СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА, или ПЕРВЫЙ ШАГ К СОЗДАНИЮ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оказание практической помощи начинающим руководителям школьных театральных студий в поиске материала для развития творческих способностей детей, планирования и проведения театральной деятельности, а также классным руководителям для проведения праздников и других внеклассных мероприятий.

Просмотр содержимого документа
«ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА, или ПЕРВЫЙ ШАГ К СОЗДАНИЮ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА





«ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА,

или ПЕРВЫЙ ШАГ К СОЗДАНИЮ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА»




АВТОР

Советник директора по воспитанию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Восходовская основная школа – Слепко Светлана Николаевна



2022

ВОСХОД











АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

Согласно ФГОС начального общего образования целями педагогической деятельности являются «формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей», а основного общего образования – «формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера». Я считаю, что эти цели реализуются в полной мере в школьной театральной студии.



ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

В своей работе, я систематизировала разрозненный материал различных печатных и интернет источников и разработала картотеку театральных игр, представляющую интерес как для руководителей школьных театральных студий, так и для классных руководителей для организации совместной работы с детьми. Работа представляет интерес именно с практической точки зрения.


ЦЕЛЬ

Оказание практической помощи начинающим руководителям школьных театральных студий в поиске материала для развития творческих способностей детей, планирования и проведения театральной деятельности, а также классным руководителям для проведения праздников и других внеклассных мероприятий.


Вы можете узнать больше о человеке за час игры, чем за год разговора. Платон

Игра — это наивысшая форма исследования. Альберт Эйнштейн

Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. Максим Горький

Игра – это идеальная формула существования человека, способ сопротивляться всем напастям. Вячеслав Полунин

Познание атома – детская игра по сравнению с загадками детской игры. Альберт Эйнштейн


О том, что играть любят все не стоит даже спорить. Игра – это то, что доступно людям любого возраста. А уж как любят играть дети! Игра для детей – дело обыденное, их не нужно учить этому, их не нужно заставлять, игра – это неотъемлемая часть детской жизни. Даже если у игры нет какой-то определенной цели, предложите им сыграть – они с удовольствием сыграют.

Играя, можно понять любые самые сложные вещи – математику, иностранный язык, литературу и географию; играя, можно научить сплоченности, сочувствию, доброте, а также развить внимание, память, логику, интеллект, воображение, фантазию, мышление, наблюдательность.

Театральная игра – это особый жанр игр. Прежде всего театральная игра направлена на раскрепощение детей, снятие зажимов, она тренирует речь и раскрывает творческий потенциал ребенка, способствует самореализации, создает благоприятный микроклимат в коллективе.

В 2020 году при поддержке Министерства просвещения России стартовал Всероссийский проект «Школьная классика», разработанный Российским движением школьников и театральным институтом им. Б. Щукина. Мне известно, что некоторые педагоги, пожелавшие принять участие в проекте, отказались от своих планов, не зная, с чего же начать создание школьного театра. Как запустить школьный театр, где взять репертуар, как научить детей естественно вести себя на сцене и выразительно говорить. Ответ прост – не знаете с чего начать – начните с театральных игр. Не бойтесь – включите искусство театра в учебно-воспитательный процесс школы. Пройдет совсем немного времени, и вы увидите, что у детей развились коммуникативные способности и чувство партнерства, что они легче входят в коллективную работу и взаимодействуют с социальной средой, стали увереннее и не волнуются перед ответом на уроках. Театр незаметно перестроит школьную жизнь. Будьте увлеченным, но терпеливым наставником.

Процитирую педагогов театрального института имени Бориса Щукина: «Обязательное условие – каждый ребенок из театральной студии или школьного театра участвует в организации любого события! Для каждого участника театральной студии есть свое дело».


ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ, ЗАДАНИЙ, ИГР

При выполнении упражнений, заданий, игр надо соблюдать следующие правила:

1. Вера в предлагаемые обстоятельства.

2. Быть серьезным при исполнении заданий.

3. Внимательно и благожелательно относиться к тому, что делают другие.


Порядок прохождения элементов актерской техники согласно методике Вахтанговской школы следующий:

1. Внимание (приложение 1)

2. Память (приложение 2)

3. Воображение (приложение 3)

4. Фантазия (приложение 4)

5. Мышечная свобода (приложение 5)

6. Перемена отношения (к предмету, месту действия, к партнеру) (приложение 6)

7. Физическое самочувствие (приложение 7)

8. Предлагаемые обстоятельства (приложение 8)

9. Оценка факта (приложение 9)

10. Сценическое общение (приложение 10)

По такой схеме и расположены игры в предлагаемой разработке.

Еще одно замечание, у каждой игры, обязательно должно быть название – озвучьте его перед тем, как играть. Это – важно.

И еще, играйте вместе с детьми и получайте от этого удовольствие.

Распечатайте карточки с театральными играми: обложка с одной стороны, игра – с другой. У каждого блока игр – своя обложка, что не позволит вам запутаться в предложенном многообразии, размер полученных карточек – 1/4 листа А;

А теперь вперед – играем, наслаждаемся и радуемся результатам.

ЛИТЕРАТУРА


1. Методическое пособие театрального института имени Бориса Щукина «Практикум основы актерского мастерства»

2. Вахтангов Е. Б. «Записки. Письма. Статьи»

3. Гиппиус С.В. «Актёрский тренинг. Гимнастика чувств»

4. Артемова Л.В. «Театрализованные игры»

5. Доронова Т.Н. «Играем в театр»

6. Грачёва Л.В. «Актёрский тренинг: теория и практика»

7. Кипнис М. «Актёрский тренинг»

8. Кристи Г. «Воспитание актёра школы К.С. Станиславского»

9. Станиславский К.С. «Собрание сочинений в 8 томах»

10. Шихматов Л.М. «Сценические этюды»


ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ

1. Театральные игры | Методическая разработка (подготовительная группа) по теме: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

2. Методическое пособие для педагога: «Театральная игра и её практическое применение на занятиях театральных объединений» (multiurok.ru)

3. Другие методические материалы "Театральные игры" (infourok.ru)

4. 15 игр на развитие памяти, логики и фантазии от театрального педагога (pedsovet.org)

5. Театральная игра и её практическое применение на занятиях театральных объединений - МЦОиП (mcoip.ru)

6. Teatral_ny_e_igry_dlya_sajty.pdf (muzkult.ru)

7. teatralnye_igry.pdf (kras-dou.ru)

8. Упражнения, задания, игры для театральных занятий - Персональный сайт Богатовой Александры Витальевны (google.com)

