СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театр кукол (творческий проект класса)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий проект класса "Театр кукол"

Просмотр содержимого документа
«Театр кукол (творческий проект класса)»

IX районная научно-практическая конференция

Проектно-исследовательских работ учащихся





Первые шаги



Творческий проект

По теме: «Театр кукол»







Работу выполнили: Копылова В.,

Брынькова Е., Яббаров К., Соловьев М.,

Демкина В., Троегубов Н.

учащиеся 2 «А» класса МБОУ «ООШ №75»

Руководитель: учитель начальных классов

МБОУ «ООШ №75»

Пахаева Елена Ивановна






Чусовой, 2018


Содержание:

I. Введение…………………………………………………………………….2

II. Основная часть…………………………………………………………..…3

III. Практическая часть..…………………………………………………….12

IV. Заключение…………………………………………………………….…24

V . Список литературы……………………………………………………….26











































Введение

Тема нашего творческого проекта «Театр кукол». Почему мы выбрали эту тему? От взрослых часто слышим фразу: «Весь мир театр» (В. Шекспир), у Омара Хайяма есть строки:

"Мы – послушные куклы в руках у творца.

Это сказано мною не ради словца.

Нас по сцене всевышний на ниточках водит

И пихает в сундук, доведя до конца".

В нашем классе 2 год работает театральный кружок, где мы учимся работать с куклами, ставим этюды, сценки, есть опыт постановки спектаклей. Другие ребята скептически относятся к нашему увлечению, считая, что театр морально устарел. Так ли это? Мы решили доказать обратное.

Выдвигаем гипотезу: театр кукол и сегодня остается любимым увлечением, он современен, актуален, интересен.

Считаем, что эта тема интересна и актуальна. В современном мире большеепредпочтение отдаётся телевидению, компьютеру, всё меньше остаётсявремени на общение друг с другом, даже в семье, порой, некогда занятьсякаким-то общим делом, не говоря уже о том, чтобы вместе сходить вкинотеатр, театр или на выставку. Проводя исследование, мы хотели призвать всех с почтение относиться к такому древнему искусству, как театр.

Цель нашего проекта – устроить кукольное представление.

Решение данной цели обусловлено следующими задачами:

1. Узнать об истории театра кукол.

2. Выяснить, какие бывают куклы.

3. Познакомиться с кукольными героями разных народов.

4. Научиться мастерить куклы.

5. Показать театральную постановку.

Мы можем выполнить поставленные задачи, следовательно, нашатема реализуема.

Объект нашего исследования – театр, предмет – театральная кукла.

Характер материала, а также поставленные цели и задачи определилиметоды исследования. В ходе работы применялись беседа, поискинформации в литературе, в сети Интернет, моделирование, наблюдение,эксперимент, сравнение, обобщение, изучение опыта других театров.








Основная часть

Мы провели анкетирование в нашем классе и выявили интересы ребят: Из 25 ребят ожидаемо назвали любимым увлечением работу за компьютером 5 человек, далее идет - сбор "Лего" - 3 человека, по 2 человека любят читать, столько же коллекционировать магнитики и просто гулять, но что самое интересное 10 человек любят ставить спектакли. Это те ребята, кто посещает кружок «Малыш».

Представления показали не только в классе, но для родителей и учеников школы. В общей сложности наши спектакли увидели более 60 человек. Мыпоставили кукольные спектакли «Теремок», «Рукавичка», «Заюшкина избушка».

Увлеченность театром помогла нам поверить в собственные силы, сдружила и объединила моих одноклассников. Мы очень любим, ставить спектакли, разучивать роли, искать характер персонажа, выступать в роли актеров. Театр кукол обладает особой магией. Какой ребенок не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Вот тряпичная мягкая кукла, которую можно «оживить» с помощью руки и «одушевить» силой эмоциональных переживаний. С помощью такой куклы мы можем выразить все то, сто тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире.

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Сказка открывает самые важные человеческие ценности. Она учит думать, оценивать поступки героев, усваивать правила поведения, развивает речь и память. Полумрак, кулисы, игра света и тени- все это создает магическую обстановку. Кукольный театр-это маленькая модель мира, которая является отражением настоящего мира взрослых. Кукольный театр - это творчество. Все дети любят смотреть спектакли. Нам нравится не только смотреть, но и самим участвовать в их постановке. Театр кукол – это волшебный мир - одна из самых великих моделей Человека и Человечества.

