Театрализованная деятельность в формировании художественного воспитания младших школьников
Смирнова Евгения Владимировна,
кандидат педагогических наук,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 16
г. о. Электрогорск
Аннотация. В статье указывается на роль театрализованной деятельности, которая является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.
Ключевые слова: театрализованная деятельность, творческая активность,
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты,
морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет
развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)
В этих словахотечественный психолог Борис Михайлович Теплов, который в своих трудах уделял особое внимание изучению проблем психологии искусства, отмечает, что театр оказывает положительное влияние на развитие внутреннего мира детей.
Действительно, театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.
2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра – Указ Президента Владимира Путина, в котором говорится, что "В целях дальнейшего развития театрального искусства постановляю провести в 2019 году в Российской Федерации Год театра". Почему 2019 год посвящён именно театру? Вероятно, потому что театр был, есть и будет всегда гордостью России.
Проанализировав современную психолого-педагогическую литературу по проблеме театрального искусства и практический опыт учителей начальных классов, мы пришли к выводу, что данный Указ Президентом актуален.
В соответствии со ФГОС НОО на ступени начального общего образования осуществляется «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей обучающихся».
Наши наблюдения показали, что на уроках в начальных классах с помощью театрализованной деятельности гораздо легче дается то, что в объективной обстановке усваивается с трудом. С помощью театрализованных представлений в урок вносится эмоциональность, облегчается восприятие материала. Однако в школьной практике роль эмоций как важной стороны мотивационной сферы учения недооценивается. В учебном процессе нередко мало «пищи» для положительных эмоций, а иногда даже создаются отрицательные эмоции. Н. К. Крупская обращала внимание учителей на громадное значение правильно организованной эмоциональной жизни детей: «Эмоции имеют громадное значение… в основе интереса, внимания памяти, воли и пр. лежит именно эмоция. Эмоция определяет направление интереса, интерес обуславливает внимание, внимание – память и т.д.»
Театрализованная деятельность в начальной школе – это прекрасная возможность через раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности осуществлять духовно-нравственное развитие младших школьников.
Театрализованная деятельность – один из любимых видов детской деятельности, занятия театром всегда несут детям радость, пользуются у них неизменной любовью, но не только в этом их ценность. Театрализованные представления способствуют формированию выразительности речи и движений, формирует привычку к публичным выступлениям, необходимую современному члену общества, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря элементам театрализации ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Как сделать обычное задание интересным – это зависит от искусства учителя. Как правило, самое интересное – это то задание, которое максимально развивает самодеятельность ребенка, будит его мысль.
Так родилась идея создания проекта «Театр и мы!». Надо сказать, проект является составляющей частью школьной экспедиции «Моё Отечество – Россия».
Цель проекта:
развитие творческих способностей младших школьников посредством театрализованной деятельности.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Создание оптимальных условий для самореализации обучающихся, их творческого и культурного потенциала через реализацию проекта «Театр и мы!»
2. Воспитание и развитие обучающихся средствами театра, приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
3. Использование связей школьной экспедиции «Моё Отечество-Россия»
4. Совершенствование системы внеурочных мероприятий по программе «Театр»
Концептуальную основу технологии развития театрального творчества составляют подходы к организации театрализованной деятельности режиссеров Зиновия Яковлевича Корогодского и д.п.н., профессора Ольги Витальевны Дыбиной.
Участники проекта: Обучающиеся, родители, учителя и руководитель проекта в своем классе, педагоги.
Актуальность работы по данной теме заключается в том, что для младших школьников театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства, она дает возможность ребенку удовлетворить его желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Проект «Театр и мы!» способствует разработке и реализации инновационной модели общекультурного и нравственного воспитания младших школьников.
Риски проекта:
Чтобы эти риски свести к минимуму необходимо
Привлекать учащихся к участию в различных конкурсах и мероприятиях, к посещению театров Москвы и Подмосковья.
Заинтересовать родителей, распределив среди них ответственных за выполнение отдельных направлений проекта. Привлечь к активному участию в проекте. Включить в повестку родительского собрания сообщение на темы, связанные с театром.
Сроки реализации проекта
Подготовительный (сентябрь 2017 г.):
- определение форм и методов осуществления проекта;
- сбор материалов и публикаций по теме проекта;
Организационный (октябрь 2017 г.):
- создание условий и необходимой информационной базы для реализации проекта;
- осуществление просветительской работы среди обучающихся;
- формирование творческих групп для работы в проекте;
- отбор и систематизация собранных материалов;
Практический этап (декабрь 2017 г. – апрель 2021 г.):
участие во всех мероприятиях в соответствии с планом реализации проекта.
Рефлексивный этап (декабрь 2021 г.):
- подведение итогов работы над проектом.
Предлагаемый проект «Театр и мы!» в рамках школьной экспедиции «Моё Отечество - Россия», в разработке которого я, как классный руководитель 2-б класса принимаю активное участие, совпал с
Реализация нашего проекта проходило и проходит через ряд мероприятий:
Тематические классные часы «Театр вчера, сегодня, завтра», «Как начинался театр?», «Весь мир-театр»
Отрядные сборы «У стен Москвы», «Они сражались за Родину» с элементами театрализации.
Защита проекта класса на Общешкольном Рождественском марафоне в рамках городских педагогических чтений.
Защита проекта класса на Общешкольном литературном празднике «Писатели- юбиляры» (К. Чуковский, С. Михалков).
Выступление агитбригады класса по правилам дорожного движения
Активное участие в школьном волонтёрском отряде:
-шефские мероприятия в Доме ветеранов г. Электрогорска;
- поздравления ветеранов педагогического труда
Посещение театров г. Ногинска и г. Москвы.
Участие в конкурсе чтецов «Этих дней не смолкнет слава», «Слово о маме»
Цикл занятий по курсу внеклассного чтения - чтение детских пьес Владимира Илюхова
Показ фильма о лучших детских театрах страны.
Особенностью перечисленных мероприятий в рамках проекта является то, что в них принимает участие не только каждый класс, но и естественно каждый ученик, раскрывая при этом свои таланты и индивидуальные возможности.
От мероприятия к мероприятию ребенок пробует себя в различных ролевых действиях, что ведет к повышению самооценки и мотивации, к творческому самоопределению, в конечном итоге, занимаясь театральной деятельностью, ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма (физиологические, эмоциональные, психические, интеллектуальные), реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот навык «включения» в нужный момент различных струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом успешного развития маленького человечка.
При реализации любого проекта очень важно видеть и знать его результаты. Для изучения промежуточных результатов воспитательного воздействия театрализованной деятельности использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование. Промежуточные результаты представлены в следующих диаграммах:


И всё же: для чего нужен театр детям? Я задаю этот вопрос перед любым новым мероприятием, будь то сказка, литературно-музыкальная композиция или конкурс, где участие моих воспитанников является обязательным условием. Ответ простой и банальный: театр нужен им, поскольку нужна встреча для детей с чудом.
В настоящее время работа над проектом продолжается. Этот вид деятельности увлек ребят, у них появилось желание творить добрые дела.
Проект даёт возможность с полной уверенностью осознать себя значимыми в жизни класса, школы и, возможно, целой страны.