9. sbornik_igr_i_uprazhnenij.pdf (ucoz.ru)

10. https://uchitelya.com/pedagogika/162692-kartoteka-igr-dramatizaciy-i-teatralizovannyh-igr.htm

11.organizaciya_i_provedenie_teatralizovannyh_igr_s_det_mi_doshkol_nogo_vozrasta.pdf (mskobr.ru)

12. Театральные игры и упражнения для детей 10-12 лет (ped-kopilka.ru)

13. ПЕЧАТЬ.pdf (dounn.ru)

14. teatralnye_igry_iskusstvo_teatra_.pdf (mos.ru)

15. смайлы: 3 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках (yandex.ru)

16. смайлы доктор: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках (yandex.ru)

17. смайлы внимание: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках (yandex.ru)


Приложение 1

































«Геометрические фигуры»


Найти удобное положение на площадке, чтобы все ученики видели педагога, никто не прятался, и все могли видеть друг друга. Для этой игры необходимы будут стулья (на точное количество учащихся). В игровой форме выстраиваем различные геометрические фигуры и проверяем, видим ли мы друг друга. Итог – выстроить полукруг перед педагогом











«Встать – Сесть»


Необходимо по сигналу педагога всем одновременно встать и одновременно сесть. Для того, чтобы игра удалась, необходимо держать ровную осанку, правильное положение рук и ног


«Полет»

Необходимо определить, кто внимателен, а кто нет. Если педагог называет что-нибудь летающее, например – «Бабочка», все поднимают руки вверх и хором отвечают: «Летает». Если педагог называет нелетающее животное, все молчат, либо топают ногами. Затем можно спрашивать о предметах различной формы (круглый, квадратный) и так далее









«Светофор»


Педагог имеет три листа бумаги (разных цветов). Когда показывает зеленый цвет – ученики начинают шипеть, лаять или каркать, как вороны. На желтый сигнал все замирают, на красный – начинают топать ножками



«Музыкальная пауза»


Педагог включает веселую музыку, а ученикам во время игры необходимо перейти на другую сторону площадки. Но идти нужно строго друг за другом. Как только музыка останавливается, ученики кладут правую руку на плечо впереди стоящему соседу и замирают в полной тишине.













«Бесшумный переход»


Необходимо встать со своих мест и бесшумно организовать две дуги по обе стороны от стола преподавателя на счет 5 (сохраняя принцип «я вижу всех – меня видят все»), а на счет 25 вернуться на свои места.


«Земля и Воздух»


Ученики становятся в круг и начинают перебрасывать друг другу в разных направлениях белый и черный мяч (можно маленькие мягкие игрушки, изображающие животное и птицу). Поймав белый мячик, ученик называет животное, связанное с небом (журавль, воробей). Ученик, который поймал черный мяч, называет земное животное









«Мяч в мяч»


Школьники становятся в круг и под ритм педагога начинают перебрасывать теннисный мячик (или любой другой маленький предмет) друг другу. Как только педагог хлопает в ладоши, ученикам необходимо всем вместе поднять правую руку вверх



«Охотник и носорог»


Выбираем одного ученика, который будет носорогом, и отправляем его «спать». Остальные «охотники» должны бесшумно подойти к «носорогу» и положить ему на спину монетку. Задача состоит в том, чтобы как можно тише подойти и не разбудить «носорога», а «носорог» очень внимательно слушает и, если вдруг услышит кого-то, – просыпается










«Раз – хлопок, два – хлопок…»


Педагог предлагает ребятам сыграть в игру. Один хлопок – все встают, два хлопка – обходят стул, три хлопка – прыгают на месте и так далее


«Запомни нас»


Раскладываем на столе 5 предметов в определенной последовательности. Ученики смотрят и запоминают. Затем меняем их порядок и просим воссоздать исходный вариант.
















«Шахматы»


Все стоят в шахматном порядке. Один ученик запоминает, затем отворачивается. Педагог меняет всех местами, ученику необходимо вернуть всех в исходное положение



«Скульптуры»


На «раз, два, три» ученики принимают позы. Один запоминает все позы (педагог считает до 10). Затем отворачивается. Педагог меняет некоторое положение тела учеников (у трех или не меняет). Затем нужно вернуть все скульптуры в первоначальное положение.













«Пишущая машинка»


Участники садятся в полукруг. Каждому присваивается одна две буквы русского алфавита. Руководитель последовательно задает слово, фразу, текст. Участники хлопками «печатают» текст. Конец слова обозначается общим хлопком, конец фразы – хлопком одновременно с ударом ног. Знаки препинания обычно не выделяются.


«Мешаем читать»


Один из участников садится перед кругом участников и начинает что-то читать. Остальные задают ему разные вопросы. Конечно, вопросы должны быть достаточно тактичными. Водящий должен быстро и достаточно точно отвечать на эти вопросы. После одной-двух минут такого «допроса» книга закрывается, и водящего просят пересказать прочитанное.










«Теплоходы SOS»


Участники делятся на две команды. Команды становятся друг против друга с закрытыми глазами. Одна команда – терпящие бедствие теплоходы, вторая – теплоходы, спешащие на помощь. Каждый из терпящих бедствие подает свой неповторимый сигнал. Каждый из спешащих на помощь отвечает тоже своим неповторимым сигналом. Сигналы участники придумывают сами себе, причем сигнал должен быть звуком или набором звуков, но не в коем случае не словом. Выбрав себе пару, «спасатель» и «спасаемый» по звуку пытаются найти друг друга. Когда сталкиваются, садятся на места. Надо обязательно проверять, нашли ли друг друга именно те, кто искал



«Испорченный телеграф»


Все участники строятся в колонну друг за другом, глядя в затылок. Первый участник стоит ко всей колонне затылком, но лицом к руководителю или 14 ведущему. Ведущий показывает действие первому (вставить нитку в иголку и пришить пуговицу, приколотить гвоздь молотком, нечаянно ударив по пальцу и т.д.). Первый после просмотра действия поворачивает к себе лицом соседа и показывает, то, что он запомнил. Второй повторяет запомнившиеся действия третьему и так до конца колонны. Затем последний показывает всем участникам то, что ему пришло по телеграфу. Ведущий показывает настоящую версию действий.



