СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Талант любви в повести А. Куприна "Гранатовый браслет"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

КСП на данную тему разработант для учащихся с нерусским языком обучения (для казахских школ).  В казахских школах русский язык и литература интегрируются в один предмет

Просмотр содержимого документа
«Талант любви в повести А. Куприна "Гранатовый браслет"»

Утверждено

Г. Исаева



Урок РЯиЛ

10 класс

А.И.Куприн. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет».

дата:27.01.2025г

учитель: Жарасова А. Д.


Цели обучения


10.1.2 понимать значение слов социально-культурной, учебно-профессиональной, общественно-политической сфер;

10.2.2 пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики и связывая прочитанное/ услышанное с собственным опытом;

Цель урока

понимать значение слов социально-культурной, учебно-профессиональной, общественно-политической сфер;

пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики и связывая прочитанное/ услышанное с собственным опытом;

Привитие ценностей

воспитывать любовь к русской литературе, интерес к высоким человеческим отношениям; гаучить устанавливать правильные отношения с людьми

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

Организационный момент. Приветствие учителя.отметить в журнале отсутствующих

  1. Опрос домашнего задания по вопросам (использование ИИ платформы Quizzis)

Что вы узнали о жизни и творчестве А. И. Куприна? Назовите произведения писателя? Назовите первые произведения писателя? Как принял писатель Октябрьскую революцию? Расскажите историю создания повести «Гранатовый браслет». Как начинается повесть? Назовите главных героев повести. Когда, что и как получает подарок Вера Николаевна? Как воспринимают подарок героиня и ее супруг? Расскажите о жизни семейной пары Шеиных. Что вы узнали о чувствах Желткова к Вере Шеиной? Что вы узнали о Желткове? Как герои произведения относятся к любви? Как складывается судьба героев произведения? Как заканчивается повесть? Какова тема повести? Какова идея повести?

ІІ. Актуализация знаний уч-ся

Учительница знакомит уч-ся с эпиграфом к уроку «Не в силе,не в ловкости,не в уме,не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!

А.И.Куприн

Продолжение урока по теме рассказу Куприна «Гранатовый браслет»

Учитель представляет рисунки с предложением установить логическую связь и спрогнозировать тему урока.

Целеполагание. Совместно с учащимися определяются цели урока:

  • определить проблему в тексте

  • выразить свою точку зрения

  • п ересказать содержание текста


Задание к группам: Прочитать краткое содержание повести и ответить на вопрос: Понравилась ли вам история любви Желткова? Что вас удивило?

Краткое содержание повести

Княгиня Вера Николаевна Шеина отмечает именины на даче в кругу самых близких людей. От тайного поклонника она получает дорогой подарок – гранатовый браслет, который много лет был реликвией в его семье и принадлежал его прабабушке. Незнакомец влюблён в княгиню восемь лет, изредка пишет ей письма, но Вера Николаевна с ним не знакома. Будучи верной женой, она рассказывает о случившемся супругу.

Князь вместе с братом жены, Николаем, отправляются на поиски тайного поклонника. Им оказывается молодой мужчина, скромный чиновник по фамилии Желтков. Николай требует прекратить писать любовные письма его сестре. В случае неповиновения он угрожает самой серьёзной расправой. Желтков ответил, что единственный для него способ отказаться от любви к Вере — умереть. Затем он попросил у князя разрешения поговорить с Верой по телефону. Княгиня попросила его закончить эту историю, и он пообещал исчезнуть навсегда.

Утром Вера прочла в газете, что Желтков покончил с собой.

С разрешения мужа Вера поехала попрощаться с мёртвым Желтковым. Хозяйка передаёт Вере записку Желткова. Вера долго смотрела на него и поняла, что великая любовь прошла мимо неё. Вечером княгиня попросила подругу-пианистку сыграть сонату Бетховена, плакала, слушая музыку, а потом почувствовала, что Желтков простил её.


Учащиеся отвечают на вопросы теста












Учащиеся дают развернутый ответ по тому, как они понимают содержание эпиграфа.



Ф/О


Словесная похвала



Дескрипторы:

-отвечает нна вопросы теста


-передает основное содержание текста



-высказывает свою точку зрения по теме.




-вставляет пропущенные буквы











Интерактивная доска,











учебник



тетрадь





Середина урока

Работа в группах. Текстовая работа.

Задание1. Прочитать письмо, определить автора и написать ответ

«Ваше Сиятельство,
Глубокоуважаемая Княгиня Вера Николаевна!

Почтительно поздравляя Вас с светлым и радостным днем Вашего Ангела, я осмеливаюсь препроводить Вам мое скромное верноподданническое подношение. Я бы никогда не позволил себе преподнести Вам что-либо, выбранное мною лично: для этого у меня нет ни права, ни тонкого вкуса и — признаюсь — ни денег. Впрочем, полагаю, что и на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас.Но этот браслет принадлежал еще моей прабабке, а последняя, по времени, его носила моя покойная матушка.

Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната — зеленый гранат. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти.Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета, и Вы можете быть уверены, что до Вас никто еще этого браслета не надевал.

Вы можете сейчас же выбросить эту смешную игрушку или подарить ее кому-нибудь, но я буду счастлив и тем, что к ней прикасались Ваши руки.Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею при воспоминании о моей дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам.Еще раз прошу прощения, что обеспокоил Вас длинным, ненужным письмом.Ваш до смерти и после смерти покорный слуга.

Г. С. Ж.».

Задание 2. Прочитать письмо, определить автора. Когда было написано письмо?

Напишите ответ автору письма, попробуйте переубедить его от его решения

«Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.

Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твое“.

Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли...Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом. Я очень стыжусь и мысленно краснею за мой дурацкий браслет, — ну, что же? — ошибка. Воображаю, какое он впечатление произвел на Ваших гостей.Через десять минут я уеду, я успею только наклеить марку и опустить письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать этого никому другому. Вы это письмо сожгите.

Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, — о, как я ее целовал, — ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе...

Кончено. Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы обо мне вспомните. Если Вы обо мне вспомните, то... я знаю, что Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, — так вот, если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur № 2, op. 2.Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.

Г. С. Ж.».

Задание 3. Прочитать отрывок из повести. Ответить на вопросы: Почему Желтков просил прослушать «Аппоссионату» Бетховена? Какие чувства вызвала эта музыка у Веры?

Выпишите ключевые слова из отрывка

Она почти ни одной секунды не сомневалась в том, что Женни сыграет то самое место из Второй сонаты, о котором просил этот мертвец с смешной фамилией Желтков.Так оно и было. Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. Вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя: почему этот человек заставил ее слушать именно это бетховенское произведение, и еще против ее желания? И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое».

«Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою — одна молитва: „Да святится имя Твое“.

Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. „Да святится имя Твое“.Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. „Да святится имя Твое“.

В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: „Да святится имя Твое“.

Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою — слава Тебе.

Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю — слава Тебе!..»

Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала. Дерево мягко сотрясалось. Налетел легкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями. Острее запахли звезды табака... И в это время удивительная музыка, будто бы подчиняясь ее горю, продолжала:«Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко».Женни Рейтер вышла из комнаты, уже кончив играть, и увидала княгиню Веру, сидящую на скамейке всю в слезах.

— Что с тобой? — спросила пианистка.

Вера, с глазами, блестящими от слез, беспокойно, взволнованно стала целовать ей лицо, губы, глаза и говорила:— Нет, нет, — он меня простил теперь. Все хорошо

1. Итоговая беседа по вопросам:

Учитель задает вопросы к классу:

1) Как Вы понимаете, что такое любовь? Какой она может быть?

2)Как может проявляться любовь?

3) Какова тема повести?

4) Какова идея повести?

5) Чему учит нас повесть?

2. Итоговое тестирование по вопросам:

Вопрос 1

Какова основная тема повести "Гранатовый браслет"?

a) Дружба и преданность b) Трагедия несчастной любви c) Социальные перемены в России d) Мистика и сверхъестественное

Вопрос 2

Какое значение имеет гранатовый браслет в любви главных героев?

a) Он представляет богатство b) Он символизирует верность и преданность c) Он служит напоминанием о прошлом d) Он является источником конфликтов

Вопрос 3

Как вы описали бы характер главного героя, Желткова, и его отношение к любви?

a) Эгоистичный и приземлённый b) Чувствительный и идеалистичный c) Равнодушный и безразличный d) Деспотичный и властный

Вопрос 4

Каково поведение Веры в отношении Желткова?

a) Она полностью игнорирует его b) У неё возникло глубокое уважение и привязанность к нему c) Она рассматривает его как своего слугу d) Она любит его, но не может с ним быть

Вопрос 5

С каким настроением заканчивается повесть?

a) Оптимистичным b) Пессимистичным c) Непонятным d) Лирическим

Вопрос 6

Какие чувства испытывает Желтков, когда понимает, что Вера не может принадлежать ему?

a) Радость b) Безразличие c) Грусть и отчаяние d) Ненависть

Вопрос 7

Как складывается судьба Желткова? a) Он находит новую любовь b) Он уезжает в другой город c) Он покончил жизнь самоубийством d) Он начинает ненавидеть Веру

Вопрос 8

Какое музыкальное произведение звучит в финале повести? a) «Реквием» Моцарта b) «Лунная соната» Бетховена c) Симфония Грига d) Вторая соната Бетховена

Вопрос 9

Какова идея повести?

А)настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. В) искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать. С)Любовь это крайне опасное чувство, которое может привести человека к самому печальному финалу, d)любви все возрасты покорны


Вопрос 10


Чему учит повесть? a) помнить о силе и самоотверженности любви, готовой на любые жертвы ради счастья другого человека. b) сила великой любви, которая повторяется только один раз в тысячу лет, велика c) любовь, ради чего на свете и во имя чего на свете стоит жить, существует. Ее надо распознать и беречь d) истинная любовь, пусть даже неразделённая и обречённая на трагический конец, способна возвысить человека и придать его жизни особое значение.



Устно отвечают на вопросы, с объяснением.

Учащиеся читают предложенный фрагмент из произведения «Гранатовый браслет

Критерии оценивания:

пересказывает содержание текста, включая свое мнение

-пересказывает текст, дополняя новыми сценами;

--иллюстрирует примерами из прочитанных книг/ просмотренных фильмов в сжатой форме;

-составляет текст письма Желткову,

-соблюдает правила эпистолярного стиля,

-выражает свое отношение и свое мнение в письме













Конец урока



Рефлексия. Метод «3 М». Учитель просит назвать 3 момента урока: 1. Мне понравилось...2. Меня удивило...3. Мне запомнилось,....

Оценивание уч-ся по листам для оценивания


Домашнее задание: 1.Упр 155 стр 124

  1. Прочитать самостоятельно статью «Символические детали в повести «Гранатовый браслет». Ответить на вопросы: Какую роль играют в повести некоторые детали? Что символизирует гранат? Что символизирует желтый гранат? Что вы узнали о свойствах жемчуга? Что является эпиграфом к повести? Как вы оцениваете чувства и действия Желткова? Как сложилась его жизнь? Почему и как он умирает?


ФО

Взаимооценивание



Стратегия «Толстые и тонкие вопросы».

Практическая грамматика