СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театрализованная деятельность как средство духовно нравственного воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья была написана к форуму "Воспитательные практии".

Просмотр содержимого документа
«Театрализованная деятельность как средство духовно нравственного воспитания»

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания.

У воспитателя, педагога или у классного руководителя, одна цель – воспитание и формирование гармоничной, творчески активной личности, свободного, интеллигентного, культурного, духовно-нравственного человека, способного чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит быть ответственным за себя и окружающий мир, и в этом смысле театральное искусство- призвано оказывать огромное влияние на образовательный процесс.

Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей. И среди них можно выделить детский театр (когда спектакли разыгрывают сами дети). Сегодня существует огромное количество театральных кружков и студий, в том числе на базе как школьных, так и дошкольных учреждений, которые по силе воспитательного воздействия, не уступают профессиональным театрам, именно по силе воспитательного воздействия подчеркиваю я.

Театр – коллективная деятельность, которая учит детей сотрудничать и взаимодействовать друг с другом.

Театр - это еще и игра, а в детском возрасте игра это основной вид деятельности. Нет ничего лучше и понятней для ребенка, чем игровой материал. Когда ребёнок играет, он развивается и обучается одновременно. Поэтому в театральной игре развивается память, воображение, фантазия, речь.

Если в школьном образовательном учреждении есть театр — значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием творческой позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского коллектива.

Театр – это не только сказка и масса положительных эмоций. Именно посредством театра детям можно объяснить многие сложные для восприятия вещи. Польза театрализованных представлений в том, что для детей они становятся образцом для подражания, где в основном рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы, отзывчивости, как раз эти качества нужны нам для достижения нашей поставленной цели.

Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка Играя на сцене, у ребёнка повышается самооценка, исчезает зажатость, развивается уверенность в себе. А дети начальной школы, сами активно хотят участвовать в представлениях, им нравится наряжаться в персонажей, примерять маски, необычные головные уборы. Надевая красочные костюмы, дети моментально перевоплощаются в любимых героев и переносятся в волшебный мир сказок. При этом «выход к зрителям», который и для взрослого человека является испытанием, требует особой подготовки особенно для детей.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что театральной деятельностью занимаются многие коллективы. Да и многие сидящие здесь из вас, успешно используют эту практику в своей воспитательной работе, но я хочу рассказать и показать, как это использую я.

Спектакль с детьми я создаю в течение нескольких недель, а иногда и месяцев, а показывается он один или два раза. Именно однократность детского спектакля, неповторимость и органичность игры школьников отличают его от профессионального представления. Я отвечаю за то, чтобы все компоненты спектакля как формы сценического действия на момент показа были качественно подготовлены, ни один из технических, психологических или организационных моментов не мог прервать спектакль, создать трудности для исполнителей или зрителей.

В нашей школе театральная деятельность существовала всегда. Каждый год у нас проходит День театра или Театральный фестиваль. Начинала я работать с театром давно, первый мой положительный опыт был с постановкой «Курочка ряба» еще в 20011г. Но это была не та обычная Курочка ряба, а переделанная мною сказка в более широком и более интересном формате. Я всегда переделываю сценарии дописываю и из простой сказки делаю музыкальную. Где мои актеры, поют, танцуют. После успешного выступления в школе меня отправили на краевой окружной конкурс театральных коллективов фестиваль Пушкиниана. Откуда мы привезли диплом за костюмы, изготовленные своими руками. У меня много награждений и всегда призовые места.

Занятия театрализованной деятельностью позволяют мне строить взаимодействие и общение ребят друг с другом, я стараюсь учитывать возрастные возможности и индивидуальные особенности ребенка. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки. Ребятам нравится разыгрывать небольшие этюды, перевоплощаться в героев знакомых сказок. Они с удовольствием участвуют в создании декораций, оформлении сцены.

Выбор спектакля – дело сложное. Я стараюсь принимать это решение вместе с ребятами, но при этом важно помнить, что ни один ребёнок не должен остаться без роли. Как известно, маленьких ролей не бывает, поэтому в спектакле должны участвовать все дети. Однако не всегда это получается, не всегда в спектакле много действующих лиц. Что сделала я, я просто расширила рамки спектакля сделав его музыкальным. Т.е. Вкаждом спектакле я стала использовать танец, а зачастую и не один. У меня обязательно большой полноценный танец и например небольшие танцевальные выходы сказочных героев, например животных или растений. Я считаю, что у ребят должен быть выбор. Не надо настаивать, если ребёнок не хочет брать какую-либо роль, при этом важно отметить его любое участие в подготовке спектакля. А кто то и танцует и может быть еще и героем сказки.

Роль классного руководителя или воспитателя в организации театрализованной деятельности, безусловно, велика. Поэтому я нахожу доступные для детского понимания комментарии, продумываю и объясняю всю цепочку действий, событий, помогаю «играть» и репетировать роль, учу использовать импровизацию коллективной театральной игры.

Но велики и трудности, с которыми мне приходится сталкиваться. В первую очередь, это загруженность, когда на творчество не остаётся времени. И вот здесь, огромную роль играют родители. У меня очень тесная связь с родителями. Это изготовление декораций, оформление зала, сцены. Это пошив костюмов, обратите внимание на наши костюмы, в основном они сшиты, а не куплены и сшиты качественно. А потом из за той же нехватки времени, вечерние репетиции или в выходные дни, опять же надо сказать спасибо родителям при нынешнем ритме жизни и загруженности они находят время, Они понимают что совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна.

В моей практике случился ребенок с ОВЗ, он был сильно стеснителен, зажат. Я его записала к себе в театральный кружок и началась планомерная работа. Ребенок перестал бояться, стесняться, почувствовал уверенность в себе, повысилась успеваемость, все что рассказать, выступить это теперь к нему. Улучшилась речь. Он стал много читать, мальчик занимался у меня 5 лет, теперь перешел в среднее звено и преподаватели отмечают его на всех уроках в гуманитарных областях. И недавно в разговоре со мной мама сказала, что творчество повлияло на выбор профессии, сын теперь точно знает, кем он хочет стать. Все дети, которые проходят через опыт театральной деятельности, они более успешны. Практически все мои воспитанники продолжают заниматься творчеством, поют, танцуют, играют в спектаклях до окончания школы и я надеюсь, продолжат свою деятельность и в дальнейшем, потому мой опыт показывает и доказывает, что театральная деятельность успешно развивает духовно-нравственную личность с огромным потенциалом внутри.

Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» (Б. М. Тепло) А значит и духовно нравственного воспитания, с чего и начала я свое выступление, спасибо за внимание, вопросы