В дошкольный период игра является основным видом деятельности ребенка. Театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка. Она всесторонне обобщает опыт ребенка, активизирует его интерес к искусству, общению с ним, развивает способности.
Развивающая среда группы может являться средством воспитания у детей интереса к театрализованным играм, стимулятором самостоятельности и активности детей.
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать основные принципы предметно-развивающей среды.
Модель оптимальной развивающей среды по театрализованной деятельности детей.
1. Театрализованная зона должна обязательно присутствовать в группе детского сада, т.к. театрализованная деятельность оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка. Данная зона должна быть доступна ребенку, а материалы уголка соответствовать возрасту детей.
2. Уголок театрализованной деятельности не должен быть изолирован от уголка художественной деятельности. Он должен быть интегративен с читательским уголком, музыкальным, изобразительным уголками.
3. Ребенок сам может расставить материалы в театральном уголке, предложить сюжет, костюм, атрибут для театрализованной игры, принести игру или какой-либо атрибут для театрализованной игры из дома, отказаться от роли или, наоборот, сыграть задуманного им героя.
4.В развивающей среде театрального уголка находятся материалы по возрасту детей, но и материалы (15%) для детей более старшего возраста.
5.В театрализованном уголке, помимо сцены, которая остается неизменной, должны присутствовать различные переносные ширмы, пуфики, модули, вешалки, мебель. И, конечно, материалы не должны залеживаться на полках, а меняться с течением времени, расти с малышом.
6. Театральный уголок должен располагаться ближе к шумным уголкам (например, к музыкальному уголку), но режиссерская игра требует близости спокойной зоны (читательского уголка). Поэтому ребенок может взять игру и поиграть в нее в том месте, где ему удобнее и комфортнее.
7. Пособия театрального уголка должны постоянно меняться. Они могут быть изготовляться детьми самостоятельно или вариативно использоваться. Материалы должны быть разнообразными (разные виды театра). Содержать стимулы для ребенка, которые способствуют знакомству детей с музыкальным театром, кукольным театром, пантомимой, драматическим театром и пр.
8.Пособия, костюмы, атрибуты, реквизит, игры в театральном уголке должны быть эстетичными, прочными, красивыми, вызывать у детей положительные эмоции, интерес и желание поиграть с ними. Театральный уголок требует уюта, чистоты и комфорта. Чтобы ребенок формировал образ «Я», необходимо в уголке иметь зеркала и разнообразные альбомы, в которых были фотографии ребенка и его родителей, его рисунки, и т.д.
9.Театральный уголок может сочетать в себе классические игрушки или самодельные игрушки, где герои сказок выполнены в разных техниках и жанрах: из природного, бросового материала, оригами, бисера и пр. Для зрителей в зрительном зале могут быть поставлены стульчики.
10.В театральном уголке группы могут быть представлены – национальные народные костюмы, народная игрушка и игрушки разных стран мира, образцы театрального мастерства (книги о выдающихся театрах города, страны, мира), иллюстрации к сказкам знаменитых художников, рисунки (эскизы) костюмов.
В театральном уголке могут лежать альбомы с фотографиями детей и родителей, афиши, билеты или программки спектаклей, на которые ребенок ходил с семьей, рисунки детей, высказывания о постановках и пр., что важно для самого ребенка. Обязательно наличие зеркала.
11. В театральном уголке можно вывесить костюмы по половому признаку (сарафаны - девочкам, косоворотки – мальчикам), подобрать атрибуты (платочки – девочкам, кепки – мальчикам), подобрать игрушки (солдатики – мальчикам, матрешки – девочкам) и т.д. Сказки и книжки тоже могут различаться для девочек и мальчиков.
Учитывая принципы конструирования предметно-развивающей среды, можно создать оптимальной предметно-развивающую среду для театрального уголка группы.
Театральный уголок группы располагается в зоне художественно-эстетического развития. В эту зону входят: уголок чтения, уголок эмоций, книжный уголок, уголок рисования и искусства, театральный уголок.
Театральный уголок построен по законам театра и имеет сцену (возвышение), занавес, зрительный зал с местами для зрителей.
Следующая зона уголка – «кладовая кукол», где на стеллажах располагаются разные виды театра и театральные куклы, различные ширмы для режиссерских театрализованных игр.
Еще одна зона предназначена для репетиций и обсуждений, которая оформляется мягкой мебелью, стоящей на ковре напротив зеркала; здесь же можно расположить тумбу с альбомами и фотографиями детских постановок, альбомами и книгами театральной тематики.
«Гримерная»:небольшой столик перед зеркалом, рядом с которым расположена тумбочка с гримерными принадлежностями, на стене могут быть размещены фотографии артистов и детей, загримированных для роли.
В зоне художественно-эстетического развития должно существовать место для хранения, а по возможности и изготовления костюмов и декораций, часть материалов хранится на стеллажах в коробках, другие в открытом доступе на вешалках.
Материалы уголка и оборудование, подобраны в соответствии с возрастом детей, доступны и привлекательны для ребенка. Они содержат:
§ Сцена с театральным занавесом и задником
§ Стулья (в «зрительном зале»)
§ Стеллаж
§ Тумба
§ Стол и 4 стула для настольного театра
§ Ящик с мелкими предметами-заместителями
§ Настольная ширма-театр
§ Настольные ширмочки-задники и макет сцены с занавесом для режиссерских театрализованных игр (5-6 шт. разной тематики)
§ Набор мягкой мебели (диван, кресла и пуфики-подушки)
§ Ковер (2х3 м)
§ Зеркальная стена (2х3 м)
§ Зеркало (50х50 см)
§ Куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.) для моделирования пространства
§ Куски ковролина (разной конфигурации, цвета, размером от 50 до 100 см.) для моделирования ландшафтного макета пространства
§ Мультимедиа: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, проектор
§ Разные виды театров(По 4--5 набора разных театров по рассказам, сказкам о животных и волшебным сказкам):
- настольный (плоские и объемные; стоящие и раскладывающиеся);
- стендовый (плоские);
- на ширме (куклы-пальчики, варежки, перчатки, ложки);
- напольный (куклы-марионетки)
- игрушки-самоделки для театров, выполненные в разной технике (папье-маше, оригами, конструирование из бумаги, бросовых и природных материалов и др.)
§ Разнообразные маски, полумаски, медальоны, театральные костюмы и их элементы
§ Гримерные принадлежности (грим, парики, аксессуары и пр.)
§ Разного вида декорации для спектаклей (объемные и плоскостные)
§ Фотоальбом «Мы – артисты»
§ Альбомы и книги театральной тематики.