СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В процессе коуч-сессий применяют специальные техники (инструменты), обеспечивающие визуализацию целей, ценностей, рефлексии удовлетворенности своим состоянием и достижениями, и направленные на достижение целей обучающихся.
Техники (инструменты) коучинга
В коучинге должно быть обязательным создание доверительных отношений посредством применения техник: присоединения (проявлением интереса, повтором слов и фраз, позой, взглядом, улыбка); тоны голоса; глубинное слушание.
В процессе индивидуальных коуч-сессий применяют специальные техники, обеспечивающие визуализацию целей, ценностей, рефлексии удовлетворенности своим состоянием и достижениями.
Самые распространенные и часто используемые инструменты, направленные на достижение целей обучающихся.
1. Основной техникой коучинга являются вопросы.
Виды вопросов:
1) закрытые — такие, на которые можно дать однозначный ответ или же ответ "да" или "нет", например: "Сколько тебе лет?», «Доставляет ли учеба тебе удовольствие?";
2) открытые, не подразумевающие однозначного ответа и направленные на открытый рассказ: "Расскажи о том, как выполняешь домашние задания", "Что вы можете сказать о своем сокласснике?";
3) вопросы-парафраз, направленные на проверку понимания: "Правильно я поняла, что ...?";
4) альтернативные вопросы, или "китайское меню" (вопросы, содержащие несколько альтернатив ответа).
В коучинге необходимо использовать именно открытые вопросы, так как они в большей степени побуждают коучи к анализу, поиску решения.
Коуч никогда не дает советов и рекомендаций коучи, он лишь задает вопросы. Использование коучем советов и рекомендаций означает выход из позиции коуча.
2. Шкалирование.
Также базовая техника. Оно может использоваться для различных целей, но в первую - для оценки изменений. На шкале от 1 до 10 отмечают начальное состояние, затем в конце работы отмечают достигнутое состояние.
Например, рассмотрение мотивации.
В начале беседы, после уточнения запроса, обучающегося просят оценить уровень его мотивации на данный момент по 10-балльной шкале. Он оценивает свою мотивацию в 5 баллов (рис. 1, стрелка 1). Коуч спрашивает: "А какой уровень мотивации ты хотел бы достичь?" Обучающийся говорит, что хотел бы на 8 (стрелка 2).
Рис.1. Шкалирование.
Затем начинается работа с мотивацией.
По окончании беседы коуч просит обучающегося оценить свою мотивацию. Он оценивает ее на 7 баллов (стрелка 3). После этого коуч спрашивает, что можно было бы сделать еще, чтобы усилить мотивацию до желаемого уровня. Найденные решения могут быть использованы в качестве "домашнего задания" или для проработки на следующей сессии.
Шкалирование может быть использовано для самых разнообразных целей, например для измерения "неизмеримых" целей, таких как мотивация, удовлетворенность; для оценки собственного состояния (тревога, неуверенность), и т.д.
3. Линия времени.
Широко используется планирования действий. Техника заключается в том, что на временной прямой откладываются основные этапы достижения цели.
Коуч рисует линию времени и просит обучающегося определить на ней срок начала и сдачи тем (если эта работа на протяжении нескольких дней, недель) или вопросов (если работа на одном уроке).
Затем определяются необходимые промежуточные этапы и их сроки. Таким образом реализуется принцип "съесть слона по кусочкам": тема кажется сложной, но когда он разбивается на этапы — каждый этап в отдельности уже воспринимается как вполне выполнимый.
На каждом этапе прорабатываются конкретные шаги, которые необходимо сделать для достижения цели, и составляется подробный план действий по достижению цели.
Рис. 2. Линии времени.
4. Техника "что если?"
Используется для преодоления сопротивления и сомнений: "На это нет время", "Это невозможно" и т.д.
В этом случае коуч задает вопрос: "Что будет, если вдруг появятся время?"; "Что будет, если это вдруг станет возможным?".
Эта техника помогает обучающемуся освободиться от цензуры здравого смысла, возникает множество новых вариантов достижения цели, и в результате она начинает восприниматься более реалистичной.
5. Колесо знаний.
Может использоваться для различных задач: оценка знаний, определение приоритетной цели, ситуация выбора, оценка возможностей, и т.п.
Техника заключается в том, что рисуется круг, который делится на сектора, с соответствующими названиями, и далее проходит оценка (шкалирование) каждого сектора по 5-бальной шкале.