Из истории куклы.

Кукольный театр существует давно. Древние народы верили, что и на небе, ина земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, злые и добрыедухи, сверхъестественные существа. Чтобы молится этим богам, людиделали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, кости, глиныили дерева.



Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницахили на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления изаставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, открыватьглаза, кивать головами, скалить зубы. Постепенно такие зрелища стали всебольше походить на театральные представления. С помощью куколразыгрывали легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние векав европейских странах куклы показывали рай и ад, сотворение мира, Адама иЕву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки,высмеивавшие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость,жестокость. 


Первую куклу по имени Маккус подарил человечеству античный мир. Эта кукла была найдена при раскопках. Это был занятный человечек с горбом на спине, крючковатым носом, толстым животом и необыкновенно живым, пронзительным взглядом. Кукла обладала удивительным секретом. Если его поворачивать в разные стороны, Маккус выглядел то веселым, то сердитым, то возмущенным. Своей выразительностью он приглянулся итальянским кукольникам.

По образцу древнеримского Маккуса итальянцы создали своего Пульчинеллу. Пульчинелла родился в начале 16 в. и стал очень популярен на всех представлениях.

Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей,появились и в других странах. Во Франции любителем зрителей сталПолишинель, в Англии - Панч, в Германии - Касперле и Гансвурст,



Пальчинелла Полишинель Панч




Гансвурст Касперле


в Польше - Копленяк, в Чехии - Кашпарек,


а в России - Петрушка.

В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках,на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячиефокусники, акробаты, кукольники. Обычно, один из них крутил ручкумузыкального ящика, который называли шарманкой. Под громкие звукимузыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешнойдлинноносый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочетзабрать его в солдаты. 

Жизнь народныхкукольников - бродячихактеров была оченьтяжелой и малое чемотличалась от жизнинищего. Послепредставления актер-кукловод снимал шапку ипротягивал ее зрителям.Кто хотел,   бросал  вшапку медные копейки.  


То, что не решалисьсказать вслух рабочие люди и мужики, громко выкрикивали на площадях иярмарках куклы. Представления бродячих кукольников запрещались, но онипоявлялись снова и снова в разных местах и во весь голос выражали тайныемысли собравшихся зрителей.

В современных театрахкуклы бывают разные:по-разному сделаны ипо-разному приводятсяв движение. Одна изсамых простых куколназываетсяперчаточной, потомучто она надевается наруку, как перчатка.Петрушка относился кперчаточным куклам. 
Еще проще устроеныкуклы на палочках:ножки и ручки такой куклы не управляются, авертятся в разные стороны.

Существуют куклы, которые называютсятростевыми. Такую куклу держит кукловод, ноее руки управляются тростями, палочками илипроволоками, прикрепленными к кукольнымладошкам, запястьям или локтям. Тростичаще всего скрыты в рукавах или одеждекукол. Тростевые куклы появились давно, наВостоке. 

Кукол на нитках иногда называютмарионетками, но это не совсем правильно,так как всякая театральная кукла называетсямарионеткой.

А есть куклы, которых нельзя назвать ни перчаточными, ни куклами на 

нитках или тростях, ни куклами на штырях. Они плоские, вырезанные из картона иликожи.



Очень сложно и ажурновырезаны и красивораскрашены. Это куклы театратеней, существующегоиздавна в Китае, Японии,Корее, Индонезии, Индии.

Кукловод сидит сзадинатянутого полотна. Надголовой кукловода яркаялампа. Тоненькими костянымипалочками, пришитыми к телу,рукам и ногам плоской куклы,кукловод плотно прижимаеткуклу к полотну, и тогда наполотне возникает цветная, резная тень куклы. В таких театрах чаще всегопоказывают религиозные, мистические истории. Во время представлениямузыканты бьют в барабаны, играют на музыкальных инструментах и поют.

Бывают и куклы, участвующие в праздничных шествиях и карнавалах. Так, вКитае,   на улицах Пекина или Кантона может появиться дракон - огромнаякукла метров 15 длиной. Его несут на больших палках несколько человек.

