СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техники индивидуального психологического консультирования (отчет по теме самообразования)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техники индивидуального психологического консультирования (отчет по теме самообразования) .

Просмотр содержимого документа
«Техники индивидуального психологического консультирования (отчет по теме самообразования)»

Краевое государственное казенное образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №11»













Отчет по теме самообразования на методическом объединении специалистов службы психолого-педагогического сопровождения по теме: «Техники индивидуального психологического консультирования, как профессиональной формы оказания психологической помощи»

Период работы над темой самообразования: 2020-2023 гг.













Подготовила:

педагог-психолог

Васильева А.Ю.



п. Ванино, 2023 г.



Диагностический этап по теме самообразования выявил следующие профессиональные затруднения:

  • недостаточность дифференциации в практической профессиональной деятельности, таких форм работы, как «консультирование» и «беседа»;

  • отсутствие перечня используемых практикоориентированных техник психологического консультирования участников образовательных отношений.

На прогностическом этапе работы над темой самообразования поставлена цель: повышение профессионального уровня для разрешения профессиональных затруднений, возникающих в процессе психологического консультирования.

Направление профессиональной деятельности по реализации цели самообразования:

  • разработка критериев эффективности работы по теме самообразования;

  • изучение методической литературы и популярной периодики, участие в вебинарах, семинарах по проблематике;

  • повышение квалификации (курсы);

  • подбор и использование в работе техник индивидуального консультирования;

  • транслирование опыта работы (отчет по теме самообразования).

Критерии эффективности работы по теме самообразования:

  • подбор и использование на практике техник психологического консультирования участников образовательных отношений;

  • 70% участников образовательных отношений разрешают психологическую проблему по результатам оказанной услуги «психологическое консультирование» (1-10 консультаций):

  1. Результат консультирования может быть успешным, неуспешным и средним и, как правило, проявляется через определенный временной промежуток. Однако уже в конце консультации специалист может наблюдать положительные изменения в эмоциональном состоянии клиента. Оценка результативности психологического консультирования определяется не только наличием объективных показателей (тесты), отслеживающих положительные изменения на психоэмоциональном уровнях клиента, но и субъективный уровень оценки, который зависит от того, кто оценивает эффективность консультации:

1) специалист;

2) клиент;

3) вовлеченные лица (родственники, педагог, врач).

  1. К признакам результативности консультирования, объединяющим субъективные и объективные уровни оценивания, с позиции Р.С. Немова можно отнести следующие:

  • 1) субъективное совместное чувство удовлетворения после психологической консультации как у психолога-консультанта, так и у клиента;

  • 2) данная субъективная удовлетворенность подтверждается объективными данными (изменением отношения к проблеме у клиента, результатами психологического исследования);

  • 3) наличием положительных изменений, которые и были целью психологического консультирования.

Актуальность выбранной темы самообразования обусловлена тем, что психологическое консультирование, как профессиональная деятельность педагогов-психологов образовательных учреждений находится на стадии развития. Эффективность консультационного процесса зависит от «психолого-консультативной» компетенции педагога-психолога.

В.Л. Бозаджиев выделяет «психолого-консультативную компетенцию» как специфичную и самостоятельную. По его мнению, она состоит из следующих субкомпетенций:  безусловного принятия клиента; концентрации на его жизненной ситуации, ориентации на его нормы и ценности; различения личных и профессиональных отношений; взаимодействия консультанта и клиента; конфиденциальности, соблюдения этических норм; эмпатического понимания и др.

Психологическое консультирование – это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия.

Психологическая проблема (по Регуш Л.А.) состоит из следующих компонентов:

  • наличие в жизненной ситуации противоречия, которое осознается;

  • переживание этого противоречия как фактора усложняющего жизнь;

  • потребность разрешить противоречие;

  • невозможность использования привычных способов поведения для разрешения проблемы.

Основная цель консультирования – помочь обратившемуся обучающемуся, родителю, педагогу помочь понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен действовать, изменяться, актуализировать свои способности для разрешения возникшей психологической проблемы.

