СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театр - жизнь моя 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по развитию актерского мастерства младших школьников для 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Театр - жизнь моя 3 класс»

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Театр – жизнь моя» составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Каменск - Шахтинский, федерального перечня учебников, рекомен­дованных или допущенных к использованию в образо­вательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, авторской «Программы по учебным предметам», (УМК «Перспективная начальная школа»).

Цель программы: воспитывать гармоничную разностороннюю личность, развивая творческие способности учащихся.

Задачи программы:

- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;

- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;

- развивать воображение, выразительность речи;

- пополнять словарный запас, образный строй речи;

- формировать способность строить диалог друг с другом;

- знакомить детей с терминологией театрального искусства;

- развивать коммуникативную культуру детей;

- раскрывать творческие способности учащихся;

 - воспитывать в детях добро, любовь к ближним, к родной земле,

- воспитывать неравнодушное отношение к окружающему миру.

Место учебного курса в учебном плане.

Программа включает в себя 135 занятий по 40 минут. Во 3-ем классе рассчитана на 33 часа в год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в режиме реализации МБОУ СОШ № 3 образовательной программы.

Содержание курса.

Основные направления работы с детьми

Работа кружка «Театр – жизнь моя» строится по 5 основным направлениям.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Занятия проводятся в форме внеурочных мероприятий и театрализованных программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти; всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с младшими школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

  3. Деятельностный подход. Деятельность- основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

  4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка , во-вторых, становление его как творческой личности.

В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной «школы переживания», созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития.

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности «Уроки театра»

В ходе реализации программы «Театр – жизнь моя» будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение учениками социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе, о правилах групповой работы и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатовполучение учениками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатовполучение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны

Знать:

  • что такое выразительные средства.

  • фрагмент как составная часть сюжета.

  • действенную формулу: «Исходное событие, конфликтная ситуация, финал».

Иметь представление:

  • о рождении сюжета произведения.

  • о внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.

  • о сверхзадаче и морали в произведении.

Уметь:

  • применять выразительные средства для выражения характера сцены.

  • фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.

  • определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.

  • понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.

Приобрести навыки:

  • свободного общения с аудиторией, одноклассниками.

  • выражение своих мыслей в широком кругу оппонентов.

  • анализирования последовательности поступков.

  • выстраивания логической цепочки жизненного событийного ряда.

У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

  • ориентация в нравственном смысле и содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Выпускник получит возможность для формирования:

а) морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

б) эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Качества личности, которые могут быть развиты у учащихся в результате реализации программы.

 Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:

Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( 30 часа)

п/п


Наименование раздела

Количество

часов

1.

Культура и техника речи

2 ч

2

Театральная игра

12 ч

3

Основы театральной культуры

6 ч

4

Ритмопластика

1 ч

5

Работа над спектаклем

8 ч

6

Посещение театра

2 ч



Календарно-тематическое планирование(30 ч)

п/п


раздела\

темы

Раздел, тема занятия

Количество

часов

Дата по

плану

Дата

фактически

Приме-чание


1.

Культура и техника речи 2ч

1

1.1

Повторение изученного во 2 классе

1

06.09




2

Театральная игра 4ч

2

2.1

Сочиняем новую сказку

1

13.09



3

2.2

Сочиняем новую сказку

1

20.09



4

2.3

Играем в сказку

1

27.09



5

2.4

Наши фантазии

1

04.10




6

Посещение театра

6

6.1

Посещение театра

1

11.10




2

Театральная игра 6ч

7

2.5

Наши фантазии

1

18.10



8

2.6

Современный театр

1

25.10



9

2.7

Преодолеем страх

1

08.11



10

2.8

Преодолеем страх

1

15.11



11

2.9

Преодолеем страх

1

22.11



12

2.10

Если ты поссорился с другом

1

29.11




6

Посещение театра

13

6.2

Посещение театра

1

06.12




2

Театральная игра 1ч

14

2.11

Игровое занятие

1

13.12




3

Основы театральной культуры 3ч

15

16

4.1

4.2

Творческое взаимодействие с партнером

1

20.12

27.12



17

4.3

Творческое взаимодействие с партнером

1

17.01



18

4.4

Творческое взаимодействие с партнером

1

24.01




6

Посещение театра

19

6.3

Посещение театра

1

31.01




2

Театральная игра 2ч

2021

2.12

Куклы своими руками

1

07.02




2.13

Куклы своими руками

1

14.02




3

Основы театральной культуры 3ч

22

3.4

Учимся актерскому мастерству

1

21.02



23

3.5

Учимся актерскому мастерству

1

28.02



24

3.6

Учимся актерскому мастерству

1

14.03




4

Ритмопластика 1 ч

25

4.1

Ритмопластика

1

21.03




5

Работа над спектаклем 8 ч

26

5.1

Работа над пьесой

1

11.04



27

5.2

Распределение ролей

1

18.04



28

5.3

Репетиция за столом

1

25.04



29

5.4

Отработка чтения каждой роли

1

16.05



30

5.7

Обсуждение костюмов, декораций, музыкального и шумового оформления

1

23.05




С учётом выходных и праздничных дней – 30 часа


Аннотация к рабочей программе

по внеурочной деятельности «Театр-жизнь моя» 3 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Театр –жизнь моя» составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,утвержденного  приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 ,авторской «Программы по учебным предметам», ( УМК «Перспективная начальная школа»). Рабочая программа составлена на основе базисного учебного плана МБОУ СОШ №3 и требований к результатам начального общего образования.

Срок реализации рабочей программы 1год.

Цель программы:воспитывать гармоничную разностороннюю личность, развивая творческие способности учащихся.

Задачи программы:

- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;

- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;

- развивать воображение, выразительность речи;

- пополнять словарный запас, образный строй речи;

- формировать способность строить диалог друг с другом;

- знакомить детей с терминологией театрального искусства;

- развивать коммуникативную культуру детей;

- раскрывать творческие способности учащихся;

 - воспитывать в детях добро, любовь к ближним, к родной земле,

- воспитывать неравнодушное отношение к окружающему миру.


Место учебного курса в учебном плане.

Программа включает в себя 135 занятий по 40 минут. В 3-ем классе рассчитана на 34 часа в год.

Программа реализуется в форме кружка, включена в план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю в режиме реализации МБОУ СОШ № 3 образовательной программы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!