А в Италии или в Южной Америке во время карнавала можно увидетьогромные, до 10 м в высоту надувные резиновые куклы.


Первым официальным государственным кукольным театром в России (в то время в СССР) считается государственный ордена Трудового Красного знамени академический центральный театр кукол. Основателем является Сергей Владимирович Образцов (1901-1922) – русский режиссер и актёр. Родился он в семье инженера, известного специалиста по транспортному строительству. Позже Образцов – старший был избран академиком. Однако сын не пошёл по его стопам. Еще в раннем детстве Сергей увлекался рисованием и лепкой. Он оканчивает училище, а осенью 1917 года поступил в институт культуры.

Занимался на факультете графики и одновременно занимался вокалом в частной консерватории, затем в музыкальной студии художественного театра В. Немирова – Данченко. Несколько лет сочетал Образцов работу в театре и занятия живописью. Вместе с театром он гастролировал по разным странам. Именно в это время Сергей Владимирович и увлекся куклами. Весной в 1931 году Образцов организовал кукольную студию в Центральном доме художественного воспитания. Позже из неё сложился театр кукол, тот самый, который впоследствии был занесён в книгу рекордов Гиннеса, на спектаклях которого всегда аншлаг. Театр объехал более 58 стран мира, в том числе и все страны Европы и более 400 городов бывшего СССР.

Кроме перчаточных кукол в представлении принимали самые различные куклы. Можно назвать самые распространенные виды: тряпичные, деревянные, бумажные, шарнирные, пальчиковые, из пластилина (глины), куклы из шахматных фигур, универсальные (из разных материалов). Но, как и в давнюю старину, так и в наше с вами время, лицо куклы должно очень выразительно отражать характер.



Практическая часть

Делаем куклу своими руками. Ставим спектакль.

Одной из задач нашего творческого проекта было показать театральную постановку, используя куклы собственного изготовления. Для этого мы разбились на 3 группы.

1 группа ребят занималась выбором постановки для спектакля.

2 группа – занималась изготовлением кукол своими руками.

3 группа – делали декорации к спектаклю и оформляли ширму.


Отчёт 1 группы.

Сначала наша группа выбирала постановку для спектакля. Мы рассмотрели 3 варианта. Нам очень понравился вот этот сценарий по русской народной сказки «Заюшкина избушкаю



Сценарий сказки «Заюшкина избушка».


Ведущий: Наша сказка-про зайчишку.

Всем известного трусишку

И про хитрую лису

Про избушку их в лесу.

У леса на опушке

Стояли рядом две избушки:

У лисы дом ледяной

А у зайца лубяной!

Пляшут заинька с лисой

Каждый хвастает избой


Зайчик: (поёт) 1. Я построил себе дом

Не простой, а лубяной

Тук-тук молотком,

Вот какой мой славный дом!

2. Как красив мой теремок!

Из трубы идёт дымок

Тук-тук молотком,

В от какой мой славный дом!

3. Печка есть и есть окно,

И узорное крыльцо

Тук-тук молотком,

Вот какой мой славный дом!


Лиса: (поёт) 1. Я-рыжая плутовка,

Красавица лиса

Построила избушку

Изо льда!

2. Крылечко и окошко

Сверкают серебром,

На солнышке искрится

Славный дом!

3. Избушка ледяная-

Хрустальный теремок

И лучше дома в мире

Не найдёшь!


Зайчик: Лисица-мастерица,

Избушка не годится!

Как солнце припечёт,

Избушка потечёт!


Лиса: Ой, и правда, потеплело!

Знать, весна взялась за дело!

Солнце греет, припекает…

Ой-ой-ой, избушка тает!

Ой, беда, беда, беда,

Вместо терема-вода!


Заяц: Вся изба твоя с крылечком

Убежала прямо в речку!

Очень не переживай,

Ты ко мне переезжай!

Что вздыхать на месте сидя?

В тесноте, да не вобиде!


Лиса: Да, избушка, тесновата,

Для двоих-то маловата,

Негде сесть и негде лечь!

Вот что, заяц, не перечь!

Заночуешь на опушке,

Ишь ты, выстроил избушку!

