СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таинство математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеурочной деятельности для 7-8 классов

Просмотр содержимого документа
«Таинство математики»

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа №14 х.Ильинов



«Утверждаю»

Директор МБОУ-ООШ № 14

Приказ от__________ №____

___________Т.В.Колесникова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Таинство математики»

для 7-8 классов



34 часа

Направление: общеинтелектуальное

Учитель: Миненок И.П.



2018-2019 учебный год



Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Таинство математики» для 7-8 классов разработана в соответствии с:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12,28);

  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОО

( постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2012 г. № 189, в редакции Изменений № 1, от 29.06.2011 г. № 85, в редакции Изменений № 2, от 25.12.2013 г. № 72 (СанПиН 2.4.2.2821-10);

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

  • Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО».

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Таинство математики» для 7-8 классов составлена на основе: авторского тематического планирования спецкурса «Развитие интеллекта и творческого мышления» Н.А. Криволаповой, 8 кл. 2014 год. Сроки реализации программы: 1 год. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа

Математика возникла в результате необходимости использования ее элементов в практической деятельности людей. В начале своего развития математические знания служили преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения правил, формул, теорем, закономерностей и вызывает снижение интереса к математике.

Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся, обеспечить осмысление математических знаний, их практического значения. Математическое образование не будет представляться им чем-то абстрактным, и все реже будет возникать вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”.

Данной программой предусмотрено использование всех заданий исключительно с практическим содержанием (в том числе и задания на смекалку). Освоение программы направлено на побуждение познавательного интереса к математике, установление связи математических знаний с ситуациями из повседневной жизни.

Данная программа разработана с целью накопления субъектного опыта моделирования ситуаций, в которых предусмотрено применение математических знаний в реальной действительности. Она способствует развитию предметных, метапредметных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, ориентирует ребенка на дальнейшее самоопределение в сфере профессионального предпочтения.

Программа ориентирована на базовый уровень владения математическими знаниями и предполагает наличие общих представлений о применении математики, рассчитана на учащихся, которые стремятся не только развивать свои навыки в применении математических преобразований, но и рассматривают математику как средство получения дополнительных знаний о профессиях.

Программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей. С целью повышения познавательной активности учащихся, развития способностей самостоятельного освоения знаний школьники обеспечены возможностью проводить самостоятельный поиск решения поставленной проблемы, поиск необходимой и полезной информации.

Планируемые результаты освоения программы курса


УУД


Формируемые умения


Средства формирования

личностные


  • Мотивация к обучению

  • Самоорганизация и саморазвитие

  • Познавательные умения

  • Умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве

  • Умения и навыки практических действий для решения практических задач


  • Организация познавательной деятельности

  • Организация парной, групповой, коллективной творческой деятельности

  • Организация практической деятельности с использованием оборудования и подручных средств

Метапредметные результаты


регулятивные

  • Определять цель деятельности на уроке самостоятельно и с помощью учителя.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Планировать учебную деятельность на уроке и последовательность выполнения действий.

  • Высказывать свои версии и предлагать способы их проверки (на основе продуктивных заданий).

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (справочные пособия, инструменты, подручные средства).

  • Определять успешность выполнения своего задания.

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов

  • подведение к формулировке цели через зону ближайшего развития

  • планирование действий для выполнения учебной задачи, распределение функций или ролей внутри группы, коллектива при содействии учителя

  • внесение дополнений и корректив в план действий в случае отклонения от ожидаемого результата

  • прогнозирование результата деятельности

  • самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя

  • оценка результатов деятельности и побуждение к преодолению затруднений


познавательные


  • навыки решения проблем творческого и поискового характера,

  • навыки поиска, анализа, интерпретации и конструирования информации.

  • навыки выбора наиболее эффективных способов действий


  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

  • обеспечить расширение границ поиска информации за счёт библиотечного центра и открытого информационного пространства


коммуникативные

  • умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников

  • достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

  • защита проектов



Содержание программы

МОДУЛЬ 1. Математика в быту.

