СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Такие не простые подростки

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В возрасте 11-15 лет ребенок активно растет, меняется... У одних эти изменения происходят ярко, бурно, а у других сглаженно. Но в любом случае они происходят и к ним нужно быть готовыми.

Просмотр содержимого документа
«Такие не простые подростки»

Текст выступления на окружном методическом дне 14.03.2019

«Социальная дезадаптация подростков»

Цель: повышение компетенции родителей обучающихся подросткового возраста для профилактики девиантного поведения.

Категория слушателей: родители обучающихся 6-х – 8-х классов

Время проведения: 20 мин.

Материальное обеспечение: мультимедийное устройство для показа презентации

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я хотела бы поговорить с вами об особенностях подросткового возраста. Дети растут, меняются, и особенно быстро и активно изменения проявляются в подростковом возрасте. Эти изменения могут проявляться как очень сильно, так и довольно умеренно. Но в любом случае они будут, и родителям следует быть готовыми к ним. Слайд 2

Перед Вами пирамида потребностей Маслоу. Пирамида включает все потребности, необходимые человеку. Представлены они в определенной иерархии:

1. В самом низу, в основе пирамиды «Физиологические потребности» (голод, жажда, половое влечение и др.). Это те потребности, без удовлетворения которых человек не сможет жить, т.е. умрёт.

2. Потребность в безопасности (в защите, стабильности, уверенности в будущем, потребность сохранения здоровья). Человек сможет прожить без крыши над головой, без планов на будущее, но какая это жизнь?

3. Потребность в любви (принятие обществом, потребность любить и быть любимым). Человеку важно знать и понимать, что он живет дома с близкими людьми и являет частью определенной группы.

Наиболее значимыми для подростка является потребность в любви и принятии!!!! Принятии его таким, какой он есть…

Слайд 3

Ведущая деятельность — такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности. Какова ведущая деятельность ребенка в каждом конкретном возрасте? (Ведётся обсуждение ведущей деятельности по возрастам).

В подростковом возрасте ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение!!! Поиск другого близкого человека (во взлядах, вкусах, хобби). Ничего другого подросток не видит и не замечает. Стабилизация начинается к 16-17 годам!!! Большой ошибкой со стороны родителей является попытка заменить «общение» на «учебу». Когда в 11-15 лет от ребенка требуются положительные оценки, хорошая успеваемость, а у него этого не получается…Если «давить», то может произойти деформация личности.

Слайд 4

Принятие и самоутверждение являются очень важными для подростка!!! В каких областях он

хочет быть принят? Где он в первую очередь ищет «своё место»?

  1. Класс/школа . Как подросток может показать себя в классе/школе?

Варианты: хорошие оценки, высокие достижения во внеурочной деятельности, спортивные достижения. Однако при отсутствии позитивных путей самоутверждения подросток ищет иные, так же действенные, но скорее негативные. Например, унижение одноклассников, различные интриги и драки, может нахамить педагогу, пытаясь повысить свой статус в классе и т.д.

  1. Семья  Как ребенок может показать себя в семье? Варианты: подросток выполняет часть домашней работы (моет посуду, подметает, выбрасывает мусор, возможно, готовит утром всем яичницу), мнение подростка учитывается в решении общих вопросов (куда поехать на выходные, на какой фильм сходить и т.д.).

Основным здесь является однозначность позиции — если с подростка требуют как с взрослого (забрать брата из сада, сходить в магазин за продуктами и т.п.), то и на его просьбы о проявлении взрослости (вернуться домой с прогулки не в 21.00, а в 22.00) нужно адекватно реагировать — принимать положительное решение. При несовпадении требуемого и разрешаемого возникают конфликты, своеобразный диссонанс, с которым подросток сам справиться не сможет.

  1. «Негатив». Как Вы думаете, если подросток не находит себя в этих областях (семья и класс/школа), где он себя найдёт? (Обсуждение)

Варианты: Именно в момент «неприятия» в основных сферах жизни, подросток начинает активный поиск себя в ином — это могут быть различные игры, интернет-сообщества, «плохие» компании — всё это места, где его принимают и где он понимает своё место. Важно вовремя понять и проанализировать: что такие занятия ему заменяют.



Слайд 5

Помимо личностных, подростки переживают и физиологические изменения:

• Частые головные боли

• Бессонница

• повышенная утомляемость

• сложности с аппетитом

• нестабильное артериальное давление

• снижение внимательности и отсутствие концентрации внимания

Не все подростки развиваются одинаково — отсюда и возникают комплексы. Сравнивая себя со сверстниками, подростки очень критично относятся к своему внешнему виду, но не к личности!!!. Крайними проявлениями непринятия своей внешности могут быть эксперименты с похудением, а также самоповреждения. Изменения внешности, которые касаются волос, одежды не критичны и свойственны подросткам — он ищет себя и пробует новое.

Практически каждый подросток с физиологической стороны подвергает себя риску. Это воспринимается им как личностный рост.



Слайд 6

Основные выводы

• Подросток = эмоция В подростковом возрасте бушуют гормоны, влияя на эмоциональный фон подростка, бывают дни непреодолимой грусти, бывают дни бурной радости и любви ко всему на свете. Не стоит ограничивать подростка во всех проявлениях эмоций. Бывало ли у Вас такое, что ребенок подходит, говорит как он Вас любит, обнимает… А Вы в ответ только: «Что натворил?» Наверное, такое бывает со всеми — работа, домашние дела, рутина, Вы устаёте, нет времени на эмоции ребенка, он ведь взрослый. Но помните, он по-прежнему — ребенок и нуждается в Вас так же, как и в 1 год, 3 года, 7 лет…

• Большие рамки — большее сопротивление Тут всё просто: чем больше сковывать подростка правилами, расписанием, списком обязанностей, тем с меньшим желанием он будет делать. Попытайтесь, открыв кран остановить воду ладонью, просто заткнув дырку крана? Вряд ли у Вас это получится. С подростком так же.

• Подросток живёт здесь и сейчас Это у Вас есть воспоминания о Вашем подростковом возрасте, и Вы понимаете, что это только начало, что вся жизнь ещё впереди, что и любовь забудется, и одноклассников никогда, может, и не увидишь и т.д. и т.п. Но для них, подростков, есть только этот миг, только сейчас. Все проблемы для них не переживаемое событие, которое вот-вот станет неважным, а трагедия всей жизни. А возвращаясь к эмоциональности, так и может быть: буквально один незначительный факт — двойка, ссора с другом или девушкой — может казаться им непреодолимым препятствием и концом всей жизни. Им важны и нужны Ваши поддержка и понимание. Не стоит говорить, что всё пройдёт, просто дайте совет, как всё исправить.

• Мнение родителя

• Все проходит Мысль о том, что всё это временно и всё пройдёт — главная мысль, которая и должна Вас сопровождать в этот период. Ребёнок вырастет, одежда поменяется, любовь забудется, эмоции придут в баланс, организм перестроится на постоянную равномерную работу. От Вас зависит то, какие отношения будут у Вас с Вашим, уже изменившимся ребёнком, который повзрослел!

Спасибо за внимание. Если есть вопросы, с удовольствием отвечу на них.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!