«Зеркало»


Два участника становятся друг против друга. Один как бы смотрится в зеркало, другой является «отражением» и повторяет все движения первого. Это упражнение имеет ту особенность, что «зеркало» проделывает движения левой рукой в ответ на движения партнера. В этом упражнении важна одновременность, поэтому первый должен начинать движения медленно, чтобы «зеркало» успевало уловить его движения. Движения должны совпадать. Затем участникам можно поменяться ролями


«Тень»


Участник ходит по комнате, за ним идет другой, повторяя его движения и стараясь уловить их ритм. Затем участники меняются ролями
















«Проводник»


Создать в комнате или на сцене препятствия из стульев, столов и т.п. «Проводник» ведет группу через препятствия, остальные идут за «проводником» гуськом и повторяют его движения

Приложение 2

































«Путь в школу и домой»


Участники сидят в (полу)круге, руководитель предлагает подробно вспомнить путь от дома до школы. Вспомнить надо все, что встречается по дороге: дома, магазины, деревья, аллеи и т.д. Один человек вспоминает, а остальные дополняют его. Для азарта можно проводить упражнение в форме аукциона. Тот, кто называет что-то последним, получает приз, например – конфету-леденец. Можно использовать и другую форму, но обязательно яркую и театрально оправданную. В этом случае можно использовать упражнение и как тренинг на актерское воображение: кто сидит на аукционе? Богат он или нет? С кем пришел на аукцион? И т.д.



«Расклад предметов»


Руководитель собирает у участников по одному предмету (часы, брелоки, заколки и т.п.). Затем участники делятся на две команды. Одна команда раскладывает предметы на столе, потом подходит другая команда и пытается запомнить расположение предметов и отходит. После этого первая команда вновь меняет расположение предметов и садится на свои места, вторая пытается восстановить первоначальное распределение предметов. Затем первая команда проверяет правильность расположения предметов. Потом команды меняются ролями


«Кто как одет»


Один из участников встает на стул, а всем остальным предлагается внимательно осмотреть его. После этого осматриваемый выходит, а руководитель просит как-то описать его. Например: сколько пуговиц на одежде. Во что одет. И т. д.













«Повтори фигуру»


Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшийся занимает позу, в которой точно читается какое-то действие (пилит дрова, держит знамя, собирает грибы и др.). Входит следующий участник, осматривает позу, стараясь понять, что делает его товарищ. Звучит команда руководителя «Свободен». Первый участник садится, а второй повторяет позу первого. Входит третий и делает все то, что делал второй и т.д. В конце руководитель просит всех занять свои позы и, начиная с последнего, спрашивает, что человек делал.



«Острый Глаз»


Игроки садятся в круг. С помощью считалки выбирается ведущий по имени Острый Глаз. Ему дают 10-15 секунд, чтобы запомнить, кто где сидит. Затем ведущий отворачивается, а игроки меняются местами. Повернувшись, Острый Глаз должен вспомнить первоначальную рассадку игроков. В одном из вариантов игры участники меняются элементами одежды. Задача ведущего — вспомнить, во что были одеты игроки.








«Скульптурные копии»


Группа делится на равные части. Каждая «строит» скульптуру из участников. Команды-соперники по очереди показывают друг другу свои произведения. Задача — в точности повторить скульптуру соперника.


«Ищу друга»


Группа делится на пары. Игроки поворачиваются друг к другу, за 10 секунд стараются запомнить подробности внешности своего визави, а затем расходятся. С помощью считалки выбирают того, кто будет описывать внешность товарища. Остальные участники задают любые вопросы, которые касаются его черт лица или одежды. По описанию игроки должны определить, кто же является «потерянным другом».







«Отставай, но поспевай!»


Игроки должны повторить за ведущим движения, но отставая от него на один ход. Например, ведущий поднимает вверх правую руку — игроки ничего не делают; ведущий поднимает вверх левую руку — игроки поднимают вверх правую руку; ведущий ставит правую руку на пояс — игроки поднимают вверх левую руку; ведущий вытягивает правую руку в сторону — игроки ставят на пояс правую руку и так далее.



«Наполняется мешок»


Кто-то начинает игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет и добавляет еще что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет фразу и добавляет что - то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: "В саду у бабушки растут. "











«Повторюшки»


Ведущий садится на стул, смотрит на часы, открывает книгу, зевает, снимает трубку телефона, потом, помедлив, кладет ее на место, закрывает книгу. Участник должен повторить действия в той же последовательности.

  • «Звук «с» тебя разбудит»


  • Школьникам, которые лежат, как будто спят, говорите разные слова. Слыша слово, содержащее указанный звук, они «просыпаются».
















«По хлопку»


Участники ходят по кругу, меняя по сигналу педагога (например, по хлопку) направление движения. Услышав другой сигнал (например, стук ногой), все переходят на гусиный шаг. По третьему сигналу (например, возгласу педагога «Хоп!») нужно перейти на приставные шаги боком и поменять направление движения

Приложение 3
































«Ходьба»


Участники становятся в круг в затылок друг другу и идут по кругу. Руководитель командует, в какой среде они идут: по болоту, по снегу босиком, по воде по щиколотку, по колено, по пояс, по грудь, по шейку. Затем движение в обратном порядке: идут по костру, по раскаленному песку, навстречу ветру и т.д. Сравните, как изменяется шаг в зависимости от среды.


«Оправдание позы»


Участники стоят в круге и начинают двигаться в ритме, указываемом руководителем (ритм указывается хлопками, хлопок – шаг). Ритм ускоряется до бега. По резкому хлопку и команде «Стоп!» останавливаются в той позе, в которой их застала команда. Надо доиграть этюд, считая свою позу изначальной.












«Оркестр»


Участники разбиваются на группы и затем выбирают себе каждый по инструменту. Оркестранты садятся и начинают «играть». Они изображают жестами инструмент, а звуками – его звучание.














«Рассказ по картинке»


Каждому ученику раздается открытка – репродукция картин (пейзажи, жанровые сцены). Ребята рассказывают, что они видят на данной



«Поймай котенка или перекати мяч»


Ребята по хлопку педагога застывают в разных позах, а затем начинают оправдывать свои позы, выполняя поставленную задачу педагога















«Перейти лужу»


Ученики разбиваются по парам и, пользуясь воображаемой дощечкой, помогают друг другу перебраться на другую сторону.