Например, тема
Затем коуч просит оценить уровень имеющихся знаний по каждому вопросу по 5-балльной шкале.
После изучения темы, оценивают по секторам, уровень изучения вопросов темы.
В итоге видно, уровень изучения каждого вопроса и, что надо более подробно изучить дома, т.е. осуществляется индивидуализация домашнего задания.
Может быть использовано несколько колес знаний при изучении одной темы на более крупные вопросы.
6. Работа по логическим уровням.
В коучинге часто используется модель логических уровней, разработанная Робертом Дилтсом на основе открытий Бертрана Рассела в области логики и математики и Грегори Бейтсона для описания процесса обработки информации в поведенческих науках.
В 1973 г. Грегори Бейтсон обнаружил, что в познании, изменениях, коммуникации и просто в жизни соблюдаются некие естественные уровни классификации.
Дилтс адаптировал эту идею применительно к иерархической организации информации, воспринимаемой и воспроизводимой человеком или группой.
Согласно данной модели, человек перерабатывает информацию в соответствии с логикой иерархии логических уровней.
В коучинге разработано много специальных техник, направленных на решение конкретных задач.
1. Работа с проектом.
Один из наиболее частых запросов в коучинге — это работа с проектом.
Проект — это некоторая идея, замысел. В процессе коучинга этот замысел приобретает более конкретную и операциональную форму, а также прорабатываются шаги по его осуществлению.
Рассмотрим основные техники, которые могут использоваться при работе с проектом.
Техника стратегии Уолта Диснея.
Автором этой техники является Роберт Дилтс, но сама техника названа именем Уолта Диснея, основателя "The Walt Disney Company". Для создания творческой продукции — всемирно известных мультфильмов - он впервые применил этот способ, заключающийся в разделении функций "мечтателя" (генератора творческих идей), "критика" (критика идей) и "реалиста" — того, кто воплощает творческие идеи в жизнь.
Схема производственного процесса была построена следующим образом.
Рис.3. Организация производства (по модели Уолта Диснея)
Главный принцип данной модели: "мечтатели" (генераторы идей) никогда не должны непосредственно общаться с "критиками". Критика часто не дает новым идеям даже возникнуть, так как люди сразу говорят, что это невозможно. Генераторы идей должны быть свободны от критики, они взаимодействуют только с "реалистами", которым передают свои идеи для реализации.
Схема взаимодействия между тремя группами такова.
1. "Мечтатели" придумывают новую идею, делают эскизы, передают их для реализации "реалистам", которые доводят идею до готового продукта с учетом реальных условий, например бюджета.
2. "Реалисты" передают готовый продукт "критикам".
3. "Критики" анализируют продукт, передают "реалистам" свои замечания. "Реалисты" вносят коррективы, передают их "мечтателям".
4. "Мечтатели" вносят новые идеи по улучшению продукта, передают их "реалистам".
5. "Реалисты" доводят продукт до конечного состояния.
На основе данных принципов и была разработана методика для индивидуальной работы при создании проекта. Когда человек задумывает что-то новое, ему часто мешает "внутренний критик", который говорит, что это невозможно, и человек отбрасывает идею, так и не попытавшись ее реализовать. Чтобы избавиться от "внутреннего критика", необходимо дать себе свободу мечтать, и только йотом, когда проект уже начинает приобретать зримые очертания, анализировать возможные недостатки или препятствия.
Для этого выделяются внутренние роли: "мечтатель", "реалист", "критик". В кинестетическом варианте эти роли можно написать на бумажках и разложить. Перемещение по позициям помогает погрузиться в состояние, соответствующее роли. Однако можно проводить данную технику и в бумажном варианте, и даже в воображении, предлагая "включить в себе “мечтателя”" (табл. 1).
Этапы проведения техники следующие.
1. Ученик находится в метапозиции (вне ролевых позиций) и рассказывает о своем проекте.
2. Ученик переходит на позицию "мечтатель". Коуч предлагает ему представить себе, что проект уже реализован. "Что вы видите? Какой сейчас день? Что происходит?" На этом этапе важно включить визуализацию у клиента, чтобы он увидел результат своего проекта как можно подробнее (наличие визуализации коуч определяет по движениям глаз клиента, интонации, выражению лица).
В результате правильного выполнения этого этапа у клиента повышается мотивация, он загорается желанием выполнить проект.
