СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Там на неведомых дорожках"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературный квест по творчеству А. С. Пушкина. Мероприятие проходит в два урока. Первый урок - знакомство со сказками А. Пушкина. Второй урок - литературная игра.

Просмотр содержимого документа
«"Там на неведомых дорожках"»

Квест-путешествие «Там, на неведомых дорожках»

(Творчество и биография А.С. Пушкина)

Мероприятие проходит в два урока.


Первый урок – это путешествие по сказкам А. С. Пушкина «Там, на неведомых дорожках» (сценарий мероприятия ниже)


Второй урок – это интерактивная игра «Что за прелесть эти сказки!».

Правила игры: На экране таблица: темы игры и баллы. Класс делиться на две команды. По очереди учащиеся выбирают вопросы на баллы (10, 20, 30, 40 и 50), происходит переход на выбранный вопрос. Учащиеся должны дать ответ. Если ответ верный, команда зарабатывает баллы и возможность продолжать игру далее. Если ответ неверный, у второй команды есть шанс заработать дополнительные очки и следующий ход переходит к ним. После ответов на все вопросы, подсчитываем баллов. Объявляем команду-победитель.


Аудитория: школьники, 5 класс.


Станции:1. Дорожка сказок.

2. Тропинка из потерянных вещей.

3. Поляна загадок.

4. Дерево с волшебными листочками.

5. Остров чтения.

Цели: расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина. Развивать память, речь, внимание, творческие способности детей. Воспитывать любовь к чтению, к книге.


Необходимые технические средства: тач-панель (сенсорный экран).


Длительность: 40 минут каждого урока.

Оформление: портрет А.С. Пушкина, выставка рисунков, иллюстрирующих его произведения, выставка книг А.С. Пушкина разных изданий. В отделах книги А. Пушкина, рабочие компьютеры с презентациями.


Ход мероприятия:


Библиотекарь встречает детей в фойе.

Затем класс разделяют на пять команд.

Получают инструктаж:

Выбрать командира команды

Придумать название команды

Командиры получают путеводные (маршрутные) листы с маршрутами путешествия. Маршруты путешествия строятся так, чтобы команды, путешествуя, не пересекались в отделах.)


Библиотекарь:

Ветер по морю гуляет,

Дует ветер в паруса.

Никогда не перестанем

Верить в чудеса,

Где царевна оживает

Злу наперекор,

Где красавиц похищает

Мрачный Черномор,

Где Балда с чертями спорит,

Белочка поёт,

Где разбитые корыта

Рыбка раздаёт,

Где шумит волна морская.

Нас туда зовёт

Лукоморье, цепь златая

И учёный кот.


- Здравствуйте, ребята! Сейчас мы отправимся в путешествие по сказкам А.С. Пушкина. Вы успели прочитать эти сказки, успели подготовить рисунки. Теперь проверим ваши знания. На каждом сказочном острове вас ждёт задание, выполнив которое вы получаете балл. Ваша задача – получить как можно больше баллов! Итак, вперёд за приключениями! И помните, на неведомых дорожках всякое может случиться… Будьте внимательны!


Дорожка сказок.

Один из залов библиотеки. Здесь оформлена выставка по сказкам.


Команду встречает библиотекарь отдела.

- Ребята, перед вами книги А.С. Пушкина. Для детей у Пушкина написано 5 сказок. Многие сюжеты сказок и сказочные события ему подсказала и передала няня Арина Родионовна.

Юный Пушкин вместе со своей няней коротали вечера, во время которых Арина Родионовна пела Пушкину народные песни и рассказывала сказки, что, по свидетельствам самого поэта, получалось у нее превосходно. Интересующемуся фольклором Пушкину оставалось лишь слушать и запоминать.

Александр Сергеевич по-настоящему любил свою няню и находил в общении с ней радость и утешение.

Возможно, если бы не няня, многие бы сегодня не знали невероятных историй о царе Салтане или золотой рыбке. Поэт сделал Арину Родионовну прообразом няни Татьяны из романа «Евгений Онегин», а также мамки Ксении из драмы «Борис Годунов». Несколько женских образов списано с неё и в романе «Арап Петра Великого».


- Предлагаю вам сейчас небольшую разминку - ответить на вопросы кота Учёного.

(Карточки с заданиями находятся в конвертиках, на которых изображены Золотая цепь на дубе – подразумевается, что задания спрятаны за Златой Цепью)


Карточки с вопросами:

  • Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок?

  • Злой, сварливый персонаж из сказки А. С. Пушкина?