Убирайся, цел пока,

А не то намну бока!


Заяц: Всё, Лиса закрыла дверь…

Что же делать мне теперь?

Я присяду на пенёк

Под берёзовый кусток.


Полкан:(поёт) Гав-гав-гав, я-пёс Полкан,

Забияка, грубиян,

Я люблю в лесу гулять,

Лаять, всех кусать!

От меня все белки

Спрятались в дупло,

Не боюсь, не боюсь никого!

Ни волков, ни медведей,

Я-царь зверей! Гав!

Заинька, привет! Как дела твои, сосед?

Что не бегаешь, не скачешь,

А сидишь и горько плачешь?


Зайчик: Я сижу, повесив ушки:

У меня была избушка,

Я Лисичку пожалел,

Приютил и обогрел,

Она меня прогнала прочь,

Ты не смог бы мне помочь?


Полкан:Я-отважный пёс Полкан,

Загоню тебя в капкан!

Разорву твои меха,

Уноси-ка потроха!


Лиса:Вот как выскочу сейчас,

Глаза выпучу на вас,

Ощипаю шерсть и пух!

Прочь, пока не вышел дух!


Зайчик:Ох, и злющая Лисица,

И Полкана не боится!

Буду здесь сидеть на пне,

Кто теперь поможет мне?


Медведь:(поёт) Я шагаю по лесам,

По пригоркам и лесам,

Я с утра ходил-гулял,

Мёду сладкого искал,

Вкусные коренья рыл-

Притомился, нету сил!

Заинька, привет! Как дела твои, сосед?

Что не бегаешь, не скачешь,

А сидишь и горько плачешь?


Зайчик: Я сижу, повесив ушки:

У меня была избушка,

Я Лисичку пожалел,

Приютил и обогрел,

Она меня прогнала прочь,

Ты не смог бы мне помочь?


Медведь:Я-большой и страшный зверь,

Открывай, Лисица, дверь!

Разорву твои меха,

Уноси-ка потроха!


Лиса:Вот как выскочу сейчас,

Глаза выпучу на вас,

Ощипаю шерсть и пух!

Прочь, пока не вышел дух!


Зайчик:Ох, и злющая Лисица,

И Медведя не боится!

Буду здесь сидеть на пне,

Кто теперь поможет мне?


Петух:(поёт) 1. Я-отважный Петя-Петушок,

Золотом горит мой гребешок

Шпоры на сапогах

И коса на плечах!

2. Я-отважный Петя-Петушок,

У меня крикливый голосок!

Я пою:Ку-ка-ре-ку!

Самый храбрый я в лесу!

Заинька, привет! Как дела твои, сосед?

Что не бегаешь, не скачешь,

А сидишь и горько плачешь?


Зайчик: Я сижу, повесив ушки:

У меня была избушка,

Я Лисичку пожалел,

Приютил и обогрел,

Она меня прогнала прочь,

Ты не смог бы мне помочь?


Петух:Я-отважный Петушок!

Шпоры есть и гребешок!

На плече моём коса-

Убирайся вон, Лиса!


Лиса:Одеваюсь, тороплюсь,

Очень я косы боюсь!

Подожди ещё часок,

Мой любезный Петушок!


Петух:Ты, Лисица, не хитри,

А в окошко посмотри!

Шпоры брякают, гремят,

Проколоть Лису хотят!


Лиса:Ой, не надо, Петушок,

Надеваю сапожок,

Натяну платок на ушки…

Убегаю из избушки.


Зайчик:Вот спасибо, Петушок-

Золотистый гребешок!

Как отважен ты и смел:

Ты Лисицу одолел!

Будем мы с тобой дружить,

Песни петь и не тужить!

«Песенка друзей»


Проработав сценарий, мы поняли, что в нашем кукольном театре не хватает 2 кукол (куклы Зайца и куклы Собаки). Вторая группа приступила к работе.


Отчёт 2 группы. Составление эскиза работы.

Используя изображение куклы, мы перенесли его на лист бумаги. Мы нашли изображение куклы в дополнительных источниках (книги, Интернет). Сделали свои эскизы. Вот что у нас получилось.



Нашли выкройки, вырезали и перенесли их на ткань, которую помогли выбрать родители. 