«Баранья голова»


Для этого лучше всего сесть в полукруг и предложить первому участнику назвать существительное, второму – повторив услышанное, добавить своё, третьему – к предыдущим двум – своё и т.д., пока кто–то не ошибётся и не станет «бараньей головой». Тогда вместо его слова нужно будет произносить фразу «баранья голова». В зависимости от активности участников можно пройти 2–3 круга, и когда каждым участником будет названо по 2–3 существительных, можно начать сочинение группового рассказа с поочерёдным использованием всего набора произнесённых слов. Если участники не новички, они с удовольствием сочинят произвольный рассказ. Можно рассказывать и не по очереди. В этом случае педагог предлагает продолжить начатый кем–то рассказ то одному, то другому участнику



«Биография спичечного коробка»


Это условное название. Предметом фантазирования может стать любой найденный в классе предмет – валяющийся за кулисой ботинок, принесённое кем–то когда–то для спектакля платье, забытая кем–то на подоконнике брошь или стол педагога: это не важно. Каждый из присутствующих рассматривает выбранный предмет и, сочиняя историю появления данного предмета на свет, его возможные приключения, перемены хозяев, изменения внешнего вида и смены функционального назначения, – наговаривает вполголоса всё приходящее в голову, неторопливо разглядывая возникающие в воображении картинки внутреннего видения. Теперь пусть каждый расскажет получившуюся у него историю



«Три слова»


Называются три слова, которые могут не иметь видимой связи. Присутствующие должны обнаружить между ними взаимосвязь и сочинить каждый свою историю из трёх кадров–картинок. Например, были названы слова «машина–лицо–ручеёк». И первый участник рассказывает: «От парадного подъезда дома отъезжает ярко–красная машина, джип. Мы видим сердитое лицо оставшейся у подъезда женщины, освещенное весенним солнцем. В ручейке у её ног плавают скомканные билеты в кино». Другой рассказывает своё: В песочнице играет маленький мальчик – возит по песку пожарную машину с лестницей. Мимо проводят за руку другого мальчика, лицо его заплакано, и рука тянется к чужой пожарной машине. По его щеке течёт ручеёк слёз».


«В разных жанрах»


Теперь сочиним рассказ на основе 3–5 слов в разных жанрах. Пусть один участник расскажет детектив, другой комедию положений, третий – «ужастик», четвёртый – мелодраму и т.д. Опорные слова одни и те же, а истории не только разные, но и в разных жанрах. Можно так же сочинять групповой рассказ, по команде педагога меняя жанр повествования











«Ассоциация на привязи»


Педагог называет какой–либо предмет, действующее лицо или место действия, например, «Финляндский вокзал». Присутствующие, представив себе Финляндский вокзал, каждый в своём воображении рисует себе реальных или вымышленных персонажей, населяющих это место действия, и, соответственно, возникающие в данной ситуации истории. Важна цепочка видений, но лишь в связи с Финляндским вокзалом в данном случае… Расскажите увиденное.





«Волшебная шляпа»


Педагог приносит на занятие мужскую шляпу и просит ребят пофантазировать, как можно использовать эту шляпу, кроме как головной убор. Наиболее частые ответы: ваза для яблок, горшок для цветка, котелок для ухи, абажур, баскетбольная корзина, форма для кекса, корзина для грибов, домик для мышки и т.д

Приложение 4
































«Мой любимец»


Участникам предлагается вспомнить своего домашнего питомца (домашнее животное) и изобразить его характер. Сразу оговорите, что вас интересует не внешнее сходство, а внутренний характер любимца


«Зоопарк»


То же, что и упражнение «Мой любимец», но теперь зверь дикий и сидит в клетке. Очень важно не только передать его внешнее поведение, но и понять «человеческие» мотивы его поведения















«Цирк»


Участникам дается задание придумать цирковой номер. Можно в одиночку, можно объединившись с товарищами. Номер должен быть интересным и шуточным.















«Пристройка»


Участники сидят в зале. Встает первый актер и занимает какую-то позу. Второй пристраивается к нему таким образом, чтобы их совместная поза могла бы читаться как начало истории или история целиком. Первый садится на место, а третий пристраивается ко второму. Потом садится второй, и четвертый пристраивается к третьему и т.д. Усложненный вариант выглядит так: первый принимает какую-то позу. К нему пристраивается второй, затем третий и т. д. «Сочини историю». Участнику показы



«Сочини историю»


Участнику показывают открытку, рисунки, фотографии, иллюстрации (проигрываем мелодии, подражаем крикам животных и т.п). Участник должен сочинить небольшой устный рассказ на эту тему. Если рассказ идет не гладко, нужно помочь вопросами: кто? когда? почему? как? для чего? и т.д.


«Групповой рассказ»


Один из участников начинает рассказывать какую-нибудь историю. Затем по знаку руководителя второй продолжает рассказ с того места, на котором остановился первый, далее третий продолжает рассказ второго, и до тех пор, пока последний в группе не закончит рассказ













«Яблоко раздора»


Показываем предмет и предлагаем рассказать историю, связанную с ним


















«В разных жанрах»


Сочиним рассказ на основе 3–5 слов в разных жанрах. Пусть один участник расскажет детектив, другой комедию положений, третий – «ужастик», четвёртый – мелодраму и т.д. Опорные слова одни и те же, а истории не только разные, но и в разных жанрах. Можно так же сочинять групповой рассказ, по команде педагога меняя жанр повествования.



«Чудесный мешочек»


Педагог показывает ребятам мешочек, в котором лежат разные вещи. Участники игры по очереди опускают руку в мешочек, вынимают первый попавший им в руки предмет и со словами: «Это моя вещь!» сочиняют историю, как их вещь попала в мешочек руководителя. Если участник был убедителен, руководитель дарит ему этот предмет. В мешочке могут быть: записная книжка, мягкая игрушка, яблоко, луковица и т.д.









«Сочинители»


Предлагается сочинить историю: про рыбку, которая жила в холодильнике; ворону, которая любила кататься на велосипеде; щуку, которая играла на гитаре; берёзку, которая хотела научиться плавать; майского жука, который очень боялся высоты и т.д


«Механизмы»


Группу делят на неравные по количеству игроков команды. Каждой команде выдается карточка с названием механизма (например, стиральная машина — четыре человека, елочная гирлянда — от шести человек, пылесос — от трех человек). Группы должны изобразить работу своего механизма, не имея никаких подручных средств или материалов









«Превращения»


Игроки встают в круг. В его центр ставят стул, на него кладут карандаш. Задача участников — с помощью тех или иных действий заставить поверить зрителя, что он «превращается» в предмет, похожий по форме и твердости на карандаш (например, в вилку), в съедобный продукт, животное или птицу, мягкий предмет. Затем карандаш заменяют шарфом — и «превращают» его во что-то мягкое (например, в подушку), твердое, спортивный снаряд, живое существо или растение. После этого сам стул «превращают» в предмет, не являющийся мебелью (например, в тележку из супермаркета), в растение, животное, технику. Игра заканчивается, когда фантазия иссякает.


