СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Танцы и их влияние на развитие детей с овз в дополнительном образовании

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Танцы и их влияние на развитие детей с овз в дополнительном образовании»

ТАНЦЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Искусство хореографии - явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции, средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку.

Хореография - прекрасное средство психотерапии. Танцевать особенно рекомендуется тем, у кого отмечается повышенное чувство страха или неуверенности в себе, а также людям, склонным к депрессии. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений. Танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение тренажа в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечнососудистой системы, повышая тем самым жизненную активность.

Ритмика является начальной ступенью танца. Занятия ритмикой развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.) Ритмика развивает в ребенке, в первую очередь, хорошее владение собственным телом, что является одной из приоритетных задач для детей с ОВЗ. Также на занятиях ритмикой важным является элемент игры.  Задания даются с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, с учетом естественного интереса и желания обучающихся, их психологических и физиологических особенностей и способностей, а также творческих возможностей детей.

Одним из психолого-педагогических ресурсов социальной интеграции и социальной адаптации детей с ОВЗ в сообществе сверстников, развития детско-родительских отношений является дополнительное образование. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время количество детей с ограниченными возможностями в школах, центрах, детских учреждениях растет. Такие учащиеся в процессе обучения требуют особого подхода, для того чтобы не ухудшить их состояние, а помочь найти себя и обрести дальнейший путь развития в своей жизни. Очень важно как можно более чутко отнестись к проблеме этого ребенка. Почему в его жизни так произошло? Что повлияло на развитие личности ребёнка?

Занятия в творческом объединении «Ритмика» в МБОУ «Топасевская НОШ» с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Все дети могут заниматься танцами, а для детей с ОВЗ эти занятия могут стать особо значимыми. Во-первых, здесь есть индивидуальные занятия, на которых каждый ребенок может открыться с той или иной стороны. Во - вторых, групповые занятия помогают ребенку учиться общаться в коллективе с другими детьми.

Основные задачи в работе с детьми с ОВЗ направлены на ориентацию образования не только на освоение обучающимися знаний и навыков, но и на развитие его личности, его познавательных способностей, социализации и адаптации. Как показывает мой опыт, хореография является прекрасным способом решения коррекционных задач. Занятия хореографией и физическое развитие детей с ОВЗ компенсируют и предупреждают отклонения в физическом развитии. Укрепляют психофизическое здоровье ребенка. Повышают интеллектуальное и духовное развитие личности. При обучении детей танцевальным упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы.

В каждое занятие включается специальная работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия), развитию дыхательной мускулатуры и нормализации двигательной активности. Особенность работы с детьми с ОВЗ заключается в снижении уровня возрастных требований к хореографическим элементам, более медленное и кропотливое выполнения каждого отдельного движения. При правильной постановке обучения, хореография способствует развитию личностных качеств у детей с ОВЗ, произвольного внимания, умения преодолевать посильные трудности, контролировать себя: развитию целеустремленности, настойчивости, организованности, дисциплинированности, смелости, правильному отношению к оценке своих действий и положительному отношению к сверстникам.

Особенно продуктивны бессюжетный танцевально-игровые занятия, где дети учатся ориентироваться в пространстве, контактировать друг с другом, что особенно важно при работе с детьми-аутистами. На занятиях хореографией большое значение придаётся слушанию и разбору музыки танца (особенно это важно для слабослышащих детей). Музыка сообщает движениям определенный характер, придает им эмоциональную окраску. Музыкальное сопровождение должно быть ярким, эмоциональным, выразительным.

Давая развитие эмоционального состояния образов, сопоставляя разные его стадии, музыка предлагает танцу действенную линию для пластических характеристик действующих лиц и событий. Этому, безусловно, способствует процесс работы по выявлению ритмическо-структурной общности. Чтобы заинтересовать детей с ОВЗ танцевальным творчеством, совместно с практическими занятиями проводятся и теоретические. На занятиях даётся общая характеристика музыки, придумываются образы, сюжеты. Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой создают определенную двигательную активность, задача педагога заключается в том, чтобы направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-танцеватьный материал.

Интерес окружающих к творчеству таких детей, его высокая оценка существенно повышают самооценку детей, веру в свои силы. Это стимулирует детей для дальнейшего творческого развития. Большую роль в физическом развитии детей с нарушениями играет правильное определение количества упражнений, которые должны благоприятно влиять на состояние здоровья детей, состояние их сердечнососудистой системы.

При правильной постановке хореографического обучения воспитание способствует развитию личностных качеств детей с психофизическими нарушениями произвольного внимания, умения преодолевать посильные трудности, контролировать себя. Становлению ребенка как самостоятельной, самоценной личности, включенной в жизнь общества.

В моей педагогической практике были случаи, когда дети становились спокойнее и добрее после занятий ритмикой. Для кого-то танцы могут стать потом смыслом жизни и его работой. Для других занятия танцами останутся приятным воспоминанием из детства, но, при этом, эти занятия безусловно обогатят его внутренний мир, разовьют эстетические способности и помогут ярче прожить свою жизнь. Занятия танцами помогут раскрыть душевные качества, укрепить физическое здоровье. Через добрые песни можно привить любовь к людям, Родине, природе, животным. Дети очень восприимчивы ко всему.

Еще одна проблема связана с негативным восприятием детей с ОВЗ другими учащимися. Задача педагога научить здоровых детей терпеливо относиться к таким детям. Ритмика — это та же музыкальная терапия, музыка без слов.

И конечно, в итоге хочется сказать, чтобы заниматься с детьми, особенно с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь к ним любовь, но любовь долготерпеливую, которая поможет отсекать от ребенка все ненужное и плохое, и взращивать все хорошее и доброе.