как действовать им самим. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.

Эффект социальной лени . По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение индивидуального вклада в общегрупповую работу. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять за сто процентов, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93 % суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным 85 %, а из восьми человек — только 49 %.

Эффект «ореола»- Специфическая установка может возникнуть у воспринимающего человека на основе ранее полученной информациии или на основе искажения информации о статусе, репутации, профессионалыных качествах или личностных характеристиках другою человека.

Эффект «синергии».  Это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1 + 1 2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев.

Эффект «бумеранга».  Действия или информация, направленные против кого-либо, оборачивают против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию. .

Эффект группового фаворитизма . Это тенденция благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы.  .

Эффект группомыслия . возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека.

Эффект маятника . Это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера. Показателем эмоционального состояния группы является настроение работников в процессе труда.  .