СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Дыхательная система"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта темы составлена на основе деятельностного подхода в соответствие с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Дыхательная система"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ТЕМЫ « Дыхательная система»

Цель изучения: создание условий для осознания важности сохранения своего здоровья через совершенствование навыков работы с информацией при изучении дыхательной системы человека.

Планируемые результаты:

Личностные: ученик сможет выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью; осознает  значимость приобретенных знаний и практических умений по сохранению своего здоровья.

Метапредметные (УУД): Ученик научится находить в учебной и научно - популярной литературе и других источниках информацию об инфекционных заболеваниях, находить причины, ведущие к ухудшению здоровья и развитию болезней органов дыхания, оформлять полученную информацию в виде таблиц, докладов, презентаций; работать в группе.

Предметные: Ученик узнает

- особенности строения и функционирования органов дыхания;

- механизмы вдоха и выдоха;

- нервную и гуморальную регуляцию дыхания;

- заболевания органов дыхания, гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний.

Ученик научится

- выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;

- устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, между процессами дыхания и кровообращения;

- оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.


Образовательный продукт деятельности

Стенд: «Влияние курения на организм человека», отчеты по лабораторным работам.

Рекомендуемые ресурсы

1. Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев.-М.: Дрофа, 2012 г.

2. http://fcior.edu.ru/download/4426/vozduhonosnye-puti.html

3. http://bio.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=120040

4. http://fcior.edu.ru/download/10335/dyhatelnye-dvizheniya-zhiznennaya-emkost-lyogkih.html

5. http://fcior.edu.ru/download/13444/regulyaciya-dyhaniya.html

6. http://fcior.edu.ru/download/408/zabolevaniya-organov-dyhaniya-ih-preduprezhdenie.html


Урок, его основное

содержание;

тип урока


Учебный материал

Виды и формы

деятельности (на уровне действий)

Методы, технологии организации деятельности

Планируемый

результат и его форма

Формы

диагностики и контроля результата

предметный

УУД (Общеучебные) умения

основные понятия и термины (знания)

умения (уметь), способы действий

  1. Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания

Дыхание,

гортань, голосовые связки, трахеи, альвеолы, бронхи













Называть функции органов дыхательной системы.

Описывать строение дыхательных путей

Устанавливать связь дыхательной и кровеносной систем





Переводить сложную по составу информацию из текстового и видео представления в графическое











Чтение текста учебника, просмотр видеофрагмента, выделение основных терминов, рассказ о строении дыхательной системы по рисунку








Смысловое чтение, работа с текстом и иллюстрациями, видеофрагментом.












Знают особенности строения и функционирования органов дыхания.

Устанавливают взаимосвязи дыхательной системы с кровеносной.

Формы:

сообщение «Первый вдох новорожденного».

Кластер




Сообщение «Первый вдох новорожденного».

Кластер

Тест











  1. Дыхание. Дыхательная система. Газообмен в лёгких и тканях. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Лёгочное дыхание, тканевое дыхание
























Описывать строение легких,

раскрывать роль гемоглобина в газообмене.

Объяснять преимущества альвеолярного строения лёгких по сравнению со строением лёгких у представителей других классов позвоночных животных.


















Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена.


Выполнять лабораторный опыт, делать вывод по результатам опыта.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием









Выполнение лабораторной работы (ученический эксперимент), вывод по результатам опыта























Элементы исследовательской деятельности


Работа со схемами и дополнительным материалом
























Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена

Сравнивают легочное и тканевое дыхание.

Выполняют лабораторный опыт, делают вывод по результатам опыта.

Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием










Лабораторная работа (отчет)

Сообщения учащихся

«Особенности дыхания в горах и под водой»


















  1. Дыхание. Дыхательная система. Вред табакокурения. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Вдох, выдох, диафрагма, жизненная емкость легких





























Объяснять механизм вдоха и выдоха































Выполнять лабораторный опыт, делать вывод по результатам опыта.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Выделять причины и следствия в механизмах вдоха и выдоха.















Чтение текста, Выполнение лабораторной работы (ученический эксперимент),

наблюдение происходящих явлений при дыхании и описание процессов вдоха и выдоха.





















Смысловое чтение, элементы исследовательской деятельности, работа с дополнительными источниками информации



















Знают механизмы вдоха и выдоха; влияние курения на легкие

Выполняют лабораторный опыт на готовой модели, наблюдают происходящие явления и описывают процессы вдоха и выдоха.

Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; умеют делать сообщения.











Лабораторная работа (отчет)

Доклады о вреде курения.

Оценка докладов по ранее выбранным критериям.



























  1. Дыхание. Дыхательная система. Регуляция дыхания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Нервная регуляция, гуморальная регуляция, чихание, кашель, дыхательный центр










Объяснять механизмы нервной и гуморальной регуляции дыхания











Устанавливать связь между факторами окружающей среды и влиянием их на интенсивность дыхания










Выполнение практической работы «Измерение обхвата грудной клетки», выводы по результатам работы










Элементы исследовательской деятельности,

работа с дополнительными источниками информации








Знают механизмы нейрогуморальной регуляции

определяют проблемы связанные с влиянием факторов окружающей среды на органы дыхания и предлагают способы их решений. Используют дополнительные источники информации при выполнении домашней работы


Практическая работа (отчет) ,презентация по теме «Источники загрязнения окружающей среды»












  1. Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения. Укрепление здоровья.

