СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тех. Карта урока истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тех. Карта урока истории»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ИСТОРИЯ. 11 класс.

Тема урока

Советская страна в годы НЭПа.

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса моральный выбор, свобода, ответственность. Создать условия для понятия, что человек – существо, призванное творить самого себя.

Образовательные ресурсы

Учебник Россия и мир, 11 класс, Волобуев О.В., Клоков В.А, Пономарев М.В., Рогожин В.А.,2015. Рабочая тетрадь.

План урока

  1. Причины введения НЭПа.

  2. Сущность и основные мероприятия НЭПа.

  3. Итоги и противоречия НЭПа.

  4. Культурная революция.

  5. Наследники Ленина.

Личностно значимая проблема

Чем отличалась новая экономическая политика от политики «военного коммунизма»?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия

НЭП, нэпманы, совбуры, продналог, хозрасчет, аренда, концессия.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности


Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II.

Актуализация

знаний



Беседа с учащимися


В начале урока учащимся предлагается ответить на вопросы:

  • Как называлась экономическая политика Советского государства в годы Гражданской войны?

  • В чем сущность «военного коммунизма»?

  • Какие мероприятия в сельском хозяйстве характеризовали «военный коммунизм»?

  • Отношения крестьян к политике «военного коммунизма».



Чем отличалась новая экономическая политика от политики «военного коммунизма»?

Отвечают на вопросы














Учащиеся актуализируются на предстоящей проблеме урока и пытаются найти на нее ответ

Фронтальная

работа.












Фронтальная

работа.


Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала




Работа с текстом учебника (п. 1 §17)




Работа с документами (Приложение 1)


Работа с текстом учебника (п. 2 §17)


Работа с документами (с. 124 задания 2-3)


Работа с текстом учебника (п. 3 §17)


Рассказ учителя

Дает задание к работе с учебником:

  • Определите причины введения НЭПа.





Дает задание к документам.


.


Дает задание.

Заполнить таблицу (Приложение 2)



Дает задание к документам.



Дает задание к работе с учебником:

  • Составить сложный план пункта 3 §17.


Рассказ учителя о внутрипартийной борьбе в 1922-1925гг.

Читают учебник и выполняют задание.




Читают документы и выполняют задание





Читают учебник и выполняют задание.

Читают документы и выполняют задание



Читают учебник и выполняют задание.

Слушают.


Индивидуальная работа.




Индивидуальная работа.




Работа в парах


Фронтальная

работа.

Индивидуальная работа.


Индивидуальная работа.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

Записи в тетради. Устные ответы


Записи в тетради. Устные ответы


Записи в тетради. Устные ответы


Записи в тетради. Устные ответы

IV. Проверочное закрепление


Беседа с учащимися


Беседа с учащимися

  • Чем отличалась новая экономическая политика от политики «военного коммунизма»?

  • Вместе заполняет таблицу (Приложение 3)

Отвечают на поставленную проблему урока. Вместе заполняют таблицу

Фронтальная работа


Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Записи в тетради. Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия


Оценивание

Определяем:

1. Достигли мы цели сегодняшнего урока.

2.Эмоциональный настрой.

3. Что бы я хотел еще узнать по этой теме.


Оценивает учащихся

Оценивают результаты урока.

Индивидуальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание



Конкретизирует домашнее задание

Домашнее задание: § 17, заполнить таблицу (Приложение4)

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа


Записи в дневнике












Приложение 1.

Из наказа СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики

9 августа 1921 г.

...4. Предотвращая дальнейшее падение народного хозяйства необходимо перестроиться на следующих началах:

а) Государство в лице Высшего Совета Народного Хозяйства и его местных органов сосредоточивает в своем непосредственном управлении отдельные от­расли производства и определенное число крупных или почему-либо с государ­ственной точки зрения важных, атакже подсобных к ним предприятий, взаимно дополняющих друг друга; б) Эти предприятия ведутся на началах точного хозяй­ственного расчета...

Предприятия, не вошедшие в вышеуказанные группы, должны быть на основах, предусмотренных декретом об аренде и инструкциями Высшего Совета Народного Хозяйства, сдаваемы в аренду кооперативам, товариществам и др. объединениям, а также частным лицам...

Предприятия, оставшиеся не сданными в аренду и ведение которых госу­дарство и его органы не берут на себя, подлежат закрытию, а рабочие и служащие распределяются между работающими предприятиями, по государственным ра­ботам и Советским хозяйствам; оставшиеся же без работы поступают на учет Отделов Труда и получают помощь от государства.

Рассматривая кустарную и мелкую промышленность как подсобную к круп­ногосударственной и крестьянскому хозяйству, признать необходимым создание условий, при которых кустари и ремесленники могли бы правильно развивать свое производство и свободно распоряжаться продуктами своего труда...