Кому и зачем нужна математика? С чего начинается математика в жизни школьника, взрослого человека, семьи. В какой профессии математика не нужна? Что развивает математика? Решение задач на смекалку.

Разметка участка на местности. Какие знания помогут осуществить разметку. Какое необходимо оборудование. Расчет площади и периметра участка. Расчет стоимости ограждения участка.

Меблировка комнаты. Какая мебель нужна на кухне, в спальне, в холле, в гостиной? Как расставить мебель в комнате? Практическая работа с моделями.

Расчет стоимости ремонта комнаты. Ремонт классной комнаты. Выбор материалов для ремонта. Замеры на местности. Расчет количества расходных материалов. Расчет стоимости ремонта.

Домашняя бухгалтерия. Из чего состоит бюджет? Статьи расходов семьи. Зачем нужны сбережения? Бюджет семьи с низким уровнем дохода и семьи с высоким уровнем дохода: составление таблицы расходов и доходов. Бюджет школьника: составление таблицы расходов и доходов. Сколько стоит семейный отдых? Виды отдыха семьей. Расчеты затрат на отдых. Зачем нужно просчитывать расходы? Практическое применение составленных таблиц.

Сколько стоит электричество? На что тратит электричество семья. Как можно экономить электричество? За какой срок окупаются расходы на энергосберегающую лампу? Сколько можно сэкономить на двух тарифном счетчике? Решение практических задач.

Математика и режим дня. Зачем нужен режим дня? Поможет ли математика составить режим дня? Когда и сколько нужно отдыхать? Компьютер в жизни школьника: польза или вред? Чередование видов деятельности школьника. Сколько нужно выполнять домашнее задание? Сколько школьник учится и сколько отдыхает? Сколько родители работают и сколько отдыхают? Как отдохнуть от учебной деятельности? Составление режима дня по всем правилам.

МОДУЛЬ 2. Математика в профессии.

Из чего складывается заработная плата? Кто начисляет зарплату? Из чего складывается зарплата учителя? Как оплачивается отпуск? Как оценить работу школьника, студента? Решение практических задач.

Что такое отчет? Кто и для чего составляет отчеты? Для чего сводят дебет и кредит? Математика и статистика. Математическое моделирование отчетов. Решение практических задач.

Математика в пищевой промышленности. Что считает мастер пищевого производства? Последствия ошибки в просчетах. Решение практических задач.

Математика в медицине. Зачем математика врачу? Фармацевту? Лаборанту? Стандартный вид числа в лабораторных исследованиях. Как просчитать дозу лекарства? Решение практических задач.

Математика в промышленном производстве. Как используется математика в производстве автомобилей? Зачем нужен план производства? Выполнение задания сверх плана. Решение практических задач.

Математика в сфере обслуживания. Группы профессий сферы обслуживания. Профессии работников торговли и сферы бытовых услуг. Кому и как помогает математика. Заказ товаров на реализацию в торговой сети, заказ пошива школьной формы для класса.

Математика в спорте. Как может помочь математика достигнуть хороших результатов в спорте? Решение комбинаторных задач.

Математика и искусство. Как математические знания нужны художнику? Кем был Леонардо да Винчи – художником или конструктором? Какие математические знания помогут изобразить объект? Практическое занятие.

МОДУЛЬ 3. Математика в бизнесе.

Экономика бизнеса. Покупатель и продавец. Издержки, стоимость, цена. Спрос и предложение. Цепочка образования стоимости товара. Доход и прибыль. Рентабельность бизнеса. Составление кластера из рассмотренных понятий. Оплата услуг и издержки производства. Решение практических задач.

Цена товара. Наценки и скидки. Решение практических задач.

Деловая игра «Юные бизнесмены»

МОДУЛЬ 4. Математика в обществе.

