Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Театр – жизнь моя» составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Каменск - Шахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, авторской «Программы по учебным предметам», (УМК «Перспективная начальная школа»).
Цель программы: воспитывать гармоничную разностороннюю личность, развивая творческие способности учащихся.
Задачи программы:
- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
- развивать воображение, выразительность речи;
- пополнять словарный запас, образный строй речи;
- формировать способность строить диалог друг с другом;
- знакомить детей с терминологией театрального искусства;
- развивать коммуникативную культуру детей;
- раскрывать творческие способности учащихся;
- воспитывать в детях добро, любовь к ближним, к родной земле,
- воспитывать неравнодушное отношение к окружающему миру.
Место учебного курса в учебном плане.
Программа включает в себя 135 занятий по 40 минут. Во 3-ем классе рассчитана на 33 часа в год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в режиме реализации МБОУ СОШ № 3 образовательной программы.
Содержание курса.
Основные направления работы с детьми
Работа кружка «Театр – жизнь моя» строится по 5 основным направлениям.
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Занятия проводятся в форме внеурочных мероприятий и театрализованных программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти; всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
-
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с младшими школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
-
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
-
Деятельностный подход. Деятельность- основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
-
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка , во-вторых, становление его как творческой личности.
В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной «школы переживания», созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности «Уроки театра»
В ходе реализации программы «Театр – жизнь моя» будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение учениками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о правилах групповой работы и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение учениками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны
Знать:
-
что такое выразительные средства.
-
фрагмент как составная часть сюжета.
-
действенную формулу: «Исходное событие, конфликтная ситуация, финал».
Иметь представление:
-
о рождении сюжета произведения.
-
о внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
-
о сверхзадаче и морали в произведении.
Уметь:
-
применять выразительные средства для выражения характера сцены.
-
фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
-
определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
-
понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
Приобрести навыки:
-
свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
-
выражение своих мыслей в широком кругу оппонентов.
-
анализирования последовательности поступков.
-
выстраивания логической цепочки жизненного событийного ряда.
У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
-
ориентация в нравственном смысле и содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Выпускник получит возможность для формирования:
а) морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
б) эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
-
строить сообщения в устной и письменной форме;
-
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
-
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Качества личности, которые могут быть развиты у учащихся в результате реализации программы.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:
Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( 30 часа)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Культура и техника речи | 2 ч |
2 | Театральная игра | 12 ч |
3 | Основы театральной культуры | 6 ч |
4 | Ритмопластика | 1 ч |
5 | Работа над спектаклем | 8 ч |
6 | Посещение театра | 2 ч |
Календарно-тематическое планирование(30 ч)
№ п/п | № раздела\ темы | Раздел, тема занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата фактически | Приме-чание |
| 1. | Культура и техника речи 2ч |
1 | 1.1 | Повторение изученного во 2 классе | 1 | 06.09 | | |
| 2 | Театральная игра 4ч |
2 | 2.1 | Сочиняем новую сказку | 1 | 13.09 | | |
3 | 2.2 | Сочиняем новую сказку | 1 | 20.09 | | |
4 | 2.3 | Играем в сказку | 1 | 27.09 | | |
5 | 2.4 | Наши фантазии | 1 | 04.10 | | |
| 6 | Посещение театра 1ч |
6 | 6.1 | Посещение театра | 1 | 11.10 | | |
| 2 | Театральная игра 6ч |
7 | 2.5 | Наши фантазии | 1 | 18.10 | | |
8 | 2.6 | Современный театр | 1 | 25.10 | | |
9 | 2.7 | Преодолеем страх | 1 | 08.11 | | |
10 | 2.8 | Преодолеем страх | 1 | 15.11 | | |
11 | 2.9 | Преодолеем страх | 1 | 22.11 | | |
12 | 2.10 | Если ты поссорился с другом | 1 | 29.11 | | |
| 6 | Посещение театра 1ч |
13 | 6.2 | Посещение театра | 1 | 06.12 | | |
| 2 | Театральная игра 1ч |
14 | 2.11 | Игровое занятие | 1 | 13.12 | | |
| 3 | Основы театральной культуры 3ч |
15 16 | 4.1 4.2 | Творческое взаимодействие с партнером | 1 | 20.12 27.12 | | |
17 | 4.3 | Творческое взаимодействие с партнером | 1 | 17.01 | | |
18 | 4.4 | Творческое взаимодействие с партнером | 1 | 24.01 | | |
| 6 | Посещение театра 1ч |
19 | 6.3 | Посещение театра | 1 | 31.01 | | |
| 2 | Театральная игра 2ч |
2021 | 2.12 | Куклы своими руками | 1 | 07.02 | | |
| 2.13 | Куклы своими руками | 1 | 14.02 | | |
| 3 | Основы театральной культуры 3ч |
22 | 3.4 | Учимся актерскому мастерству | 1 | 21.02 | | |
23 | 3.5 | Учимся актерскому мастерству | 1 | 28.02 | | |
24 | 3.6 | Учимся актерскому мастерству | 1 | 14.03 | | |
| 4 | Ритмопластика 1 ч |
25 | 4.1 | Ритмопластика | 1 | 21.03 | | |
| 5 | Работа над спектаклем 8 ч |
26 | 5.1 | Работа над пьесой | 1 | 11.04 | | |
27 | 5.2 | Распределение ролей | 1 | 18.04 | | |
28 | 5.3 | Репетиция за столом | 1 | 25.04 | | |
29 | 5.4 | Отработка чтения каждой роли | 1 | 16.05 | | |
30 | 5.7 | Обсуждение костюмов, декораций, музыкального и шумового оформления | 1 | 23.05 | | |
С учётом выходных и праздничных дней – 30 часа
Аннотация к рабочей программе
по внеурочной деятельности «Театр-жизнь моя» 3 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Театр –жизнь моя» составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 ,авторской «Программы по учебным предметам», ( УМК «Перспективная начальная школа»). Рабочая программа составлена на основе базисного учебного плана МБОУ СОШ №3 и требований к результатам начального общего образования.
Срок реализации рабочей программы 1год.
Цель программы:воспитывать гармоничную разностороннюю личность, развивая творческие способности учащихся.
Задачи программы:
- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
- развивать воображение, выразительность речи;
- пополнять словарный запас, образный строй речи;
- формировать способность строить диалог друг с другом;
- знакомить детей с терминологией театрального искусства;
- развивать коммуникативную культуру детей;
- раскрывать творческие способности учащихся;
- воспитывать в детях добро, любовь к ближним, к родной земле,
- воспитывать неравнодушное отношение к окружающему миру.
Место учебного курса в учебном плане.
Программа включает в себя 135 занятий по 40 минут. В 3-ем классе рассчитана на 34 часа в год.
Программа реализуется в форме кружка, включена в план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю в режиме реализации МБОУ СОШ № 3 образовательной программы.