Название экспериментариума | На просторах Вселенной. |
Возрастная группа обучающихся (класс) | 9 кл. |
Разработчик экспериментариума | Андреева Ольга Ивановна |
Методическое объединение разработчика экспериментариума | МО учителей физики |
Цель экспериментариума | Создание условий для развития у обучающихся компетенций учебно-исследовательской деятельности при изучении темы «Свободное падение тел. Невесомость. Закон Всемирного тяготения.» Раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся, самостоятельное открытие знаний по теме. Развитие экологической культуры обучающихся. |
Задачи экспериментариума | ввести некоторые физические термины (сила, ускорение свободного падения, невесомость, вывести закон всемирного тяготения, ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах); рассмотреть ряд физических величин ( ускорение свободного падения, сила, гравитационная постоянная ) и способы их измерения (приборы); научить обучающихся экспериментально измерить ускорение свободного падения, рассчитывать силы притяжения тел во Вселенной и ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах; повысить интерес обучающихся к самостоятельной деятельности, сформировать понимание того, что весь мир вокруг является объектом познания; сформировать у обучающихся соответствующие уровню развития современной науки представление о глобальных экологических проблемах современности и путях их решения; способствовать формированию у обучающихся установки на непрерывное образование и самообразование в течении всей жизни; развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; развивать ценностное, уважительное отношение к учителю, способствовать повышению авторитета учителя для обучающихся иих родителей; развитие умений обучающихся в области использования информационно-комуникативных технологий в образовательной и другой деятельности; актуализировать потребности обучающихся в творческой самореализации личности; - совершенствовать навыки работы обучающихся с информацией, предоставленной в различных формах; - способствовать развитию у обучающихся нестандартного творческого мышления, умений создавать оригинальные продукты |
Педагогические технологии | Проектный метод, творческая лаборатория |
Используемые площадки проведения | |
Краткое описание (аннотация) экспериментариума | В ходе занятия обучающиеся на практике вырабатывают исследовательские навыки: постановка цели и задач, выдвижение гипотезы, использование научных методов, оценка и анализ полученных результатов исследования, становятся исследователями, самостоятельно проектирующими проведение учебных экспериментов и открывающих для себя новые знания. В ходе экспериментариума, полученные результаты оформляется в виде отчета, который сдается в конце исследовательской деятельности учителю, а также в виде творческих работ (плакатов, рисунков, проектов, презентаций), которые выполняются в студиях дополнительного образования и в лагере. |
Темы занятий в рамках экспериментариума | Блок общего образования | Блок дополнительного образования | Блок образовательной деятельности в лагере |
Познание через созерцание. Найти и измерить! | | |
Объем учебного времени | Структурные блоки экспериментариума | Реализаторы/количество академических часов |
Учитель | Педагог дополнительного образования | Педагогический работник лагеря |
Блок общего образования | 2 | 0 | 0 |
Блок дополнительного образования | 2 | 0 | 2 |
Блок образовательной деятельности в лагере | 2 | 1 | 0 |
Сумма | 6 | 1 | 2 |
Общие ожидаемые результаты экспериментариума (продукты и эффекты) |
1. | Продукты, созданные обучающимися | |
2. | Эффекты экспериментариума (предметные, метапредметные, личностные) | Предметные: обучающиеся будут иметь представление о некоторых физических терминах и величинах: сила, ускорение свободного падения, невесомость, вывести закон всемирного тяготения, о способах изучения природы. Метапредметные: овладение навыками работы в группе; обнаружение вокруг себя объектов исследования и областей применения новых знаний; способность опираться на культурно-исторический опыт предшествующих поколений, дополняя (подтверждая/опровергая) его достижениями современности; навыки устной и письменной речи, умения формулировать и аргументировать собственную позицию по актуальным вопросам. Личностные: формирование познавательного интереса; развитие исследовательского отношения к истории нашей страны в целом и Крыма в частности, творческих способностей и практических умений, самостоятельности в приобретении знаний, способности обосновывать и оценивать результаты своих действий, развитие творческой инициативы. |
Состав рабочей группы: | Направления деятельности (задачи) |
-
| Учитель | Разработка экспериментариума, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в экспериментариуме, проведение аттестации обучающихся по экспериментариуму, участие в презентации творческих продуктов. Организация межструктурного взаимодействия (школа, партнёр, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение экспериментариума, и специалистом, курирующим заключение договоров. |
-
| Педагог дополнительного образования | Просить обучающихся называть окружающие физические тела, умение рассчитать ускорение свободного падения, силу движения обучающегося, измерительные приборы необходимые для этого. |
-
| Педагогический работник лагеря | Собрать и творчески оформить материал по теме «Артековские игры и массовки на других планетах с учётом гравитации этих планет. Как будет выглядеть человек, если ему придётся жить на этой планете длительное время». Составление сборника стихов по теме «Невесомость». |
