СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подбор нескольких упражнений для эффективного общения в группе. Можно использовать как с коллегами так и с учениками.

Просмотр содержимого документа
«Техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности»

«Передать одним словом»

Цель: упражнение помогает подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации. 

Необходимые материалы: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций. 

Ход упражнения. Тренер раздает группе карточки, на которых написаны названия эмоций, и просит не показывать их другим участникам. Далее тренер просит каждого по очереди произнести только одно слово: «Ага», «Алло» или «Здравствуйте!» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке участника. Вся группа отгадывает, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Вопросы для обсуждения: 

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям? 

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Было ли так, что, позвонив в организацию, вы по интонации первых слов понимали, что вам здесь не рады? 

Насколько безупречно ваше собственное телефонное общение? 

Список эмоций: 
- радость 
- удивление 
- сожаление 
- разочарование 
- подозрительность 
- грусть 
- веселье 
- холодное равнодушие 
- спокойствие 
- заинтересованность 
- уверенность 
- желание помочь 
- усталость 
- волнение 
- энтузиазм



«Фотоальбом»

Цель: а) тренировка памяти, обучение концентрации внимания на партнере; б) интеграция группы за счет постоянной включенности в совместную деятельность. К концу этого упражнения игроки станут лучше чувствовать себя среди других членов команды, игровая ситуация поможет ослабить внутреннее напряжение. 

Необходимые материалы: большая комната со стульями для каждого участника тренинга, доска с мелом или флип—чарт с маркером для записи. 

Ход упражнения. Представьте себе: пришли вы в гости, хозяева дают вам полистать фотоальбом. Рассматривать его будем очень внимательно. Вглядываемся в лица, запоминаем движения. Начинаем с ведущего. Ведущий встаёт, называет свое имя и делает любое (желательно не очень сложное) движение. Сосед слева от ведущего «открывает» первую страницу фотоальбома, а там – фотография первого участника «фотография». Теперь ему придется сперва повторить имя в сочетании с простым движением, а потом добавить в альбом свою собственную «фотографию»: встать, назвать свое имя и выполнить одно несложное движение, какое ему захочется. 
Так и будем «перелистывать альбом», начиная каждый раз с «фотографии» ведущего (имя + движение), а затем добавляя портреты все новых и новых участников. Только от собранности и внимательности зависит, сколько снимков вместит альбом! Понятно, что чем длиннее цепочка, тем сложнее запоминать имена и характерные движения всех предшествующих игроков. Если же кто—то из игроков сбился – не может вспомнить имен и движений, то с этого места мы начнем строить новую цепочку, новую серию «фотоснимков». 

Вопросы для обсуждения:  

  1. Участники рассказывают о том, что порадовало их в игре, что огорчило. 

  2. Какова была атмосфера в группе в ходе игры? 

  3. Почему для человека так важен звук собственного имени? 

  4. Как вы выбирали себе движение: исходя из его простоты или ориентируясь на максимальное выражение собственной индивидуальности? Чьи движения вам запомнились и почему? 

  5. После короткого обсуждения предлагаем вернуться к одной из целей игры – знакомству – кто готов сейчас записать на доске максимально длинную цепочку прозвучавших имен?

«Десять секунд»

Цель: а) снизить/преодолеть тревожность участников, вызванную пребыванием в незнакомой среде; б) помочь участникам группы лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; в) способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы; г) организовать групповую работу, переключив внимание и эмоции участников тренинга на «здесь и сейчас». 

Размер группы: желательно до 25–30 человек, в противном случае тренеру будет сложно самому контролировать распределение по подгруппам в ходе игры. 

Необходимые материалы: большое помещение, свободное от мебели, что обеспечит участникам безопасное и спонтанное передвижение по игровой площадке.

Ход упражнения. Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок – в течение десяти секунд. Каждое из заданий важно выполнять с максимальной точностью. Если ведущий просит распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока ведущий досчитает до десяти, участникам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у них, цветом. И если у кого—то в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. В конце концов, абсолютно понятно, что если цвет ваших волос или их длина отличны от цвета и длины волос других участников, то это не делает вас лучше или хуже остальных. Вы просто – другой! И благодаря тому, что мы разные, мир так разнообразен и интересен. 

Задания ведущего:

– Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет! Раз, два, три… десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть на руке часы. А в этой группе все счастливчики, да? Что значит «почему?» Потому что «счастливые часов не наблюдают» 

– Продолжаем движение! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка.) 

– По длине волос! (Счет, проверка.) 

– По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье. (Счет, проверка.) 

– По любимому занятию в свободное время! (Счет, проверка.) 

– По цвету брюк и юбок. (Счет, проверка.) 

– По цвету глаз! (Счет, проверка.) 

– По настроению, которое вы сейчас испытываете! (Счет, проверка.) 

Вопросы для обсуждения:  

  1. Участники делятся впечатлениями от игры. 

  2. Что понравилось им в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? 

  3. Как чувствовали себя те, кто остался без группы, в «гордом одиночестве» (было ли оно «гордым» или каким-то абсолютно иным?)? 

  4. Попытайтесь вспомнить, кто был в вашей подгруппе, когда вы объединялись по сходству биографических данных или общности интересов. Назовите тех, кого запомнили. 

  5. Кто-то обнаружил систему, по которой ведущий давал задания? Можете прокомментировать? В чем, по-вашему, смысл этой системы? 

Стоит обратить внимание на последовательность заданий. Сперва что-то достаточно безличное, а потом постепенно - переход к вопросам и качествам более личного свойства: хобби, семья.

Упражнение развивается от общего к частному. Постепенно в ходе проверки каждого задания, во время быстрых и доброжелательных контактов участников мы подспудно готовим игроков к вторжению в «частное пространство»: моя семья, мои интересы, мое мнение по какой—то проблеме, цвет моих глаз (а это уже требует определенного доверия и открытости – всмотреться в лицо и глаза другого человека!). 

И в конце упражнения тест: распределиться на группы в зависимости от настроения, которое участники сейчас испытывают. Если вся группа сбивается в кучу и на вопрос: «Какое же у вас настроение?» весело отвечает: «Кайф!» – цель достигнута. Лед недоверия разрушен, настороженность отступила и сменилась готовностью к сотрудничеству.