Штрафы и налоги. Как и за что начисляются штрафы? Штрафы для юридических лиц и для физических лиц. Как избежать штрафов? Пени. Сколько стоит не платить штраф? Решение практических задач.

Распродажи. Когда и где бывают распродажи? Кому выгодны распродажи? Повышение и снижение цены на товар? Решение практических задач.

Тарифы. Что такое тариф? Где встречаются тарифы? Тарифы на цены и услуги. Коммунальные платежи. Решение практических задач.

Голосование. Референдумы. Перепись населения. Гражданская позиция каждого. Обязательно ли участие в выборах и референдумах? Может ли зависеть судьба страны от позиции ее гражданина? Роль личности в истории. Решение практических задач.



МОДУЛЬ 5. Математика в природе.

Что и как экономят пчелы? Правильные многоугольники. Правильный шестиугольник для пчел. (урок-исследование)

«Золотое сечение» в живой и в неживой природе. Что такое «золотое сечение»? Золотое сечение вокруг нас. Золотое сечение в архитектуре города Ульяновска. Практическая работа.

Какова высота дерева? Какие математические знания помогут вычислить высоту дерева? Вычисление высоты дерева или иного объекта на местности (творческая лабораторная работа)

Симметрия вокруг нас. Виды симметрии. Примеры видов симметрии в природе. Решение практических задач.







Тематическое планирование

№ п/п

Примерные темы, раскрывающие модуль программы

Дата

Кол-во часов

Основное содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Кому и зачем нужна математика?

5.09

1

- обозначить необходимость использования математики в быту, в профессии, в бизнесе в ходе обсуждения

- развивать математическое мышление и смекалку в ходе решения устных и полу устных заданий

- знакомятся с презентацией по теме

- творческая работа в группах: поиск ответа на вопросы как используется математика в быту, кем и как используется математика в профессии, как помогает математика бизнесмену, встречаются ли математические понятия и закономерности в природе,

- решение заданий на смекалку группами в форме соревнования

Разметка участка на местности

12.09

1

- провести актуализацию математических знаний, которые помогут осуществить разметку, провести расчет площади и периметра участка, стоимости ограждения участка.

- исследование вопроса о том, какое необходимо оборудование.

- беседа в форме фронтальной работа

- лабораторная работа: осуществить разметку участка на местности, провести расчет площади и периметра участка, стоимости ограждения участка

- представление расчетов в форме защиты проекта


Меблировка комнаты (практическая работа)

19.09

1

- подвести к осмыслению выбора интерьера для определенной комнаты дома

- моделировать обстановку комнаты на бумаге

- творческая работа в группах по выбору комнаты дома и интерьера для комнаты по подготовленному прайс-листу (прайс-лист готовит учитель как образец для дальнейшего выполнения подобных заданий учащимися)

- моделирование мебели на клетчатой бумаге

– моделирование обстановки комнаты на ее схеме

Расчет стоимости ремонта комнаты (лабораторная работа)

26.09

1

- осмысление вида ремонта для классной комнаты, выбора материалов, расчет количества расходных материалов и затрат на ремонт


- коллективная работа, направленная на осмысление потребностей для осуществления виртуального ремонта комнаты, распределение обязанностей по подготовке к виртуальному ремонту

- произведение необходимых замеров на местности, просчетов потребностей в материалах для ремонта

Домашняя бухгалтерия. Бюджет семьи. Сколько стоит отдохнуть?

3.10

1

- ознакомление с понятие «Бюджет», статьями расходов каждой семьи

- осмысление потребностей семьи с низким уровнем доходов, с высоким уровнем доходов, осознание потребностей школьника

- осознание потребности человека в организации досуга, осмысление видов отдыха, сопутствующих затрат, расчет затрат для разных видов отдыха

- знакомятся с презентацией по теме

- обсуждение с родителями потребностей семьи и затрат на эти потребности (домашнее задание к уроку)

- творческая работа в группах по составлению таблицы доходов и расходов школьника и семей с различным уровнем дохода

- организованное обсуждение видов отдыха всей семьей

- творческая работа в группах по интересам, результатом которой станет мини-проект (необходим доступ к информационным ресурсам)

Сколько стоит электричество?

