Краевое государственное казенное образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №11»
Отчет по теме самообразования на методическом объединении специалистов службы психолого-педагогического сопровождения по теме: «Техники индивидуального психологического консультирования, как профессиональной формы оказания психологической помощи»
Период работы над темой самообразования: 2020-2023 гг.
Подготовила:
педагог-психолог
Васильева А.Ю.
п. Ванино, 2023 г.
Диагностический этап по теме самообразования выявил следующие профессиональные затруднения:
недостаточность дифференциации в практической профессиональной деятельности, таких форм работы, как «консультирование» и «беседа»;
отсутствие перечня используемых практикоориентированных техник психологического консультирования участников образовательных отношений.
На прогностическом этапе работы над темой самообразования поставлена цель: повышение профессионального уровня для разрешения профессиональных затруднений, возникающих в процессе психологического консультирования.
Направление профессиональной деятельности по реализации цели самообразования:
разработка критериев эффективности работы по теме самообразования;
изучение методической литературы и популярной периодики, участие в вебинарах, семинарах по проблематике;
повышение квалификации (курсы);
подбор и использование в работе техник индивидуального консультирования;
транслирование опыта работы (отчет по теме самообразования).
Критерии эффективности работы по теме самообразования:
подбор и использование на практике техник психологического консультирования участников образовательных отношений;
70% участников образовательных отношений разрешают психологическую проблему по результатам оказанной услуги «психологическое консультирование» (1-10 консультаций):
Результат консультирования может быть успешным, неуспешным и средним и, как правило, проявляется через определенный временной промежуток. Однако уже в конце консультации специалист может наблюдать положительные изменения в эмоциональном состоянии клиента. Оценка результативности психологического консультирования определяется не только наличием объективных показателей (тесты), отслеживающих положительные изменения на психоэмоциональном уровнях клиента, но и субъективный уровень оценки, который зависит от того, кто оценивает эффективность консультации:
1) специалист;
2) клиент;
3) вовлеченные лица (родственники, педагог, врач).
К признакам результативности консультирования, объединяющим субъективные и объективные уровни оценивания, с позиции Р.С. Немова можно отнести следующие:
1) субъективное совместное чувство удовлетворения после психологической консультации как у психолога-консультанта, так и у клиента;
2) данная субъективная удовлетворенность подтверждается объективными данными (изменением отношения к проблеме у клиента, результатами психологического исследования);
3) наличием положительных изменений, которые и были целью психологического консультирования.
Актуальность выбранной темы самообразования обусловлена тем, что психологическое консультирование, как профессиональная деятельность педагогов-психологов образовательных учреждений находится на стадии развития. Эффективность консультационного процесса зависит от «психолого-консультативной» компетенции педагога-психолога.
В.Л. Бозаджиев выделяет «психолого-консультативную компетенцию» как специфичную и самостоятельную. По его мнению, она состоит из следующих субкомпетенций: безусловного принятия клиента; концентрации на его жизненной ситуации, ориентации на его нормы и ценности; различения личных и профессиональных отношений; взаимодействия консультанта и клиента; конфиденциальности, соблюдения этических норм; эмпатического понимания и др.
Психологическое консультирование – это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия.
Психологическая проблема (по Регуш Л.А.) состоит из следующих компонентов:
наличие в жизненной ситуации противоречия, которое осознается;
переживание этого противоречия как фактора усложняющего жизнь;
потребность разрешить противоречие;
невозможность использования привычных способов поведения для разрешения проблемы.
Основная цель консультирования – помочь обратившемуся обучающемуся, родителю, педагогу помочь понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен действовать, изменяться, актуализировать свои способности для разрешения возникшей психологической проблемы.
Поэтому психологическое консультирование в образовании – это отдельный вид деятельности педагога-психолога с проблемами и ресурсами детей, взрослых, а так же среды.
