Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка»
Из опыта работы
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»
Музыкальный руководитель:
Валевская О. А.
Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников
В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, толерантность в социальном общении. Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.
Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо. И это качество необходимо развивать. Создание творческой атмосферы помогает раскрыться каждому ребенку как личность, применяя собственные возможности и способности. Дошкольный возраст – это тот период, когда театрализованная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением почти всех детей, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, она заметно для самого ребенка становится источником творческого развития.
Поэтому целью моей педагогической деятельности стало развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
обогащать и активизировать словарь;
развивать диалогическую и монологическую речь;
воспитывать гуманные чувства у детей.
Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, используются разнообразные приемы: творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по; проигрывание ролей в парах.
Для более полноценного развития у детей творческих способностей в группе
я оформила театральный уголок, который условно подразделяется на три части:
1.Музыкальная часть:
В ней содержаться музыкальные инструменты, которые находятся в месте, свободном для доступа детей.
2. Театральная:
Она наполнена, различными видами театра, как фабричными, так и изготовленными своими рукам.
3. Уголок ряженья:
Содержит различные костюмы и аксессуары.
Стоит отметить. Что театральный уголок стал любимым местом группы для детей.
Кроме того, существует театральная зона «Табакерка», где имеется пальчиковый театр, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Сделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.
Основная работа кружка « Театральный калейдоскоп» проходит в форме занятий, система проведения которых предполагает четыре последовательных этапа.
1-этап Знакомство с театром. Дети знакомятся с театром, смотрят представления, которое им показывает взрослый или старшие дети.
Просмотр представления необходим для накопления детьми впечатлений и их мотивации к театрализованной деятельности.
2-ой этап – подготовка к представлению. Предварительная работа с детьми начинается за 2-1, 5 месяца до представления и предполагает:
- чтение сказки, просмотр мультфильма и др. ;
-дидактические игры, этюды для развития воображения, фантазии
- выполнение упражнений для рук, пальцев рук, на развитие и тренировку различных групп мышц;
- упражнения на развитие координации движений, выразительности пластики тела, на развитие голоса и речи.
3-ий этап – игры-импровизации с куклами и без кукол, этюды.
На этом этапе в ходе игровых действий дети осваивают элементы сценических действий. Знакомятся с некоторыми театральными профессиями, пополняют словарный запас, формируют грамотную речь.
4-ый этап – выступление. Освоение техники и управления куклой на ширме и на полу. Разучивание монологов, диалогов, разыгрывание сценок для кукольных спектаклей либо для постановки и драматизации.
На этом этапе дети учатся общаться со зрителем, осваивают «азбуку» культуры поведения в театре как зрителей и как артистов, обучаются диалоговому общению, чувству партнерства, учатся двигаться и ощущать пространство музыкального зала (по одному и в коллективе).
Работа показывает последовательность усложнения заданий и поведение детей к конкретному результату – выступлению.
Разные формы организации в развитии театрализованной деятельности способствуют развитию в ребенке самостоятельности, инициативы, фантазии.
Работа по театрально-игровой деятельности ведётся в тесном контакте с педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, учителем-логопедом, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию.
В своей работе я руководствуюсь, следующими принципами:
- один из главных принципов работы: доставить детям радость, удовольствие от творческих игр, от познания собственных возможностей, от общения;
- принцип доступности и индивидуализации, который предусматривает возрастные особенности ребенка и в связи с этим посильные для него задания, индивидуализация подразумевает индивидуальные особенности ребенка (улучшение врожденных способностей, задатков малыша) ;
- принцип систематичности – один из ведущих. (непрерывность и регулярность занятий.)
- принцип заинтересованности, новизны, сюрпризности;
- принцип подбора доступного и интересного материала;
- принцип наглядности понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью (совместное изготовление красивых костюмов, атрибутов) ;
- принцип воспитания гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в жизни и людях.
Сотрудничество с родителями включило в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; участие в написании сценариев; тематические выставки и папки-передвижки; участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях.
Результатом работы стало участие детей в музыкальных спектаклях: «Муха-цокотуха», «Чиполлино». Кроме того, ребята выступали в инсценировках на утренниках и на родительских собраниях. Элементы театрализации использовались в непосредственно образовательной деятельности (НОД) и в самостоятельной деятельности детей.
Данный опыт может быть использован в работе с детьми (3-7 лет, музыкальными руководителями, воспитателями, а также родителями для постановки детских спектаклей и в домашних условиях. Таким образом, развивая театральное творчество – дети постоянно играют, постигают мир и самого себя. Театр целиком захватывает воображение детей. В воображении ребенка появляются новые образы и представления, фантазия начинает активно работать. Театрализованная сказка активизирует ребенка, развивает и тренирует память, мышление, фантазию выразительность речи и движений.