СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю в подготовке к уроку

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

Технологическая карта по истории России.

Учитель: Тимофеева О. И.

Класс: 6

Дата:

Тема урока: «Крым в древности»

Тип урока: комбинированный

Цели: образовательная – сформировать у обучающихся представление о развитии Крымского полуострова в древности;

Развивающая – развить умение работать с различными источниками знаний, высказывать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, охарактеризовывать народы, проживающие на территории Крыма в древности, сравнивать их, формировать умения обобщать и делать выводы, научиться выступать перед аудиторией;

Воспитательная – способствовать воспитанию культуроохранного сознания и любви к истории родного региона.

Планируемые результаты:

Предметные – после проведения урока обучающиеся смогут охарактеризовывать народы проживающие на территории Крымского полуострова в древности, смогут самостоятельно выбирать способ предоставления данных в зависимости от поставленной задачи;

Метапредметные – смогут самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, смогут осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, продемонстрируют уверенное владение устной речью;

Личностные – смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в учебно-исследовательской деятельности, будут готовы к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Формы деятельности – индивидуальная, фронтальная

Формы обучения – дискуссия, деятельностный способ обучения

Ресурсы: сообщения обучающихся, рабочая тетрадь









Формируемые УУД

личностные

познавательные

коммуникативные

Регулятивные

Смыслообразование

(«я должен посмотреть…»)

Формирование познавательной цели, умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности

Планирование (определение цели, источников, способов взаимодействия), умение выражать свои мысли, оценивать качества своей и общей учебной деятельности

Волевая саморегуляция, при анализе учебного действия контроль и оценка, целеполагание как постановка учебной задачи



Содержание этапов урока

Деятельность

учителя


обучающегося

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Вводная часть

  1. Организационный блок


Готовятся к уроку

Озвучивает тему, уточняет понимание учащимися поставленных целей урока










Мотивация учебной деятельности

Сегодня урок у нас с вами будет проходить не в совсем привычном для вас формате. Прослушав стихотворение, вы попробуете самостоятельно определить тему урока, ее цели и план.

Мне компас не нужен,

Чтоб встретиться с летом.

Все стороны Крыма откроют секреты.

Нам старые камни поведают мифы,

Как жили здесь тавры и правили скифы.

Все тайны – от Дороса до Феодора…

Начнем с Херсонеса, закончим Боспором


Учащиеся определяются с темой и целями урока, формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели







































Корректирует выступление, проверяет процесс заполнения таблицы
























































Корректирует выступление, проверяет процесс заполнения таблицы

































Корректирует выступление, проверяет процесс заполнения таблицы





























































Корректирует выступление, проверяет процесс заполнения таблицы































































































































Организует оценочные высказывания обучающихся корректирует допущенные ошибки





























Дает комментарий к домашнему заданию, инструктаж по его выполнению




















Основная часть


Первичное усвоение новых знаний

План:

  1. Первые народы проживающие на территории полуострова в античную эпоху.

А) киммерийцы

Б) тавры

В) скифы

Г) греки

  1. Античные государства

А) Херсонес Таврический

Б) Боспорское царство



  1. В переводе с латыни термин «античность» означает «старина», «древность». В истории Крыма античная эпоха относится к VI в до н.э. , когда на полуострове обосновались первые греческие переселенцы. Античная эпоха неотделима от древних греков, но вместе с ними на в Крыму проживали и другие народы, более подробно о которых вам расскажут ваши одноклассники.

В период прослушивания информации вы доложны будете заполнить таблицу

Название народа

Территория расселения

Основное занятие




Дополнительный материал к выступлениям обучающихся

А) Киммерийцы – древнейший, известный нам по имени народ Крыма. В IX веке до н.э. эти ираноязычные племена покинули Алтай и расселились на территории от Волги до Дуная, включая Крымский полуостров. Считается, что киммерийцы были первыми настоящими кочевниками, большая часть жизни которых проходила в седле. Это позволило им преодолевать огромные расстояния и побеждать своих пеших противников. В Крыму киммерийцы расселились в степной части, включая Керченский полуостров. Известно более 15-ти курганов в которых покоились представители этого народа (артефакты, найденные при раскопках, можно увидеть в Центральном музее Тавриды).