3. Ученик переходит на позицию "реалист". Коуч спрашивает его о том, что необходимо сделать, чтобы реализовать проект ("Как ты это сделал?"). Разрабатывается план реализации проекта.
4. Ученик переходит в позицию "критик". Коуч спрашивает: "Что может помешать реализации этого проекта? Какие могут возникнуть трудности?" Клиент называет возможные трудности, коуч их фиксирует.
5. Ученик переходит в позицию "реалист". Коуч спрашивает: "Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности?" Клиент составляет план действий, коуч записывает.
6. Ученик переходит в позицию "мечтатель". Коуч спрашивает: "Что изменилось там, после всего, что вы сделали? Что-то еще хотели бы добавить?" Клиент добавляет к проекту новые идеи.
7. Ученик переходит в позицию "реалист" и дорабатывает план.
8. Ученик выходит в метапозицию (вне поля позиций). Коуч обсуждает с ним эффект от техники, как она повлияла на клиента.
Таблица 1
Этапы техники стратегии Уолта Диснея
Этап проекта | Позиция | Состояние | Вопросы коучинга |
Фаза желания | "Мечтатель" | Держится прямо, расслаблен, плечи расправлены, глаза направлены вверх, видит картинки | Что вы хотите? Почему вы хотите этого? Что ценного в этом? Как вы узнаете, что достигли результата? Где, когда, кто еще? (высокий тон) |
Фаза реализации | "Реалист" | Смотрит прямо перед собой, может ходить туда-сюда, показывать рукой на столе этапы работы, поза выражает силу, ассоциирован | Что вы будете делать? Что будет первым шагом, вторым, третьим? Как вы проверите критерии достижения? (увлеченный тон) |
Фаза вероятности | "Критик" | Поза асимметрична, спрашивает, прислушивается к себе, взвешивает, меняет позу с каждым вопросом, диссоциирован | Может ли что-то помешать? Какие могут возникнуть трудности? Па кого могут повлиять ваши действия, кто может помочь или помешать вам? (медленный тон) |
2. Работа с эмоциональным состоянием.
Линия состояний.
— вариант шкалирования, используемый для работы с эмоциональным состоянием.
Эта техника используется для достижения цели, надо справиться с эмоциями, например неуверенностью в себе. Чаще всего такой запрос бывает при подготовке к публичному выступлению, собеседованию. Техника может проводиться в кинестетическом варианте, с передвижением ученика по нарисованной шкале (рисуется на бумаге).
Стоя вне шкалы, ученик рассказывает о ситуации.
Коуч: "Подумай о ситуации, в которой нужно успешно выступить — какое состояние нужно, чтобы это произошло?"
Ученик: "Мне необходима уверенность в себе".
Коуч: "Это шкала уверенности. Где сейчас твоя уверенность?" (Клиент встает на 2.) "Что ты чувствуешь? Насколько осознаешь, что будешь говорить?"
Ученик рассказывает о своих чувствах. Он не уверен, что все получится, в голове сумятица, не знает, что говорить.
Коуч: "А сколько тебе нужно уверенности, чтобы успешно выступить?"
Ученик: "Наверное, 9 баллов будет достаточно".
Коуч: "На сколько ты хочешь сейчас продвинуться?"
Ученик: "На 4". (Встает на 4 балла.)
Коуч: "Что сейчас происходит? Что ты чувствуешь? Какие ощущения в руках, ногах? Где сейчас твоя уверенность?"
Ученик описывает свои ощущения.
Таким образом ученик последовательно продвигается но шкале, с каждым передвижением изменяется его эмоциональное состояние.
Наконец, клиент переходит на отметку в 9 баллов.
Коуч: "Что ты сейчас чувствуешь?"
Ученик подробно описывает свои ощущения.
Коуч: Если бы ты мог это включать, как бы это было? Картинка, жест, слова?
Представь, что ты оказываешься в неожиданной ситуации — как ты это себе напомнишь?
Ученик предлагает жест, или слово, или действие, которое фиксирует то состояние, в котором он сейчас находится. При воспроизведении этого действия клиент сможет вновь войти в нужное ему состояние уверенности.
Возврат в исходное состояние (вне линии состояний).
Коуч: Что ты сейчас можешь сказать о своем выступлении? Насколько изменилась твоя уверенность в том, что все пройдет так, как нужно?
Ученик рассказывает о своих ощущениях.