Приложение 5




































«Зима-Лето»


Начинаем изучать мышцы своего тела: сидя на стуле, напрягаем мизинец, пальцы на руке, а локоть и плечо расслабляем, для этого необходимо ими двигать. Затем задействуем другие части тела. Эти упражнения облекаем в игровую форму: «Мы с вами на северном полюсе, наступает мороз, и наши пальчики замерзают и так далее. Затем появилось солнышко и наши ручки согреваются» и т.д.










«Хлопки»


По хлопку педагога ученики начинают перемещаться по залу, два хлопка – происходит напряжение ноги, три хлопка – руки, один хлопок – расслабили мышцы.


«Животные»


Педагог с учениками придумывают разных животных. По хлопку педагога ученики принимают позы этих животных, преподаватель проверяет выполнение задания и излишнюю напряженность














«Войти, поздороваться, представиться»


Упражнение выполняется детьми по очереди. Педагог определяет, где была излишняя скованность и напряженность.



«Крутим колеса»


Указательными пальцами чертим воображаемые колеса в воздухе. Одно – по часовой стрелке, другое – против.


«Координация рук»


Одной рукой гладим себя по животу, другой – хлопаем по голове




















«Насос и резиновая игрушка»


Один ученик изображает резиновую игрушку, второй – насос. Необходимо накачать игрушку воздухом.
















«Манекены и тряпичные куклы»

Участники разбиваются на группы по 5–8 человек. В каждой группе один ложится на пол и расслабляется. Проверив у лежащего отсутствие «зажимов», остальная часть группы делает из него «манекен», придав ему совместно любую позу, исходя из собственного воображения и игрового самочувствия. Важно, чтобы группа договаривалась без слов. Найдя «манекену» подходящую позу, группа переносит застывший в созданной позе «манекен» в другую часть класса, где его устанавливают на пол. После этого «манекен» расслабляется и ложится на пол «тряпичной куклой». Группа проверяет отсутствие «зажимов» у «куклы» и переносит расслабленную «куклу» обратно. Поочерёдно в роли «манекена» и «тряпичной куклы» должны побывать все участники группы.



«Цепочка»


Участники становятся в широкий полукруг и с одного края на другой передают воображаемые тяжести – камни, арбузы, вёдра с водой и т.д., оправдывая свои действия вымышленными предлагаемыми обстоятельствами. Если первый участник зачерпывает в воображаемом пруду воду ведром, то последний или заливает пожар, или поливает огород, или обливается водой из ведра – в зависимости от того, как с воображаемым ведром обращались другие участники упражнения (их темпо–ритма, отношения к воде, «температуры воздуха», собственного состояния и т.д.). Первый участник цепочки становится в конец её и упражнение продолжается – теперь со следующего участника, передающего по цепочке свой воображаемый предмет.


«Упор»


Участники становятся у свободной части стены, поставив ноги на ширине плеч, и упираются в неё, старясь по команде педагога «расширить» пространство класса. По следующей команде педагога напряжение сбрасывается, и участники, восстановив дыхание, выполняют ещё 5–7 подходов.













«Тесто и пекарь»


Разбившись на пары, участники договариваются – кто первым будет «тестом», а кто «пекарем». «Тесто» ложится на пол и расслабляется. «Пекарь», отпустив своё воображение, придаёт «тесту» любую позу, исходя из вымышленных предлагаемых обстоятельств, после чего даёт «тесту» несколько секунд ощутить позу и хлопает в ладоши – по этому сигналу «тесто» оживает и, исходя из собственного оправдания позы, включается в возможное действие в соответствии со своими предлагаемыми обстоятельствами. Доведя своё действие до логического завершения, «тесто» выключается из игры и меняется с «пекарем» ролями.



«Ревизия напряжений»


В парах – один расслабляется, второй проверяет наличие «зажимов», после чего ревизор и расслабляющийся меняются местами.



«Мокрые котята»


Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.










«Штанга»

.

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.

.


«Самолеты и бабочки»


Дети двигаются врассыпную, по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из сторо­ны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.

Упражнение можно делать под музыку.







«Снеговик»


Дети превращаются в снеговиков: ноги на шири­не плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весен­ними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепен­но расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.

.



«Гипнотизер»


Педагог превращается в гипнотизера и проводит в сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения ру­нами, он говорит: «Спите, спите, спите... Ваши голова, руки, и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы пол­ностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью рас­слабляются.

Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.








«Ленивый барсук»


Хоть и жарко, хоть и зной,

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук — лентяй изрядный

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон, будто делом занят он.

На заре и на закате все не слезть ему с кровати.

(В. Викторов)

Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер и стараются как можно больше расслабиться.



«Снежная королева»


Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превра­щается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замора­живать» всех детей: называет при этом определенные части тела правая рука, левая рука, левая нога, правая нога, корпус, го­лова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превраща­ются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслаб­ляются и ложатся на пол.




«Баба Яга»


Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст. Бабка-Ёжка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала! (Дети идут врассыпную по залу.) А потом и говорит: «У меня нога болит!». (Дети останавливаются.) Пошла на улицу — раздавила курицу, Пошла на базар — раздавила самовар! Вышла на лужайку — испугала гайку! (Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, а потом правую ногу, прихрамывают.)


Приложение 6




































«Шкатулка»


Участники стоят в круге лицом к центру, руководитель – в центре круга. Участники передают друг другу предмет, а руководитель диктует, какой предмет очередной участник принимает: шкатулка, жаба, драгоценное ожерелье, змея и т.д.














«Где я?»


Участники тащат из шапки листочки с написанными местами действия (гора, лес, пляж, детская площадка, гараж, пещера и т.д.). Затем каждый по очереди делает себе на сценической площадке подходящую ему выгородку из подручных средств (ширм, кубов, скамеек, стульев) и играет, как будто он впервые оказался в этом месте. Остальные угадывают — где он. От того, насколько подробно участник существует, зависит, насколько легко остальные догадаются о его месте действия


«Приветики»


Два студента, проходя, здороваются так, как если бы: а) они были близ­кие товарищи; б) педагог и ученик; в) один был другому должен и не мог отдать долг; г) не пом­нили точно, знакомы ли, здоровались на всякий случай.