  • Исполнитель песни “Во саду ли в огороде”.

  • Где состоялась первая встреча попа с Балдой?

  • Какое название носил остров, мимо которого проплывали корабли?

  • Какие три дива были у князя Гвидона?

  • В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана?

  • Сказочное существо, жившее в море–окияне?

  • Каким было последнее желание старухи?

  • Кто был верный сторож царя Дадона?

(Библиотекарь проверяет ответы, выставляет баллы в маршрутных листах. Первая команда сменяется следующей. Таким образом, в одном отделе пройдёт пять команд)


Тропинка из потерянных вещей.


Второй зал библиотеки.

Библиотекарь встречает команду.

- Все мы читали сказки знаменитого на весь мир поэта. Но знаем ли мы о них все, при каких обстоятельствах были написаны?

Первую сказку Александр Пушкин написал в 1831 году, когда ему было 30 лет. Эта сказка «О попе и работнике его Балде». Сказку поэт написал в селе Михайловском, во время знаменитой Болдинской осени.

Вторая сказка «Сказка о мертвой царевне», которую Пушкин написал в 1831 году, была «позаимствована» у братьев Гримм. Также среди пушкиноведов можно встретить интересный факт том, что сюжет «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» тоже была «подсмотрена» у братьев Гримм.

Третья сказка «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» и четвертая сказка «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», были написаны при очень интересных обстоятельствах. У Пушкина были сложные отношения с матерью своей жены Натальи Гончаровой, так как она была очень строгой по отношению к детям. И поэтому Пушкин позаимствовал её образ в этих двух своих сказках. Сказка «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди» самая первая сказка, вышедшая в печать.

А пятая сказка «О золотом петушке» написана 20 октября в 10 часов 53 минуты в 1834 году. Александр Пушкин специально поставил в конце сказки точное время и дату, потому что эта была его последняя сказка, и поэт хотел это показать. Эта сказка была написана во время ссоры с Пушкина с царем. Так как царь обещал не критиковать и не исправлять произведения поэта, но не сдержал свое обещание.


- Ребята, сейчас вам с Дорожки сказок необходимо перейти на тропинку из потерянных вещей. Но что происходит? Все герои сказок Пушкина, о которых мы сейчас с вами говорили, потеряли свои сказочные вещи. Нам надо разобраться: из какой сказки эти вещи или герои, кому они принадлежали. Иначе сказки потеряются, перепутаются.


(На мониторе компьютера меняются слайды с изображением волшебных предметов из сказок А. Пушкина. Ребятам предстоит отгадать, кому из героев они принадлежали, и назвать сказку.)

  • разбитое корыто (Старуха у самого синего моря)

  • невод (Старик)

  • золотые орешки (Белочка)

  • говорящее зеркало (Злая Царица – мачеха)

  • золотой петушок (царь Дадон)

  • дубовый лук (князь Гвидон)

  • прялка (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», три девицы из «Сказки о царе Салтане»)

  • звезда и месяц (молодая царевна)

  • соболья душегрейка (Старуха)

  • варёная полба (Балда)

  • шатёр (шамаханская царица)

-Ребята, чтобы вы никогда не теряли русских сказок и всегда их понимали, дарим вам «Словарик устаревших слов»

(словарик изготовлен библиотекарями к мероприятию)

  • душегрейка – старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов

  • заморский – привезённый из-за моря, из заграницы

  • чернавка (сенная девушка, служанка для «черной» работы)

  • землянка – жильё, вырытое в земле

  • «дядька» ( в старину дядькой называли наставника)

  • корыто – большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна, позднее из оцинкованного железа

  • алтын — монета, равная 3 копейкам

  • светлица - светлую гостиная

  • инда – устаревшее слово, на новый русский манер – «даже»

  • сорочин – недруг (враг)

  • черница – монахиня

  • полати – широкие нары для спанья, которые находятся под потолком

  • перст – на новый русский манер – «палец»

  • простофиля – глупый, несообразительный человек

  • белена – ядовитое растение, «Белены объелся» - делает глупость, сумасбродит

  • очи – глаза

  • старче – старик

  • терем – дом, особняк в виде башни

  • парчовая кичка на маковке – кичка - старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы, сделанный из парчи (шёлка, расшитого золотой нитью) и надетый на макушку.



Поляна загадок (третий зал)

Библиотекарь отдела:

- Александр Сергеевич Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь. Кстати, полиглотом Пушкин был превосходным. Он отлично владел французским, итальянским, испанским, английским, немецким, греческим, латинским и несколькими славянскими языками.

