СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Тебе о, Родина, сложил я песню ту"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Тебе о, Родина, сложил я песню ту"»

«Тебе, о Родина, сложил я песню ту…»



«Мои стихи, спокойно расскажите

про жизнь мою…»

С. Есенин

Цель урока:

1. Показать глубокую любовь С. А. Есенина к Родине.

2. Способствовать развитию творческих способностей и речевой культуры учащихся через постижение поэтического мира поэта.

3. Воспитывать любовь к литературе.

4. Развитие музыкального вкуса учащихся, повышение культуры восприятия музыки.


Оформление кабинета: портрет С. Е. Есенина, флеш- карта с записью песен на стихи Есенина, выставка книг поэта, картина с изображением пейзажа, рисунки учащихся, литературная газета, фрагмент фильма с участием гениального актёра С. Безрукова, круглый стол, свечи, макет берёзы с живыми веточками.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация.


Ход урока

Звучит музыка. Демонстрируется портрет Есенина. Литературная газета, выпущенная к 120 - летию С. Есенина.

Ученица: 
Сергей Есенин!
В лесах родной моей России, 
В березах нежных и осинах, 
В серёжках желтовато-синих, 
В лугах из зелени весенней! 
В твоих стихах, Сергей Есенин! 

Учитель:

- Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы собрались в нашем литературном салоне, посвящённом 120-летию со дня рождения С.А. Есенина. Мы с вами поговорим о великом русском поэте, прочитаем его стихи…, послушаем песни. «Имя С. Есенина дорого всем, кому дорога Россия».

Наступивший 2015 год объявлен в нашей стране Годом литературы. В этот период по всей России проходит множество различных мероприятий. Одним из самых масштабных событий станет празднование 120- летнего юбилея известного и любимого русского поэта С. А. Есенина, которое будет отмечаться 3 октября (21 сентября ) этого года. Сам Есенин ещё в юности писал: «Меня начнут понимать через сто лет после первой публикации». Итак, через поэзию - к личностям.

Учитель: « Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». « Любовью к Родине дыша…»

- Вдумайтесь, ребята, в эти слова, как много в них смысла. Здесь соединились два важнейших для каждого человека понятия: любовь и родина. Мы живем, почти не задумываясь, любим ли мы свою страну, а если нас спросят об этом, утвердительно киваем в ответ: конечно, любим. Но понимаем ли мы, что это значит - ЛЮБИТЬ РОДИНУ. Поэзия Сергея Александровича Есенина заставляет размышлять о необходимости понимания любви. Наверное, нет такого поэта и писателя, который не обращался бы к теме Родины. А для С.Есенина она особенно дорога. Родина великого поэта России олицетворяет добро, счастье, справедливость.

- Россия! Сердцу милый край!

- Недаром, так определил свое отношение к Родине С. Есенин

- Какой же образ Родины вы видите в лирике поэта?

- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы попробуем погрузиться в поэтический мир Сергея Александровича.

Ученик
В этом имени слово «есень»

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Синь берёз и синь рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты… Только скажут:

«Сергей Есенин»

Всей России встают черты…




Ученица: Когда мы говорим о Есенине, то представляем себе портрет светловолосого, синеглазого юноши, ласково смотрящего на мир, из которого он сумел извлечь золотые россыпи народной поэзии. Почему его стихи мы любим, учим наизусть, почему они трогают нашу душу? Почему и зимой, и ненастной осенью, и ранней весной на его могиле живые цветы? Наша сегодняшняя встреча не только в память о поэте, но и затем, чтобы найти разгадку секрета очарования его поэзии. Сергей Есенин. Назовешь это светлое имя, и встанет за ним Русская земля. Родина.