«Летний день»


На скамейке в парке сидят он и она: а) незнакомы, но интересуются друг другом; б) брат и сестра поссорились;



«Приемная директора»

Секретарша просматривает газеты. Входит человек и садится в ожидании приема: а) секретарша, разглядывая в газете портреты героев труда, узнала в сидящем одного из героев; б) по фотографии в газете узнала одного из героев фельетона.














«Экзамен»


Строгий преподаватель, кото­рый не позволяет разговаривать во время урока, дал письменную работу (текст по мере надобности): а) во время урока в класс входит вновь при­ятая ученица и включается в письменную работу; б) входит ученица, долго болевшая и сегодня приступившая к занятиям.


«Концерт»


Слушают концерт пианиста он и она: а) влюбленные; б) ученики музыкального училища.

















«Встреча»


Или юноша и девушка здороваются так, как если бы она: а) была еще школьница, девочка; б) выросла и стала красивой девушкой.

Другая пара здоровается так: а) как если бы он предлагал пожениться, она ему отказала; 6) как он поздоровался бы с врачом, который его вылечил; в) как он поздоровался бы с девушкой, которая из брюнетки превратилась в блондинку.


Приложение 7












































«Стоматолог»


Вспомните, как у вас болел зуб, как вы мучались и, наконец, не выдержав, героически отправились к стоматологу


















«Хирург»


Вспомните, как, где и чем вы порезали руку или ногу, как смачивали рану йодом, забинтовывали ее


«Окулист»


Вспомните, как вам попала в глаз соринка, когда вы стояли у раскрытого окна идущего поезда. Вспомните, как вы пытались избавиться от нее, как долго она мешала вам, и как болел глаз.














«Ангина»


Вспомните, как вы, больной, лежали с высокой температурой.



«Травматолог»


Вспомните, как вы упали и больно расшиблись





















«Жажда»


Вспомните, как в один из особенно жарких дней вас томила жажда, как пересыхает рот, как вы, наконец, добрались до воды и пили.


«Чемпион»


Вспомните, как вы запыхались, когда пришлось долго бежать

















«Разная голова»


Медленно поднимаем голову (голова – воздушный шар, голова – тяжелая, голова как подушка)



«Фантастический переход»


Мы попадаем в темный лес, затем идет снег и появляются сугробы. Идем босиком по острым камушкам, вдруг снова идет снег, и мы оказались на льду, а затем проваливаемся в болото и т.д.
















«Повар и поварята»


Задание первой половине группы: Вы – повара. Предлагается каждому любое из трех дел: тереть на терке хрен, резать белый лук колечками, приготавливать горчицу, растирать ее. На реальный стол поставьте воображаемые кухонные предметы, какие вам нужны, и действуйте так, чтобы поварятам было ясно, как нужно работать. Другой половине группы: Вы – поварята. Вы еще не умеете ни лук резать, ни хрен тереть, ни горчицу готовить. Учитесь. Внимательно наблюдайте, как это делают повара, не пропускайте ни одного движения, запоминайте их последовательность. Пусть непрерывно работает ваша зрительная память и все виды памяти чувствований. Слезы текут? Иначе и быть не может – лук режете! – Теперь пусть поварята работают, а повара следят и указывают на их ошибки


«Это не книга»


По конвейеру пускается какая-нибудь книга. Что она обозначает, придумывает каждый учащийся: – Это шляпа. – Это змея. – Это торт. – Это мина. – Это клетка с канарейкой. Получив названный предмет, ученик соответственно действует с ним, тренирует память чувствований, а затем передает соседу, придумывая и объявляя другое обозначение предмета.









«Конвейер»


Ученики сидят в кругу. Педагог называет какой-нибудь воображаемый предмет, например: «У вас котенок!». Нужно передавать воображаемого котенка по кругу так, как если бы он был живым, используя все известные ученикам виды памяти чувствований.

Приложение 8













































«Новичок в классе»

(вариант «Белая ворона»)


Выбирается «Белая ворона», и каждый из участников определяет свою линию поведения с ней. Затем начинается «урок», и каждый старается выразить выбранную им линию через общение с «вороной». Руководитель в этом упражнении играет роль учителя.














«Знакомство в метро»


Участники разбиваются по парам и придумывают этюд на тему «Знакомство». Не обязательно это должно быть метро. Метро здесь взято только потому, что это место вынужденного и достаточно долгого пребывания незнакомых людей вместе и зачастую в весьма неудобном и близком контакте. Но это может быть и школьный вечер отдыха, и очередь за кефиром, и библиотека и т.д. Самое главное здесь – период до первого слова. Как увидели друг друга? Как поняли, что оба хотят этого знакомства? Как решились на первый шаг? И т.д


«Очередь»


Очередь в школьной столовой за булочкой. Каждый из участников выбирает себе какое-то действие в очереди: кто-то завязывает шнурок, кто-то лезет без очереди, кто-то обсуждает с соседом прошедшую контрольную, на кого-то покрикивает буфетчица и т.д. Особенность этого этюда в том, что всем некогда. Во втором варианте поменяйте предлагаемые условия: очередь за молоком в каникулы. И сравните насколько иной будет атмосфера общения.





«Оправдание позы»


По знаку руководителя принимается произвольная поза. Затем убирается излишнее напряжение, и поза оправдывается. Участник рассказывает о тех предлагаемых обстоятельствах, которыми окружено его действие. Например, по знаку преподавателя я принял позу – вытянул вперед руку. Оправдал тем, что хочу позвонить в звонок своей квартиры. Затем, не меняя позы, создаю обстоятельства, с которыми может быть связано это действие: вернулся из летнего лагеря, звоню, никто не отвечает – значит, родители на даче. Как же мне попасть домой? Решаю зайти к другу, который живет в этом же доме



«Оправдание места действия»


Руководитель спрашивает участника «Где ты сейчас находишься?». Он называет какое-нибудь место действия (например, в парке). «Рассказывай, как ты сюда попал». Участник оправдывает и подробно рассказывает причину и обстоятельства своего прихода в парк.













«Свяжи этюд»


Даются три ничем не связанных между собой предмета, например, чемодан, иголка, лампочка. Надо на них построить этюд.