Первой составляющей этого вида профессиональной деятельности является теория и практика психологического консультирования. Вторая составляющая включает в себя знание специфики профессиональной деятельности, которая оказывает огромное влияние, как на психологию человека, так и на условия, в которых осуществляется консультирование. Каждый из них требует от педагога-психолога особых знаний и навыков.
Для психолога-консультанта важно осознавать границы своей компетентности. Это предполагает нахождение ответов на следующие вопросы: «Что консультант может и имеет право делать?», «С кем имеет право работать педагог-психолог?», «Какие методы являются эффективными при решении тех или иных проблем клиента?», «Какие случаи относятся к сфере компетентности психолога, а в каком случае клиенту показана помощь психиатра или психотерапевта?»
Практический этап работы над темой самообразования включал применение подобранных техник индивидуального психологического консультирования в ходе профессиональной практической деятельности в 2021-2022 учебном году.
В работе применялись следующие техники индивидуального психологического консультирования (Приложение 1):
№ | Наименование | Содержание |
1 | Открытый вопрос | Открытый вопрос часто начинается со слов "что", "почему", "как" и служит для сбора информации. |
2 | Отражение чувств | Отзеркаливание вербально или невербально выраженных эмоций. |
3 | Активное слушание | Это техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, с помощью особых приемов («угу», «да-да», «интересно»), подразумевающих активное выражение переживаний. |
4 | Рефлексивное слушание | Предполагает активное речевое взаимодействие, перефразирование информации своими словами. Применяется для осуществления точного контроля над правильностью восприятия полученной информации. |
5 | Фокусирование | Подведение к консультированию по одной узкой проблеме, сосредоточение на значимой проблеме; предупреждение отвлечений. |
6 | Информация | Предоставление выверенных опытом знаний в форме объяснений, изложения фактов по собственной воле, либо в ответ на вопросы клиента. |
7 | Резюме | Сжатое повторение основных мыслей и чувств клиента, а также подведение итогов. |
8 | Поиск альтернатив | Рассуждение о вариациях разрешения проблемы путём оценки эффективности каждой альтернативы. |
Проведено за 2021 – 2022 учебный год 22 психологические консультации и 31 беседа с участниками образовательных отношений. 16 (72,7 %) консультируемых участников образовательных отношений успешно разрешили психологическую проблему, которая интегрировалась в систему индивидуального опыта.
31 беседа с участниками образовательных отношений проведена по направлениям сбора диагностической информации, расширении сведений об участниках образовательных отношений.
Обобщающий этап работы над темой самообразования включал анализ методической и практической работы по теме самообразования, оформление рекомендаций по применению техник индивидуального психологического консультирования в ходе профессиональной практической деятельности, исходя из опыта работы и эффективности применения:
«Техника индивидуального психологического консультирования участников образовательных отношений: активное слушание». Приложение 2.
«Техника индивидуального психологического консультирования участников образовательных отношений: фокусирование» Приложение 3.
«Техника индивидуального психологического консультирования участников образовательных отношений: поиск альтернатив» Приложение 4.
Таким образом, психологическое консультирование в образовании имеет свою специфику, требует повышение профессиональной компетентности педагога-психолога по оказанию качественной образовательной услуги с применением различных техник работы в консультировании.
Ресурсы:
Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 172 с.
Айсина Р. М. Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики: Учебное пособие. - Москва: Издательский Центр РИОР, 2016. - 148 с.
Групповое психологическое консультирование: учебное пособие для вузов / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 195 с. — (Высшее образование). URL: https://urait.ru/bcode/455781/p.2
Моховиков А.Н. Телефонное консультирование https://psychoanalysis.by/2018/04/23/book-62/
МГППУ Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования РФ https://m.vk.com/away?utf=1&m_puad=5jEzIUPE62tCkW-X2A8fmTvWc-1qHoqB_OO-Srw1sG8&m_puad_expire=1700016016&to=https%3A%2F%2Fmgppu.ru%2Fproject%2F473
Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 - 394 с.