Сценка: Есенин у поэта. С. Есенин, А. Блок, Городецкий (Включаем клип)

Учитель: Блок заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он записал: «9 марта 1915 года. Днём у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые…»

В одном из писем к другу поэт писал: «Знаешь, почему я поэт?.. У меня родина есть. У меня – Рязань. Я вышел оттуда и, какой ни на есть, а приду туда же! Хочешь добрый совет получить?.. Нет поэта без родины…»

Творчество С.Есенина настолько велико и многогранно, что о нем можно говорить до бесконечности. Но почему-то, вспоминая имя С.Есенина, хочется говорить о любви… Сердце поэта было настолько глубоко и необъятно, что могло вместить в себя такое огромное чувство как любовь к родине, к матери, к женщине…

…более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

Ученица: - Лирика Есенина проникнута радостным ощущением родины. Тема Родины – одна из главных в творчестве Есенина.

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после битв, после гроз,

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом мёда и роз…-

- Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России. С самого начала Русь предстаёт как нечто святое – сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах. Мир деревни – это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы.

Чтец:

Милые берёзовые рощи!
Ты, земля! И вы, равнин пески! 
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Всё, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил.
И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил


Ученик: Спит ковыль. Равнина дорогая

И свинцовой тяжести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь…

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси-

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси?

Ученица: Красота и приволье родных полей, березовых рощ, «малиновая грусть» осенних закатов, долгие песни за околицей – все эти впечатления детства станут его стихами и поэмами. Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых, земных перегрузок. Поэт как бы говорит всем нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, оторвитесь от нашей повседневной «суеты сует», посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, возвещающую рождение нового дня, на звёздное небо

«Разбуди меня завтра рано…»

«Задремали звёзды золотые!

Ученица: Родина великого русского поэта С.А.Есенина – старинное село Константиново – привольно раскинулось среди рязанских полей и лесов, в центре России, на высоком правом берегу Оки. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов, просматриваются у горизонта леса Мещёры..  Эти места – колыбель поэзии Есенина. Здесь он родился и провёл более половины своей жизни, здесь впервые, очарованный красотой своего края, «выплеснул душу в слова».

Чтец:

Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

Здравствуй, златое затишье,

С тенью берёзы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветёт,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поёт.

Стелется синею рясой

С поля ночной холодок…

Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щёк!

Ученица: До наших дней сохранился его родительский дом, в нём до 1955 года жила мать поэта – Татьяна Фёдоровна. В глубине есенинского сада – избушка-времянка, около которой растёт яблоня-дикарка, посаженная при жизни Есенина. Недалеко от избушки среди вишен – амбар, где, по свидетельству Екатерины Александровны, старшей из сестёр поэта, им были написаны многие стихи. А в самом углу усадьбы укрылась под золотистой соломой рига (сарай для сушки снопов и молотьбы). Это именно о родительском доме стихи

«Низкий дом с голубыми ставнями…»

Чтец: 

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,-

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня ещё мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,

Да ракитник, кривой и безлистый,

Да разбойные слышали свисты,

От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,

Всё равно не могу научиться,

И под этим дешёвеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года…

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.( 1924 г.)

Ученица: Уже с самого раннего детства Сергей Есенин был отдан на воспитание деду по материнской линии, у которого было трое взрослых сыновей. Сергей Есенин потом писал: “Мои дяди (трое неженатых сыновей деда) были озорными братьями. Когда мне было три с половиной года, они посадили меня на лошадь

без седла и пустили в галоп. Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на середину озера и бросали в воду. Когда мне исполнилось восемь лет, я заменял одному своему дяде охотничью собаку, плавал по воде за подстреленными утками. Он стал превосходным пловцом, а так как ему часто приходилось от них прятаться, то и отлично лазал по деревьям. И вырос он отъявленным сорванцом. На селе слыл первым драчуном. Почти каждый день с ребятами дрался, домой приходил в синяках, а то и с расквашенным носом. Бабка его бранила. А дед заступался. Дед научил его, как надо драться.