«Переставить стул»


Сначала переставим стул с места на место без всякой цели. Это физическое действие, лишённое смысла – действие ради действия. Теперь наполним его смыслом – будем действовать с разной целью: а) чтобы оказаться подальше от табачного дыма; б) чтобы оказаться ближе к интересующему нас человеку; в) чтобы оказаться спиною к окну и наше лицо не смог рассмотреть ожидаемый нами человек; г) чтобы оказаться поближе к окну с целью видеть парадную дома напротив и заметить, как оттуда выйдет интересующий нас человек; д) чтобы оказаться ближе к выходу и в случае чего – сбежать; е) чтобы лучше слышать, что происходит за стеной, у соседа и т.д


«Войти в дверь»


Чтобы: а) встретиться с друзьями; б) познакомиться с интересующим нас человеком; в)уединиться; г) спрятаться от нежелательной встречи; д) обрадовать неожиданным приездом; е)испугать; ж) застать врасплох; з) встретиться с возлюбленной (возлюбленным); и) посмотреть, нет ли кого–нибудь за дверью и т.д.



«Элементарные действия»


Например, нужно встать со стула, поздороваться с вошедшим, немного постоять, подойти к двери и закрыть её, чтобы: а) показать своё превосходство; б) показать свою обиду; в) подлизаться; г) обратить на себя внимание; д) выразить соболезнование; е) поскорее перейти к делу и т.д.













«Цепочка элементарных действий»


Немного усложним задачу. Допустим, предлагается выполнить следующую схему простых физических действий: войти в кухню, набрать в чайник воды, зажечь конфорку, поставить чайник на газ, открыть холодильник, достать продукты, включить радиоприёмник, вытереть со стола, сесть на стул, взять в руки газету, отложить её, достать чашку с блюдцем и т.д. Выполните эту схему: а) только что поссорившись с близким человеком; б) в перерыве между первым и вторым таймом футбольного матча; в) чтобы дать понять ненавистной соседке по коммуналке, что вы дома; г) чтобы решиться пригласить любимого человека на свидание; д) чтобы не мешать спать больному или ребёнку; е) чтобы побороть бессонницу и вскоре заснуть и т.д.


«Странный круг»


Попросите всех встать в большой круг. «Идти по кругу», но предлагаемые обстоятельства будут разными.

Идем по горячему песку.

Идем по дороге, где везде лужи и грязь.

Идем по бревну, которое лежит через речку.

Идем по узкой горной тропинке.









«Побежали»

Представь, что ты бежишь, потому что опаздываешь в театр.

Бежишь от злой собаки.

Бежишь за уезжающим автобусом.

Бежишь, играя в баскетбол, подвернула ногу.

Приложение 9


































«Письмо»


Участники разбиваются по парам. Все пары получают одно и то же задание: вы получили известие. Один известие принимает, другой его приносит. Разница заданий в том, какое известие: ожидаемое, неожиданное, радостное, грустное, конкретное (повестка в военкомат, приглашение на свадьбу и т.п.). Может быть, известие абстрактное (страшно вскрыть конверт, неизвестно, что там; хочется поскорее открыть, любопытно, что там, но нечем), комбинация этих вариантов







«Ожидание»


Каждому участнику предлагается сыграть ожидание нескольких абсолютно разных вещей, например: друга, поезда, пули. Остальные по этюду должны понять, когда какое ожидание было. Сам же участник с помощью руководителя должен проследить, как менялось его внутреннее состояние в зависимости от объекта ожидания


«Книга»


Участнику в руки дается книга и предлагается читать, но с определенной предпосылкой: увле­кательная книга, скучная, юмористическая, трогательная и т.п.















«Не помню»


Молодой человек прождал свою возлюбленную три часа, но она так и не пришла на свидание. Волнуясь о том, что с ней что-то случилось, он приехал к ней домой, и там выясняется, что она просто забыла о назначенной встрече.



«Злая мачеха»


Падчерица стирает пыль с мебели под присмотром сердитой мачехи. Кажется, что уже нигде не осталось ни одной пылинки, однако мачеха недовольна.
















«Новая квартира»


Вы — новые хозяева квартиры. Вам нужно расставить вещи по своему вкусу. А вкусы у каждого из членов семьи разные… Один предлагает свой вариант расстановки, остальные оценивают его.


«Звонок в дверь»


Муж кричит жене: «меня нет дома!». Жена открывает. На пороге стоит давний приятель мужа, который живет в другом городе. Он здесь проездом, до поезда у него есть несколько часов. Жена в замешательстве: ведь ей велено сказать, что мужа нет.









«Совещание у директора»


Все собраны и серьезны. Один опаздывает, входит, извиняется, садится на место. Совещание продолжается. Директор что-то спрашивает у опоздавшего, тот не отвечает. Директор повторяет вопрос. Все оборачиваются: он спит. Его будят, он оправдывается, говорит что-то про больную жену и тревожную ночь. Все сочувствуют, директор отпускает опоздавшего домой. Но один из участников совещания, его давний недруг, прекрасно знает причину бессонной ночи: дело не в больной жене, а в шумной вечеринке, затянувшейся до утра. Как поступить: сейчас «настучать» директору, или же использовать эту ситуацию для шантажа?





«Заблудились»


Двое грибников заблудились в лесу. Вечер, быстро темнеет, ничего не видно. Набрели на пустую сторожку, решили переночевать. Нашли свечи, спички, дрова. Растопили печь, согрелись. В свете свечей заметили большой ящик. Стало любопытно: что в нем? В ящике оказалось оружие.













«Знаменитость»


Мужчина в ресторане с дамой. К нему подходит щегольски одетый молодой человек, здоровается, называет по имени, спрашивает, как дела. Мужчине его лицо смутно знакомо, но он не может никак припомнить, где он видел этого человека. Будь мужчина один, он, конечно, извинился бы и стал выяснять, где и при каких обстоятельствах они познакомились. Но его дама при виде молодого человека как-то странно оживилась, улыбается, и по всему видно, что ей очень льстит его присутствие. Мужчина в растерянности. Молодого человека окликают, он извиняется и отходит. Дама спрашивает мужчину, где он познакомился с NN (тут она называет фамилию известного певца). Оказывается, этот молодой человек — знаменитость, вот откуда мужчине знакомо его лицо! Но лично они не встречались, NN обознался.


«Статуи в античном музее»


Каждый должен придумать свою историю: кто его изваял, как он попал в музей, как относится к своим «соседям». Остальные оценивают эту информацию.















«Крушение»


Военный самолет потерпел крушение. Пилоты успели катапультироваться. Они приземлились в глухом лесу. Смеркается. Им надо устраиваться на ночлег и оценить ситуацию.

