СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

Тема. Теоретические основы разработки технологической карты урока

Понятие «технологическая карта». Структура технологической карты. Значение разработки технологической карты. Варианты технологических карт.


«Технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности».

В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.

При конструировании технологической карты урока необходимо учитывать следующие позиции:

  • должен быть описан весь процесс деятельности с указанием конечного результата;

  • должны быть указаны все операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;

  • должны быть названы материалы, перечислено оборудование, указаны инструменты;

  • должна быть отражена координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;

  • должно быть рассчитано время выполнения всех операций.

 Технологическая карта помогает сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и формировал умения, но и вызывал у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, развивал их творческое сознание.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение

цель освоения учебного содержания ДЛЯ ДЕТЕЙ

Цель урока: узнать, какие изменения произошли в апреле месяце в неживой природе и как они повлияли на живую природу.

  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и универсальные учебные действия)

  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)

  • основные понятия темы

  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)

  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

 В технологических картах учитель должен детально расписать следующие этапы занятия:

  1. Организация класса.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Актуализация знаний.

  4. Ознакомление с новым материалом.

  5. Первичная проверка изученного материала.

  6. Закрепление.

  7. Применение полученных в ходе занятия знаний на практике.

  8. Обобщение и систематизация.

  9. Домашнее задание.

  10.  Подведение итогов.

Составленная таким образом технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;

  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

  • реализовывать на практике межпредметные связи;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

 Технологическая карта урока может представлять собой таблицу, которая позволяет структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, деятельность учителя и деятельность ученика на уроке. Сегодня существует большое разнообразие вариантов технологических карт.

Например, в графическом варианте технологической карты могут быть отражены:

  • этапы урока;

  • время;

  • деятельность учителя;

  • деятельность обучающихся;

  • методы, приемы и формы обучения;

  • прогнозируемый результат образовательной деятельности;

  • учебно-методическое обеспечение.

Этапы урока


Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, приемы, формы обучения

Прогнозируемый результат

образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение









Рекомендации по разработке технологической карты


Базовым в технологии деятельностного метода является   урок  открытия нового знания.

Структура урока открытия нового знания имеет следующий вид и позволяет формировать УУД:  

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Этап выявления места и причины затруднения.

4) Этап построения проекта выхода из затруднения.

5) Этап реализации построенного проекта.

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8) Этап включения в систему знаний и повторения.

9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (Приложение 1.)

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся и носит интегративный характер.

 Структура урока открытия нового знания имеет следующий вид:  

Описание этапов урока

Перечень УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

  • устанавливаются тематические рамки («могу»).

На этом этапе  происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

  • самоопределение (Л);

  • смыслообразование (Л);

  • целеполагание (Р);

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и со  сверстниками (К)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к объяснению нового знания,  самостоятельному выполнению ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Данный этап предполагает:

  • актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение;

  •  актуализацию  соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

  • мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

  • фиксирование  индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

  • извлечение необходимой информации из текстов (П);

  • использование знаково – символических средств (П);

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

  • подведение под понятие (П);

  •  выполнение пробного учебного действия (Р);

  • фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

  • волевая  саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

  •  учет разных мнений (К);

  •  использование критериев для обоснования своего суждения (К)

3. Объяснение нового материала (выявление места и причины затруднения; целеполагание и построение проекта выхода из затруднения; реализация построенного проекта).

На данном этапе учащиеся:

1. Выявляют места и причину  затруднения, в коммуникативной форме обдумывают учебные действия.

Данный этап предполагает:

  • восстановление  выполненных операций и фиксирование (вербально и знаково) мест,  действий, где возникло затруднение;

  • соотнесение своих  действий с используемыми действиями  (алгоритмами, понятиями и т.д.) и на этой основе выявление и фиксирование во внешней речи  затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

2. В коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий. 

Данный этап предполагает:

  • постановку цели (целью всегда является устранение возникшего затруднения);

  • согласование темы урока;

  •  выбор способа и построение  плана достижения цели;

  • определение средств, ресурсов и сроков.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

3. Реализуют построенный проект:

Данный этап предполагает:

  • обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися;

  • выбор оптимального варианта, который фиксируется в языке вербально и знаково.

  • использование построенного способа действий для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение;

  • уточнение общего  характера нового знания и фиксирование преодоления возникшего ранее затруднения.

  •  анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

  • подведение под понятие (П);

  • определение основной и второстепенной информации (П);

  • постановка и формулирование проблемы (П);

  • структурирование знаний (П);

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

  • выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью (к);

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

  • разрешение конфликтов (К).

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия  (фронтально, в группах, в парах):

  •  проговаривают алгоритм решения вслух;

  • решают типовые задания на новый способ действий.


  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

  • извлечение необходимой информации из текстов (П);

  • моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

  • использование знаково – символических средств (П);

  • подведение под понятие (П);

  • установление причинно-следственных связей (П);

  • выполнение действий по алгоритму (П);

  •  осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

  • построение логической цепи рассуждение, доказательств (П);

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

  •  адекватное  использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

  • формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

  • использование критериев для обоснования своего суждения (К);

  • достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

  • осознание ответственности за общее дело (Л).