Хотя киммерийцы жили на полуострове до появления там греческих колоний, эллины, будучи хорошими мореплавателями, знали об этом народе. Возможно, они получили информацию от скифов, которые и вытеснили киммерийцев из Крыма. Как бы то ни было, греки называли самый южный город Восточного Крыма – Киммериком, Керченский пролив — Боспором Киммерийским, а переправы через него  – киммерийскими.

В середине VIII века до н.э. в Причерноморье с Алтая пожаловал другой иранский народ – скифы и постепенно начал занимать в том числе и равнинный Крым. По рассказу Геродота простые киммерийцы отказались сражаться с завоевателями, предпочтя покинуть обжитые места. Тогда вожди племен (греческие историки называли их царями) перебили друг друга в короткой схватке. Их похоронили в низовьях Днестра. Не захотевшие остаться в Северном Причерноморье перебрались на территорию современной Турции. Там они почти столетие наводили ужас на местное население своими набегами, пока в середине VII века до н.э. не были побеждены и не влились в окружающие народы.

Оставшиеся в Крыму киммерийцы постепенно растворились в таврах (им принадлежали крымские горы), в скифах, занявших степи. Таким образом киммерийская эпоха в Крыму закончилась.

Дополнительный материал к выступлению обучающихся

Б) Название «Таврика» или «Таврида», которые нередко используются по отношению к Крыму, связаны с таврами – народом, история которого, с самого начала и до конца, прошла на крымской земле. Нет никаких сомнений, что именно таврам принадлежали многочисленные могильники с так называемыми «каменными ящиками», расположенные на Главной гряде Крымских гор и на Южном берегу Крыма. Находки остатков злаковых и бобовых культур, а также кости домашних животных свидетельствуют о том, что носители этой культуры были оседлыми земледельцами. Если считать, что эти памятники также принадлежали таврам, то сразу возникает законный вопрос: все письменные источники указывают, что тавры были пиратами и жили за счет грабительских набегов. Археологические данные же говорят о том, что тавры были кочевниками, занимавшимися отгонным скотоводством. Однако носители кизилкобинской культуры, вне всякого сомнения, были оседлыми земледельцами! Как разрешить это противоречие? По мнению классического исследователя этого вопроса, И.Н. Храпунова, ответ достаточно непрост: тавры, сформировавшиеся на основе крымских племен эпохи поздней бронзы, поначалу концентрировались в предгорном Крыму, занимаясь земледелием и пастушеским скотоводством. В VI веке до н.э. часть тавров переселилась в горы и на Южный берег Крыма, где из них сформировалась хозяйственно-культурная общность, занимавшаяся отгонно-пастбищным скотоводством и, предположительно, пиратством. В IV же веке до н.э. эта часть тавров вернулась назад в предгорный Крым, присоединившись к своим сородичам, продолжавшим жить земледелием и скотоводством.

Дополнительный материал к выступлению обучающихся


в) Скифские племена появились в Восточной Европе в VII в. до н. э. На сегодняшний день достоверно известно, что скифы обитали в Крыму с конца VII в. до н.э. Киммерийцы, вероятно, не захотели проливать кровь и добровольно уступили свои земли пришлым кочевникам. Самые старые, обнаруженные историками, памятники скифского периода истории Крыма — две курганные насыпи. Одна из них расположена на Перекопском перешейке, другая — на Темир-Горе, что возле Керчи.
Ранние скифы (VII–VI вв. до н. э.) — конные лучники, которые наводили страх на Передний Восток. Уничтожая все, что было на их пути, отважные воины доходили даже до Египта. В конце VI – начале V вв. до н. э. их количество в Крыму пополнилось, благодаря выходцам из Евразии. После чего начала формироваться новая Скифия.

В Степном Крыму обитали царские скифы, которые считали себя выше остальных кочевников. Их столицей было городище Ак-Кая (позже – Неаполь Скифский). В V в. до н. э. правители скифов активно занимались военным делом. Однако простые члены их общества все так же кочевали со своими стадами. Возле Феодосии начинается постепенный переход скифов к оседлому варианту существования. В IV в. до н. э. деревни появляются в степных районах Крыма и на Керченском полуострове. Процесс формирования нового способа жизни связан с резким увеличением количества обитателей крымских земель.