Регуш Л.А. https://www.koob.ru/regush/#:~:text=Регуш%20Людмила%20Александровна%20%20доктор,учителей%20и%20практических%20психологов%20обраования
В.Л. Бозаджиев https://www.b17.ru/books.php?autor=bozadzhiev#:~:text=Бозаджиев%20Владимир%20Лукьянович%20(7%20марта,и%20педагогики%20Челябинского%20государственног о%20университета
Перечень ключевых кометенций психолога-консультанта https://kafedrapsihologii.ru/перечень-ключевых-компетенций-психо/
Лекция «Психологические проблемы, с которыми работает психолог-консультант в образовательном учреждении», Пежемская Юлия Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования, январь 2021 г.
.
Приложение 1
«Техники индивидуального психологического консультирования участников образовательных отношений»
№ | Наименование | Содержание |
1 | Открытый вопрос | Открытый вопрос часто начинается со слов "что", "почему", "как" и служит для сбора информации. |
2 | Отражение чувств | Отзеркаливание вербально или невербально выраженных эмоций. |
3 | Активное слушание | Это техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, с помощью особых приемов («угу», «да-да», «интересно»), подразумевающих активное выражение переживаний. |
4 | Рефлексивное слушание | Предполагает активное речевое взаимодействие, перефразирование информации своими словами. Применяется для осуществления точного контроля над правильностью восприятия полученной информации. |
5 | Фокусирование | Подведение к консультированию по одной узкой проблеме, сосредоточение на значимой проблеме; предупреждение отвлечений. |
6 | Информация | Предоставление выверенных опытом знаний в форме объяснений, изложения фактов по собственной воле, либо в ответ на вопросы клиента. |
7 | Резюме | Сжатое повторение основных мыслей и чувств клиента, а также подведение итогов. |
8 | Поиск альтернатив | Рассуждение о вариациях разрешения проблемы путём оценки эффективности каждой альтернативы. |
Приложение 2.
«Техника индивидуального психологического консультирования участников образовательных отношений: активное слушание»
Активное слушание — техника, применяемая в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.
Выделяют несколько уровней активного слушания, каждый из которых может быть полезен в практике консультанта на различных этапах беседы с клиентом:
Уточнение. Обращение с просьбой дополнить, уточнить. Получить дополнительную информацию о той, или иной характеристике. При использовании открытых вопросов можно расширить поток информации, если её не достаточно, при использовании закрытых вопросов - перейти к конкретизации.
Перефразирование - сказать то же самое, но другими словами. При этом следует опасаться, что может измениться смысл сказанного. Поэтому перефразировать лучше в виде вопроса, тогда клиент не будет лишен возможности исправить консультанта, а консультант сможет лишний раз проверить правильность сделанного словесного построения. Обычно повторение последнего слова или фразы содержит в себе согласие, одобрение собеседника.
Отражение - значит определить ведущие чувства или отношения, о которых клиент может и не сказать, но которые лежат в контексте его слов. Отражающий консультант становится своего рода зеркалом и может показать клиенту то, чего тот сам в себе не замечает. Для этого необходимо слушать не только слова, но и тон, модуляции, экспрессию и манеру говорить. Отражение соответствует действительности, если консультант может поставить себя на место собеседника. Когда консультант улавливает, о каком чувстве умалчивает собеседник, ему обычно нетрудно сообщить, что он понял, в чем дело. После этого доверие собеседника, как правило, еще больше возрастает.
Резюмирование. Этот прием позволяет суммировать то, что было сказано. Как правило, взволнованный или потрясенный человек может и не заметить, что в ходе беседы уже было рассмотрено несколько вариантов разрешения проблемы, или, более того, консультант вместе с ним уже двигается во вполне определенном направлении, или же сам собой напрашивается какой-либо резонный вывод.
Приложение 3
«Техника индивидуального психологического консультирования участников образовательных отношений: фокусирование»
Фокусирование – это подведение клиента к разговору по одной узкой проблеме, от которой зависит глубина проработки и продуктивность консультирования.
Функции: сосредоточение клиента на значимой проблеме; предупреждение отвлечений; углубление взгляда клиента на свои проблемы.
