СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техники эффективного запоминания

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Техники эффективного запоминания»

МБОУ

«Лицей № 124»

«Техники эффективного запоминания»



«Память считается одним из главных навыков хорошего ученика, но когда мы стараемся запомнить информацию под давлением, повторяя ее снова и снова, это бесполезно, и часто может, наоборот, стать источником значительных трудностей в обучении.

Корректное функционирование памяти нуждается в адекватном выполнении трех операций или процессов: регистрация, хранение и поиск информации».

Эти процессы могут регулироваться с помощью методов изучения, которые способствуют усвоению информации и облегчают процесс обработки информации, стимулируя операции кодирования, хранения и поиска информации.


Давайте познакомимся с самыми эффективными способами запоминания:




Метод «Тихое место»



Найдите тихое место, где вы можете сосредоточиться и настроиться на подготовку к экзамену.Чтобы обработанная информация корректно перемещалась из кратковременной памяти в долговременную, необходимо сфокусировать внимание на этой информации.Крайне важно выбрать такое место, где нет никаких отвлекающих факторов, которые рассеивают наше внимание. Это может быть библиотека или ваша комната и т.д.



Метод «Лейтнера»



Суть метода: Разделите учебный материал на карточки или листы по темам, понятиям, или структурируйте его по иному принципу. И найдите 5 коробок (например, из под обуви). Когда все карточки будут готовы, положите их в первую коробку.


Метод заключается в том, чтобы переместить все карточки в следующую коробку, вызывая в сознании информацию по каждой из них (мы проговариваем материал карточки для самих себя). Если мы знаем материал, карточка переходит в коробку с номером 2. Если нет, то она остается в коробке с номером 1. Цель состоит в том, чтобы в первый день переместить все карточки во вторую коробку и отработать пробелы в знаниях.


Так постепенно мы перемещаем все карточки из коробки в коробку, пока не дойдем до коробки с номером 5. В этот момент наши знания уже будут устоявшимися. Мы должны сделать импровизированный календарь, чтобы знать, с какой частотой следует возвращаться к содержимому наших коробок. Например:

Коробка 1: Повторить сегодня.

Коробка 2: Повторить через день.

Коробка 3: Повторить через два дня.

Коробка 4: Повторить через неделю.

Коробка 5: Повторить через месяц.


Этот план должен быть рассчитан таким образом, чтобы успеть повторить все из пятой коробки за несколько дней до экзамена. Если мы вдруг забыли материал одной из карточек, она должна вернуться в первую коробку, в независимости от положения, в котором она находилась.






Комплексный учебный метод И.А. Корсакова


При работе с большим объемом материала трудно хорошо запомнить текст как одно целое. В таком случае разбейте текст на достаточно большие разделы, объединенные одной темой. При первом воспроизведении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При втором — повторяются первые части и заучивается следующая и т. д.

Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз, через 24 часа.


Метод «Зубрежка»


Бывает так, что какой-то материал ну совершенно "не идет". В этом случае можно прибегнуть к банальной зубрежке. Конечно, много так не выучишь, но этот способ можно применять, в крайнем случае. У этого способа запоминания материала тоже есть свои правила.

Какова процедура "зазубривания"?

повтори про себя или вслух то, что нужно запомнить;

повтори через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды;

повтори, выждав 10 минут (для запечатления);

для перевода материала в долговременную память повтори его через 2-3 часа;повтори через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти).


Метод «Визуализации»

Метод «Аббревиатура»


Аббревиатура представляет собой сокращение слов. Сегодня каждый из нас ежедневно сталкивается с различными сокращениями: МВФ, ЦБ РФ, СНГ и пр. Даже школьники, записывая домашнее задание, по сути, пользуются аббревиатурами и принципом «словесного минимализма» (например, рус.яз. упр. 360).

Метод «Стикер»



Этот приём очень эффективен для визуалов. Чем больше наглядной информации вокруг, тем быстрее в мозгу формируются нужные нейронные связи.

Пишите на стикерах самые сложные для вас слова и выражения и размещайте везде, куда падает взгляд. Можно использовать даже неожиданные места (дверца платяного шкафа, любимая кружка) или приклеивать к предметам их иностранные наименования.

Слова постепенно отложатся в памяти, и для этого не потребуется никаких дополнительных усилий. Постепенно вы к ним привыкнете, поэтому через неделю снимайте стикеры и меняйте их на новые.


Используйте метод Айвазовского


С помощью этого способа, который приписывают известному маринисту, можно подключать фотографическую память. Она придёт на помощь, когда нужно в мельчайших деталях запомнить какой-либо вид, картину или образ любимого человека.

