СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тайны птичьего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тайны птичьего мира»

Познавательно-исследовательская деятельность в природе:

Тема: «Тайны птичьего мира».

Цель: Формирование обобщенных представлений   о перелетных птицах.

Задачи: Развивать интерес к жизни  перелетных птиц, знакомить  с их образом жизни. Стимулировать и развивать речевое творчество детей,  умение участвовать в коллективных разговорах

Оборудование: два веера, перья пуховые и маховые, аудио запись голоса птиц, яйцо, проектор, компьютер, картинки перелётных птиц, бумага, жир, вода,.

Ход занятия.

В. Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие (гости). А куда? Попробуйте угадать. (Звучит аудиозапись «голоса птиц»).
Правильно, мы отправимся в мир птиц! И сегодня мы раскроем некоторые тайны птиц.

Воспитатель: Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?

Д. Перелётные и зимующие.

В. Почему птицы улетают на юг?

Дети: Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.

В. Каких представителей перелётных птиц вы знаете?

В. предлагает детям выставку иллюстраций с изображением птиц

- Ребята, мы попали в мир птиц. Посмотрите, как он разнообразен. Птицы всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением.

1. Когда мы смотрим на птиц, то всегда задаем себе вопрос: «А как птицы умеют летать? Почему птицы умеют летать, а люди нет? »

- А вы как думаете, почему? Давайте попробуем взлететь, оторваться от земли.

- Скажите, где птицы летают? Они летают по воздуху. Давайте уточним, что такое воздух. Какой он?

- Мы видим воздух? Он нам мешает при движении?

- Мы можем его ощутить только при быстрых и резких движениях, при беге. Попробуйте взмахнуть руками. Вы ощущаете движение воздуха?

- Тяжелые предметы опираться о воздух не могут и падают вниз. Воздух удерживает ненадолго легкие предметы с широкой поверхностью – лист бумаги, птичье перо.

- Скажите, чем покрыто тело птицы?

- Посмотрите, у меня в руках два пера, чем они отличаются друг от друга?

- Какое из них согревает птицу и называется пуховым?

- Где на теле птицы растут пуховые перья?

- Какое перо помогает птице летать и называется маховым?

- Легкое оно или тяжелое? Почему оно легкое?

- Где на теле у птиц есть маховые перья?

- Посмотрите на веер, он похож на крылья и хвост птицы. Когда они раскрыты птица летит, складывая их, птицы садятся на землю.

- Говорят, что с раскрытыми крыльями и хвостом даже самая маленькая птица становится широкой и большой, потому она может опираться на воздух. Взмахами крыльев она отталкивается от него. На земле раскрытые крылья мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прижимает к телу.

-Человек издавна мечтал летать как птица, поэтому, разгадав эту загадку, он изобрел много летательных аппаратов. Посмотрите на некоторые из них и назовите.

Физминутка:

-Представьте, что вы птицы и летите по огромному бездонному  небу  (включаю музыку, дети  бегают по группе, расставив руки в стороны). Они счастливы, наслаждаются полётом! Но вот птицы устали в полёте и приземлились (дети садятся)

2. - Куда прилетают птицы  отдохнуть?  (птицы прилетают в гнездо).(презентация «гнёзда птиц»)

- Из чего птицы строят гнёзда?

- Все ли гнезда одинаковы? Посмотрите, какую разную форму они имеют.

- Птицы маскируют свои гнезда от врагов, выстилают травой, берестой, мхом, пухом.

В. Как человек заботится о птицах с приходом весны?

Д. Строит и развешивает скворечники.

В. Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрь, а вот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала он сделан?

Д. Из дерева.

В. Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко.

 Пальчиковая игра «Скворечник»

Мы построили скворечник- дом весёлого скворца.  Дети стучат кулачками по ладошке то правой, то левой рукой; упражнение «Домик» (соединить подушечки пальцев обеих  рук, раздвигая ладони «домиком»).

Мы повесили скворечник возле самого крыльца Упражнение «Крыльцо» (ладони правой руки положить на кулак левой).

Всё семейство вчетвером проживает в доме том.  Показывают четыре пальца на обеих руках; упражнение «Домик».

Мать, отец и скворушка – чёрненькие пёрышки. Загибают  поочерёдно пальцы на обеих руках; упражнение «Птички» (сцепить большие пальцы рук, ладони раздвинуть в стороны, растопырив пальцы).

Кормит матушка скворчат, целый день птенцы кричат. Левой рукой изображают открытый клюв, правой – закрытый; имитируют движения – «кормит», затем меняют руки.

«Мы хотим добавку – муху и козявку»  Двумя руками одновременно имитируют движения открывающегося и закрывающегося клюва ).

-Потянитесь вверх, развесьте скворечники на деревья. Надо ещё повесить, скворцов много прилетело. (выше, выше, устраивайте гнёзда).

3. В. (презентация «яйца птиц» по тексту)

Когда гнезда готовы, самочки откладывают в них яйца. Яйца у разных птиц разные. Вот яйца грача, а вот ласточки, у скворца голубые, вот уткины, вот и лебединое большое, вот журавль, а вот и цапля, а вот и кукушкины подкидыши.

Самка садится на яйца, сохраняет их в тепле, защищает их от врагов и непогоды. Ей нельзя отлучаться из гнезда, поэтому самец заботится о ней и приносит еду.

В. -В мире птиц происходят чудесные превращения. Самое главное превращение – это птичье яйцо.

 - Давайте рассмотрим яйцо. Чем оно покрыто?

- Снаружи скорлупа покрыта мелкими отверстиями, через которые проходит воздух. Что же находится внутри яйца? (Воспитатель показывает картинку)

- Внутри каждого яйца находится желток, а в желтке крошечный зародыш. Скоро он превратится в птенца.

- Вокруг желтка находится белок. Он содержит необходимый запас воды для роста птенца.

- Птенец растет внутри яйца. Питательные вещества он получает из желтка. Вскоре птенец начинает походить на настоящую птицу: у него вырастают клюв, лапы и крылья.

- Как же птенец выберется из яйца?

- В положенное время птенец начинает проклевывать скорлупу своего яйца изнутри. Он проклевывает скорлупу все больше и больше, пока, наконец, она не расколется и птенец не выберется наружу.

- Вылупившиеся птенцы маленькие и беспомощные, поэтому должны оставаться в гнезде. Родители приносят им еду. Вскоре у птенцов начинают расти перья. Когда птенцы подрастут, они улетят из родительского гнезда и в один прекрасный момент построят свои гнезда.

 

В. Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?

Д. Морские – живут у моря, ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин;
Водоплавающие – живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь;
Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки;
Ночные – днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч;
Певчие – отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол;
Хищные – употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова;
Экзотические – живут в других странах, отличаются красивым оперением: колибри, павлин, фламинго, тукан.

Сравнение птиц по разным признакам

Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем например?

Д. У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях.

У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки.

В. Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку? (нет)

У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.

В. А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части).

Опыт: жир отталкивает воду

Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?

Д. Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.

В. Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода».

Итог:

О чем мы сегодня говорили? (О перелетных птицах).

Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?

Какие тайны птиц мы сегодня раскрыли?

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!