Рабочий день педагога насыщен мероприятиями, как плановыми, так и внеплановыми: совещания, педсоветы, проверка тетрадей, контрольные работы, экзамены, родительские собрания и многое-многое другое. И в этом ежедневном водовороте событий нужно еще успеть уделить хоть несколько минуток каждому ученику.
И вот вы опять несете домой целую сумку непроверенных тетрадей, готовитесь весь вечер к урокам на завтра, а ваша пятилетняя дочь тихо вздыхает и понимает, что раскрашивать картинки ей сегодня придется снова в одиночестве, а муж уже по привычке сам разогревает вчерашний ужин. Возможно, для кого-то, это весьма знакомая картина?! И наверняка так обстоят дела во многих семьях, где мама или папа — педагоги. На самом деле выход есть. И все не так сложно, как кажется. Выход — это умение управлять своим временем эффективно, четко и разумно.
Времени всегда хватает тому, кто умеет его использовать.
Упражнение 1 .Упражнения на персональное ощущение времени
Цель: определение индивидуальных особенностей восприятия времени.
Выполнение. Все участники закрывают глаза. После команды им необходимо мысленно отметить тот момент, когда пройдет минута. Отсчитывать мысленно секунды нельзя. Каждый открывает глаза и поднимает руку после того, как, по его мнению, истекла минута.
Упражнение демонстрирует широкий разброс результатов. Адекватность восприятия времени индивидуальна. Оптимальными считаются результаты, попадающие в интервал от 55 до 65 секунд.
Если получилось меньше, это означает, что вы слишком спешите, есть опасность быстрого истощения. Время движется на самом деле медленнее, чем вам кажется.
Если более 66 секунд – вы предпочитаете не торопиться, но иногда все-таки следует ускорять восприятие времени, иначе вы можете не успеть что-либо сделать.
Упражнение 2.«Пирог времени»
Цель: Осознание понятия «капитал времени» через визуальную технику.
- Рассмотрим еще одну картинку (см. схема «Пирог времени»). Попробуем заштриховать пирог времени в соответствии с нашими временными ресурсами, который у нас еще есть. Итак, поставьте на окружности точку и от этой точки.
Отсчитайте количество секторов, равное вашему возрасту. Заштрихуйте. Это то, что вы уже прожили. В этом круге 60 секторов (средняя продолжительность энергичности человека до пенсионного возраста). А теперь давайте посмотрим на то, что у нас еще впереди. Если мы тратим на сон – 8 часов. Это треть суток. Не правда ли? В сутках 24 часа, 8 часов это 1/3часть. Итак, треть нашей жизни мы тратим на сон.
Отсчитайте и заштрихуйте 1/3часть секторов на сон. А теперь давайте посмотрим, сколько мы примерно потратим нашего времени на какие-то бесцельные ожидания, в течение которых нельзя ни почитать, ни послушать музыку. Это, к сожалению, могут быть периоды болезни.
Отсчитайте на это еще 3 года. Тоже заштрихуйте. Кроме того, немалая часть нашего пирога жизни уйдет на различные поглотители времени. Зашрихуйте на это 3-4 года. (Обсуждение в круге.)
Посмотрите сколько остается. Весьма и весьма небольшой кусок пирога. На пару чашек чая. Наша задача растянуть этот пирог. Сделать его максимально вкусным, максимально питательным и полезным. Максимально нужным нам и вот эти мы будем сейчас заниматься.
Схема «Пирог времени»
На чем и как экономить время
Стандартизировать все, поддающееся этой процедуре. Все регулярно повторяющиеся формы отчётов или ежедневных дел перевести в автоматический режим. Любой заинтересованный (неудовлетворенный) мог увидеть развернутый ответ на билет (тестовое задание) с соответствующими баллами за каждый совпавший результат.
Конечно, подготовка подобного отчета требует затрат ресурсов, но, в общем и целом, они быстро окупаются, особенно, если учесть повторяемость, по крайней мере, части заданий из года в год, а также нервные затраты педагога, вынужденного доказывать свою правоту, и чаще всего - чем менее знающему, тем более упертому студенту.
Хороший помощник в этом вопросе-эксель-формы.
-уч.план авто
- учёт посещаемости, питания и других личных данных учащихся
- ведение мониторинга предметных и метапредметных достижений
и даже подготовка к уроку по ФГОС
Преимущества данной программы-автоматическая работа с данными, подсчёт нужных критериев и автоматическое подведение итогов.
Использование опыта коллег
- На различных сайтах….
-Сетевые сообщества
Делегируйте задачи
Делегирование — это способ эффективного управления, при котором происходит передача задачи, а также полномочий и ответственности на выполнение другим лицам. При планировании времени очень важно установить, какую работу вы должны выполнить лично, а какую можно перепоручить (делегировать). Например, вы можете пригласить на родительское собрание специалиста (медика, психолога, логопеда), они владеют интересной информацией, которую вы, возможно, полдня будете искать в книгах и интернете.