Применяется: когда запутался сам консультант; когда запутался клиент; при работе с рассеянным клиентом; при неясности каких-либо деталей в информации, предоставленной клиентом.
1. Что такое фокусировка?
Подвести клиента к разговору об одной конкретной вещи, с обоюдного согласия сделать акцент на этой теме.
2. Для чего мы это делаем?
с тем, чтобы не приводить консультанта в состояние смятения и подавленности.
для того, чтобы клиент не чувствовал себя подавленно. Если клиент заявляет сразу несколько проблем, это угнетает его. Рассматривая по одной проблеме за раз, он сможет лучше разобраться с каждой, контролировать и окончательно разрешить ее.
3. Типы фокусировки:
Клиент более чем с одной проблемой нуждается в фокусировке.
"Рассеянный" клиент, который перескакивает с одной темы на другую.
Фокусировка на том, что "красной нитью" проходит почти через все проблемы клиента
Фокусировка на клиенте, а не на третьем лице.
4. Когда фокусировка необходима?
Когда Вы, как консультант, запутались или чего-то не понимаете.
Работая с клиентом, у которого множество проблем, фокусировку можно провести после "большой свалки".
При работе с "рассеянным" клиентом всякий раз, когда становится очевидным, что его разбросанность перемежается с моментами прояснения. Но как мы поймем, когда клиент "разбрасывается"?
1) Если ничего не удается сделать - нет ясности, нет альтернативы; отбрасываем чувства и меняем предмет.
2) Если клиент перескакивает с одной темы на другую, особенно когда они совершенно не связаны.
3) Когда клиент достиг некоего прогресса в прояснении данного предмета, и вдруг меняет тему.
5. Как провести фокусировку?
Путем совместного с клиентом выстраивания приоритета проблем.
Суммируя все проблемы клиента и затем, выбрав одну часть этой суммы, сконцентрироваться на ней.
Ставя открытые вопросы, с тем, чтобы вернуть клиента к приоритетной проблеме, если он/она отклоняется.
Вступая в конфронтацию с клиентом: "Мы договорились работать с Х, но, как мне кажется, Вы говорите о Y."
Приложение 4
«Техника индивидуального психологического консультирования участников образовательных отношений: поиск альтернатив»
«Поиск альтернатив»
Одним из способов может быть резюмирование психологом проблемы клиента, повторение формулировки желаемого результата и противопоставление реально существующей ситуации и идеального будущего.
Усиление контраста между реально существующей и идеальной ситуацией, данное в естественной, живой манере, помогает структурированию проблемы и облегчает поиск.
Поиск альтернатив обычно включает оценку реальных условий и возможностей достижения желаемого результата. Нужно четко представлять, сумеет ли клиент осуществить необходимые действия на пути к своей цели. Если выяснится, что желаемый результат не может быть достигнут по каким-то причинам, нужно вместе с клиентом вернуться на предыдущий этап и переформулировать его таким образом, чтобы цели были более реалистичными и их достижение не выходило за пределы возможностей как клиента, так и психолога.
Таким образом, основная задача консультанта на этом этапе – помочь клиенту выработать возможно больший набор стратегий поведения. Цель этапа – "повернуть" клиента с пути его любимых стереотипов поведения, которые только накапливают проблемы, к более гибкому и творческому реагированию.
Поиск ресурсов. Ресурсами, на которые можно опираться, весьма разнообразны. Ими могут быть: сильные черты характера клиентов; позитивный опыт преодоления сложных ситуаций; ценности клиента, которые позволяют сохранить изменения жизненной ситуации и др. При поиске ресурсов у клиента появляется возможность сравнить свои проблемы с прошлыми и настоящими успехами, найти возможность опереться на самого себя. Формулируя возможность использовать тот или иной ресурс, психолог в центр высказывания ставит клиента, а не другого человека. Такой акцент фиксирует клиента не на конкретных людях, а на способах, при помощи которых он может эту поддержку получать.
МГППУ Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования РФ. Упражнение «Мои ресурсы»