Ученик: С восьми лет Есенин учился в четырёхклассной Константиновской школе. с 1909 по 1912 года - в Спас - Клепиковской второклассной учительской школе. Здесь он получил звание «учителя грамоты». Сам поэт относил начало сознательного творчества именно к этому периоду своей жизни

Ученица: Писать стихи Сергей начал довольно рано — в 9 лет, но сознательное творчество относил к 16-18 годам. Его первые произведения печатались в детских изданиях «Проталинка», «Мирок», «Новь» и др. Первый сборник вышел в 1916 году и назывался «Радуница».С какого стихотворения начался поэт Сергей Есенин? Речь идет не о тех первых строчках, которые появлялись у Есенина еще в 8-9 лет. По мнению многих критиков, юноша из рязанского села заявил о себе, как о самобытном художнике стихотворением «Выткался на озере…»

Видеоклип «Выткался на озере алый свет зари».

Ученица: В этих двенадцати строчках впервые сверкнуло золото той поэзии, которую теперь мы с любовью называем есенинской. Весной 1915 года Есенин приедет в Петроград. В его стихи будет вслушиваться Александр Блок. Его отзыв: «..стихи свежие, чистые, голосистые».

Ученик: В 1922 г. появилась в печати стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…». Оно было написано под влиянием одного из лирических отступлений в «Мёртвых душах» Гоголя «О, моя юность! О, моя свежесть!» - сожаления по поводу «невозвратно мелькнувшего» детства и молодости послужили толчком для создания есенинского шедевра. Но поэта волновала не столько утрата юношеской восприимчивости и любознательности, как Гоголя, сколько угасание всех чувств, охлаждение сердца А от грустных воспоминаний о юности обращается Есенин к философским раздумьям о жизни и смерти, о тленности всего сущего.

Учитель : Послушаем стихотворение Есенина… Оно переложено на музыку, послушаем его в исполнении наших ребят:

Исполнение песни учениками: «Не жалею…»

Ученица: Во время 1 мировой войны Есенин служил в санитарном поезде и читал свои стихи раненым. Приглашали его со стихами и в царскую семью. Но известность уже готова прийти к С. Есенину. Под Рождество 1915 г. Сергей идет в Царское Село с номером "Биржевых новостей" для Гумилева и Ахматовой, где рядом с произведениями Андреева, Мережковского, Бальмонта, Бунина напечатано и его стихотворение:

«Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных». (1919)

Учитель: Говорят: то, что приобрел в детстве, приобрел на всю жизнь. Крестьянский сын Сергей Есенин на всю жизнь «сохранил сыновнюю привязанность к родной земле». Вслушайтесь в его стихи: в них словно оживает душа природы. Деревья, цветы, трава, пашни, дожди – все открывает поэту свои тайны. Картины природы, то мрачной, опечаленной, то радостной, ликующей проникнуты любовью автора к Родине.  Для Есенина природа - это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить.

Чтец:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке

Резеда и риза кашки

И вызванивают в четки

Ивы – кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

Ученица: Тема родины стала основной в творчестве поэта, который признавался: "Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к родине".Есенинская Русь - страна бревенчатых крестьянских изб, голубых озер, бескрайних полей, неба с журавлями, которых "относит ветер вдаль"; страна белых берез, душистых черемух, золотых рощ, опавшего клена. Любовь к родине - это любовь ко всему, что дышит, движется, растет - живет на родной земле.

Ученик: В самые трудные минуты жизни Сергей Есенин обращался к Матери. Каждая встреча с матерью после долгой разлуки, когда он, отогревшись душой, рассказывал ей самом дорогом и откровенном, навсегда оставляла добрый след в памяти сердца:

Вот опять за родительским ужином,

Снова вижу старушку свою.

Смотрит, а очи слезятся, слезятся,

Тихо, безмолвно, как будто без мук.

Хочет за чайную чашку взяться –

Чайная чашка скользит из рук.

Милая, добрая, старая, нежная,

С думами грустными ты не дружись.

Слушай, под эту гармонику снежную

Я расскажу про свою тебе жизнь. …

Учитель : Мать в стихах Есенина – это не только до слез дорогой человек, это всегда светлый образ душевного спокойствия, тихой радости и надежды.