10.10

1

- осмысление на что и в каком количестве расходуется электричество

- просчет затрат материальных ресурсов на электричество и сравнительный анализ результатов

- подготовка сообщений о различных видах ламп и их технических характеристиках (домашняя подготовка)

- развитие навыков решения практических задач – воспитание рационального подхода к вопросам энергосбережения

Математика и режим дня

17.10

1

- осознание потребности в режиме дня как возможности сохранить здоровье и многое успевать

- осмысление потребностей школьника в чередовании труда и отдыха

- ознакомление с нормами СанПина в труде и отдыхе школьников разного возраста

- обсуждение вопросов, связанных с режимом дня

- решение практических задач, связанных с затратами времени на труд и отдых школьника, родителей

- мини-проект по составлению для себя режима дня на один день или на неделю

Урок-консультация

24.10

1

- консультирование учащихся по вопросам написания проектов по пройденным темам на их выбор

- задают вопросы, возникшие в ходе выполнения или оформления проектов

Урок-консультация

7.11

1

- консультирование учащихся по вопросам написания проектов по пройденным темам на их выбор

- задают вопросы, возникшие в ходе выполнения или оформления проектов

Защита учебных проектов

14.11

1

- защита проектов

- рефлексия, самооценка и взаимооценка достижений

- представляют проекты

Из чего складывается заработная плата

21.11

1

- знакомятся с видами зарплат, способами начисления зарплат

- приобретают навыки вычисления объема зарплаты

- просмотр презентации по теме

- знакомятся с правилами начисления зарплаты учителя

- работают в творческих группах по решению практических задач

Что такое отчет?

28.11

1

- осмысление понятия «отчет» в ходе обсуждения, формирование представления о математическом моделировании форм представления отчетов

- обсуждение вопросов, связанных с понятиями «отчет» и «математическая модель» под руководством учителя

-решают практические задачи, связанные с отчетностью профессии учителя (отчет по качеству выполнения контрольной работы классом и моделирования результатов), с чтением графиков и диаграмм.

Математика в пищевой промышленности

5.12

1

- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях

-решение практических задач на части и проценты

- осознают необходимость математических знаний в профессии мастера в пищевом производстве


Математика в медицине

12.12

1

- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях

-решение практических задач на части и проценты

- осознают необходимость математических знаний в профессиях врача, фармацевта, лаборанта

- развивают умения решать задачи на части и проценты, приобретают навыки прочтения результатов обследования и представления чисел в стандартном виде

Математика в промышленном производстве

19.12

1

- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях

-решение практических задач на производительность труда

- осознают необходимость математических знаний

- развивают умения решать задачи на производительность труда

Математика в сфере обслуживания.

26.12

1

- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях

-решение практических задач на округление по недостатку или по избытку

- осознают необходимость математических знаний

- развивают умения решать задачи на округление по недостатку или по избытку

Математика в спорте

9.01

1

- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях

- решение практических и комбинаторных задач

- осознают необходимость математических знаний

- развивают умения решать практические и комбинаторные задачи

Математика и искусство

16.01

1

- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях

- выполнение практического задания по изображению объекта с учетом математических закономерностей

- слушают сообщение о Леонардо да Винчи (домашняя подготовка)

- просмотр презентации по теме

- формирование умения применения математических закономерностей в изображении объектов

Место математики в моей профессии

23.01

1

- осмысление профессиональных предпочтений и изложение их в форме эссе

- пишут эссе

Представление эссе по теме «Моя будущая профессия»

30.01

1

- осмысление значимости математических знаний в будущей профессии каждого из учащихся

- представляют свои эссе

Экономика бизнеса.