Сшили все детали вместе. Вовнутрь куклы вставили каркас - горлышко от пластиковой бутылки. Набили куклу синтепоном. Вырезали все детали на мордочку (глазки, ротик, язычок) и приклеили на мордочку. Получилась голова куклы Зайца и Собаки.

Далее мы выкроили одежду для наших кукол и сшили её. Прикрепили к голове куклы.


Куклы готовы. Можно начинать репетировать постановку.

Разучивание ролей заняло несколько дней. Только после этого мы соединили словесное действие (текст) с физическим действием персонажей. Важное значение в спектакле имеет звуковое оформление. Музыка активно формирует впечатление зрителя, но делает это, как правило, незаметно, ненавязчиво, Для нашей постановки мы подобрали фонограммы русской народной мелодии и звуки леса.

Интересно и весело проходили репетиции спектакля. Теперь мы выступали в роли актёров – кукловодов.



3 группа готовила декорации. Для этого мы изготовили эскизы и принялись за работу. Изготовили дома для главных героев и декорации леса. Всё приклеили на картон и вырезали.

Ширму нам приготовили родители ещё в первом классе. На ширму мы прикрепили все атрибуты спектакля.

Заключение

Все дети любят спектакли. Им нравится не только смотреть представление, но и самим быть артистами.

Работая над проектом, мы узнали, что театр кукол — особый вид театрального представления, в котором вместо актеров действуют куклы.

Театр - искусство коллективное. У каждого из нас была своя роль и свои обязанности, с которыми мы успешно справились. За время работы наш театральный коллектив стал очень сплоченным и дисциплинированным. Мы научились работать с книгами и находить нужную информацию в интернете. Мы были художниками и дизайнерами, режиссёрами и актёрами - кукловодами. Играя с куклами за ширмой, даже самый застенчивый из нас почувствовал себя более свободным и уверенным.


Рефлексия деятельности

Нам удалось создать свой театр кукол и организовать представление, а это значит, что цель, поставленная нами в начале проектной деятельности, – достигнута.

Мы узнали много нового об истории театра кукол, выяснили, какие бывают куклы; познакомились с театральными терминами, научились мастерить куклы перчаточного типа. У каждого из нас куклы получились разные, единственные и неповторимые. Благодаря родителям в нашем театре появилась замечательная ширма и интересные декорации. Мы побывали в настоящем театре кукол и увидели, как должны работать актёры – кукловоды.

Было сложно отработать навыки движения куклы в глубине ширмы, навыки жестикуляции и физических действий куклы. Свои недочёты мы увидели на видеозаписи и в следующих представлениях их обязательно исправим.

Мы работали дружно, весело и с большим интересом, поэтому наш театр получился очень красивым, а представление понравилось всем зрителям. Многие ребята подходили и спрашивали, как мы сделали куклы, а мы с удовольствием делились своими знаниями и умениями.

Нас пригласили выступить перед ребятами в школе для первоклассников, значит наш труд - не напрасен. В дальнейшем мы планируем создавать новые куклы для театра, осваивать новые техники их изготовления и устраивать театральные представления. Многие одноклассники пожелали работать вместе с нами. Ведь театр кукол, созданный своими руками, – не менее интересное увлечение, чем компьютерные игры, и хорошее средство раскрытия своего таланта и способностей в творчестве.










































Список используемой литературы:

1.Андрианова-Голицина И.А. «Я познаю мир. Театр» ООО «Издательство Астрель» 2000г.

2. Греф А. «Техника театра кукол»Издание Всероссийского Центра художественного творчества, 2003г.

3.Дангворт Р. « Домашний кукольный театр» Издательство «Росмэн» 2005г.

4.Деммени Е.С. « Школьный кукольный театр» Издательство «Феникс» 1999г.

5.Журнал «Детская энциклопедия» №3 2008г.

6.ЧудаковаН.В. «Я познаю мир. Культура» ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997г. 



Список использованных источников информации:

1.http://images.yandex.ru/ (театральные куклы)

2.http://pochemu4ka.ru/publ/99-1-0-634(сценарий сказки)

3.http://ru.wikipedia.org/wiki (кукольный театр)

4.http://www.liveinternet.ru/ (история театра )











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!