В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания, Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом. Лицеисты выпускали рукописные журналы и уделяли много внимания собственному литературному творчеству.

«Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени», - вспоминал Пушкин впоследствии.


- А как блестяще сказки Пушкина знаете вы? Вот вам задание на Поляне загадок: загадки в стихах…

(Загадки оформлены на карточках, на которых изображены иллюстрации из сказок А.С. Пушкина или на слайдах презентации)

Если сказку мы эту знаем,

То почешем в раздумьях лоб:

На что же, Балду нанимая,

Надеялся хитрый поп? (авось)


Что за зверь в хрустальном доме

Князю прибыль создает,

“Во саду ли, в огороде...”-

Звонко песенку поет? (белка)


Сказка - ложь! Да в ней намек,

Лютой жадности упрек.

В то старуха слезы льет,

В чем стирать нельзя белье. (корыто)


Лебедь всей волшебной силой

В раз второй оборотила

Князь-Гвидона в нам знакомое

Столь простое насекомое. (комар)


В сказке попу обязались черти

Что-то платить до поповой смерти.

За тем и пошел к ним Балда, не споря,

Чтоб с полным мешком возвратиться вскоре. (оброк)


У царя жена вторая,

Дни беспутно коротая,

Говорила по секрету

С этим маленьким предметом. (зеркальце)


Перед княжеским дворцом

Есть у белки дивный дом,

А над ним не первый год

Что за дерево растет? (ель)


Сбылась трех сестер мечта.

Кем, скажите, стала та,

Что мечтала лишь одна

Выткать море полотна? (ткачиха)


Пару раз старик невод кинул,

Но поймал лишь траву да тину.

Кто, скажите, на раз на третий

Вдруг случайно попался в сети? (рыбка)


Золотую эту птицу

Посадил Дадон на спицу.

Коль сидит та птица смирно,

То вокруг царя все мирно. (петушок)


Дерево с волшебными листочками (четвёртый зал)

Библиотекарь отдела:

- У Пушкина было много друзей: Кюхельбекер Вильгельм Карлович, Дельвиг Антон Антонович, Чаадаев Петр Яковлевич, Вяземский Петр Андреевич, Пущин Иван Иванович. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых» - называл её поэт. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.

Длинными зимними вечерами в ветхом доме в селе Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег. Пел ветер в печных трубах, жужжало веретено - и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина. Поэт, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. «Что за прелесть эти сказки!»- говорил он.

А сколько художников позже хотели и стремились иллюстрировать сказки А. Пушкина!


Давайте и мы немного поиграем. Вот и вам задание: на тач-панели собрать пазлы по иллюстрациям сказок Пушкина. Успеете – получаете балл!

Сайт http://www.jigsawplanet.com/. Без регистрации поможет создать свой пазл из любого изображения. Его можно собирать как на самом сайте Jigsaw Planet, так и вставить код пазла на любой другой сайт или блог.

Сайт http://puzzleit.org/. Нажимаем кнопку "Новый пазл" и далее заполняем все поля. Созданный пазл можно разместитья на страничках социальных сетей, в группах библиотеки.

Можно вместо тач-панели использовать бумажные пазлы.


Остров чтения

Пятый зал библиотеки. Здесь можно провести экскурсию по отделам и рассказать о выставках.

Библиотекарь знакомит ребят с выставками, которые оформлены в библиотеке к литературному часу.

  • «Мир великого поэта»

  • «Мир сказок, рифм, стихотворений – всё это Пушкин, добрый гений»

  • «Чистое и простое пушкинское слово»

  • «Герои Пушкина у нас в гостях»

  • «В тридевятом царстве, в пушкинском государстве»

Здесь ребята читают наизусть отрывки из произведений Пушкина. Это могут быть и стихи, и отрывки из сказок. Чем больше вспомнят отрывков, тем больше получают баллов.


(Когда все команды пройдут все острова, ведущий библиотекарь, который встречал классы в фойе. Провожает всех в читальный зал. Награждение.)

Библиотекарь:

- Вот и закончилось наше путешествие. На каком острове вам больше всего понравилось гостить? А книги с выставок успели посмотреть, полистать или даже прочитать? А теперь приятный момент – награждение! Сегодня нет проигравших! Дипломы получают:

1 команда – «Самая активная»

2 команда – «Самая умная»

3 команда – «Самая любознательная»

4 команда – «Самая сказочная»

5 команда – «Самая креативная»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!