№ | Перечень | Назначение | Кол-во |
1. Материально-техническое сопровождение |
-
| Таблицы по физике | Усвоение нового материала | 2 шт. |
-
| Мультимедийный экран | Демонстрация мультимедиа | 1 шт. |
-
| Ноутбуки с выходом в интернет, программным обеспечением цифровой и виртуальной лабораторий | Поиск новой информации. Проведение исследования | 6 шт. |
-
| Wi-fi хороший | Поиск и обработка информации | 1 шт. |
-
| Фото- и видеозаписывающее устройство | Демонстрация исследований, оцифровка результатов | 1 шт. |
-
| Белая офисная бумага А4 | Раздаточный материал | 2 уп. |
-
| Цветная офисная бумага А4 | Раздаточный материал | 1 уп. |
-
| Белый картон А4 (бумага для черчения без рамок, альбомы для рисования А4) | Раздаточный материал | 100 листов |
-
| Цветной принтер | Раздаточный материал | 1 шт. |
-
| Скамьи | Исследовательская работа | 12 шт |
-
| Герконовые датчики | 12 шт |
-
| Деревянный брусок | 12 шт |
2. Транспортное обеспечение |
-
| - | | |
3. Информационно-техническое обеспечение |
-
| Специалист по ИКТ | Обеспечение качественного доступа к Интернету и рабочего состояния компьютерной техники | 1 |
Приложение 1. Блок общего образования
Приложение 2. Блок дополнительного образования
Приложение 3. Образовательная деятельность в лагере
Приложение 4. Раздаточный материал (ассоциативные карточки для деления на группы; оценочные листы индивидуальной учебно-исследовательской деятельности; групповые задания)
Учебное занятие № 1 |
Предмет | Физика |
Реализатор(ы) | Учитель физики Андреева О.И. |
Тема занятия в рамках экспериментариума | На просторах Вселенной. |
Кол-во часов в рамках экспериментариума | 2 |
Цель занятия в рамках экспериментариума | Создание условий для развития у обучающихся компетенций учебно-исследовательской деятельности при изучении темы «Свободное падение тел. Невесомость. Закон Всемирного тяготения.», раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся, самостоятельное открытие обучающимися знаний по теме «Свободное падение тел.». |
Форма реализации | Учебно-исследовательская деятельность обучающихся, самостоятельное открытие нового знания |
Место проведения | Исследовательская лаборатория |
Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП | Темы занятий (по КТП) | Кол-во часов (по КТП) |
Свободное падение тел. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | 2 |
Модель занятия и хронометраж | Ход этапов занятия | Формы взаимодействия/ обучения детей | Площадки проведения обучения | Время |
Оргмомент | Приветствие обучающихся. Знакомство. | Исследовательская лаборатория | 5 мин |
Мотивация, актуализация | Беседа о тематике смены | 5 мин |
Целеполагание | Деление на группы с обсуждением связующих понятий. Поиск взаимосвязи образовавшихся величин Вспомнить пройденный материал (основные понятия, которые нужны будут при изучении темы). | 20 мин |
Проведение исследований | Изучение инструктажа по ПТБ на учебных занятиях по физике в форме экспериментариума. Проставление подписей в соответствующей графе. Каждая группа в обсуждении определяет для себя своё направление исследования, формулирует его цели, распределяет обязанности, планирует работу по достижению цели. | Исследовательская лаборатория | 5 мин |
1) «Инфо-центр «Физика в опытах и экспериментах». Здесь обучающимся предоставлена возможность вспомнить или изучить теорию по направлению работы их группы. 2) 12 ноутбуков с соответствующим анимированным материалом и выходом в Интернет. По решению группы эта лаборатория может быть пропущена, если тема всем хорошо знакома. Группы могут в любой момент посетить данную площадку для поиска нужной информации. 3) Только теперь обучающиеся, раньше всех справившиеся со своей частью работы, могут на этих же ноутбуках, но в специальной программе «Измерение ускорения свободного падения» 4) Данные всех измерений и расчётов вносятся в рабочие листы. | | 30 мин |
Заседание научного общества | Отчёт групп по результатам своих исследований (по предмету | Исследова тельская лаборатория | 13 мин |
Итоги, рефлексия | | | |
Рекомендации по проведению аналогичных исследований на территории своих лагерей, результаты которых будут внесены в «Книгу рекордов лагеря» | Исследовательская лаборатория | 5 мин |
Работа с рефлексивно-оценочной частью индивидуальных листов. QR – тестирование (вопросы с вариантами ответов в индивидуальных оценочных листах и в приложении учителя) | 7 мин |
Ожидаемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) | Предметные: Метапредметные: овладение навыками работы в группе; обнаружение вокруг себя объектов познания и областей применения новых знаний; способность опираться на культурно-исторический опыт предшествующих поколений, дополняя (подтверждая/опровергая) его достижениями современности; навыки устной и письменной речи, умения формулировать и аргументировать собственную позицию по актуальным вопросам. Личностные: формирование познавательного интереса; развитие патриотического отношения к истории нашей страны в целом и Крыма в частности, творческих способностей и практических умений, самостоятельности в приобретении знаний, способности обосновывать и оценивать результаты своих действий, развитие творческой инициативы. |
Критерии оценки результатов | В соответствии со следующими критериями выставляются отметки: 80% - «5» 65% - «4» |
Формы контроля результатов | Выполнение исследовательских заданий QR – тестирование Заполнение рефлексивно-оценочной части Самооценка индивидуальной работы Взаимооценка работы в группах Наблюдение учителя за работой обучающихся в течение занятия |