6.02

1

- осмысление понятия «Бизнес» и других понятий, связанных с бизнесом

- просмотр презентация, раскрывающая понятие «Бизнес» и иных понятий, связанных с бизнесом

Цена товара. Наценки и скидки.

13.02

1

- осмысление того факта, что повышение стоимости с последующим понижением на те же проценты не дает исходной величины

- развитие навыков решения задач на проценты

- решение задач практического характера с последующим осмыслением результатов, рассмотрение разных способов решения одной задачи

Деловая игра.

20.02

1

- обеспечить запоминание и осмысление некоторых экономических понятий

- развитие умений решать задачи экономического характера

- воспитывать умения просчитывать риски

- разбиваются на команды и соревнуются в ходе выполнения заданий

Штрафы и налоги

27.02

1

- ознакомление с понятиями «Штраф» и «Пени», осознание их значения для сфер деятельности человека

- развитие навыков решения задач на проценты

- воспитание сознательной гражданской позиции

- просмотр презентации, раскрывающей понятия «Штраф» и «Пени»,

- обсуждение действий, приводящих назначению штрафов и пени, и действий им противостоящих

- решение практических задач на проценты

Распродажи

6.03

1

- ознакомление с понятием «распродажа», с ситуациями, когда проводят распродажи

- развитие навыков решения задач на проценты

- осознают значение распродаж для экономии семейного бюджета

- развивают навыки решения задач на проценты

Тарифы

13.03

1

- ознакомление с понятием «Тариф» и сферами использования этого понятия

- решение задач практического содержания

- осознают понятие «Тариф» и знакомятся со сферами, в которых используется понятие

- решают задачи практического содержания

Голосование

20.03

1

- обсуждение таких гражданско-правовых событий, как голосование, перепись, референдум, их значения для жизни общества

- развитие навыков решения практических задач

- заслушивают сообщения по темам «Голосование», «Перепись населения», «Референдум», задают вопросы, осмысляют их значения для жизни общества

- решают задачи практического содержания

Зачет по теме «Математика в обществе»

3.04

1

- контроль умений и навыков решения задач

- Решают на зачет задачи практического содержания

Что и как экономят пчелы?

10.04

1

- ознакомление с понятием «Правильный многоугольник»

- выполнение практического задания-исследования на выкладывание на поверхности правильных многоугольников

- просмотр презентации по теме «Правильные многоугольники»

- практическая деятельность с моделями многоугольников на исследование возможности покрыть поверхность правильными многоугольниками и вопроса экономии расходных материалов

- анализ результатов и практическое значение проведенного исследования

Какова высота дерева? (лабораторная работа)

17.04

1

- провести актуализацию математических знаний, которые помогут осуществить расчет высоты дерева

- исследование вопроса о том, какое необходимо оборудование.

- беседа в форме фронтальной работа

- лабораторная работа: осуществить замеры и произвести расчет высоты дерева на местности

- представление расчетов в форме защиты проекта


«Золотое сечение» в живой и в неживой природе

24.04

1

- защита проектов по теме

- отработать понятие на примере практического задания

- представляют учебные проекты

- ознакомление с проектом Свиязовой Ольги «Золотое сечение в архитектуре города Ульяновска»

- выполняют практическое задание на исследование наличия золотого сечения у объекта

Симметрия вокруг нас

8.05

1

- защита проектов по теме

- напомнить правила нахождения симметрии у объекта, построения объектов, обладающих симметрией

- представляют учебные проекты

- решают практические задачи с использованием известных правил и закономерностей, связанных с симметрией

Урок -консультация

15.05

1

-консультирование по вопросам защиты проектов

- доработка проектов для представления на итоговой конференции

Отчетная конференция

22.05

1

Защита проектов на открытой конференции, поощрение, награждение

- защищают учебные проекты



















РАССМОТРЕНО

Протокол заседания МО естественно-математических наук

МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов

от _________ 2018 года

№ _____

Руководитель МО ________/Клейнова В,А./

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР О.В.Петрова

______________ 2018г.