СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тайны гласных раскрываются!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Следующим вечером возле дома Сказочника опять собрались ребятишки. Они очень хотели услышать продолжение истории и с нетерпением ждали, когда же старик присоединится к ним и начнёт рассказ. Как только Сказочник появился, дети обступили его, прося поведать, как же прошла экскурсия по сказочному дому «Буквинску». Старик усадил ребятишек, и вот что они услышали.

 

 

— Как только меня уложили спать, я сразу же произнёс заклинание, которому меня научила фея Графика: «Раз, два, три... Графика, «Буквинск» покажи!»

Опять налетел вихрь, но я в этот раз не растерялся — зажмурил глаза, а когда всё стихло, распахнул их и... очутился прямо у сказочного домика!

 

Возле «Буквинска» стояли феи. Они поприветствовали меня: одна — простым кивком головы, другая произнесла: «Здравствуй! Готов к экскурсии? Тогда начнём её с самого верхнего этажа. Проходи!»

 

Когда мы поднялись на самый верхний этаж, то я увидел знак, который обычно используют музыканты, вот такой: .

Я вспомнил, что учитель музыки нам говорил, что это скрипичный ключ. Его ставят при записи нот в начале строки, тем самым как бы открывая музыкальное произведение. Неужели мы пришли на концерт? Фея Графика нажала на скрипичный ключ — дверь на этаж открылась, и появилась надпись: «Квартиры твёрдых командиров». Я услышал, что из-за каждой двери доносилось пение. Видя моё удивлённое лицо, фея Фонетика пояснила:

 

— На этом этаже живут гласные буквята, и им очень нравится петь песни. Подожди, сейчас мы зайдём в гости к любому буквёнку, и ты сам всё увидишь!

 

 

Тут фея Графика постучала своим волшебным пером в одну из квартирок, и... на пороге появилось круглое красное существо. Вместо рта у него была буква А. В одной руке оно держало молоток.

 

— А! — произнес незнакомец и жестом пригласил нас войти к нему в квартирку.

Когда мы очутились внутри, я просто был поражён: вся комната была в цветах заката! Представьте себе: красные полы, красный потолок, красные шторы на окнах, красная  кровать, даже стол — и тот был красного цвета!!!

 

 

Видя моё замешательство, фея Фонетика пояснила:

 

— Не удивляйся, мой друг! Гласные буквята очень любят красный цвет! А вот почему — попробуй отгадать! Гласные — от слова «глас», что в очень давние времена означало «голос». Жители этого этажа голосистые, поющие. Вот поэтому их так называют — гласные.

 

Посмотри внимательно — когда мы открываем рот, звук свободно пролетает наружу, ему ничего не мешает — ни губы, ни зубы, ни язык. Поднеси ладошку ко рту, когда будешь петь — ты почувствуешь маленький ветерок!

 

— Как здорово! У меня получается!!! — И я начал петь песню, чтобы порадовать гостеприимного буквёнка А.

 

— А-а-а-а-а-а-а-а! А-а-а-а-а-а! Я чувствую ветерок!!!

 

Тут и буквёнок, и фея Фонетика подхватили эту песню... Взглянув на них, я понял, почему гласные буквята красного цвета!!! Когда они открывают ротик, кажется, что внутри всё пылает красным цветом! Не верите? Тогда бегите к зеркалу и попробуйте исполнить песенку гласного буквёнка А! Открывайте ротик широко и глядите в оба! Убедились?

 

И тогда, чтобы хорошо запомнить облик гласных, я быстро сочинил стихотворение:

 

Вот какие гласные!

Красные-прекрасные!

Голос льётся изо рта —

Нет преграды! Красота!

Песенки они поют,

В красной комнате живут!

 

Буквёнок А захлопал в ладоши — так ему понравилась песенка! Он взял меня за руку и повёл знакомиться к остальным жителям этого этажа. Мы побывали в гостях у буквят У, Э, О, Ы. Все они были красного цвета и жили в алых квартирах. Каждому подарили любимую песенку и слова, которые начинаются с их любимого звука! Буквёнку А — астру, У — улитку, Э — эхо, О — ослика, только для Ы никак не придумывалось слово!

