Ейск, 2022г.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с Мастером Изображения, с анималистическим жанром в изобразительном искусстве, со способами передачи в рисунке анатомического строения животных, их характерных отличительных особенностей.
Образовательная: расширить представление обучающихся о реалистическом изображении животных: пропорциях частей тела, фактуре шерсти, характере;
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к окружающему миру, к творчеству (своему и других людей).
Л1-формирование эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру);
Л2-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
Р1-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Р2-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
П2-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.
К3-договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
К4-строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Оборудование: листы А4 для черновика, альбом, палитра, бумажные квадраты, щетинистая кисть, обычная тонкая кисть, губка, цветная гуашь, баночка для воды, вата, клеёнка.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | (Учитель входит в класс. Звучит звук леса.) - Здравствуйте, дети! Присаживайтесь. Какое сегодня прекрасное утро! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи! - Я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что за окном не школьный двор, а зелёный лес. Солнце в этом лесу тёплое, нежное. Оно обнимает вас и греет. Ветер в этом лесу музыкальный. Он проносится мимо лёгкой мелодией колокольчиков. Под ногами растёт трава-мурава и полевые цветы. На душе тепло и уютно. Откройте глаза. | - Здравствуйте! (Обучающиеся улыбаются друг другу и желают удачи.) | Л1 Л2 |
Актуализация с фиксированием индивидуального затруднения в пробном действии | - Давайте вспомним, с какими художественными материалами мы работали в первой четверти? - Какие краски вы знаете? - Назовите три основных цвета. - Как получить дополнительные цвета? - Посмотрите на слайд. Кто изображен перед вами? - Верно. Какие это животные? - Где обитают эти животные? - Правильно. | - С соломой, с природными материалами, с цветной бумагой, с пластилином. - Гуашь, акварель, тушь. - Красный, жёлтый, синий. - Смешать основные цвета в палитре. - Животные. - Заяц, медведь, лис. - Эти животные обитают в лесу. | К1 Р2 К2 Р1 |
Выявление места и причины затруднения | - Посмотрите на них внимательно. Какие они? - Посмотрите ещё раз на слайд. Что вы скажете об этих животных теперь? - Дети, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? - Верно. - Как вы думаете, каковы задачи нашего урока? -Верно. | - Эти животные выглядят реалистически. - Теперь они нарисованные. - Мы будет изучать реалистические изображения животных. - Узнать, как реалистически рисовать животных. Нарисовать животное. | П1 П2 |
Построение проекта выхода из затруднения | - Чтобы узнать, кого мы сегодня будем рисовать, вам нужно отгадать загадки. Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая - для лета, Для зимы - другого цвета. - Летом бродит без дороги Между сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. -Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост – ее краса. Этот зверь лесной… - Верно. Сегодня вы сможете нарисовать одно из этих животных. | - Заяц. - Медведь. - Лиса. | К1 Р2 |
Реализация построенного проекта | Давайте внимательно их рассмотрим. - Назовите части тела этих животных. - Посмотрите, какая красивая у них шерсть! Какого она цвета? - Правильно. Как вы думаете, чем можно нарисовать шерсть животного? - Верно. Кроме того, можно использовать губку. - Передать шерсть животного с помощью губки проще, чем может показаться на первый взгляд. У вас на партах лежат квадраты. Подумайте, какое животное вы бы хотели нарисовать. | - Туловище, мордочка, уши, лапы, хвост. - У медведя шерсть коричневого цвета. У зайца – серая. У лисицы шерсть рыжая, белая и черная. - Кисточкой, Щетинистой кистью, карандашом. | Р1 П2 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Возьмите гуашь коричневого, рыжего или серого цвета. - Затем, с помощью губки нанесите немного получившегося цвета на бумажный квадрат. - У всех получилось? (Учитель проходит по классу и, при необходимости, помогает обучающимся.) - Отложите квадраты в сторону. - Давайте проведём разминку для наших рук. Постучите пальцами рук по большому пальцу. Сожмите кулачки. Разожмите кулачки, словно хотите кого-то обрызгать. - Сегодня мы с вами будем рисовать животных с помощью трафарета. Все ли помнят, как это делается? (Учитель показывает и проговаривает действия для обучающихся.) - Верно. Сначала нужно расположить лист горизонтально и определить место, где будет находиться животное. Затем приложить к этому месту трафарет. Он должен находиться в центре листа и быть достаточно крупным. - Губкой, как вы делали на бумажном квадрате, нужно затонировать силуэт животного. - Далее, с помощью тонкой кисточки следует нарисовать контур и мордочку животного. - Если кто-то выбрал рисовать лису, то не забывайте, что она не однотонная. У нее есть шерсть белого, рыжего и черного цвета. Также напоминаю, что мордочку рисовать следует только, когда шерсть немного подсохнет. | (Обучающиеся рисуют шерсть.) - Да. (Обучающиеся выполняют разминку для рук.) - Нужно обвести трафарет снаружи или заполнить краской внутри. (Обучающиеся рисуют животное.) | П2 Л1 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по принятому эталону | - Расположите альбомные листы горизонтально. Выберите трафарет животного, которого вы хотите нарисовать и повторите мои действия. (Учитель проходит по классу и, при необходимости, помогает обучающимся.) - Молодцы! Давайте подпишем свои работы. | Рисуют с помощью трафарета | Л1 Л2 |
Включение в систему знаний и повторения | (Учитель организует выставку работ обучающихся.) - Наш урок подходит к концу. Все ваши работы получились оригинальными и реалистическими! Дома я предлагаю вам дополнить свои рисунки фоном. - Дети, с каким жанром в изобразительном искусстве вы познакомились на уроке? - Как называют художников, работающих в этом жанре? - Как художник-анималист изображает животный мир? - Какие материалы использует художник? - Какие материалы нужны были в работе вам? - Что у вас получилось лучше всего? - В чем испытали затруднения? | (Обучающиеся отвечают на вопросы) - Сегодня на уроке мы познакомились с анималистическим жанром. - Художники-анималисты. - Точно, реалистически. - Краски, карандаши, тушь. - Губка, щетинистая кисть. - Рисовать шерсть. - В рисование мордочки. | К1 К2 |
Рефлексия учебной деятельности | - Дети, я предлагаю вам сейчас провести голосование. Перед вами на доске три смайлика и стикеры. Смайлики отображают ваше настроение, а цвет стикера – вашу работу на уроке: зелёный — всё сделал правильно, жёлтый — встретились трудности, но у меня всё получилось, красный — мне нужна помощь. Подойдите к доске и прикрепите нужный стикер под смайликом с тем настроением, который вам ближе. - Всем спасибо за урок! Вы молодцы! | (Обучающиеся прикрепляют стикеры на доску.) | П1 Р2 |