В Присивашье постоянных селений не было. Но там найдены одиночные (реже парные) пещерные захоронения и следы временных стоянок скифов. Таким образом, на данной территории сохранялся кочевой образ жизни.

Большие курганы IV в. до н. э. под Симферополем и Белогорском были местом захоронения скифской аристократии, обитавшей в предгорной части полуострова, которая при жизни держала в своих руках власть в Крыму. Люди, похороненные там, были рангом ниже правителей всей причерноморской Скифии, но могли претендовать на царский титул. Также известно, что некоторые представители скифской аристократии обитали в столице Боспорского царства. Там же, в Пантикапее, располагаются их курганы Патиниоти и Куль-Оба.

Дополнительный материал к выступлению обучающихся


Г) О существовании Крыма греки, по-видимому, знали ещё в эпоху микенской культуры (XV-XII вв. до н. э.).
Греки, как правило селились только в прибрежных районах Крыма, поэтому полуостров никогда нельзя было назвать греческим в полном смысле этого слова. Во внутренних регионах полуостровах сохранялись автохтонные культуры — тавры, скифы, сарматы, аланы, позднее готы. Соприкасаясь с греческой цивилизациeй, многие из них этих племён подверглись однако хотя бы частичной эллинизации[2].

Во времена классической античности торговые пути связали с греческим причерноморьем и населённые пункты северного склона Крымских гор. К примеру, в центре города Старый Крым, имевшего тесные связи с приморским Судаком и расположенного в 30 км от морского побережья, при земляных работах была выявлена античная керамика IV в. до н. э. — III в. н. э.[3] Эти слои перекрыты наслоениями средневекового города и отчасти разрушены. Почётная надпись 222 г. н. э. на древнегреческом языке, найденная в 1895 году в Старом Крыму, является свидетельством существования более раннего античного города, а не только средневековой крепости, как это было принято считать до обнаружения[4].

Физкультминутка

Раз – подняться, подтянуться,

Два- нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть-на место тихо сесть

При помощи карты в учебнике назовите основные полисы древних греков.

Великая греческая колонизация была хорошо продуманным мероприятием. Чтобы приступить к освоению берегов Чёрного моря, грекам прежде следовало колонизовать берега Босфора. На северном побережье Чёрного моря греческие колонисты появляются уже в VII веке до н. э. Первой эллинской колонией в Тавриде стал, по-видимому, Пантикапей (нынешняя Керчь), возникший в конце того же столетия. Его основали выходцы из города Милет на западном побережье Малой Азии. Те же милетяне в VI веке до н. э. основали Феодосию, а вокруг Пантикапея появился целый ряд городов. В начале V века до н. э. все эти города (кроме Феодосии) объединились в Боспорское царство. Самой поздней из греческих колоний в Тавриде стал Херсонес (близ нынешнего Севастополя), основанный переселенцами из Гераклеи Понтийской (которая сама была колонией) в конце V века до н. э. На крайнем южном побережье Крыма, где самый тёплый климат, греческих колоний не было, так как там нет удобных бухт. Поэтому на новом месте греческим колонистам приходилось приспосабливаться к новым условиям. Так, выращиванием оливок заниматься здесь было невозможно, поэтому столь привычное грекам оливковое масло приходилось импортировать. Худо-бедно росла здесь лишь виноградная лоза. И конечно, пшеница. Ведь греческая колонизация предпринималась изначально в расчёте на захват площадей для выращивания хлеба для пропитания.



Контроль усвоения, обобщения ошибок и их коррекция

рефлексия

выставление оценок по критериям таблицы















































Домашнее задание


Подготовить проект стр. 37


















Записывают в тетрадь































Слушают выступления обучающихся, задают вопросы, заполняют таблицу























































Слушают выступления обучающихся, задают вопросы, заполняют таблицу
































Слушают выступления обучающихся, задают вопросы, заполняют таблицу



























































Слушают выступления обучающихся, задают вопросы, заполняют таблицу
























Слушают учителя, работают с картой, наносят основные греческие колонии на карту

Выполняют упражнения






































Выполняют упражнения





Называют основные полисы, работают с картой
























































Обсуждают формы работы и возникшие трудности

Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили(что получилось, что не получилось и почему)

Самооценивание – оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Формулируют конечный результат своей работы на уроке








Записывают домашнее задание в дневник







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!