Ученица: О женщинах, с кем сводила судьба Есенина, можно много рассказывать. Каждая из них неповторимо, по-своему, соприкоснулась с любовью, дружбой поэта. Есенин знал многих, со многими расставался. Но сам говорил, что любил по-настоящему только двух женщин: Зинаиду Райх, мать своих двоих детей, и Айседору Дункан.

Ученик: Зинаида Райх бала артисткой, работала в театре друга Есенина Мариенгофа, который был между ними, как между двух огней. В одном из скандалов Есенин что-то сказал про Мариенгофа, и Зинаида Николаевна ушла от Есенина. Он очень скучал по детям: трехлетней Тане и полуторогодовалом Косте. Однажды он сказал: «Я женюсь на такой артистке, что все рот разинут!» (Это было сказано за несколько месяцев до встречи с Айседорй Дункан). М.Ройзман спросил его «Почему обязательно на артистке?» Есенин ответил «Хочу, чтобы мой сын был знаменитей меня».

Учитель: Говоря о творчестве Есенина, невозможно не вспомнить “Письмо к женщине” (чтение стихотворения).

Чтец:

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И, что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел -
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь -
Корабль в плачевном состоянье.
Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Я знаю: вы не та -
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш Сергей Есенин.

Ученица: Пусть порой мне шепчет синий ветер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи

,К светлой тайне приложил уста…

- “Светлая тайна” поэзии разлита в его 15 стихотворениях, составивших цикл “Персидские мотивы”. В стране, где “жила и пела Шахразада”, Есенин никогда не бывал, хотя мечтал об этом. Впечатления от Средней Азии и Закавказья, сердцем прочитанные бессмертные строки восточной классики навеяли ему чудесный поэтический сон. Под чужим небом в объятиях юной красавицы поэт мечтает обрести покой и счастье

Сценка «Хулиган»

Ученица: Есенин и Дункан познакомились в ноябре 1921года. Ему - 26, ей - за 40. Несмотря на возраст, Айседора сохранила обаяние и привлекательность. Поэт и танцовщица стали мужем и женой. В их встрече, любви, браке было что-то роковое, в их совместной жизни - что-то скандально-трагическое. Есенин и Дункан много гастролировали за границей. Вернулся Есенин в Москву изнуренным и больным. Его за-

мучила тоска по Родине.

Видеоролик « Айседора Дункан»

Ученик: Возвращение на Родину не спасло от внутреннего отчаяния и одиночества: Русь стала для Сергея Есенина "бесприютной", Москва - "кабацкой", а сам поэт казался себе опавшим кленом.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел (1925)

Сценка «Поединок. Маяковский против Есенина»

Ученица: Все чаще и чаще звучит в есенинских стихах мотив смерти. В чем причина? Был ли поэт несчастлив, не понят, недооценен? Вряд ли. Но ему так казалось.

...Я усталым таким еще не был.

В эту серую морозь и слизь

Мне приснилось рязанское небо

И моя непутевая жизнь

Ученик: За день до гибели Есенин подарил Вольфу Эрлиху, своему близкому другу, известное стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья». По воспоминаниям Е.А.Устиновой, Есенин вырвал из блокнота написанное утром кровью (в чернильнице не оказалось чернил) стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака. Эрлих потянулся рукой за листком, но Есенин его остановил: «Потом прочтёшь, не надо!»

Звучит запись песни:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки,

без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей. (1925)

Ученица: В ночь с 27 на 28 декабря Сергея Есенина не стало. У великих поэтов одна дата жизни – дата рождения их неповторимого таланта. Казалось бы, все, о чем писал Есенин в стихах, он рассказывал о себе. Но все это глубоко волнует каждого из нас и сегодня. За личной судьбой поэта встает его эпоха. Из далеких 20-х годов Есенин незримо шагнул в наши дни и дальше – в будущее.

