СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техники и упражнения в работе с детьми, переживших насилие

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует несколько психологических методов работы с психотравмирующими переживаниями. В данной презентации представлены техники и упражнения пескотерапии.

Просмотр содержимого документа
«Техники и упражнения в работе с детьми, переживших насилие»

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ  КОГКУСО «КИРОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «Вятушка»        Техники и упражнения в работе с детьми, переживших насилие   Подготовила: педагог-психолог первой квалификационной категории Яна Алексеевна Турковская

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ КОГКУСО «КИРОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «Вятушка» Техники и упражнения в работе с детьми, переживших насилие

Подготовила:

педагог-психолог первой квалификационной категории

Яна Алексеевна Турковская

Методы работы АРТ-ТЕРАПИЯ - использование искусства для обозначения и прорабатывания проблемы. РЕЛАКСАЦИЯ (от латинского слова «relaxatio» - «расслабление») – специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально-подобранных техник. ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ - вид терапии, в которой для проработки переживаний используется ролевая игра. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ - через манипуляции с песком специалист раскрывает внутренний мир ребенка. КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ - специалист помогает ребенку понять мысли и чувства, влияющие на поведение.

Методы работы

  • АРТ-ТЕРАПИЯ - использование искусства для обозначения и прорабатывания проблемы.
  • РЕЛАКСАЦИЯ (от латинского слова «relaxatio» - «расслабление») – специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально-подобранных техник.
  • ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ - вид терапии, в которой для проработки переживаний используется ролевая игра.
  • ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ - через манипуляции с песком специалист раскрывает внутренний мир ребенка.
  • КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ - специалист помогает ребенку понять мысли и чувства, влияющие на поведение.
Диагностические методики Тест выявления детской депрессии М.Ковак Диагностика самооценки по методике С.Дембо – Рубинштейн (модификация Е.В.Куличковсткой) Тест Макса Люшера (компьютерная версия) Проективные методики «Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи» (авт. А.Е.Вегнер), «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек» Методики «Дополните предложения» Л.Дюссе (модификация Е.В.Куличковской) Тест «Диагностическая рисуночная серия» (Б. Лесовиц) Тест Сильвер «Нарисуй историю» и техника стимульного рисования

Диагностические методики

  • Тест выявления детской депрессии М.Ковак
  • Диагностика самооценки по методике С.Дембо – Рубинштейн (модификация Е.В.Куличковсткой)
  • Тест Макса Люшера (компьютерная версия)
  • Проективные методики «Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи» (авт. А.Е.Вегнер), «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек»
  • Методики «Дополните предложения» Л.Дюссе (модификация Е.В.Куличковской)
  • Тест «Диагностическая рисуночная серия» (Б. Лесовиц)
  • Тест Сильвер «Нарисуй историю» и техника стимульного рисования
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ.  Стадии игры с песком. Песочная терапия (sandplay, sandtherapy) — один из психотерапевтических, психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через творчество и игру. 1.  Хаос .   Эта стадия отражает эмоциональное смятение и хаос, доми­нирующие в жизни ребенка. Происходит постепенное отреагирование болезненного эмоционального состояния и освобождение от него. Эта стадия может продолжаться от 1 до нескольких занятий. 2.  Борьба.   В песочницу переносятся внутренние конфликты: агрессия, тревога, реальные конфликты и взаимоотношения и пр. По завершении этой стадии появляются первые признаки уравно­вешенности. 3.  Гармония.   Жизнь возвращается в нормальное русло. Восстанавливается порядок и равновесие.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ. Стадии игры с песком.

Песочная терапия (sandplay, sandtherapy) — один из психотерапевтических, психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через творчество и игру.

  • 1.  Хаос .   Эта стадия отражает эмоциональное смятение и хаос, доми­нирующие в жизни ребенка. Происходит постепенное отреагирование болезненного эмоционального состояния и освобождение от него. Эта стадия может продолжаться от 1 до нескольких занятий.
  • 2.  Борьба.   В песочницу переносятся внутренние конфликты: агрессия, тревога, реальные конфликты и взаимоотношения и пр. По завершении этой стадии появляются первые признаки уравно­вешенности.
  • 3.  Гармония.   Жизнь возвращается в нормальное русло. Восстанавливается порядок и равновесие.
Задачи терапии 1) возвращение в состояние играющего, творящего ребенка; 2) проработка психотравмирующих ситуаций на символическом уровне; 3) отреагирование негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения и игры; 4) расширение внутреннего опыта и укрепление «Я»; 5) изменение отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе; 6) укрепление (или пробуждение) доверия к миру, развитие новых отношений с миром.

