Целевой блок |
Тема | Урок получения новых знаний Ф. Тютчев «Весенняя гроза» |
Цель | Познакомить ученика с произведением Ф.Тютчева «Весенняя гроза» |
Планируемые результаты | Предметные: умение ориентироваться в тексте; выразительно читать ; рассуждать, Личностные: умение оценивать свою работу; желание читать произведения данной тематики |
Инструментальный блок |
Задачи урока | Коррекционно-образовательные: способствовать развитию навыков выразительного и осознанного чтения; содействовать совершенствованию умений ориентироваться в тексте; устанавливать причинно – следственные связи; учить отвечать на вопросы учителя полными ответами. Коррекционно-развивающие: развивать речь, выразительное чтение, эмоционально-чувственное отношение к действительности, обогащать словарный словарь. Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к чтению, прививать любовь к природе, развивать эстетический вкус. |
Тип урока | Урок получения новых знаний |
Учебно-методический комплекс: | Картинки на слайдах, аудио запись, музыкальная запись |
Организационно-деятельностный блок |
Организация пространства | индивидуальная |
Межпредметные связи | музыка |
Действия обучающегося | Слушает, рассматривает, выбирает, рассуждает |
Диагностика результатов урока (итоги урока) | Выразительное чтение |
Домашнее задание | Выучить стихотворение |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Затраченное время |
1.Организационный момент |
Организует, контролирует действия обучающегося. Проверяет готовность к уроку. Настраивает на положительный эмоциональный настрой - Мы урок начнем с разминки, Выпрямляем свои спинки. Ручки потянули, Вправо-влево повернулись И друг другу улыбнулись. Раз, два, три, четыре, пять – Урок пора нам начинать. Красиво сели, И на меня посмотрели. - Алеша, посмотрите на экран. Здесь ты видишь «дерево настроений», но у этого дерева нет листочков. Они лежат у тебя на столе. Давайте, определим, с каким настроением ты начнешь урок. Зеленый – отличное, желтое – так себе, коричневый – плохое настроение. - Сегодня у нас необычный урок. Ты сегодня будешь не просто учеником, а великими путешественником. Чтобы в пути нас не встретили трудности, проверим, все ли мы взяли с собой в дорогу. Нам понадобятся учебник, дневник, твоя смекалка и внимание, и хорошее настроение. - Как ты считаешь, мы можем отправиться в путешествие по страницам поэзии? Тогда вперед! | ученик поднимает руки, затем опускают аналогичное движение разводит руки в стороны, затем опускает Выбирает листочек Проверяет готовность школьных принадлежностей к уроку | 1-2 |
2. Коррекционная разминка |
1. Дыхательная гимнастика. - Сегодня нам придется много читать и говорить, поэтому давай сделаем дыхательную гимнастику. - Представь, что ты находишься на поляне, где растет много цветов. - На вдох понюхаем цветок, на выдох – произнесем слово «хорошо» 2. Речевая гимнастика. - Чтобы речь у нас была правильной и красивой, давайте выполним речевую зарядку. ТА- ТА -ТА В нашем классе чистота ТУ- ТУ –ТУ Наводим сами красоту ТЫ- ТЫ –ТЫ Нами политы цветы | Выполняет вдох и выдох Читает чистоговорки | |
3. Сообщение темы и цели урока |
Впереди первая страница «Раздумий». -Прослушав загадку, скажи, о каком времени года сегодня будет идти речь. (Слайд 2 – картины весенней природы) Я раскрываю почки В зеленые листочки, Деревья одеваю, Посевы поливаю, движения полна, Зовут меня… (весна) - Значит, о каком времени годы мы будем говорить на уроке? – Сегодня на уроке мы совершим «путешествие в весну». Это время года волновало и волнует до сих пор души всех людей. О красоте этого времени года послушай отрывок из пьесы П.И.Чайковского «Весна». -Назовите весенние месяцы. -О каком весеннем явлении мы будем говорить, ты узнаешь, разгадав ребус. (Слайд 3) Г - Давай попробуем сформулировать тему урока из двух получившихся слов ВЕСНА ГРОЗА -Сегодня на уроке мы совершим путешествие в весенний мир поэзии и познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза». | Слушает, рассматривает слайд, отгадывает загадку - Будем говорить о весне Слушает отрывок из пьесы Называет месяцы Разгадывает ребус Составляет словосочетание | |
4. Изучение нового материала |
1. Знакомство с автором - Следующая страница нашего путешествия «Встреча с поэтом». (слайд 4). Ф.И.Тютчев родился 5 декабря 1803г. в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в семье дворянина Ивана Николаевича Тютчева и его жены Екатерины Львовны, урожденной Толстой. Благодаря своим удивительным способностям , учился он необыкновенно успешно, рано пристрастился к чтению. Тютчев вошел в русскую литературу прежде всего как певец природы. Природа являлась для него источником впечатлений и раздумий. - Вспомни, какое стихотворение этого автора мы учили? | Рассматривает, слушает Весенние воды | |
5. Гимнастика для глаз |
6. Первичное восприятие произведения |
Страница «Театральная». -А теперь давай прослушаем аудио стихотворение «Весенняя гроза» -Сейчас я тебе еще раз прочитаю стихотворение, а ты послушай и подумайте, какое настроение вызвало у тебя это стихотворение? Чтение стихотворения учителем. | Слушает, рассматривает иллюстрации слушает | 1,5 мин |
7. Проверка первичного восприятия. |
-Какое настроение вызвало у тебя это стихотворение? -Какие звуки «живут» в этом стихотворении? | радостное, бодрое, веселое Звук грома, весеннего ливня, птичьи голоса, листья шелестят от дождя, капли дождя стучат по крыше, ручьи журчат | |
8. Физинутка |
Был нелегким этот путь, предлагаю отдохнуть. | Выполняет упражнения | |
9. Работа с текстом |
Страница «Поэтическая». Чтение стихотворения учеником вместе с учителем Страница «Словарная». (слайд5) Словарная работа РЕЗВЯСЯ - играя, веселясь РАСКАТЫ - грохот ПЕРЛЫ- жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях. НЕ МОЛКНЕТ- не молчит ГАМ-гул, гудение, крик птиц. ВТОРИТ - повторяет ШУМ НАГОРНЫЙ - гул, шум воды в горах. | Читает Слушает | |
10. Закрепление нового материала. |
1.Страница «Выразительное чтение». Работа над выразительным чтением: Чтение «Цепочкой « по строфам. -Читаем 1 строфу. - Что хотел нам сказать автор? - Как думаешь, почему? - Как грохочет гром? - Кто может резвиться и играть? - Правильно. У Тютчева гром – разумное, одушевленное существо, такое же, как человек. - Читаем 2 строфу. - Какие слова подтвердят наше мнение о том, что гром, как маленький ребёнок. - Какие «нити» золотит солнце? После дождя она блестит на солнце и кажется золотой. Нити – это золотые солнечные лучи. Перлы – жемчужины, висящие на ниточках -Читаем 3 строфу. - Как природа встречает весеннюю грозу? - Докажи строчкой из стихотворения. | любит грозу природа обновляется, всё просыпается резвяся, играя ребенок раскаты молодые, гром молодой – первый часто на веточках деревьев бывает паутина. с радостью Всё вторит весело громам. Птицы повторяют раскаты грома. | |
11. Итог урока |
- Какие мысли, чувства пробудил в тебе с урок? -Аргументированное оценивание -Дом. задание -Рефлексия (слайд 6, выбрать цвет листочка для дерева) | Рассказывает Выучить два четверостишия стихотворения Выбирает листок | |