...С другой стороны, развития товарообмена между городом идеревней требуют интересы восстановления народного хозяйства вообще и денежного об­ращения в частности. В виду всего этого должны быть приняты меры к развитию государственного и кооперативного товарообмена, причем не следует ограничи­ваться рамками местного оборота и переходить, где это возможно и выгодно, к денежной форме обмена.

В тех же целях для поднятия и устойчивости нашего руоля неооходими проведение ряда мер к обратному приливу денег в кассы государства... В ряду принимаемых мер надо обратить внимание на открытие ссудосберегательных касс, разрешение кредитной кооперации, переход к ведению коммунальных предпри­ятий на началах оплаты и т.п.

Для развития торговых сношений с заграницей хозяйственным органам должно быть предоставлено право участия в заключении сделок и реализации паковых, а также право иметь свои представительства при заграничных органах Народного Комиссариата Внешней Торговли...

Постановление IX Всероссийского съезда Советов по вопросам НЭПа и промышленности

28 декабря 1921 г.

...В интересах оздоровления рынка должен быть принят ряд срочных финан­совых мер, направленных к восстановлению денежного обращения на основе зо­лотой валюты. Первым шагом к этому должно явиться неуклонное проведение плана быстрейшего сокращения выпуска бумажных денег путем систематичес­кого проведения налоговой политики и платности хозяйственных услуг государ­ства.

...Хозяйственный расчет и общегосударственный план промышленности, основанный на точном учете ресурсов производства и бюджета каждого государ­ственного предприятия в отдельности и всех их вместе, должны лежать в основе ведения всей государственной промышленности.

...Интересы восстановления народного хозяйства в Советской России требу­ют облегчения прилива иностранного капитала в различные области хозяйства как в (Ьооме концессий, так и в форме займов...

Задания к документам:

  1. Выпишите в тетради основные мероприятия НЭПа. 2. Прочитайте п. 1 § 17 и продолжите выписывать в тетради основные мероприятия НЭПа.

Приложение 2.

Итоги НЭПа

+

-

  1. Посевные площади достигли до военного уровня, 1925год валовый сбор зерна на 20% превысил средне годовой сбор 1913года. Через год на уровень тех лет вышло животноводство.

  2. К 1925году удалось достигнуть 75% выпуска продукции тяжелой промышлености.

  3. 1,5 раза производительность труда.

  4. Построено 200 электростанций.

  5. Рубль стал конвертируемым.

  6. Развивалась культуры.

  7. Созданы условия для нового этапа индустриализации.

  1. Отставание темпов возрождения промышленности от сельскохозяйственного производства привело к кризисам:

  1. 1923год «кризис сбыта».

  2. 1925год «хлебозаготовительный кризис».

  3. 1927-1928 год «хлебозаготовительный кризис».

  1. Нарушение товарообмена между городом и деревней «ножницы цен».

  2. Безработица к 1928 году составляла более 2-ух миллионов людей.

  3. Социально-имущественная дифференциация.

Приложение 3.

Сравнительная таблица «НЭП» и «Военный коммунизм»

Вопросы для сравнения

«Военный коммунизм»

НЭП

1.Меры в области с/х.

Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных норм.

Продналог

2.Меры в области промышленного производства

Национализация промышленности, ликвидация частной собственности.

Денационализация промышленности, мелкая частная собственность, аренда.

3. Меры в области товарно-денежных отношений.

Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Отмена свободной торговли, продукты распределялись государством.

Свобода торговли, тарифная оплата труда, денежная реформа.

4.Меры в области трудовых отношений.

Трудовая мобилизация, создание трудовых армий.

Свободный наем рабочей силы

5. Основная экономическая задача.

Подчинение экономики потребностям войны. Максимальная мобилизация всех ресурсов.

Предотвращение падения народного хозяйства и дальнейшего восстановления народного хозяйства

6. Основная политическая задача.

Свертывание демократии и установление партийной диктатуры. Концентрация сил для победы над противником.

Укрепление союза рабочих и крестьян, сохранение и укрепление власти большевиков







Приложение 4.

«Разногласия в руководстве партии большевиков»



Годы

Противоборствующие группировки

1923-1924

И.В. Сталин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев

Позиция________________________

_______________________________

Л.Д. Троцкий

Позиция _______________________

_______________________________

1925

И.В. Сталин, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков

Позиция________________________

_______________________________

Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев («новая оппозиция»)

Позиция________________________

_______________________________

1927

И.В. Сталин, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков

Позиция________________________

_______________________________

Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Л.Д. Троцкий («объединенная оппозиция»)

Позиция________________________

_______________________________

1928-1929

И.В. Сталин

Позиция________________________

_______________________________

Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский («правый уклон»)

Позиция________________________

_______________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Посмотрите вебинар для учителей к началу учебного года

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!