Поэтому психологическое консультирование в образовании – это отдельный вид деятельности педагога-психолога с проблемами и ресурсами детей, взрослых, а так же среды.

Первой составляющей этого вида профессиональной деятельности является теория и практика психологического консультирования. Вторая составляющая включает в себя знание специфики профессиональной деятельности, которая оказывает огромное влияние, как на психологию человека, так и на условия, в которых осуществляется консультирование. Каждый из них требует от педагога-психолога особых знаний и навыков.

Для психолога-консультанта важно осознавать границы своей компетентности. Это предполагает нахождение ответов на следующие вопросы: «Что консультант может и имеет право делать?», «С кем имеет право работать педагог-психолог?», «Какие методы являются эффективными при решении тех или иных проблем клиента?», «Какие случаи относятся к сфере компетентности психолога, а в каком случае клиенту показана помощь психиатра или психотерапевта?»

Практический этап работы над темой самообразования включал применение подобранных техник индивидуального психологического консультирования в ходе профессиональной практической деятельности в 2021-2022 учебном году.

В работе применялись следующие техники индивидуального психологического консультирования (Приложение 1):

Наименование

Содержание

1

Открытый вопрос

Открытый вопрос часто начинается со слов "что", "почему", "как" и служит для сбора информации.

2

Отражение чувств 

Отзеркаливание вербально или невербально выраженных эмоций.

3

Активное слушание 

Это техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, с помощью особых приемов («угу», «да-да», «интересно»), подразумевающих активное выражение переживаний.

4

Рефлексивное слушание 

Предполагает активное речевое взаимодействие, перефразирование информации своими словами. Применяется для осуществления точного контроля над правильностью восприятия полученной информации.

5

Фокусирование

Подведение к консультированию по одной узкой проблеме,

сосредоточение на значимой проблеме; предупреждение отвлечений.

6

Информация 

Предоставление выверенных опытом знаний в форме объяснений, изложения фактов по собственной воле, либо в ответ на вопросы клиента.

7

Резюме

Сжатое повторение основных мыслей и чувств клиента, а также подведение итогов.

8

Поиск альтернатив

Рассуждение о вариациях разрешения проблемы путём оценки эффективности каждой альтернативы.



Проведено за 2021 – 2022 учебный год 22 психологические консультации и 31 беседа с участниками образовательных отношений. 16 (72,7 %) консультируемых участников образовательных отношений успешно разрешили психологическую проблему, которая интегрировалась в систему индивидуального опыта.

31 беседа с участниками образовательных отношений проведена по направлениям сбора диагностической информации, расширении сведений об участниках образовательных отношений.

Обобщающий этап работы над темой самообразования включал анализ методической и практической работы по теме самообразования, оформление рекомендаций по применению техник индивидуального психологического консультирования в ходе профессиональной практической деятельности, исходя из опыта работы и эффективности применения:

  • «Техника индивидуального психологического консультирования участников образовательных отношений: активное слушание». Приложение 2.

  • «Техника индивидуального психологического консультирования участников образовательных отношений: фокусирование» Приложение 3.

  • «Техника индивидуального психологического консультирования участников образовательных отношений: поиск альтернатив» Приложение 4.


Таким образом, психологическое консультирование в образовании имеет свою специфику, требует повышение профессиональной компетентности педагога-психолога по оказанию качественной образовательной услуги с применением различных техник работы в консультировании.


Ресурсы:

  • Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 172 с.

  • Айсина Р. М. Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики: Учебное пособие. - Москва: Издательский Центр РИОР, 2016. - 148 с.

  • Групповое психологическое консультирование: учебное пособие для вузов / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 195 с. — (Высшее образование). URL: https://urait.ru/bcode/455781/p.2

  • Моховиков А.Н. Телефонное консультирование https://psychoanalysis.by/2018/04/23/book-62/

  • МГППУ Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования РФ https://m.vk.com/away?utf=1&m_puad=5jEzIUPE62tCkW-X2A8fmTvWc-1qHoqB_OO-Srw1sG8&m_puad_expire=1700016016&to=https%3A%2F%2Fmgppu.ru%2Fproject%2F473

  • Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 - 394 с.

