Просмотр содержимого документа
«Тех. Карта урока истории»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ИСТОРИЯ. 11 класс.
Тема урока | Советская страна в годы НЭПа. |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса моральный выбор, свобода, ответственность. Создать условия для понятия, что человек – существо, призванное творить самого себя. |
Образовательные ресурсы | Учебник Россия и мир, 11 класс, Волобуев О.В., Клоков В.А, Пономарев М.В., Рогожин В.А.,2015. Рабочая тетрадь. |
План урока | Причины введения НЭПа. Сущность и основные мероприятия НЭПа. Итоги и противоречия НЭПа. Культурная революция. Наследники Ленина. |
Личностно значимая проблема | Чем отличалась новая экономическая политика от политики «военного коммунизма»? |
методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Основные понятия | НЭП, нэпманы, совбуры, продналог, хозрасчет, аренда, концессия. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | | Беседа с учащимися | В начале урока учащимся предлагается ответить на вопросы: Как называлась экономическая политика Советского государства в годы Гражданской войны? В чем сущность «военного коммунизма»? Какие мероприятия в сельском хозяйстве характеризовали «военный коммунизм»? Отношения крестьян к политике «военного коммунизма». Чем отличалась новая экономическая политика от политики «военного коммунизма»? | Отвечают на вопросы Учащиеся актуализируются на предстоящей проблеме урока и пытаются найти на нее ответ | Фронтальная работа. Фронтальная работа. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | | Работа с текстом учебника (п. 1 §17) Работа с документами (Приложение 1) Работа с текстом учебника (п. 2 §17) Работа с документами (с. 124 задания 2-3) Работа с текстом учебника (п. 3 §17) Рассказ учителя | Дает задание к работе с учебником: Дает задание к документам. . Дает задание. Заполнить таблицу (Приложение 2) Дает задание к документам. Дает задание к работе с учебником: Рассказ учителя о внутрипартийной борьбе в 1922-1925гг. | Читают учебник и выполняют задание. Читают документы и выполняют задание Читают учебник и выполняют задание. Читают документы и выполняют задание Читают учебник и выполняют задание. Слушают. | Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. Работа в парах Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Записи в тетради. Устные ответы Записи в тетради. Устные ответы Записи в тетради. Устные ответы Записи в тетради. Устные ответы |
IV. Проверочное закрепление | | Беседа с учащимися | Беседа с учащимися Чем отличалась новая экономическая политика от политики «военного коммунизма»? Вместе заполняет таблицу (Приложение 3) | Отвечают на поставленную проблему урока. Вместе заполняют таблицу | Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Записи в тетради. Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | | Оценивание | Определяем: 1. Достигли мы цели сегодняшнего урока. 2.Эмоциональный настрой. 3. Что бы я хотел еще узнать по этой теме. Оценивает учащихся | Оценивают результаты урока. | Индивидуальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | | | Конкретизирует домашнее задание Домашнее задание: § 17, заполнить таблицу (Приложение4) | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | Записи в дневнике |
Приложение 1.
Из наказа СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики
9 августа 1921 г.
...4. Предотвращая дальнейшее падение народного хозяйства необходимо перестроиться на следующих началах:
а) Государство в лице Высшего Совета Народного Хозяйства и его местных органов сосредоточивает в своем непосредственном управлении отдельные отрасли производства и определенное число крупных или почему-либо с государственной точки зрения важных, атакже подсобных к ним предприятий, взаимно дополняющих друг друга; б) Эти предприятия ведутся на началах точного хозяйственного расчета...
Предприятия, не вошедшие в вышеуказанные группы, должны быть на основах, предусмотренных декретом об аренде и инструкциями Высшего Совета Народного Хозяйства, сдаваемы в аренду кооперативам, товариществам и др. объединениям, а также частным лицам...
Предприятия, оставшиеся не сданными в аренду и ведение которых государство и его органы не берут на себя, подлежат закрытию, а рабочие и служащие распределяются между работающими предприятиями, по государственным работам и Советским хозяйствам; оставшиеся же без работы поступают на учет Отделов Труда и получают помощь от государства.
Рассматривая кустарную и мелкую промышленность как подсобную к крупногосударственной и крестьянскому хозяйству, признать необходимым создание условий, при которых кустари и ремесленники могли бы правильно развивать свое производство и свободно распоряжаться продуктами своего труда...