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:

  • учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа;

  •  осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном;

  • выявляют и корректируют возможные ошибки;

  • определяют способы действий, которые вызвали затруднения, и дорабатывают их.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

  • извлечение необходимой информации из текстов (П);

  • использование знаково – символических средств (П);

  • подведение под понятие (П);

  • выполнение действий по алгоритму (П);

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

  • доказательство (П);

  • контроль, коррекция, оценка (Р);

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

  1. Включение знаний в систему и повторение

На данном этапе

  • выявляются границы применимости нового знания;

  • выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

 Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

  • нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

  • понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

  • подведение под понятие (П);

  • моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

  • использование знаково – символических средств (П);

  • установление причинно – следственных связей (П);

  • построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П);

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

  • выполнение действий по алгоритму (П);

  • доказательство (П);

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

  • контроль, коррекция, оценка Р).

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

На данном этапе:

  • фиксируется новое содержание, изученное на уроке;

  • организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Учащиеся обучаются приёмам действий самоконтроля и самооценки. 

По ходу деятельности осуществляются:

  • прогнозирующий;

  • пошаговый;

  • итоговый контроль.

Самоконтроль и самооценка способствуют формированию рефлексивного мышления – важного качества полноценной личности.

  • рефлексия способов и условий действия (П);

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

  • самооценка на основе критерия успешности (Л);

  • адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

  • формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

  • использование критериев для обоснования своего суждения (К);

  • планирование учебного сотрудничества (К);

  • следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

1.Необходимо оформлять «шапку» технологической карты. Например:

Предмет: Русский язык

Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?

Тип урока: урок открытия нового знания.

Прогнозируемые результаты

личностные:

  • учить проверять себя;

  • учить давать оценку своим действиям;

  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

  • учить анализировать и выделять общее;

  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

  • вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;

  • дать уточненное определение термина «корень»;

  • учить находить корень слова;

  • учить подбирать родственные слова разных частей речи.

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы, макеты снежков.


Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия


Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


 

 

 

 


 

 

3.При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.

4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

6.Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».

7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.

Рассмотрим образец составления технологической карты урока по ФГОС: фрагмент урока русского языка в 3 классе.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие.

 

 

 

 

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

 

- Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Добрый день!

- Вы готовы к нашему уроку?

 

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Интерактивная игра «Поделись позитивом».

.

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут.

- Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку, обнимитесь и т.д.

Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами.

 

Актуализация знаний

Минутка чистописания (фронтально)

Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений.

Ос, ом, ло, бо

Уж небо осенью дышало…

Самостоятельно выполняют письмо по образцу

Личностные:

проявлять старательность.

Метапредметные:

правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради.

Предметные:

каллиграфическое написание букв, буквосочетаний

Словарный диктант (фронтально)

Диктует слова, контролирует написание и объяснение орфограмм

Ракета, погода, береза, картофель, желтый, шёл, огород.

Выполняют письмо под диктовку (один ученик у доски, один – комментирует правильность написания), подчеркивают орфограммы.

Личностные:

контролируют свои действия.

Предметные:

запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы.

Грамматическая разминка (фронтально)

Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников

- Какие слова мы записали?

- Что значит «словарные слова»?

- Давайте составим предложение со словом желтый.

Деревья покрыты желтыми листьями. Желтые листья кружатся над землёй.

- Выделим в предложении основу.

- Определим, к каким частям речи относятся слова в предложении.

- Скажите, о каком времени года мы составили предложение? 

Дают ответы на вопросы.

Составляют предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют основу предложения.

Определяют, к каким частям речи относятся слова в предложении.

Метапредметные:

развитие словарного запаса, устной монологической речи.

Предметные:

определяют главные члены предложения, различают части речи.

Постановка учебной задачи

Интерактивная игра «Мозговой штурм» (фронтально)

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовывает проведение  лингвистического исследования.

В последний месяц осени значительно холодает, и ночью могут наблюдаться заморозки. Что обозначает это слово?

- Исследуем состав слова

заморозок.

- определите корень слова.

Зам, мор, замор, мороз.

- запишите корень на стикер и прикрепите к доске.

(Учитель записывает варианты на доске).

Определяют и записывают корень слова на стикер. Наклеивают на доску.

 

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Предметные:

повторяют понятия «корень», «однокоренные слова», вспоминают правило определения корня.

Формулирование темы и целей урока (фронтально)

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и цели урока

- Ребята, какой вариант правильный? Можете ли вы с уверенностью сказать правильный вариант?

- Значит мы не научились еще правильно выделять корень в слове. Какие знания и умения нам нужны для этого?

- Что такое корень?

- Какие слова называются однокоренными?

Как найти корень слова?

Как вы считаете,  какая тема нашего урока?

(ФОО – фундаментальный образовательный объект)

- Какие новые знания мы должны получить сегодня на уроке?


Размышляют.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и образовательные цели урока.



Технологическая карта урока по ФГОС — современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Ее использование дает возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника на уроке.


Скачать

© 2023 409 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!