Посмотрите на предмет, пейзаж или человека в течение трёх-пяти секунд, стараясь запомнить детали. После закройте глаза и мысленно представьте объект в мельчайших деталях. Задавайте себе вопросы о подробностях этого образа и мысленно отвечайте. Затем откройте глаза на одну секунду, снова посмотрите на объект и дополните образ. Зажмурьтесь и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета. Повторите последние два шага несколько раз.

Метод объединения


Вы аудиал?


Научно доказано, что чтение информации вслух улучшает процесс запоминания. Многие преподаватели утверждают, что студенты, повторяющие материал вслух в группах, тратят меньше времени на усвоение и запоминание новых знаний.

Вы можете использовать эту технику запоминания, договорившись готовиться к экзамену вместе с кем-то из студентов, или даже обратившись за помощью к одному из членов вашей семьи. В случае, если вы не можете найти человека, который готов помочь вам с подготовкой к экзамену, вы можете читать конспекты вслух для себя.


Вы кинестетик? Вы визуал?


Ученые доказали, что когда мы пишем от руки, это помогает нам сконцентрироваться на наиболее важных данных и синтезировать информацию. В то время, как при использовании компьютера мы не уделяем так много внимания содержанию контента, который набираем. Мы привыкли делать это в более автоматическом режиме.

Суть метода: Запишите от руки несколько раз тот материал, который вам необходимо запомнить. Вы можете помочь себе, составляя выводы и добавляя визуальную информацию (рисунки, схемы, диаграммы и т.д.). Когда вы делаете записи вручную, это также может помочь вам заново интерпретировать и лучше обработать информацию, а значит вам будет легче ее запомнить.


Цепной метод запоминания


Этот метод запоминания является очень полезным. Для егоприменения необходимо соотнести ключевые слова и создать из них очень простую фразу.

Суть метода: Представьте, что вам нужно запомнить ряд химических элементов: бериллий, азот, бор, углерод, литий. Объедините их в одной фразе или слове, например: «Бабуля» (слово составлено по первым буквам названий элементов).


Метод «Пиктограмма»


Это запоминание с помощью рисунков-схем.


Этот метод особенно хорош для людей так называемого «зрительного» типа. Пиктограмма - это рисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

В тексте выделяются ключевые слова или короткие выражения (подчеркиваются или выписываются).

К каждому выделенному слову или выражению рисуется пиктограмма. Можно сказать, что это зрительная ассоциация. Картинка не должна быть ни слишком схематичной, ни слишком подробной. Она не обязательно должна быть произведением искусства, требующей художественных навыков, не должна содержать букв или цифр.

А теперь перейдем к работе с текстом. Составьте пиктограммы по ходу текста. Теперь попробуйте воспроизвести текст, глядя на пиктограммы, как можно подробнее. Затем, если Вы довольны результатами воспроизведения (если не очень - потренируйтесь еще в рисовании пиктограмм), попробуйте воспроизвести текст, вспоминая свои картинки мысленно. Возможен и промежуточный вариант - подглядывать иногда в картинки. Чем точнее пиктограммы - тем легче вспомнить текст. Пиктограммы можно увязать в сюжет любым известным Вам способом.

Сила установки.

Запоминание у человека очень существенно зависит от сознательной установки на запоминание. Роль её особенно велика в высших проявлениях памяти. Запоминание и особенно заучивание является в значительной мере волевым актом, сознательным выполнением определённого задания.

Установка на запоминание является существенным условием запоминания, без которого простое повторение ряда в последовательности его членов не даёт эффекта.


Легкого Вам запоминания и удачи!

Ваш педагог-психолог: Пинаева И.В.

Выступление по теме: «Жизненные установки и перспективное планирование»

Сегодня я хочу кратно рассмотреть с вами тему о взаимосвязи жизненных целей и планирования в профилактике учебной неуспешности.Планирование учебной деятельности является одним из главных процессов в лицейской жизни, ведь в наше время очень важно вести распорядок дня и ваших действий. Надо помнить о делах, заданиях, которые даются в лицее и не забывать также о личных интересах. Думаю, что у большинства учащихся есть жизненные цели. Для кого-то жизненной целью является окончить лицей с отличием и поступить, для кого-то до сих пор ситуация будущего неясна и ко всему этому лежит долгий путь самопознания и понимания того, что для него наиболее важно.И именно поэтому важно планировать действия для достижения цели и выстраивать жизненные установки.