Задачи терапии

  • 1) возвращение в состояние играющего, творящего ребенка;
  • 2) проработка психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;
  • 3) отреагирование негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения и игры;
  • 4) расширение внутреннего опыта и укрепление «Я»;
  • 5) изменение отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе;
  • 6) укрепление (или пробуждение) доверия к миру, развитие новых отношений с миром.
Техника песочного рисования   «Sand-art» «Sand-art» - «искусство песка» Использование техники: помогает преодолеть чувство страха позволяет выразить в рисунке свои чувства и эмоции дает свободу самовыражения вселяет уверенность в своих силах предоставляет возможность выбора, что обеспечивает творческий подход к разрешению ситуации

Техника песочного рисования  «Sand-art»

«Sand-art» - «искусство песка»

Использование техники:

  • помогает преодолеть чувство страха
  • позволяет выразить в рисунке свои чувства и эмоции
  • дает свободу самовыражения
  • вселяет уверенность в своих силах
  • предоставляет возможность выбора, что обеспечивает творческий подход к разрешению ситуации
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ.  Задачи терапии. облегчение психологического страдания ребенка; укрепление собственного «Я» ребенка, развитие чувства самоцен­ности; развитие эмоциональной саморегуляции; восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимиза­циия отношений в системах «ребенок — взрослые», «ребенок — другие дети»; коррекцию и предупреждение деформаций в формировании «Я»-концепции; коррекцию и профилактику поведенческих отклонений и т. д.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Задачи терапии.

  • облегчение психологического страдания ребенка;
  • укрепление собственного «Я» ребенка, развитие чувства самоцен­ности;
  • развитие эмоциональной саморегуляции;
  • восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимиза­циия отношений в системах «ребенок — взрослые», «ребенок — другие дети»;
  • коррекцию и предупреждение деформаций в формировании «Я»-концепции;
  • коррекцию и профилактику поведенческих отклонений и т. д.
Оснащение  игровой комнаты Стол для рисования песком («Sand-art») Песочница Реалистические игрушки: кукольная семья, кукольный дом и мебель, машины, телефон, деревья, железная дорога, животные и т. д. Игрушки, помогающие отреагированию негативных чувств: солдатики, оружие, хищники, различные мяг­кие валики и подушки, по которым ребенок может колотить и пр. Игрушки и материалы, способствующие творческому самовыра­жению и снятию эмоционального напряжения: кубики, конструкторы и мозаики, краски и кисти, бумага, ножницы и клей, песок, вода, тка­ни, маски, парики и театральные костюмы, музыкальные инстру­менты, фигуры для кукольного театра.

Оснащение игровой комнаты

  • Стол для рисования песком («Sand-art»)
  • Песочница
  • Реалистические игрушки: кукольная семья, кукольный дом и мебель, машины, телефон, деревья, железная дорога, животные и т. д.
  • Игрушки, помогающие отреагированию негативных чувств: солдатики, оружие, хищники, различные мяг­кие валики и подушки, по которым ребенок может колотить и пр.
  • Игрушки и материалы, способствующие творческому самовыра­жению и снятию эмоционального напряжения: кубики, конструкторы и мозаики, краски и кисти, бумага, ножницы и клей, песок, вода, тка­ни, маски, парики и театральные костюмы, музыкальные инстру­менты, фигуры для кукольного театра.
Упражнения,  используемые в работе   «Проекция» (выбери игрушку и расскажи о ней): О чём мечтает? Что любит? Чего боится? «Расскажи историю» «Придумай сказку» «Свободная песочница» «Я волнуюсь»   (методический источник Элизабет Крейри)

Упражнения, используемые в работе

  • «Проекция» (выбери игрушку и расскажи о ней): О чём мечтает? Что любит? Чего боится?
  • «Расскажи историю»
  • «Придумай сказку»
  • «Свободная песочница»
  • «Я волнуюсь»   (методический источник Элизабет Крейри)
Полезная литература Копытин А. «Арт-терапия жертв насилия» Лебедева Л.Д. «Практика по арт-терапии» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии» Панфилова М.А. «Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей» Никитина О.Н. «Песочное рисование в психолого-педагогической практике.» Соснина М.В. «Метод sand-art. Ресурсы рисования песком.» Крейри Э. «Учимся владеть чувствами. «Я боюсь», «Я злюсь», « Я расстраиваюсь», «Я сержусь», «Я волнуюсь», «Я горжусь».

Полезная литература

  • Копытин А. «Арт-терапия жертв насилия»
  • Лебедева Л.Д. «Практика по арт-терапии»
  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии»
  • Панфилова М.А. «Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей»
  • Никитина О.Н. «Песочное рисование в психолого-педагогической практике.»
  • Соснина М.В. «Метод sand-art. Ресурсы рисования песком.»
  • Крейри Э. «Учимся владеть чувствами. «Я боюсь», «Я злюсь», « Я расстраиваюсь», «Я сержусь», «Я волнуюсь», «Я горжусь».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!