Чтец: Рассвет, окрасив небо в цвет зари,
Позвал в страну берёзового ситца,
Где озеро, где стонут глухари,
Где месяц отражается в кринице.
Опавший клён не хочет жить, как все,
Всё грезит он о юности игривой,
Там жеребёнок в луговой росе. 
Летит по ветру, разметавши гриву.
Изведав власть есенинской строки,
В какой-то миг увидишь мир иначе.
И вдруг сожмётся сердце от тоски, 
Когда в дубраве иволга заплачет

Учитель: Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии, его души до сих пор светит ярко и, думается, будет светить вечно. И совсем неудивительно, что поэзия Есенина не перестаёт привлекать внимание композиторов. Их покоряет есенинское “буйство глаз и половодье чувств”, его страстная любовь к Родине, к жизни, к природе, к своему народу и его песням

Ученик: Да, недолго глядел он на Русь

Голубыми глазами поэта.

Но была ли кабацкая грусть?

Грусть, конечно, была… Да не эта!


Версты все потрясенной земли,

Все земные святыни и узы

Словно б нервной системой вошли

В своенравность есенинской музы!


Это муза не прошлого дня.

С ней люблю, негодую и плачу.

Много значит она для меня,

Если сам я хоть что-нибудь значу.

Учитель: Итак, сегодня мы с вами попытались проникнуть в поэтический мир С. Есенина и увидеть тот образ России, который он рисует. Чувство Родины – основное в моем творчестве». Заметьте, не тема, а чувство! Вся поэзия С. А. Есенина – это признание в любви родной земле! И теперь мы с вами должны ответить на вопрос, поставленный в начале урока: Какой же образ Родины вам видится в лирике Есенина?

Ответы учащихся

Учитель: Тема Родины в поэзии созвучна нашему времени. Я думаю, что вы почувствовали человечность есенинских стихов, силу его патриотизма, высокую поэзию самых нежных чувств. Хочется мне верить, что вы сегодня почувствовали обнажившееся сердце поэта. Если случилось, значит, мы действительно услышали голос С. Есенина. И, я думаю, что наше сердце всегда будет взволнованно отзываться на пленительные звуки есенинских стихов.

Ученица: Грустный, словно музыка из сада, 
Нежный, словно лепет звездопада, 
Вечный, словно солнечный восход, 
Кто же он, как не сама природа, 
Юноша, пришедший из народа, - 
И ушедший песнею в народ 

Учитель: Да, интересно очень, ведь история жизни Есенина полна легенд и историй: скандальная репутация, многочисленные романы, иногда пьянство и буйный нрав « московского озорного гуляки» - всё это прощалось ему за уникальный талант и легкоранимую душу поэта. Есенин был вхож в разные дома, востребован и любим разными по положению людьми – от случайных посетителей московских ресторанов до царственных особ. И сегодня мы увидели с вами, как внёс в поэзию Есенина в массы С. Безруков – один из востребованных артистов страны, который сыграл Пушкина, Высоцкого и Моцарта.

Ученик:
Колышет березоньки ветер весенний 
Весёлой капели доносится звон, 
Как будто читает поэму Есенин 
Про Землю, в которую был он влюблён, 
Про белые рощи и ливни косые, 
Про жёлтые нивы и взлёт журавлей, 
Любите Россию, любите Россию, 
Для русского сердца земли нет родней! 


Учитель:- Наш музыкально-литературный вечер подошел к концу. Я думаю, что сегодня каждый из вас открыл в своей душе своего Сергея Есенина, иначе взглянул на его творчество. Возможно, кто-то из вас завтра придет в библиотеку, возьмет томик стихов поэта и захочет побыть наедине с его творчеством - таким простым и понятным каждому из нас, таким душевным, мелодичным, способным пробудить даже в самой черствой душе живые и теплые чувства

Домашнее задание: написать сочинение « Любовью к Родине дыша…»

Салона время истекло.

Мы Вам, ребята, благодарны

За то, что встретили тепло

И поработали Вы славно!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!