Ежедневник и работа с документами
Сделать процесс более эффективным помогут папки (лучше разноцветные, подписанные ярким маркером и вертикально стоящие) для хранения материалов (внезапно осенивших идей, информации о подопечных, нормативных комплексов и т.д.). Вроде мелочь – но сколько времени не тратится на бесплодный поиск нужного пособия, если оно лежит в отведенном для него «хранилище»! На разработку таких пособий, конечно же, уходит немало сил, этот факт отрицать нельзя. Поэтому вполне логично разориться один раз и распечатать их либо на более плотной бумаге, либо заламинировать – и убрать в файл сразу по возвращении из аудитории.
Советую завести ежедневник (не самый дешевый вариант), а то и несколько: для устоявшихся, регулярно повторяющихся дел; неожиданно свалившихся на голову, требующих корректировки обычного графика с точным указанием сроков; для телефонных номеров и контактной информации (хранить все только в мобильном удобно, но не предусмотрительно), а также подробных схем предстоящих, в первую очередь, неприятных бесед с родителями.
Если доступ в компьютеру свободен и индивидуален, все эти сведения можно хранить и в отдельных Eхcel-файлах… Но можно по старинке предпочесть книжицу – всегда под рукой и не нуждается в подзарядке.
Поглотители времени
Но просто знать свои возможности мало. Существует такая ловушка, как «поглотители времени».
Причины потерь времени:
• нечеткая постановка цели;
• отсутствие приоритетов;
• попытка слишком много сделать за один раз;
• не планирую предварительно свой день;
• не умею отделить важные дела от второстепенных;
• отсутствие самодисциплины;
• не всегда знаю, что нужно делать;
• «расплывчатые» должностные обязанности, отсутствие понимания зон ответственности;
• отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго) ;
• не умею сказать «нет»;
• не довожу начатое до конца;
• долго раскачиваюсь в начале каждого дела;
• много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел руки не доходят;
• не знаю своего личного ритма физической и умственной активности;
• спешка, нетерпение;
• медлительность;
• недостаточный контроль за перепорученными делами;
очень легко отвлекаюсь (например, на шум).
Планирование, расстановка приоритетов.
Итальянский экономист и социолог Вильфредо Парето сформулировал закон затрат времени и усилий для достижения цели, который формулируется так: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий дают только 20%».
Поэтому примите совет: следует вначале выделить те 20% дел, которые дают максимальный результат и начинать с них.
Чтобы достижение цели стало реальностью, необходимо постоянно следить за тем, чтобы не сбиться с курса. Лотар Зайверт предлагает очень простой и удобный метод ежедневного итогового ТМ-контроля (впрочем, метод можно использовать и для промежуточного контроля над выполнением отдельных задач в течение дня) — так называемый метод «пяти пальцев».
М (мизинец) — Мысли, знания, информация. Что новое сегодня я узнал? Узнал ли я что-то новое о своем времени? Придумал ли новые «хитрости», чтобы лучше управлять им?
Б (безымянный) — Близость к цели. Какие оперативные задачи, приближающие меня к достижению важных целей (долгосрочных стратегических, я сегодня решил?
С (средний) — Состояние. Какие дела были особенно интересными? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией? Напротив, какие дела были скучными, субъективно тяжелыми, делались «через силу»?
У (указательный) Услуга, помощь, сотрудничество. Кому я помог, кому оказал ценную услугу, с кем нашел общий язык, с кем вместе хорошо работал?
Б (большой) — Бодрость. На какие задачи я затратил больше всего энергии, физических сил? Что сделано мною сегодня для поддержания здоровья и физической формы?
Рефлексия
Попробуйте прямо сейчас, на этапе завершения нашего занятия, посмотреть на свою правую ладонь и проконтролировать результат, например, полученной информации:
- Можете ли вы назвать несколько наиболее важных идей, которые вас заинтересовали на мастер-классе, какие у вас возникли мысли (мизинец?
- Помогут ли знания, полученные здесь, в достижении ваших актуальных жизненных целей, вашей близости к цели (безымянный?
- Были ли упражнения, которые изменили ваше эмоциональное состояние (средний?
- Помогло ли вам занятие лучше понять самого себя? Смогли ли вы в чем-то изменить себя, а в чем-то принять себя таким человеком, какой вы есть (указательный?
- Было ли занятие тяжелым, трудным? Сильно ли утомило вас понимание изложенного материала (большой?
Используемая литература:
Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление педагогическим процессом по результатам. - М., 2010 г.;
Справочник заведующего ДОУ/авт.-сост.Т.В. Комардина и др.-Волгоград: Учитель, 2013.-360с.;
Л.Г. Богославец О.И. Давыдова Тайм-менеджмент в работе образовательных учреждений. –М.:ТЦ Сфера, 2012 г.-130с.-(Библиотека журнала «Управление ДОУ»;
Бережнова О.В. Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации. –М.:ТЦ Сфера, 2013 г.-130с (Управление ДОУ);
А.Н. Троян Управление дошкольным образованием–М.:ТЦ Сфера, 2006 г.-160с (Учебное пособие);
Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая тайм-менеджмент для учителя, или как эффективно организовать свое время.-М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2011 г.-40с.
2