СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техника "ПЯТЬ ПОЧЕМУ"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Еще одна техника для решения проблемы в отношениях, в своем личностном плане. Попробуем?

Просмотр содержимого документа
«Техника "ПЯТЬ ПОЧЕМУ"»

«5 ПОЧЕМУ» ЧТОБЫ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ


Сегодня хочу Вам предложить простую технику для поиска ресурса или решения в сложной ситуации. Простотой способ проникнуть в самую суть и отыскать причины, которые не лежат на поверхности.

Основная идея – «правильно» задать главный вопрос: ПОЧЕМУ? Задавая вопрос «Почему?» столько раз, сколько продолжается цепочка. Эмпирическим путем было выбрано пять раз. Некоторые проблемы можно рассмотреть и за меньшее (или большее) число шагов.

Первым делом формулируется исходная проблема. Затем Вы задаете вопрос: «Почему это произошло (происходит)?». Получив ответ, Вы снова спрашиваете: «Почему это произошло?» — выясняя таким образом причину причины. В процессе выстраивается определенная логическая цепочка, ведущая к первопричине.

Важно: отвечая на вопрос, не старайтесь быть приятным, правильным, приличным, удобным и т.д. Будьте честны в своих ответах (их все равно никто не увидит).

Когда Вы напишите ответ, который Вас удовлетворит/ удивит, подумайте, что с этим можно сделать. Предполагается, что именно воздействие на первопричину будет наиболее эффективным для решения исходной проблемы.

Выявленная проблема: в семье участились конфликты, отношения между сыном-подростком и родителями напряжённые.

Шаг 1. Почему это происходит? Потому что сын не идет на контакт с родителями, забросил учебу.

Шаг 2. Почему он закрылся от родителей? Кроме оценок в школе и предстоящем ОГЭ они ни о чем не говорят

Шаг 3. Почему они так много говорят об ОГЭ? Потому что в социуме царит ажиотаж вокруг этой темы и родители боятся предстоящих экзаменов.

Шаг 4. Почему родители боятся экзаменов? Потому что им кажется, что экзамены могут травмировать сына.

Шаг 5. Почему это может травмировать сына? Потому что это травмирует многих других детей.

В этом примере мы пришли от неудовлетворённости детско-родительскими отношениями к внутренностных страхам родителей.

Можно продолжит дальше, чтобы осознать причину страхов. Но обратите внимание: уже на втором этапе ребенок – конкретный ребенок этих родителей – перестал фигурировать в поле ситуации.

Для лучших результатов рекомендуется записывать все шаги, чтобы не упустить ничего важного. Если ищете причины групповых процессов, эффективность повышается при групповом обсуждении: группа способна выявить объективно более значимые причины.

Метод «5 почему» обладает рядом несомненных достоинств. Во-первых, простота. Его применение доступно любому. Во-вторых, малые затраты времени по сравнению с большинством других техник. В-третьих, минимальные требования к оборудованию: искать причины можно даже в уме.

Но есть и существенные ограничения. Метод подходит только для простых проблем, когда нужно найти одну, самую существенную причину. Результат сильно зависит от способности исследователя отыскать её.

Отчасти эти ограничения можно преодолеть, разрешив называть несколько ответов. Тогда результатом применения техники становится «дерево» причин. Но в этом случае появляется вероятность возникновения трудности в выделении какую-то одной причины в качестве ведущей.

Но попробовать-то всегда можно!


Я ДЕРЖУ ЗА ВАС КУЛАЧКИ!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!