Болезни органов дыхания, передающиеся через воздух (грипп, туберкулёз лёгких). Рак лёгких. Значение флюорографии. Жизненная ёмкость лёгких. Значение закаливания, физических упражнений для тренировки органов дыхания и гигиены помещений для здоровья человека.












Раскрывать понятие «жизненная ёмкость лёгких».

Объяснять суть опасности заболевания гриппом, туберкулёзом лёгких, раком лёгких.

Называть факторы, способствующие заражению туберкулёзом лёгких.

Называть меры, снижающие вероятность заражения болезнями, передаваемыми через воздух.









Раскрывать способ использования флюорографии для диагностики патогенных изменений в лёгких.

Объяснять важность гигиены помещений и дыхательной гимнастики для здоровья человека.

Делать сообщения по теме (заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения)

Делать выводы из прослушанной информации и преобразовывать информацию в формат таблицы.





Слушание сообщений, презентаций, составление на их основе таблицы, отражающей причины заболеваний и мер профилактики
























Элементы технологии РКМ

























Знают заболевания органов дыхания, гигиенических мер и мер профилактики лёгочных заболеваний. Осознают значимость приобретенных знаний для сохранения своего здоровья.


Делают сообщения, компьютерные презентации для общей работы на уроке. Умеют новую информацию оформлять в виде таблицы в тетради.







Решение ситуационных задач по заданным критериям.

Сообщения, презентации о заболеваниях и мерах их профилактики Оценка сообщений, презентаций по ранее разработанным критериям.

























  1. Дыхание. Дыхательная система. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

Первая помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, удушении, заваливании землёй, электротравмах. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца




















Раскрывать понятия «клиническая смерть», «биологическая смерть».

Объяснять опасность обморока, завала землёй.

Называть признаки электротравмы.

Называть приёмы оказания первой помощи при поражении органов дыхания в результате различных несчастных случаев.

Описывать очерёдность действий при искусственном дыхании, совмещённом с непрямым массажем сердца.




Анализировать и обобщать информацию о повреждениях органов дыхательной системы и приёмах оказания первой помощи


























Просмотр видео о приёмах оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Составление плана действий при оказании первой помощи.

























Элементы технологии РКМ



























Знают приемы первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Описывают очерёдность действий при искусственном дыхании, совмещённом с непрямым массажем сердца.

Умеют переводить сложную по составу информацию из видео представления в текстовое

Осознают значимость приобретенных знаний для сохранения своего здоровья и жизни.

Составляют план действий по оказанию первой помощи.













Устное описание и демонстрация приемов первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.


Решение ситуационных задач по заданным критериям.



























Приложения к технологической карте

ТЕМА « Дыхательная система»

Урок и его содержание

Планируемые результаты

(ученик получит возможность научиться)

Планируемый продукт деятельности его форма

предметный

УУД

личностный

  1. Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания

Находить взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения




По аналогии строить логическое рассуждение и делать выводы между процессами дыхания и кровообращения


Продолжить формировать научный взгляд на свой организм соответствующий современному уровню развития науки

Формы: синквейн «Газообмен»







  1. Дыхание. Дыхательная система. Газообмен в лёгких и тканях. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Объяснять значение терминов «Легочное и тканевое дыхание», находить взаимосвязь между дыхательной и кровеносной системой






Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о газообмене, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;


Реализовывать установки здорового образа жизни

Формы: сообщения, презентация «Особенности дыхания в горах и под водой»










  1. Дыхание. Дыхательная система. Вред табакокурения. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Приводить примеры влияния на органы дыхания химического, бактериального, вирусного загрязнения воздуха. Иметь понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ в воздухе. Оценивать курение как фактор риска для здоровья

Устанавливать взаимосвязи между факторами окружающей среды и влиянием их на интенсивность дыхания

Выявлять и называть причины вреда курени, как влияния веществ сигаретного дыма на функции альвеол лёгких.

Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей

Формы: Сообщения о влиянии на органы дыхания химического, бактериального, вирусного загрязнения воздуха.







  1. Дыхание. Дыхательная система. Регуляция дыхания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Объяснять значение терминов «Нейрогуморальная регуляция», выявлять причины кашля, чихания,





Устанавливать взаимосвязи между факторами окружающей среды и влиянием их на интенсивность дыхания






Учитывать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и окружающей среды

Форма: презентация по теме «Источники загрязнения окружающей среды»










  1. Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения. Укрепление здоровья.

Объяснять значение термина «пассивное курение»; оценивать последствия влияния курения на здоровье человека.














Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения на последствия курения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.










Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния курения на здоровье человека.


Анализируют решение ситуационных задач другими учениками по заданным критериям.


















  1. Дыхание. Дыхательная система. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

Объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего


Выявлять и называть возможные последствия действий при оказании первой доврачебной помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ

Формировать компетенции анализа жизненных ситуаций, делать выбор в пользу сохранения здоровья

Объясняют необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего в форме решения ситуационных задач.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!