...С другой стороны, развития товарообмена между городом идеревней требуют интересы восстановления народного хозяйства вообще и денежного обращения в частности. В виду всего этого должны быть приняты меры к развитию государственного и кооперативного товарообмена, причем не следует ограничиваться рамками местного оборота и переходить, где это возможно и выгодно, к денежной форме обмена.
В тех же целях для поднятия и устойчивости нашего руоля неооходими проведение ряда мер к обратному приливу денег в кассы государства... В ряду принимаемых мер надо обратить внимание на открытие ссудосберегательных касс, разрешение кредитной кооперации, переход к ведению коммунальных предприятий на началах оплаты и т.п.
Для развития торговых сношений с заграницей хозяйственным органам должно быть предоставлено право участия в заключении сделок и реализации паковых, а также право иметь свои представительства при заграничных органах Народного Комиссариата Внешней Торговли...
Постановление IX Всероссийского съезда Советов по вопросам НЭПа и промышленности
28 декабря 1921 г.
...В интересах оздоровления рынка должен быть принят ряд срочных финансовых мер, направленных к восстановлению денежного обращения на основе золотой валюты. Первым шагом к этому должно явиться неуклонное проведение плана быстрейшего сокращения выпуска бумажных денег путем систематического проведения налоговой политики и платности хозяйственных услуг государства.
...Хозяйственный расчет и общегосударственный план промышленности, основанный на точном учете ресурсов производства и бюджета каждого государственного предприятия в отдельности и всех их вместе, должны лежать в основе ведения всей государственной промышленности.
...Интересы восстановления народного хозяйства в Советской России требуют облегчения прилива иностранного капитала в различные области хозяйства как в (Ьооме концессий, так и в форме займов...
Задания к документам:
Выпишите в тетради основные мероприятия НЭПа. 2. Прочитайте п. 1 § 17 и продолжите выписывать в тетради основные мероприятия НЭПа.
Приложение 2.
Итоги НЭПа |
+ | - |
Посевные площади достигли до военного уровня, 1925год валовый сбор зерна на 20% превысил средне годовой сбор 1913года. Через год на уровень тех лет вышло животноводство. К 1925году удалось достигнуть 75% выпуска продукции тяжелой промышлености. 1,5 раза производительность труда. Построено 200 электростанций. Рубль стал конвертируемым. Развивалась культуры. Созданы условия для нового этапа индустриализации. | Отставание темпов возрождения промышленности от сельскохозяйственного производства привело к кризисам: 1923год «кризис сбыта». 1925год «хлебозаготовительный кризис». 1927-1928 год «хлебозаготовительный кризис». Нарушение товарообмена между городом и деревней «ножницы цен». Безработица к 1928 году составляла более 2-ух миллионов людей. Социально-имущественная дифференциация. |
Приложение 3.
Сравнительная таблица «НЭП» и «Военный коммунизм»
Вопросы для сравнения | «Военный коммунизм» | НЭП |
1.Меры в области с/х. | Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных норм. | Продналог |
2.Меры в области промышленного производства | Национализация промышленности, ликвидация частной собственности. | Денационализация промышленности, мелкая частная собственность, аренда. |
3. Меры в области товарно-денежных отношений. | Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Отмена свободной торговли, продукты распределялись государством. | Свобода торговли, тарифная оплата труда, денежная реформа. |
4.Меры в области трудовых отношений. | Трудовая мобилизация, создание трудовых армий. | Свободный наем рабочей силы |
5. Основная экономическая задача. | Подчинение экономики потребностям войны. Максимальная мобилизация всех ресурсов. | Предотвращение падения народного хозяйства и дальнейшего восстановления народного хозяйства |
6. Основная политическая задача. | Свертывание демократии и установление партийной диктатуры. Концентрация сил для победы над противником. | Укрепление союза рабочих и крестьян, сохранение и укрепление власти большевиков |
Приложение 4.
«Разногласия в руководстве партии большевиков»
Годы | Противоборствующие группировки |
1923-1924 | И.В. Сталин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев Позиция________________________ _______________________________ | Л.Д. Троцкий Позиция _______________________ _______________________________ |
1925 | И.В. Сталин, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков Позиция________________________ _______________________________ | Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев («новая оппозиция») Позиция________________________ _______________________________ |
1927 | И.В. Сталин, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков Позиция________________________ _______________________________ | Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Л.Д. Троцкий («объединенная оппозиция») Позиция________________________ _______________________________ |
1928-1929 | И.В. Сталин Позиция________________________ _______________________________ | Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский («правый уклон») Позиция________________________ _______________________________ |