 

Фея Фонетика рассказала, что исконно-русских слов на Ы не существует. Есть множество географических названий, имён, например, в казахском, татарском языках, которые начинаются на Ы. Тут пришла к нам на помощь фея Графика и изобразила кусочек карты, на которой мы различили речку в Якутии: Ыгыатта!

 

 

Как же обрадовался буквёнок Ы! Наконец-то и ему был сделан долгожданный подарок!!!

 

— Фея Фонетика! — вдруг вспомнил я о надписи на этаже. — Почему на двери было написано: «Квартиры твёрдых командиров»?

— Всё очень просто! Эти буквята командуют предшествующему согласному: «Звучи твёрдо!» Возьмём согласный М. Поставим после него А. Что получится?

— Ма!

— Верно! А  встал за буквой М и командует: «Звучи твёрдо!» Вот первый звук твёрдо и звучит! Только послушай: [ма]! Первый звук [м] — твёрдый, как синий-синий лёд! 

 

Поэтому и живёт вот в таком домике: !

 

А теперь поставим У после согласного М. Что получится?

— Му!

— Верно! А если Э?

— Мэ!

— Молодец! А теперь О!

— Мо!

— Верно! Попробуй Ы!

— Мы!

— Молодчина! Что заметил?

— Все эти гласные, когда стоят после буквы М, командуют: «Звучи твёрдо!» Вот первый звук твёрдо и звучит: [ма], [му], [мэ], [мо], [мы]! Первый звук [м] — твёрдый, как синий-синий лёд! 

— Посмотри, как это можно изобразить графически:

 

 

— Вместо синего квадратика могут быть разные согласные? — поинтересовался я.

— Почти все, но об этом чуть позже! — загадочно произнесла фея. — А чтобы ты никогда не забыл сегодняшних буквят, взгляни в конец коридора!

 

И тут передо мной появился занавес, совсем как в театре, на секундочку откуда-то возникли герои моего любимого мультфильма «Маша и медведь», и над ними фея Графика волшебным пером сделала надпись, в которой участвовали гласные, с которыми я только что познакомился:

 

 

— Как просто! Фразу Маши и медведя повторяй, твёрдых командиров вспоминай: «А-у-у! Это кто? Мы!»

 

— Мы сегодня побывали в гостях у пяти букв А, У, Э, О, Ы, которые соответственно обозначают гласные звуки: [а], [у], [э], [о], [ы]. А ты помнишь, мой друг, сколько гласных звуков?

— Конечно, у меня в памяти сразу возникает градусник, и я точно помню, что их — 6! Что же получается?!? Один звук потерялся?!? Ой! А гласных букв — 10!!! Что же такое получается?!? Как так может быть???

— Эту тайну гласных ты узнаешь чуть позже! — произнесла фея Фонетика с улыбкой.

И тут неожиданно поднялся вихрь, и я опять очутился дома. В руке было лишь фото мгновения, когда я увидел героев мультфильма, а над ними — волшебная надпись, помогающая мне вспомнить твёрдых гласных командиров: «А-у-у! Это кто? Мы!»

 

 
 

 

 

 

Сказочник протянул ребятам снимок и спросил:

 

— Ребята, вы внимательно слушали?

— Да! — загалдели дети.

— Тогда для вас несколько вопросов:

 

— Почему во фразе героев мультфильма буквы выделены красным цветом?

— Почему именно эти буквы подчёркнуты?

— Сделайте подарок каждому буквёнку — назовите слова, которые начинаются с его любимого звука! А чтобы порадовать Ы — загляните в карту и найдите там географические названия!

— Не глядя на фото, назовите гласные, которые командуют: «Звучи твёрдо!» 

— Почему гласные так называются?

— При чём тут синяя стрелка?

— Почему транскрипционные скобки и буквы в них синего цвета?

 

Ребята ответили на все вопросы Сказочника, надеюсь, и у тебя тоже получилось это сделать. Детишки побежали домой, с нетерпением дожидаясь следующего вечера, чтобы услышать о необыкновенных приключениях.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!