  • Регуш Л.А. https://www.koob.ru/regush/#:~:text=Регуш%20Людмила%20Александровна%20%20доктор,учителей%20и%20практических%20психологов%20обраования

  • В.Л. Бозаджиев https://www.b17.ru/books.php?autor=bozadzhiev#:~:text=Бозаджиев%20Владимир%20Лукьянович%20(7%20марта,и%20педагогики%20Челябинского%20государственног о%20университета

  • Перечень ключевых кометенций психолога-консультанта https://kafedrapsihologii.ru/перечень-ключевых-компетенций-психо/

  • Лекция «Психологические проблемы, с которыми работает психолог-консультант в образовательном учреждении», Пежемская Юлия Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования, январь 2021 г.









.







Приложение 1



«Техники индивидуального психологического консультирования участников образовательных отношений»


Наименование

Содержание

1

Открытый вопрос

Открытый вопрос часто начинается со слов "что", "почему", "как" и служит для сбора информации.

2

Отражение чувств 

Отзеркаливание вербально или невербально выраженных эмоций.

3

Активное слушание 

Это техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, с помощью особых приемов («угу», «да-да», «интересно»), подразумевающих активное выражение переживаний.

4

Рефлексивное слушание 

Предполагает активное речевое взаимодействие, перефразирование информации своими словами. Применяется для осуществления точного контроля над правильностью восприятия полученной информации.

5

Фокусирование

Подведение к консультированию по одной узкой проблеме,

сосредоточение на значимой проблеме; предупреждение отвлечений.

6

Информация 

Предоставление выверенных опытом знаний в форме объяснений, изложения фактов по собственной воле, либо в ответ на вопросы клиента.

7

Резюме

Сжатое повторение основных мыслей и чувств клиента, а также подведение итогов.

8

Поиск альтернатив

Рассуждение о вариациях разрешения проблемы путём оценки эффективности каждой альтернативы.

























Приложение 2.

«Техника индивидуального психологического консультирования участников образовательных отношений: активное слушание»

Активное слушание — техника, применяемая в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Выделяют несколько уровней активного слушания, каждый из которых может быть полезен в практике консультанта на различных этапах беседы с клиентом:

  • Уточнение. Обращение с просьбой дополнить, уточнить. Получить дополнительную информацию о той, или иной характеристике. При использовании открытых вопросов можно расширить поток информации, если её не достаточно, при использовании закрытых вопросов - перейти к конкретизации.

  • Перефразирование - сказать то же самое, но другими словами. При этом следует опасаться, что может измениться смысл сказанного. Поэтому перефразировать лучше в виде вопроса, тогда клиент не будет лишен возможности исправить консультанта, а консультант сможет лишний раз проверить правильность сделанного словесного построения. Обычно повторение последнего слова или фразы содержит в себе согласие, одобрение собеседника.

  • Отражение - значит определить ведущие чувства или отношения, о которых клиент может и не сказать, но которые лежат в контексте его слов. Отражающий консультант становится своего рода зеркалом и может показать клиенту то, чего тот сам в себе не замечает. Для этого необходимо слушать не только слова, но и тон, модуляции, экспрессию и манеру говорить. Отражение соответствует действительности, если консультант может поставить себя на место собеседника. Когда консультант улавливает, о каком чувстве умалчивает собеседник, ему обычно нетрудно сообщить, что он понял, в чем дело. После этого доверие собеседника, как правило, еще больше возрастает.

  • Резюмирование. Этот прием позволяет суммировать то, что было сказано. Как правило, взволнованный или потрясенный человек может и не заметить, что в ходе беседы уже было рассмотрено несколько вариантов разрешения проблемы, или, более того, консультант вместе с ним уже двигается во вполне определенном направлении, или же сам собой напрашивается какой-либо резонный вывод.











Приложение 3

«Техника индивидуального психологического консультирования участников образовательных отношений: фокусирование»

Фокусирование – это подведение клиента к разговору по одной узкой проблеме, от которой зависит глубина проработки и продуктивность консультирования.

Функции: сосредоточение клиента на значимой проблеме; предупреждение отвлечений; углубление взгляда клиента на свои проблемы.