Я бы хотела рассказать о взаимосвязи жизненной цели, установки и планирования учебного процесса. Например, жизненной целью является получение образования в лицее с последующим поступлением в университет.Стоит отметить, что именно исходя из собственных предпочтений и желаний лицеист делает свой выбор. Например, находясь в лицее обучающийся старается много времени уделять учебе. Постепенно привыкает к высоко классифицированным преподавателям, к новым предметам и к новому окружению. На данном этапе он хорошо справляется, но заглядывая дальше, он понимает, что ждет его впереди. В основном- это учеба, контрольные,, практические, экзамены. На первый взгляд это казалось невозможным –учить предметы, в которых ты не хорошо разбираешься, да еще и сдавать их. Но, разбирая проблему глубже, начинаешь осознавать, что все это решаемо, стоит лишь заниматься. И именно на этом этапе важную роль играет планировка учебного процесса. Если говорить честно, то одним из важных качеств ученика является его умение, еще с вечера планировать свой завтрашний день,знать, чем он будет заниматься завтра, в выходные и другие учебные дни. Такой прием часто используется при подготовке к экзаменам, так как в такой период очень важно планировать учебный процесс, поскольку есть желание сдать успешно экзамены, но и при этом уделять время хобби-чтению книг, рисованию и другим любимым делам. Именно наши цели подталкивают нас на какие-либо действия, связанные с учебой. Чем больше мы активно занимаемся планированием учебного процесса, тем короче становится наш путь к достижению жизненной цели.

Мы предлагаем Вам психологический практикум на тему: «Методы эффективного запоминания и планирования» Понимая вашу загруженность, данный практикум будет реализовываться по заявке куратора в течении апреля и мая месяца. Будет рассмотрено около 13 техник эффективного запоминания. И как пример мы даем вам, образец одной из техник.

Так же предлагаем Вам индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками на тему: «Жизненные установки и перспективное планирование»









Метод «Стикер»


Этот приём очень эффективен для визуалов. Чем больше наглядной информации вокруг, тем быстрее в мозгу формируются нужные нейронные связи.

Пишите на стикерах самые сложные для вас слова и выражения и размещайте везде, куда падает взгляд. Можно использовать даже неожиданные места (дверца платяного шкафа, любимая кружка) или приклеивать к предметам их иностранные наименования, латинский язык.

Слова постепенно отложатся в памяти, и для этого не потребуется никаких дополнительных усилий. Постепенно вы к ним привыкнете, поэтому через неделю снимайте стикеры и меняйте их на новые.


Метод «Стикер»


Этот приём очень эффективен для визуалов. Чем больше наглядной информации вокруг, тем быстрее в мозгу формируются нужные нейронные связи.

Пишите на стикерах самые сложные для вас слова и выражения и размещайте везде, куда падает взгляд. Можно использовать даже неожиданные места (дверца платяного шкафа, любимая кружка) или приклеивать к предметам их иностранные наименования, латинский язык.

Слова постепенно отложатся в памяти, и для этого не потребуется никаких дополнительных усилий. Постепенно вы к ним привыкнете, поэтому через неделю снимайте стикеры и меняйте их на новые.

Метод «Стикер»


Этот приём очень эффективен для визуалов. Чем больше наглядной информации вокруг, тем быстрее в мозгу формируются нужные нейронные связи.

Пишите на стикерах самые сложные для вас слова и выражения и размещайте везде, куда падает взгляд. Можно использовать даже неожиданные места (дверца платяного шкафа, любимая кружка) или приклеивать к предметам их иностранные наименования, латинский язык.

Слова постепенно отложатся в памяти, и для этого не потребуется никаких дополнительных усилий. Постепенно вы к ним привыкнете, поэтому через неделю снимайте стикеры и меняйте их на новые.


Метод «Визуализации»



Метод «Стикер»


Этот приём очень эффективен для визуалов. Чем больше наглядной информации вокруг, тем быстрее в мозгу формируются нужные нейронные связи.

Пишите на стикерах самые сложные для вас слова и выражения и размещайте везде, куда падает взгляд. Можно использовать даже неожиданные места (дверца платяного шкафа, любимая кружка) или приклеивать к предметам их иностранные наименования, латинский язык.

Слова постепенно отложатся в памяти, и для этого не потребуется никаких дополнительных усилий. Постепенно вы к ним привыкнете, поэтому через неделю снимайте стикеры и меняйте их на новые.


Метод «Визуализации»



Метод «Визуализации»



Метод «Визуализации»