Приложение 10












































«В читальном зале»


Читальный зал библиотеки. За столом занимаются две девушки. Входит молодой человек, знакомый одной из девушек, и садится за этот же стол. Девушка на него обижена и намеренно его «не видит». Молодой человек растерян и пытается привлечь ее внимание, но это ему не удается. Подруга незаметно наблюдает за обоими. Молодой человек пишет записку, кладет ее перед обиженной девушкой и выходит из зала. Девушка не хочет читать записку, но подруга заставляет ее прочесть и уговаривает (без слов) выслушать объяснения молодого человека. Девушка идет к нему для решительного объяснения.




«На экзамене»


Экзамен по математике. Преподаватель за столом. Экзаменующиеся сидят поодиночке, и их парты отставлены далеко друг от друга. Остались только три девушки. Две решили задачу, но задерживаются нарочно, потому что третья, их подруга, явно не может решить задачи. Они пробуют подбросить ей шпаргалку, но та желает решить задачу самостоятельно, не прибегая к обману. Наконец, задача решена самостоятельно. (Оправдание молчания — обстановка экзамена)


«У телефонной будки»


Девушка болтает по телефону в будке телефона-автомата. Подбегает молодой человек. Ему надо срочно позвонить по телефону, и он с нетерпением ждет, когда пройдут положенные три минуты разговора. Затем начинает стучать в дверь будки. Девушка увлечена разговором и возмущена его вмешательством. Молодой человек теряет терпение и требует прекратить разговор. Девушке приходится уступить его требованию







«Переезд на новую квартиру»


Ребенок спит. Родители переезжают на новую квартиру. Пришла машина, и начинается осторожный вынос вещей, очень тихо, молча, чтобы не разбудить ребенка. Почти все вещи вынесены, и родители прощаются со старой квартирой. Затем осторожно уносят спящего ребенка



«Туфли»


Две подруги поссорились. Одна подруга, читая книгу, готовится к зачету. Вторая прибегает, она очень торопится, осталось мало времени, а у нее билет в театр. В спешке сборов вторая ломает каблук и не может уйти. Первая сжалилась над ней и молча отдала свои выходные туфли. Примирение состоялось, и довольная студентка умчалась в театр.












«Карикатура»


Три молодых художника срисовывают в классе голову Аполлона. Преподаватель наблюдает за их работой и изредка что-то поправляет в рисунке. Затем садится за столик и читает книгу. Один из учащихся начинает рисовать карикатуру на преподавателя. Другой замечает, что его товарищ нарисовал карикатуру, и просит показать ее ему.


«Голова великана»


Присутствующие разбиваются на группы по 5 человек и сговариваются между собой в течение нескольких минут о том, как они физически организуют из своих тел голову великана (кто будет глазами, носом, ртом, языком, как будут координироваться действия партнёров), после чего показывают минутную импровизацию с несложным сюжетом, например: «Голова» спит, на её нос садится муха (воображаемая), «голова» просыпается – ей щекотно – и пытается избавиться от надоедливого насекомого, наконец, выведенная из себя, языком ловит и заглатывает приставалу


«Поводырь»


Разбившись на пары, студийцы решают, кто из них будет сначала «Поводырём», а кто «Слепцом». В классе организуются препятствия (из стульев, например), вокруг которых «Поводырь» должен аккуратно обводить за руку закрывшего глаза «Слепца». По команде педагога студийцы меняются ролями.



«Сиамские близнецы»


В парах, обняв одной рукой партнёра за талию, нужно постараться ощутить себя единым с ним организмом и для начала – научиться ходить, как будто вы один человек. Освоив ходьбу, можно выбирать всё более сложные занятия – пить из одной бутылки, держать в руке одного бутылку, в руке другого – бутерброд; снимать левой рукой одного и правой рукой другого обувь, зашнуровывая и расшнуровывая её; держа рукой одного книгу, перелистывать рукой другого страницы и т.д.







«Вася, передай Маше…»


Задача каждого, стоящего в круге, просить поочерёдно то одного, то другого соседа передать сидящему через одного свою просьбу, предложение или просто замечание. Например, студиец Андрей просит студийца Васю передать Маше, что её новая причёска идёт ей необыкновенно. Получив просьбу Андрея, Вася говорит Маше: «Маша, Андрей просит передать тебе, что твоя новая причёска идёт тебе необыкновенно». Маша отвечает: «Спасибо, Вася, передай, пожалуйста, Андрею, что я сама об этом знаю. А он, наверное, в меня влюбился?» И так далее. Каждый должен успевать передавать в обоих направлениях через одного своё послание, отвечать на адресованные ему просьбы и замечания и выполнять просьбы соседей – передавать их послания.


«Рассчитайся»


Стоящая стайкой (в шахматном порядке) группа, не сговариваясь, должна рассчитаться по порядку номеров: первый, второй и т.д. Если группа сбивается с общего темпа или двое одновременно называют один номер, расчет начинается сначала.









«Хозяин и слуга»


Разбившись на пары, следует кратко оговорить характер своих персонажей, причём, они должны быть полярными – например, честный и врун, спокойный и вспыльчивый, сообразительный и тугодум, щедрый и скупой, смелый и трус, злой и добрый и т.д. Используя только жесты, «Хозяин» отдаёт распоряжения, а «Слуга» старается понять приказ, исходя из оговоренных характеров. Можно добавить каждой паре предлагаемое обстоятельство: ужин после долгой поездки, подготовка к дуэли, подготовка к свиданию, подготовка к королевской охоте.



«Большая компания»


Представьте, что в одной компании встретились представители разных мировоззрений: олигарх, сельский учитель, могильщик, известная актриса, начинающий писатель, фермер, бомж. Придумайте ситуацию, при которой это было бы возможно. Кто эти люди? Придумайте им судьбу: прошлое, настоящее, будущее. О чем они могут говорить между собой? Найдется ли у них нечто общее?










«Купе»


Поезд только что тронулся. Входит проводник, просит пассажиров предъявить билеты и паспорта. У одной девушки почему-то не оказывается ни билета, ни паспорта, хотя она уверяет, что все это только что лежало на столике. Проводник выходит, предупредив, что он обойдет весь вагон и вернется в купе, но если она не найдет билет с паспортом, ему придется вызвать милицию. Все пассажиры в купе помогают девушке искать билет. Куда же он запропастился?



«Двое за столом»


Пьют кофе;

Обсуждают важный вопрос;

Читают учебник;

Пишут книгу;

Рассматривают карту острова, где зарыт клад;

Разбирают бумаги;

Две женщины, одна делает маникюр другой;

Строят заговор;

Сплетничают;









«Рояль»

Сыграйте на рояле в четыре руки.