Жарикова И.В.., учитель
МБОУ «Череповской ОШ »
Технологическая карта урока:
« Движение Земли и его географические следствия».
5 класс. Учебник: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. «География 5-6 классы», серия: «Полярная Звезда», М. «Просвещение», 2023
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новым способам действия, связанным с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий на примере темы «Движение Земли и его географические следствия».
Оборудование: теллурий, глобусы, видеосюжет о вращении Земли, раздаточный материал.
Основные понятия: орбитальное движение, осевое движение, южный полюс, северный полюс, високосный год, экватор, тропики, полярные круги.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты: |
Начало урока (3 мин) | Приветствие. Нестандартный вход в урок: «Нам каждый день Природа дарит — Небесную встречать зарю. За Жизнь — космический подарок — Тебя, Земля, благодарю. Круговращение Планеты, Прикосновение стихий, Всё — север, юг, зима и лето, зависит от ....» От чего это зависит? узнаем на уроке! Давайте сформулируем тему и задачи урока | Приветствие Ответы обучающихся. Формулирование темы и задач урока. Запись на доске. Тема: «Движение Земли и его географические следствия» Задачи: Узнать, какие движения совершает Земля? Как движение влияет на Землю? | Предметные: Знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров Земли в жизни планеты. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор. Уметь: Учащиеся научатся: анализировать географическую информацию представленную в тексте учебника; использовать географическую информацию для решения учебных задач; различать и сравнивать географические следствия движений Земли. Метапредметные: Познавательные УУД: уметь вести самостоятельный поиск, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, уметь создавать модель Земли. Регулятивные УУД: научатся организовывать свою деятельность, определять цели, задачи и способы деятельности. Уметь оценивать свой результат. Коммуникативные УУД: Умение вести диалог, выслушивать мнение другого, вырабатывать общее решение. Личностные УУД: формировать толерантность как норму осознанного и доброжелательного отношения в коллективе; • освоение социальных норм и правил поведения в группах; |
2.Актуализация знаний. (7 мин) | 1. Прием «Корзина идей, понятий, имен»: Положите в корзину по одному бланку, на котором вы напишите одно из понятий, имен или гипотез прошлой темы. (3-4 мин). (Понятия: солнечная система, форма Земли, размеры Земли, гипотезы возникновения Земли). 2.Ложная альтернатива (устно) (3 мин): 1. Солнце – центр Вселенной или Галлактики? 2. Ближе всех к Солнцу находится Земля или Марс? 3. Земля имеет форму цилиндра или элипса? | 1. Получают бланки, заполняют, кладут в корзину. 2. Дают правильный ответ на альтернативу. Объясняют. |
3. Изучение нового материала (10 мин) | 1) Дается текст с ошибкой по рядам: Ряд о вращении Земли, перепутаны виды движения Земли. Ряд. Перепутаны тропики и полярные круги (рисунок) Ряд путаница в количестве дней месяца. Задание найти ошибку. См. приложение 1. 2) Работа с рисунком. Вопросы: Какую скорость движения имеет Земля? В каком направлении Земля движется? Какие важные даты отмечены на рисунке? Почему? Почему на Земле есть разные сезоны года? Где их нет? Вывод: какое значение для Земли имеет орбитальное и осевое движение? | Находят ошибку, сравнивая с текстом учебника. Исправляют, говорят, как правильно. Задают друг другу вопросы. Отвечают на вопросы. Поправляют друг друга, дополняют. Формулируют вывод. |
4 . Решение учебных задач (8 мин) | Решаем задачи: 1. Сколько дней надо Земле, что бы обойти орбиту на половину? 2. Какой полюс в тени, а какой освещен 24 декабря? 3. Где будет день длиннее 10 июня? 4. Что было бы если бы ось Земли не имела наклона? | Думают, отвечают на вопросы, рисуют схему без наклона оси. | Познавательные, личностные, коммуникативные |
5. Контроль знаний, обратная связь (до 7 мин) | Прием: интеллект - карта Задача построить наглядную интеллект карту, в которой будут кратко представлены все понятия урока. Предоставляет шаблон. | Работаю с интеллект картой. | Регулятивные, личностные, познавательные |
6. Формирование умения задавать вопросы (3 мин) | Задание: придумать один «толстый» вопрос по теме урока и бросить его в копилку вопросов для следующего урока. | Придумывают вопрос, записывают его на бланк и бросают в копилку для следующего урока. | Личностные, познавательные. |
7. Рефлексия. Домашнее задание (2 мин) | Прием: «Оцени себя на уроке»: Закрасить на карточках нужные слова. Записать домашнее задание: §10, задание 8, 9 стр.38 | Работают с карточками. Записывают домашнее задание. | Личностные, регулятивные |
Материалы к уроку.
Приемы для этапа – актуализация знаний.
1. Прием «Корзина идей, понятий, имен»:
Положите в корзину по одному бланку, на котором вы напишите одно из понятий, имен или гипотез прошлой темы. (3-4 мин).
(Понятия: солнечная система, форма Земли, размеры Земли, гипотезы возникновения Земли).
2. Прием. Ложная альтернатива (устно):
1. Солнце – центр Вселенной или Галлактики? ()
2. Ближе всех к Солнцу находится Земля или Марс?
3. Земля имеет форму цилиндра или элипса?
Приемы для этапа изучение нового материала
1) Дается текст с ошибкой по рядам:
1. Ряд о вращении Земли, перепутаны виды движения Земли.
«Земля, как и все планеты имеет несколько типов движения. Она вращается вокруг своей оси. Ось Земли наклонена под углом 66,5° к плоскости орбиты. Это движение называется орбитальным. Еще Земля движется вокруг Солнца. Это движение называется – осевым »
Ряд. Перепутаны тропики и полярные круги (рисунок)
«На рисунке вы видите отмеченные тропики и полярные круги. Это границы освещения Земли Солнцем. Так, между полюсом и полярными кругами есть полярный день и полярная ночь. А между тропиками находится самая «теплая часть Земли».
Ряд путаница в количестве дней месяца.
«Благодаря вращению Земли вокруг совей оси происходит смена дня и ночи. В сутках 24 часа 6 мину и 4 секунды. Сутки склдадываются в месяцы, а месяцы в годы. 1 год= 1 оборот вокруг Солнца. Обычно в сутках 29 дней, и только раз в четыре года – 31. Этот год называется високосным, и в нем 366 дней».
Задание найти ошибку, сравнивая с текстом параграфа. Объяснить, как правильно.
Приемы для этапа «Решение учебных задач»
Решаем задачи по рисунку:
1. Сколько дней надо Земле, что бы обойти орбиту на половину?
2. Какой полюс в тени, а какой освещен 24 декабря?
3. Где будет день длиннее 10 июня?
4. Что было бы, если бы ось Земли не имела наклона?
Приемы для этапа « Контроль знаний, обратная связь».
Прием: интеллект - карта
Задача построить наглядную интеллект карту, в которой будут кратко представлены все понятия урока.
Шаблон надо заполнить словами, рисунками, стрелками.
Смена дня и ночи
Шаблон:
Движение Земли и его следствие.
Времена года
Приемы для этапа «Формирование умения задавать вопросы»
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Задание: придумать один «толстый» вопрос по теме урока и бросить его в копилку вопросов для следующего урока.
Приемы для этапа «Рефлексия»
Прием: «Оцени себя на уроке»:
Закрасить на карточках нужные слова.
Карточка для рефлексии.
Урок | Я на уроке | Итог |
интересно | работал | Понял материал |
скучно | отдыхал | Узнал больше, чем знал |
безразлично | помогал другим | Не понял |