Применяется: когда запутался сам консультант; когда запутался клиент; при работе с рассеянным клиентом; при неясности каких-либо деталей в информации, предоставленной клиентом.

1. Что такое фокусировка?

  • Подвести клиента к разговору об одной конкретной вещи, с обоюдного согласия сделать акцент на этой теме.

2. Для чего мы это делаем?

  • с тем, чтобы не приводить консультанта в состояние смятения и подавленности.

  • для того, чтобы клиент не чувствовал себя подавленно. Если клиент заявляет сразу несколько проблем, это угнетает его. Рассматривая по одной проблеме за раз, он сможет лучше разобраться с каждой, контролировать и окончательно разрешить ее.

3. Типы фокусировки:

  • Клиент более чем с одной проблемой нуждается в фокусировке.

  • "Рассеянный" клиент, который перескакивает с одной темы на другую.

  • Фокусировка на том, что "красной нитью" проходит почти через все проблемы клиента

  • Фокусировка на клиенте, а не на третьем лице.

4. Когда фокусировка необходима?

  • Когда Вы, как консультант, запутались или чего-то не понимаете.

  • Работая с клиентом, у которого множество проблем, фокусировку можно провести после "большой свалки".

  • При работе с "рассеянным" клиентом всякий раз, когда становится очевидным, что его разбросанность перемежается с моментами прояснения. Но как мы поймем, когда клиент "разбрасывается"?

1) Если ничего не удается сделать - нет ясности, нет альтернативы; отбрасываем чувства и меняем предмет.

2) Если клиент перескакивает с одной темы на другую, особенно когда они совершенно не связаны.

3) Когда клиент достиг некоего прогресса в прояснении данного предмета, и вдруг меняет тему.

5. Как провести фокусировку?

  • Путем совместного с клиентом выстраивания приоритета проблем.

  • Суммируя все проблемы клиента и затем, выбрав одну часть этой суммы, сконцентрироваться на ней.

  • Ставя открытые вопросы, с тем, чтобы вернуть клиента к приоритетной проблеме, если он/она отклоняется.

  • Вступая в конфронтацию с клиентом: "Мы договорились работать с Х, но, как мне кажется, Вы говорите о Y."











































Приложение 4

«Техника индивидуального психологического консультирования участников образовательных отношений: поиск альтернатив»

«Поиск альтернатив»

Одним из способов может быть резюмирование психологом проблемы клиента, повторение формулировки желаемого результата и противопоставление реально существующей ситуации и идеального будущего.

Усиление контраста между реально существующей и идеальной ситуацией, данное в естественной, живой манере, помогает структурированию проблемы и облегчает поиск.

Поиск альтернатив обычно включает оценку реальных условий и возможностей достижения желаемого результата. Нужно четко представлять, сумеет ли клиент осуществить необходимые действия на пути к своей цели. Если выяснится, что желаемый результат не может быть достигнут по каким-то причинам, нужно вместе с клиентом вернуться на предыдущий этап и переформулировать его таким образом, чтобы цели были более реалистичными и их достижение не выходило за пределы возможностей как клиента, так и психолога.

Таким образом, основная задача консультанта на этом этапе – помочь клиенту выработать возможно больший набор стратегий поведения. Цель этапа – "повернуть" клиента с пути его любимых стереотипов поведения, которые только накапливают проблемы, к более гибкому и творческому реагированию.

Поиск ресурсов.  Ресурсами, на которые можно опираться, весьма разнообразны. Ими могут быть: сильные черты характера клиентов; позитивный опыт преодоления сложных ситуаций; ценности клиента, которые позволяют сохранить изменения жизненной ситуации и др. При поиске ресурсов у клиента появляется возможность сравнить свои проблемы с прошлыми и настоящими успехами, найти возможность опереться на самого себя. Формулируя возможность использовать тот или иной ресурс, психолог в центр высказывания ставит клиента, а не другого человека. Такой акцент фиксирует клиента не на конкретных людях, а на способах, при помощи которых он может эту поддержку получать.

МГППУ Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования РФ. Упражнение «Мои ресурсы»