Внеклассное мероприятие
Дата: 15.11.2017
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 3 «Б»
Тема: «ГРАТТАЖ»
Цель: Формирование новых знаний, умений и навыков в технике «граттаж»
Задачи:
1. Обучить новому приему работы в технике «граттаж»; формировать умение выбирать горизонтальное или вертикальное расположение листа в зависимости от замысла;
2. Развивать творческое воображение и находить композиционное решение;
3. Воспитывать усидчивость, аккуратность, любовь к природе.
Оборудование:
Для учащихся: альбомные листы загрунтованные, стека, зубочистка.
Для преподавателя: магнитная доска с образцами работ, компьютер, презентация, конспект урока.
Ход мероприятия:
Учитель:
Вдаль идёт дорога –
Будет знаний много.
Так дерзай, дружок, учись,
Не болтай и не ленись,
Не отлёживай бока –
Путь дорога нелегка.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, мы совершим небольшое путешествие. Но сначала послушайте сказку, но слушать нужно внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы.
Сказка
Давным-давно, каждую ночь, к детям всего мира являлась сама царица страны «ГРАТТАЖ» «ЧЁРНАЯ КОРОЛЕВА», которая питалась хорошими сновидениями и вместо них, оставляла лишь пустоту. Но на защиту детям приходили ночные рыцари, которые проникали в хранилище снов и отнимали хорошие, цветные сновидения детей и возвращали их им. Но у рыцарей была одна вредная привычка - они очень любили вкусно покушать и были известными сластёнами. Однажды, приглашённые на пир к одному волшебнику, рыцари «потеряли» голову от изобилия сладостей, и забыли про хорошие манеры и съели все угощения, которые были на пиру, а потом, пока никто не видел, пробрались в погреб и съели все, что там оставалось. В наказание волшебник проклял их: превратив в толстых неуклюжих птиц, и теперь они были вынуждены все дни проводить, прячась в кронах деревьях, а по ночам питаться самыми неприятными для нас существами - мышами. Но, не смотря на проклятие, рыцари не перестали оберегать сон детей.
-Ну, кто скажет в какую страну, мы сегодня отправимся?
-Страна «Граттаж», (от фр. gratter — скрести, царапать).
-А кто является хранителями снов вы узнаете отгадав загадку:
«Ух, ух, ух, какая ночь!
Разбегайтесь мыши прочь!
Вижу, слышу в темноте –
Пища бегает везде!»
Крутит птица головой,
Видит даже за спиной,
Словно блюдца, глаза два…
Эта хищница - …
- Правильно, это сова.
Стихи о сове:
Ребенок 1:
Ночь, как смола, черным черна.
Серой птице не до сна.
Меж кустов как тень скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает сова.
Ребенок 2:
У совы глаза, как плошки,
А не видит днем ни крошки –
Ни со свечкой, ни с огнем,
Ни с горящим фонарем….
Зато ночью эти плошки
Видят все в лесу густом:
И ежонка на дорожке,
И зайчонка под кустом.
И травинку на пригорке,
И хвоинку на земле.
Даже мышку в темной норке,
Даже белочку в дупле.
Потому - то, потому - то
И была б сова не прочь,
Чтобы каждую минуту
На земле стояла ночь!
(И. Мазин)
Учитель:
-Ну, а теперь в путь.
-Цель нашего путешествия: это открыть мир графики, и узнать страну – «Граттаж».
-И во время нашего пути нам предстоит: узнать секреты ночных рыцарей, и научиться их Волшебству (процарапывания). А, секреты эти очень просты наши инструменты будут играть роль коготков, и к тому же «граттаж», еще называют "цап - царапки".
Граттаж – техника занимательная и необычная. Современные художники тоже используют эту технику.
-Не будем забывать про технику безопасности при работе с острыми инструментами.
Инструкция по выполнению работы:
1. Нам понадобится подготовленная с Вами на прошлом уроке плотная бумага.( Лист бумаги или картона необходимо покрасить разноцветной акварелью (т. к. граттаж цветной).
2. Покрашенный просохший лист натереть свечкой. Свечкой натирать надо в разных направлениях, так чтобы лучше увеличить толщину слоя парафина. Надо обратить особое внимание на края и углы листа.
3. После, лист покрасить чёрной гуашью. При покрытии гуашью, в краску нужно добавить жидкое моющее средство, чтобы краска покрывала воск и не скатывалась.
4. Затем, мукой посыпаем натёртый лист и растираем муку по поверхности, втирая муку в свечку.
5. Далее процарапывать рисунок с помощью заострённой деревянной палочки, спицы, толстой иглы или ручки, снимая слои чёрной краски и воска. Рисунок получится цветным или белым, в зависимости от приготовленного листа.
6. Сначала наносим контурный рисунок, стараться это делать внимательно, так как ошибку не исправить уже.
7. Обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике? ( это линия, штрих, пятно).
Самостоятельная работа
Требования к рисункам:
1. композиция рисунка;
2. оправданное заполнение места;
3. владение материалами;
4. аккуратность, нет порезов бумаги, дырок;
5. завершенность.
Подведение итогов:
-Понравился ли вам вид графики в технике граттаж?
- Насколько трудно/легко было выполнять?
- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?
Выставка работ ребят.